Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".
Оценка 5

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история +1
9 кл
16.01.2020
Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".
Открытый урок из раздела «СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945 ГОДОВ». Тип урока: комбинированный. Учебный материал отбирался в соответствии с программными требованиями, учитывая особенности восприятия обучающихся. Для раскрытия учебного материала на уроке использовалось сочетание фронтальной и индивидуальной форм обучения. Основные методы: словесные (беседа, рассказ, объяснения); метод работы с учебником; работа с наглядным материалом, для создания четких конкретных образов, облегчения усвоения материала, активизации мыслительной деятельности, работа со схемой, для формирования пространственных представлений; словарная работа, для формирования активного и пассивного словаря.
Героизм тружеников тыла.doc

 

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

по Истории России

в 9 классе

на тему «Героизм тружеников тыла».

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

учитель истории Пилипчук М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Григорополисская

2019 год

 

Аннотация

      Урок построен на основе темы девятого класса «Героизм тружеников тыла», входящей в раздел IV «СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945 ГОДОВ»

     Данный урок направлен на формирование у детей патриотических чувств.

Примеры героического труда в тылу женщин и детей, вклад в победу Советской армии деятелей культуры, учёных медиков, фотокорреспондентов помогают прививать любовь к Родине и восхищаться подвигом советских людей в тяжелые фронтовые годы.

     Данная разработка и используемый иллюстративный материал помогут учителям истории сделать урок более ярким и запоминающимся.

 

Тема урока: «Героизм тружеников тыла».

Предмет: История России

Класс: 9

Цель: дать обучающимся сведения о сплоченном совместном труде советских людей в тылу.

Задачи: 

Образовательные: показать морально – психологическое состояние советского народа в годы войны; привести примеры героического труда в тылу; расширить представление о работе тружеников тыла для фронта; дать знания о том, что в победу Советской армии внесен вклад тружеников тыла.

Развивающие: развивать познавательные способности.

Воспитательные: воспитывать любовь и восхищение героизмом советских людей в тылу.

Оборудование: схема Курской битвы, фотографии ВОВ, карточки с заданиями, аудио материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.     Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту нового дня, тепло солнечных лучей, чисто­ту рек.

Я желаю вам хорошего настроения.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, а мы продолжаем изучение истории нашей родины.

2.     Ввод в тему.

- Посмотрите видеофрагмент, скажите, какое историческое событие показано в нём?  Слайд 2.  (Великая Отечественная война).

3. Повторение.

Проверка д/з. Повторение пройденного материала. (Фронтальный опрос).

1.Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке?

Ответ: Битва на Курской дуге.

 

2.Учитель: Что такое Курская дуга?

Ответ: Выступ вглубь обороны противника?

3.Учитель: Каковы были планы Гитлера?

Ответ: Гитлер решил в районе Курской дуги нанести мощный удар по советским войскам и уничтожить их.

4.Учитель: Как назывались мощные фашистские танки?

Ответ: Под Курском впервые появились мощные фашистские танки «тигр» и «пантера».

5.Учитель: Как назвали эту операцию немцы?

Ответ: Эту операцию немцы назвали «Цитадель»

6.Учитель: Как советское командование узнало о планах немцев?

Ответ: Советское командование получило от разведчиков данные о точной дате и начале наступления.

7.Учитель: Когда началась битва на Курской дуге?

Ответ: 5 июля 1943 года

8.Учитель: Рядом с какой деревней проходило танковое сражение?

Ответ: Рядом с деревней Прохоровка.

9.Учитель: Чем оно закончилось?

Ответ: Эта победа закончилась полной победой советских танкистов.

10.Учитель: Кто командовал Советскими войсками?

Ответ: Советскими войсками командовали генералы Ватутин и Конев.

11.Учитель: Как в Москве люди отмечали освобождение Белгорода?

Ответ: В Москве был произведен победный салют.

Задание 1. Даты.  Слайд 3. Соотнесите даты и события.

Начало Великой Отечественной войны               30 сентября- 5 декабря 1941 г.                                                                                                                                                 Сталинградская битва                                            900 дней и ночей

Битва за Москву                                                      5 июля – 23 августа 1943 г.

Блокада Ленинграда длилась                                22 июня 1941 г.

Битва на Курской дуге                                           17 июля 1942 г.- 2 февраля 1943 г.

Начало Второй мировой войны                             1 сентября 1939 г.

Взаимопроверка.

3.     Переход к новой теме.

