Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»
Оценка 4.8

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Оценка 4.8
doc
21.11.2019
Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе.doc

Тема урока: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее  изученное  о простом предложении.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;

- выявлять пробелы в знаниях и устранять их.

Метапредметные:

1.Познавательные

- умение опознавать простые предложения, определять их виды;

 -наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.

- умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов 

2. Коммуникативные:

- осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога

- согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога

- адекватное использование речи для представления результата.

3. Регулятивные:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

- поиск и устранение причин возникших трудностей

- оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.

Предметные:

Умение:

- давать характеристику предложению;

- умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, презентация, учебник «Русский язык»

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы: проблемно-поисковые, творческие

Приемы: орфографическая разминка, тестирование, дидактические игры, работа со схемой

 

Ход урока

1. Организационный момент.

1.Психологический настрой. «Минута доброты».

- Я хочу вам пожелать

Активности;

Усидчивости;

Удачи;

Самостоятельности;

Хороших успехов.

2. Речевая разминка.

- Чтобы настроиться на урок, давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

 Говорите чётко, внятно,

 Чтобы было все понятно.

 Если хочешь отвечать,

 Надо руку поднимать.

 В стране родного языка

 Не всё известно нам пока,

 Но путешествовать начнем

 И сами до всего дойдем.

3. Орфографическая разминка.

- Откройте тетради, запишите число.

- Какое было домашнее задание?

(Я повторил правило «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»).

Ученикам раздаются карточки с названиями частей речи. Каждый объясняет орфограмму своей части речи

(Не)друг, а враг; (не) сделанный; (не)объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не)взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не)широкий, а узкий;  (не) собрать; (не)чаянность; (не)медленно.

Словарная работа.

-Объясните значение слова «необъятный».

Необъятный – огромный по размерам.

-Подберите к этому слову синонимы.

Необъятный  - безграничный, огромный, безбрежный.

- Составьте с этими словами словосочетания, предложения.

4. Повторение изученного.

Чтобы успешно выполнить практические задания, давайте вспомним теоретический материал. С этой целью мы проведем игру  «Чемодан опыта». В него мы поместим ваши знания по теме «Простое предложение».

-Дополните предложения.

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?каков предмет?

5. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Мы будем говорить о простом предложении, грамматической основе предложения.

6. Работа над темой урока.

1). Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите вид предложения по количеству грамматических основ.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

-Назовите простые предложения. Докажите.

Простые предложения: 1, 2, 4, 5, 6, потому что одна грамматическая основа.

-Назовите сложные предложения.

Сложные предложения: 3, потому что две грамматические основы.

Вывод:

Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

2). Исследовательская работа.

Работа с карточками.

Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу.

Карточка.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!

Предложения с одним главным членом.

Предложения с двумя главными членами.

1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!

 

4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.

 

- Сделайте выводы.

Выводы:

1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

2. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

(чтение теоретического материала по учебнику стр.46)

 

7. Закрепление материала.

1). Игра «Не спутай кармашки»:

«Односоставное предложение»                         

 «Двусоставное предложение»

- Распределите          простые предложения по кармашкам. Назовите грамматическую основу.

1. Солнце    взошло.

2. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз.

3. Стемнело. 

4. Река была глубока.

5. Сын – выпускник школы.

6. Поздний вечер.    

7. Безмолвие.

8.Ходите осторожно во время гололёда.

2). Игра «Корректор».

-Исправьте ошибки, запишите предложения (работа у доски и в тетрадях).

На уроке будь внимательным.

Зимой холодная вода.

Сонливый да ленивый – два брата.

Поздним вечером поставили палатку.

Мать с дочерью поехали в гости.

 

3)Чтение и анализ стихотворения.

Зима! Скорее на коньки!

Но выходить на лёд нельзя,

Пока непрочен он, друзья,

Когда есть трещины на нём,

Когда вдруг потеплело днём …

Провалишься – придёт беда:

Зимой холодная вода …

 

-Прочитайте стихотворение.

- О чём говорится в стихотворении?

(В стихотворении говорится о правилах поведения на реке).

- О каких правилах поведения на реке говорится в стихотворении?

Дополните предложение:

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

Выходить на лёд нельзя, …

-Как понимаете «лёд непрочный» - лёд некрепкий.

-Запишите предложения, выполните их синтаксический разбор.

(Один ученик работает у доски, остальные – на местах).

8. Итог урока. Рефлексия.

Вывод:

Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.

Главные члены составляют его грамматическую (предикативную) основу.

Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

Предложения с одним главным членом называются односоставными.

На уроке:

Мы повторили тему: «Простое предложение. Грамматическая основа предложения».

Мы научились различать односоставные и двусоставные предложения.

Мы упражнялись в умении определять грамматическую основу предложения.

-Ребята, оцените свою работу на уроке.

8.Домашнее задание. Выучить правило на стр.30 Выписать 5 двусоставных и 5 односоставных простых предложения из романа «Капитанская дочка». Подчеркните грамматические основы предложений..

 

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Разработка конспекта урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019