Тема урока: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»
Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
- выявлять пробелы в знаниях и устранять их.
Метапредметные:
1.Познавательные
- умение опознавать простые предложения, определять их виды;
-наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.
- умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов
2. Коммуникативные:
- осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога
- согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога
- адекватное использование речи для представления результата.
3. Регулятивные:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
- поиск и устранение причин возникших трудностей
- оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.
Предметные:
Умение:
- давать характеристику предложению;
- умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, презентация, учебник «Русский язык»
Формы работы: групповая, индивидуальная
Методы: проблемно-поисковые, творческие
Приемы: орфографическая разминка, тестирование, дидактические игры, работа со схемой
Ход урока
1. Организационный момент.
1.Психологический настрой. «Минута доброты».
- Я хочу вам пожелать
Активности;
Усидчивости;
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.
2. Речевая разминка.
- Чтобы настроиться на урок, давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
3. Орфографическая разминка.
- Откройте тетради, запишите число.
- Какое было домашнее задание?
(Я повторил правило «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»).
Ученикам раздаются карточки с названиями частей речи. Каждый объясняет орфограмму своей части речи
(Не)друг, а враг; (не) сделанный; (не)объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не)взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не)широкий, а узкий; (не) собрать; (не)чаянность; (не)медленно.
Словарная работа.
-Объясните значение слова «необъятный».
Необъятный – огромный по размерам.
-Подберите к этому слову синонимы.
Необъятный - безграничный, огромный, безбрежный.
- Составьте с этими словами словосочетания, предложения.
4. Повторение изученного.
Чтобы успешно выполнить практические задания, давайте вспомним теоретический материал. С этой целью мы проведем игру «Чемодан опыта». В него мы поместим ваши знания по теме «Простое предложение».
-Дополните предложения.
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
В сложном предложении две или несколько грамматических основ.
Предложение состоит из главных и второстепенных членов.
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Главные члены предложения составляют грамматическую основу.
Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?
5. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.
6. Работа над темой урока.
1). Работа с текстом.
- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!
-Назовите простые предложения. Докажите.
Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.
-Назовите сложные предложения.
Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.
Вывод:
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
В сложном предложении две или несколько грамматических основ.
2). Исследовательская работа.
Работа с карточками.
Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.
Карточка.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!
Предложения с одним главным членом. |
Предложения с двумя главными членами. |
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!
|
4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. |
- Сделайте выводы.
Выводы:
1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.
2. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)
7. Закрепление материала.
1). Игра «Не спутай кармашки»:
«Односоставное предложение» |
«Двусоставное предложение» |
- Распределите простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.
1. Солнце взошло.
2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.
3. Стемнело.
4. Река была глубока.
5. Сын – выпускник школы.
6. Поздний вечер.
7. Безмолвие.
8.Ходите осторожно во время гололёда.
2). Игра «Корректор».
-Исправьте ошибки, запишите предложения (работа у доски и в тетрадях).
На уроке будь внимательным.
Зимой холодная вода.
Сонливый да ленивый – два брата.
Поздним вечером поставили палатку.
Мать с дочерью поехали в гости.
3)Чтение и анализ стихотворения.
Зима! Скорее на коньки!
Но выходить на лёд нельзя,
Пока непрочен он, друзья,
Когда есть трещины на нём,
Когда вдруг потеплело днём …
Провалишься – придёт беда:
Зимой холодная вода …
-Прочитайте стихотворение.
- О чём говорится в стихотворении?
(В стихотворении говорится о правилах поведения на реке).
- О каких правилах поведения на реке говорится в стихотворении?
Дополните предложение:
Выходить на лёд нельзя, …
Выходить на лёд нельзя, …
Выходить на лёд нельзя, …
-Как понимаете «лёд непрочный» - лёд некрепкий.
-Запишите предложения, выполните их синтаксический разбор.
(Один ученик работает у доски, остальные – на местах).
8. Итог урока. Рефлексия.
Вывод:
Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.
Главные члены составляют его грамматическую (предикативную) основу.
Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.
Предложения с одним главным членом называются односоставными.
На уроке:
Мы повторили тему: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения».
Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.
Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.
-Ребята, оцените свою работу на уроке.
8.Домашнее задание. Выучить правило на стр.30 Выписать 5 двусоставных и 5 односоставных простых предложения из романа «Капитанская дочка». Подчеркните грамматические основы предложений..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.