МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЭДИГЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему:
«Правописание окончаний имен существительных
в предложном падеже»
провела учитель начальных классов
Юзманбетова Г.М.
Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.
Цель: Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже.
Задачи:
1.Отрабатывать последовательность действий при написании окончаний.
2.Продолжатьучить учащихся работать в малых группах.
3.Воспитывать интерес к языку.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока.
I. Орг. момент. Актуализация знаний.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Посмотрите, какое сегодня утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Закрыли глаза и мысленно сказали:
« Я внимателен, я могу, у меня все получится!»
Я желаю вам успехов.
- Предлагаю вам прочитать пословицы:
· Грамоте учиться – всегда пригодиться.
· Красна птица пеньем, а человек уменьем.
· Ученья корень горек, а плод сладок.
- Объясните значение этих пословиц.
- Какую пословицу выберем для девиза урока?
- К. Паустовский сказал:
«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Скажите, о какой части речи говорится в этой загадке:
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам? (существительное)
- Что вы можете рассказать об этой части речи?
II. Новая тема.
1. На доске.
О школе об уроке
О перемене об языке
О тетради об однокласснике
- Сравните слова двух групп.
- Что общего у этих существительных?
( безударное окончание, П.п.)
- Чем отличается первый столбик от второго?
(предлогами: в первом О; во втором – ОБ )
- Какой у вас возникает вопрос?
- Попробуйте сформулировать тему урока:
«Правописание безударных окончаний им. существительных в Предложном падеже. Правильное употребление предлогов».
- Какую учебную задачу поставите перед собой?
(Правильно писать безударные окончания. Запомнить их по типу склонения.)
2. Сегодня мы снова говорим о П. п.
3. Стихотворение о падеже. (читает ученик)
Я ПАДЕЖ ПРЕДЛОЖНЫЙ
Со мною случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.
4. Уч-ик: Падеж предложный рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли СКАЗАТЕЛЬНЫМ, а М. Ломоносов назвал его предложным, т. к. этот падеж употребляется только с предлогами.
- Как отличить Предложный падеж?
( по вопросам, предлогам, окончаниям)
П.п.
О ком? О чем? ( где?)
-о, (об), в, на, при.
- От чего зависит окончание Предложного падежа?
1скл. 2скл. 3 скл.
-е -е -и
Роль в предложении: второстепенн. член.
- Чтобы правильно написать безударное окончания существит. Надо:
Алгоритм.
1.Определить падеж.
2. Узнать склонение.
3.Выбор окончания по таблице или ударному окончанию.
- Слова помощники: река, конь, степь.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (работа в парах)
На берез.. в парк.. на лошад..
В тетрад.. на окн.. в рыб..
На урок.. в тетрад.. при дом..
В школ.. на рек.. в таблиц..
- Обоснуйте свой выбор окончаний.
III. Физминутка. (хлопаем – П.п., топаем -Р.п) « Самый внимательный»
На востоке (П.п.),от реки (Р.п.),на шапке (П.), из леса (Р.), на тополе (П.), у бабушки(Р.),в деревне (П.), из школы(Р.), о празднике (П.).
V. Работа с предлогами.( таблица)
1. Какие предлоги Предложного падежа не были использованы в этой таблице?
(О и ОБ )
Итак у нас в гостях предлоги О и ОБ.
-Как вы думаете почему, предлог О в синем прямоугольнике, а предлог ОЬ в красном прямоугольнике?
-Попробуйте догадаться?
ВЫВОД: Если сущ. начинается с согласной, то употребляется предлог О. Если сущ. начинается с гласной –ОБ.
2. А теперь узнаем, что об этом говорит автор учебника Т.Рамзаева. с. 112
- Вы оказались правы. Молодцы!
- А по цвету? (гласный – красный, согласный – синий)
3. РАБОТА В ГРУППАХ.
- Определить где пишется предлог О, ОБ.
1ряд 2ряд 3ряд
-тайне -акварели -помощи
-сердце -фасоли -огне
-инее -сирени -снеге
-острове -окне -празднике
-сказке -книге -герое
-Анне -Оле -Илье
Защита своих работ .
4.Фронтальная работа. Покажи предлог О или ОБ.
Акварель, фасоль, ель, весть, лень, сирень, морковь, мебель, исповедь.
-Какого склонения эти существительные? (3скл.)
-Какое окончание у них в предложном падеже? (-и)
-Зачем вам нужно знать падежи? Где вам это пригодится в жизни?
VI. Работа с фразеологизмами.
-Объясните значение фразеологизмов:
Держать себя в руках – сохранять спокойствие (самообладание).
Зарубить на носу – надолго запомнить. (словарь)
-Как вы думаете какой фразеологизм можно соотнести с нашим уроком?
VII Работа с учебником . С.114 №222.
В лесу, в поле, в колхозе, в доме, во дворе, в школе.
Разбор как часть речи.
1. В колхозе – сущ.(в чем?)
2. Н.ф. колхоз
3. М.р., 2скл.
4. В П.п., ед. ч.
5. Вт. чл.- дополнение.
(Кружились в воздухе легкие снежинки.) – разбор по членам предложения.
VIII. Итог урока
-Почему в одном и том же падеже у существительных разные окончания? Объясните на примере схемы П.п..
IX. Рефлексия.
- Как светит солнце летом?
-Весной, осенью?
-Зимой?
-Отгадайте загадку.
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)
-Какой праздник ждете?
-О чем мечтаете?
Я дарю вам елочку, а вы мне снежинки.
Белые –все понятно, вам было хорошо.
Голубые- затруднения.
Зеленые – не понятно, трудно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.