Разработка конспекта учебного занятия по русскому языку на тему "Правописание букв парных звонких и глухих согласных в корне слов"

  • docx
  • 18.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка учебного занятия по русскому языку.docx

    

      Предмет                   русский язык

 

 

      Класс                         2

 

 

       Тема и тип урока «Правописание букв парных звонких и глухих согласных в

       корне слова», урок закрепления знаний           

 

 Цель: Формирование навыка правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова

 Задачи:

- учить подбирать проверочные слова изменением формы слова и подбором однокоренных слов;

- организовать деятельность учащихся по выбору  способа проверки парного согласного на конце слова, развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать взаимопомощь.

Оборудование:

  • схема с основными вопросами урока;
  • алгоритм проверки парной согласной (скетч);
  • карточки с заданиями;
  • набор сигнальных кругов зеленого, красного, желтого цвета - карточки для самооценки;

·         компьютер;

  • презентация;
  • интерактивная доска;
  • учебник, тетрадь.

Ход урока

 1.     Организационный этап

Прозвенел для нас звонок  -

Начинается урок.

К нам без опоздания 

Приходи, старание. 

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда  учиться.

-   Посмотрите на экран и по рисункам отгадайте пословицу.

http://ped-kopilka.ru/images/8-1%2821%29.jpg

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

- Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

- Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

 

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

- Какие знания применили при выполнении упражнения?

ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Какие слова даны? (Проверяемые.) Какие слова подбирали? ( Проверочные.)

- У кого возникли трудности? Как их разрешили?

- Кому было легко? Почему?

3. Этап закрепления новых знаний и способов действий

 Чистописание

На доске магнитные буквы.

- Можно ли эти буквы разбить на группы? (Да. Буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные.) Разбейте.

- Что ещё можно сделать? (Составить пары.)

- Сколько пар? (6)

- Запишем пары звонких и глухих согласных в соединении, букву глухого звука обведём, как будто в наушниках. Ещё одно условие: буквы  звонких согласных запишем  в алфавитном порядке

Бп вф гк дт жш зс

-  Назовите пары с верхним соединением, с нижним.

- Как вы думаете, почему именно эти буквы? (Тема урока)

Тема урока (на слайде): Правописание букв парных звонких и  глухих согласных в

       корне слова

Парные согласные самые опасные:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

- В течение урока мы должны ответить на вопросы:

Что

Где                                надо проверять?

Как

Чем                                                 

- Можем ли мы ответить на какой – нибудь вопрос?

Словарная работа. Развитие речи

- Послушайте загадку

Я зашёл в зелёный дом 
И недолго пробыл в нём. 
Оказался этот дом 
Быстро — в городе другом. (Вагон.)

-В каком произведении совсем недавно встречалось это слово? Автор? («Вот какой рассеянный», С. Маршак)

Демонстрация

- Как вы думаете, почему загадка про вагон? (Словарное слово.)

- Почему это слово является словарным?

- Запишите это слово.

- Ударение, безударный гласный, по слогам.

- Назовите лексическое значение этого слова. Где можно уточнить?

Интернет, толковый словарь

(вагон ВАГОН, а, м. Несамоходное (при оборудовании мотором самоходное) транспортное средство, движущееся по рельсам. Товарный, пассажирский в. Моторный в. В.-ресторан. Времени у нас в. (перен.: очень много; разг.). В. и маленькая тележка (перен.: очень много кого-чего-н.; разг. шутл.). | уменьш. вагончик, а, м. | прил. вагонный, ая, ое. Вагонное депо.)

- Назовите согласные звуки в сильной позиции. Какой согласный лишний?

- Подберите однокоренные слова, запишите.

Вагон, вагончик, вагонное.

- Составьте словосочетание, предложение.

На слайде: пассажирский, товарный вагоны, вагонное депо.

- А мне с детства знакомо словосочетание голубой вагон. Почему?(название песни)

Песня «Голубой вагон» Физкультминутка

- Как ехали герои мультфильма? (На вагоне)

- Можно так делать? А как правильно? (В вагоне)

- Узнали ли вы героев? «Крокодил Гена и его друзья». Кто назовёт автора книги? Кто читал это произведение? О чём это произведение? (О дружбе).

- Что такое дружба?

(ДРУЖБА, ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов)

- К нам на урок приехал герой этого произведения, отгадайте.

Поезд на доске.

Загадка

Он из сказки к нам пришёл.
Здесь друзей себе нашёл.
Он забавная игрушка.
У него большие ушки. (Чебурашка)

- У Чебурашки возникли трудности и он обращается к вам за помощью:

Ребята, помогите мне, пожалуйста, вставить нужные буквы в слова:

Шала.., ша..ка, жу.., ло..ка, дру.., арбу.., но..ки.

- Можете ли вы помочь? Как?

- Если сделаем за него, это помощь?

- А как  можем оказать помощь? Что можно сделать, чтобы в дальнейшем Чебурашка сам мог справиться? (Вооружить алгоритмом).

- Что вы можете составить, используя как можно меньше слов, а больше знаков? (Скетч)

- На основе чего составим скетч? (На основе памятки и своих знаний)

Открытие способа действия

СКЕТЧ

- Кто хотел бы подарить? Почему? Сможете сделать себе ещё?

 

5.Этап закрепления новых знаний и способов действий

Применение способа действия

Выполнение задания Чебурашки (Упр. 127) с объяснением способов подбора проверочных слов.

Дидактическая игра «Носильщики»: разнести вещи (слова) по вагонам с соответствующими буквами

- С какой частью речи работали? (Имена существительные).

- А теперь поработаем с именами прилагательными

Упр. 129 Каков? Дополнить скетч: изменение формы слова на вопрос «каков?»

- Сегодня на уроке у нас ещё одно словарное слово. (Запись слова, ударение, опасное место, проверка, безударный гласный (Зарядка)

- Объясните лексическое значение. ( Многозначное слово)

- Кто может показать упражнения для зарядки?

Физкультминутка

Упр. 130

6.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Под диктовку:

Жи..кая каша, ги..кий прут, сла..кие пиро..ки, кре..кие оре..ки, лё..кие сапо..ки. бли..кий дру.. .

Взаимопроверка с образцом на слайде.

7. Этап информации о домашнем задании

Инструкция по выполнению домашнего задания (Упр. 132)

- Что поможет справиться? (Скетч.)

8. Этап подведения итогов занятия

- Назовите тему урока.

В течение урока мы ответили на вопросы:

Что

Где                                надо проверять?

Как

Чем                                                 

- Закончите фразы: Узнали… Получилось… Будем стараться…. Хотим  сказать … (Рельсы)

9. Этап рефлексии

- Уложите шпалы: если на уроке было легко - зелёные, допускал ошибки – жёлтые, было тяжело и непонятно – синие.