В 1943 году в ходе ВОВ наступил коренной перелом. В битве под Сталинградом, а затем на Курской дуге Красная Армия одержала сокрушительную победу над гитлеровскими войсками. Войска Красной Армии перешли в наступление по всему фронту. Сотни советских сел, деревень, городов были освобождены от фашистских захватчиков. В эти победы внесли свой вклад и труженики тыла.

-Ребята, скажите, без чего солдаты не могли воевать на фронте?

(без боеприпасов, техники, еды, одежды).

Всё это производилось в тылу советскими людьми.

4.     Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Героизм тружеников тыла».  Слайд 4. Запишите в тетрадь число и тему урока.

5 февраля, вторник.

 

Тема урока: «Героизм тружеников тыла».

 

- Какие цели мы поставим на уроке?  (Расширить знания учащихся по теме, научиться пересказывать, отвечать на вопросы).

5.     Работа над новой темой. Откройте учебник на стр.

 - Прошу вас слушать внимательно, принимать участие в уроке.

Рассказ учителя, работа над вопросами. Слайдами.   

 

А) Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Благодаря самоотверженному труду советских людей на военных заводах к 1944 году наша страна превосходила Германию по количеству военной техники.

    Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. Рабочие на заводах писали на боеприпасах, самолетах и танках послания бойцам Красной Армии. И бойцы, получая танки и боеприпасы с такими надписями, понимали, что в тылу люди трудятся вместе с ним ради победы над врагом.

- Прочтите надписи на танках. Эти надписи вселяли уверенность в бойцов в победе, они чувствовали поддержку.   Слайд 5.

Я предлагаю вам окунуться в прошлое, побыть немного теми рабочими, которые писали лозунги на военной технике и отправляли ее на фронт. Сделайте надписи на советских танках Т-34-85 и КВ. Примеры лозунгов у вас на карточке. Поддержите боевой дух воинов.

 

 Б) Но не только рабочие на заводах, все советские люди оказывали помощь фронту. Все, кто работал, получал очень маленькую зарплату. И все же часть денег из маленькой зарплаты люди добровольно тратили на посылки для советских бойцов. Женщины вязали теплые варежки и носки. Из своих рабочих пайков они отдавали в посылки печенье, конфеты, табак, консервы. Посылки отправлялись на фронт. В посылках солдаты получали письма от совершенно незнакомых им людей. В письмах люди писали солдатам о том, как они верят в них, в их мужество и стойкость. Они желали бойцам выстоять и победить в этой войне.

- Расскажите, какую помощь оказывали люди фронту?   Слайд 6.

В) На предприятиях был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолеты, артиллерийские орудия. Люди готовы были пожертвовать всем ради победы.

- Прочтите надписи на самолёте, танке.   Слайд 7.

 

Г) Учитель: Как люди узнавали о положении на фронте? (Ученики ищут ответ в тексте учебника, стр. _____, абзац______________).

- Скажите, ребята, что такое совинформбюро? Советское информационное бюро, которое передавало информацию с фронта.

Все важнейшие новости Совинформбюро о боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна.

На улицах городов, в помещениях предприятий, заводских цехах были размещены радиоприемники, чтобы все могли слушать новости с фронта. Как только из приемников раздавался голос Левитана миллионы людей замирали и слушали его, затаив дыхание.

 

 

 

- Послушайте голос Левитана, как вы думаете, почему ему поручали чтение самых важных новостей?    Слайд 8.

 

Д) - Прочтите самостоятельно текст, стр.209-210, 5, 6 абзац. Расскажите о положении в городах. Найдите в словаре значение слов «комендантский час» и «патруль».  Слайд 9.

Военное время коснулось и положения в городах. Многие горожане ушли на фронт, а их комнаты пустовали. Чтобы не было грабежей и преступлений, в городах был установлен комендантский час. Люди имели право свободно

 

передвигаться по городу только до 8 часов вечера. Чтобы ходить по улицам после 8 часов, нужно было иметь специальный пропуск.

  За соблюдением комендантского часа следили патрули из отрядов милиции и рабочих. Они ходили ночью по улицам и проверяли у граждан документы. Патруль имел право задерживать всех подозрительных людей. Если патруль заставал человека на месте преступления, то имел право его расстрелять. Так в городах поддерживался порядок.

Е) Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская православная церковь. Многие священники воевали на фронте. Также в церквях был организован сбор средств для фронта. За годы войны было собрано более 200 миллионов рублей. На эти средства была сооружена танковая колонна имени полководца Дмитрия Донского, две авиаэскадрильи – Александр Невский и «За Родину».  Оказывалась помощь инвалидам войны, раненым, детям – сиротам. Во всех церквях молились о даровании победы над фашистами.     Слайд 10.

