Тема классного часа: « Семья и семейные ценности»
Цель: раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях и семейных ценностях.
Задачи:
формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
помочь
ребенку оценить свое место в семье.
Оборудование:
видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский
дом»; Л.Долина «Погода в доме», Э.Пьеха «Семейный альбом»), кувшин или
прозрачная чаша, камни, песок, фасоль, вода и соль, ручки, листы бумаги, бумага
с липким краем.
Ход занятия
Классный час проходит в классе. Дети и родители рассаживаются по группам (всего 3 группы), определение группы идет путём вытягивания жетона. Во время рассаживания детей звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом».
Добрый день, уважаемые гости и ученики! Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия, происходящие в притче демонстрируются)
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
- Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
(В это время учащиеся первой группы заполняют чашу – камнями. Классный руководитель задаёт этот же вопрос всем собравшимся)
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.
(Учащиеся второй группы заполняют чашу, вместо гальки – фасоль)
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
(Третья группа заполняет чашу песком)
Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
(Учитель заполняет чашу водой)
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
(Классный руководитель демонстрирует заполнение чаши солью)
Один очень милый студент встал и сказал:
- Нет, профессор, он еще не полон.
- А-аа! – протянул профессор. – Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.
- Как мы можем ее истолковать, объяснить смысл? (Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения учащихся)
Мнений было столько же, сколько студентов в этой аудитории.
Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их высказывания просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.
И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?
Конечно, всем было очень интересно.
- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни». Слайд 2
Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течение нашей с Вами встречи – это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером.
Сегодня мы с Вами затрагиваем непростую, но очень значимую тему. Слайд 1
И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Для разминки предлагается слово «СЕМЬЯ» ( группы учащихся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Костя читает стихотворение:
Семья
- это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
-
Действительно, на протяжении всей истории человечества вне семьи было
невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
- Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?
Вика читает сообщение:
«Славяне
были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и
кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли
стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от
других семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все:
дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя
общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным
считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже
выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде».
- Ребята, а современная семья - это кто? Ведь эта семья тоже может
включать в себя много людей.
Ученики: Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди.
Ученики: Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и
заботливые.
Ученики: А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные.
Ученики: А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело.
Правильно.
И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные
люди, ваша семья.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости
поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную
обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с
другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно
считать вполне счастливым. Итак, что же такое семья? Слайд 3, 4.
Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном
родстве.
Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье
каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница,
внучка и т. д.
А в ваших семьях кто вы?
А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу. Читает
Данил.
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)
Дедушка,
бабушка, папа, мама, сын, сестра,
Папа, мама, сын, невестка, сын, дочь,
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей ?– работа с определением понятия – ценности. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
(Идет работа в группах, На доске нарисован макет дома. Ваша задача построить этот дом теплым, уютным, приятным для проживания. Любой дом состоит из фундамента (т.е. основы), на котором держатся стены. Каждая стена состоит из отдельных кирпичиков, скрепленных тесно друг с другом. Следовательно, и семья строится по такому же принципу.
Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются главными, на ваш взгляд, для строительства дома. Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, поддержка, уважение, умение прощать,понимать друг друга, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.
1 группа (заполняет фундамент). Записать на листочке и назвать «фундаментальные» основы построения семьи.(подсказка: любовь, взаимопонимание, поддержка…)
2 группа (заполняет кирпичики) Назвать те нравственные ценности, на которых должна «держаться» семья.(подсказка: уважение, умение прощать, умение понимать друг друга, умение вовремя прийти на помощь…)
3 группа (составляет крышу) Как сохранить этот дом?(подсказка: любовь)
Выходит по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие. Прикрепляют на доску.
Подведение мини-итога, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности.
- Какие понятия вы не взяли для строительства дома? Почему?
Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое в БСЭ и словаре Ожегова: Слайд 5.
- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
- значимость, польза, полезность
Нас с Вами наиболее интересуют семейные ценности
- Они тоже бывают самыми разнообразными Слайд 6
Ценность родительства
Ценность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
Взгляды
Поиграем с Вами. Я называю определения терминов – ваша задача, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко) Слайды 7-18
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - Сопереживание
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - Равенство
Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка
Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность (терпение)
Умение уступать друг другу - компромисс
Нежная забота друг о друге - любовь
Преданность друг другу - верность
Чуткое отношение друг к другу - нежность
Прислушиваться друг к другу - умение слушать
Уважение и благодарность - признание
Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства - приспособляемость
Чувство безопасности и уверенности - доверие
После того, как солнышко построено делается вывод
Семья
- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены
чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам?
Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений:
стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в
тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно
счастливое детство.
И
получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в
обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным,
должным. (задать вопрос о долге, обязанности перед кем?, перед чем?)
Обязанности человека делятся на четыре рода: Слайд 19
1) на обязанности перед самим собой;
2) перед семьей;
3) перед государством;
4) перед другими людьми вообще.»
Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть.
И
помните: Слайд 20 «Чего ты сам сделаешь для родителей своих,
того же ожидай и себе от детей» так гласит Индийская мудрость. А пока
постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните Слайд
21
Учитель. Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на
лист распечатаны заповеди)
Заповеди ( читают ученики) Слайд 22.
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей
семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Рефлексия
Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем
будут царить уважение и взаимопонимание.
Вывод: Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о кувшине…
— Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию –дом и солнце. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции
Слайд 23 .Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Слайд 24
Костя
Семья
- это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Вика
«Славяне
были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и
кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли
стада, ловили рыбу в реках.
Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других
семей.
Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все:
дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя
общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным
считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже
выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде».
Роман
Задам
тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, поддержка, уважение, умение прощать,понимать друг друга, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, поддержка, уважение, умение прощать,понимать друг друга, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, поддержка, уважение, умение прощать,понимать друг друга, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.
Заповеди:
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
Заповеди:
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей
семьи;
• подари родителям радость;
Заповеди:
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Сопереживание
Равенство
Поддержка
Толерантность (терпение)
Компромисс
Любовь
Верность
Нежность
Умение слушать
Признание
Приспособляемость
Доверие
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.