6. Физкультминутка.

Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают, поставив руки на пояс (движения, по договоренности, могут быть другими)

первый месяц весны – апрель (нет)

в году – 12 месяцев (да)

в феврале – 30 дней (нет)

новый год начинается 31 декабря (нет)

четверть часа – это 15 минут (да)

век – это срок в тысячу лет (нет)

в сутках – 25 часов (нет)

день больше, чем сутки (нет)

часы - прибор для отсчета времени (да)

первый месяц года – январь (да)

 

Ж) - Найдите в тексте и прочтите о роли медиков в войне.

Сотни женщин трудились в госпиталях. Они ухаживали за ранеными бойцами. Огромный вклад в победу внесли врачи и ученые – медики. В широкую медицинскую практику был введен пенициллин. С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненных бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт.

-  Какой вклад в победу внесли медики?

 

- Что такое пенициллин?  Слайд 11.

 

З) Свой вклад вносили и деятели культуры. В 1941 году поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров написали песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны.

- Как вы думаете, почему?  Слайд 12.

     Под открытым небом, в землянках, в госпиталях выступали бригады артистов. Знаменитая певица Клавдия Шульженко исполняла фронтовые песни, которые брали за душу, были близки бойцам. Одна из таких песен «Синий платочек».  

    На этой фотографии концерт знаменитой певицы Лидии Руслановой.  Певица на свои собственные средства от довоенных гастролей приобрела для фронта две батареи «Катюш».

  В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили. 2 мая 1945 года русские артисты выступали в Берлине у стен рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые «Валенки» и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали».

Я предлагаю вам послушать куплет песни «Валенки». Слайд 13.

 

К) Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне.  Благодаря им, страна узнавала о своих героях. А героем был каждый воевавший в этой страшной войне.  Слайд 14.

    За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».   Слайд 15.

7.     Итог урока. Мы познакомились с работой тружеников тыла в годы войны. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

- Какую помощь оказывали советские люди фронту?

- Зачем в городах устанавливали комендантский час?

- Как люди узнавали о положении на фронте?

- Какой вклад внесли медики в годы войны?

- Какой вклад внесли деятели культуры?

- Какую награду получали труженики тыла?

- Скажите, а почему тема нашего урока называется «Героизм тружеников тыла»?

  Мы чтим память погибших. А всем, кто работал и выжил в эти трудные годы, мы желаем здоровья и долгих лет жизни. 

8. Рефлексия. Ребята, дополните предложения.     Слайд 16.

9. Домашнее задание.    Из заголовков слайдов я составила план.  Нужно приготовить пересказ по этому плану.  Любые 5 пунктов плана на выбор. 

Слайд 17.

10. Слайд 18.

Заключение.

          Данный урок десятый в разделе «СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 – 1945 ГОДОВ» на который отводится 13 часов. Урок тесно связан с предыдущей темой.

        

 

 

 Цель урока: Дать обучающимся сведения о сплоченном совместном труде советских людей в тылу.

Задачи урока: Образовательные: показать морально – психологическое состояние советского народа в годы войны; привести примеры героического труда в

 

тылу; расширить представление о работе тружеников тыла для фронта; дать знания о том, что в победу Советской армии внесен вклад тружеников тыла. Развивающие: развивать познавательные способности. Воспитательные: воспитывать любовь и восхищение героизмом советских людей в тылу.

Тип урока: комбинированный.

Учебный материал отбирался в соответствии с программными требованиями, учитывая особенности восприятия обучающихся.

Для раскрытия учебного материала на уроке присутствовало сочетание фронтальной и индивидуальной форм обучения. Основными методами на уроке были: словесные (беседа, рассказ, объяснения); метод работы с учебником; работа с наглядным материалом, для создания четких конкретных образов, облегчения усвоения материала, активизации мыслительной деятельности, работа со схемой, для формирования пространственных представлений; словарная работа, для формирования активного и пассивного словаря. Так же использовались элементы компьютерных технологий.

Список литературы

1. Воронкова, В.В. /Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида – М.: Владос, 2010.

2.     Кузнецов, Ю.Ф. Формирование умения ориентироваться в исторических личностях обучащихся вспомогательной школы [Текст] / Ю.Ф. Кузнецов // Дефектология. – 2002. - №5. – С. 57-67.

3.     Пузанов,Б.П., Бородина, О.И. М.: Владос, 2003. История России.

4.      Пузанов Б.П., Бородина О.И. Учебно – методическое пособие Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида / -  М.: Владос, 2003.

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".

Разработка открытого урока по истории "Героизм тружеников тыла".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020