Разработка открытого урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Плещеев А.Н. «Дети и птичка»

Разработка открытого урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Плещеев А.Н. «Дети и птичка»

Медиа
doc
01.12.2019
урок 4 класс.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

           ЭДИГЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

Разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему:

 

«Правописание окончаний      имен существительных

в предложном падеже»

 провела учитель начальных классов

Юзманбетова Г.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

 

Цель: Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже.

 

Задачи:

1.Отрабатывать последовательность действий при написании окончаний.

2.Продолжатьучить учащихся работать в малых группах.

3.Воспитывать интерес к языку.

 

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

                           

Ход урока.

 

I. Орг. момент. Актуализация знаний.

 

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать.

 

- Посмотрите, какое сегодня утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Закрыли глаза и мысленно сказали:

« Я внимателен, я могу, у меня все получится!»

  Я желаю вам успехов.

 

- Предлагаю вам прочитать пословицы:

·        Грамоте учиться – всегда пригодиться.

·        Красна птица пеньем, а человек уменьем.

·        Ученья корень горек, а плод сладок.

- Объясните значение этих пословиц.

- Какую пословицу выберем для девиза урока?

- К. Паустовский сказал:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

 

- Как вы понимаете это высказывание?

- Скажите, о какой части речи говорится в этой загадке:

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам?                         (существительное)

 

- Что вы можете рассказать об этой части речи?

 

II. Новая тема.

1.     На доске.

О школе                                 об уроке

О перемене                              об языке

О тетради                               об однокласснике

 

- Сравните слова двух групп.

 

- Что общего у этих существительных?

( безударное окончание, П.п.)

- Чем отличается первый столбик от второго?

(предлогами: в первом О; во втором – ОБ )

- Какой у вас возникает вопрос?

- Попробуйте  сформулировать тему урока:

«Правописание безударных окончаний им. существительных  в Предложном падеже. Правильное употребление предлогов».

 

- Какую учебную задачу поставите перед собой?

(Правильно  писать безударные окончания. Запомнить их по типу склонения.)

 

2.     Сегодня мы снова говорим о П. п.

 

3.     Стихотворение о падеже. (читает ученик)

Я ПАДЕЖ ПРЕДЛОЖНЫЙ

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

 

4.     Уч-ик: Падеж предложный рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли СКАЗАТЕЛЬНЫМ, а М. Ломоносов назвал его предложным, т. к. этот падеж употребляется только с предлогами.

 

- Как отличить Предложный падеж?

( по вопросам, предлогам, окончаниям)

 

                            П.п.

         О ком?   О чем? ( где?)

          -о, (об), в, на, при.

 

- От чего зависит окончание   Предложного падежа?

 

1скл.               2скл.                 3 скл.

-е                    -е                         -и

 

Роль в предложении: второстепенн. член.

- Чтобы правильно написать безударное окончания существит. Надо:

                           

Алгоритм.

1.Определить падеж.

2. Узнать склонение.

3.Выбор окончания по таблице или ударному окончанию.

- Слова помощники: река, конь, степь.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (работа в парах)

 

На берез..          в парк..               на лошад..

В тетрад..          на окн..               в рыб..

На урок..           в тетрад..            при дом..

В школ..            на рек..               в таблиц.. 

 

- Обоснуйте свой выбор окончаний.

 

III. Физминутка. (хлопаем – П.п., топаем -Р.п) « Самый внимательный»

 

На востоке (П.п.),от реки (Р.п.),на шапке (П.), из леса (Р.), на тополе (П.), у бабушки(Р.),в деревне (П.),  из школы(Р.), о празднике (П.).

      

V. Работа с предлогами.( таблица)

 

1. Какие предлоги Предложного падежа не были использованы в этой таблице?

(О и ОБ )

 

Итак у нас в гостях предлоги О и ОБ.

-Как вы думаете почему, предлог О в синем прямоугольнике, а предлог ОЬ в красном прямоугольнике?

-Попробуйте догадаться?

 

ВЫВОД: Если сущ. начинается с согласной, то употребляется предлог О. Если сущ. начинается с гласной –ОБ.

 

2. А теперь узнаем, что об этом говорит автор учебника Т.Рамзаева. с. 112

 

- Вы оказались правы. Молодцы!

- А по цвету? (гласный – красный, согласный – синий)

 

3. РАБОТА В ГРУППАХ.

 

- Определить где пишется предлог  О, ОБ.

 

1ряд                               2ряд                            3ряд

-тайне                        -акварели                   -помощи

-сердце                       -фасоли                      -огне

-инее                           -сирени                      -снеге

 

-острове                     -окне                          -празднике

-сказке                        -книге                        -герое

-Анне                           -Оле                          -Илье

 

Защита  своих работ .

 

4.Фронтальная работа. Покажи предлог О или ОБ.

 

Акварель, фасоль, ель, весть, лень, сирень, морковь, мебель, исповедь.

 

-Какого склонения эти существительные? (3скл.)

-Какое окончание у них в предложном падеже? (-и)

-Зачем вам нужно знать падежи? Где вам это пригодится в жизни?

 

VI. Работа с фразеологизмами.

 

-Объясните значение фразеологизмов:

Держать себя в руках – сохранять спокойствие (самообладание).

Зарубить на носу – надолго запомнить. (словарь)

-Как вы думаете какой фразеологизм можно соотнести с нашим уроком?

 

VII Работа с учебником . С.114 №222. 

 

В лесу, в поле,  в колхозе, в доме, во дворе, в школе.

Разбор как часть речи.

1.                 В колхозе – сущ.(в чем?)

2.                 Н.ф. колхоз

3.                 М.р., 2скл.

4.                 В П.п., ед. ч.

5.                 Вт. чл.- дополнение.

 

(Кружились в воздухе легкие снежинки.) – разбор по членам предложения.

 

VIII. Итог урока

-Почему в одном и том же падеже у существительных разные окончания? Объясните на примере схемы П.п..

 

IX. Рефлексия.

 

- Как светит солнце летом?

-Весной, осенью?

-Зимой?

 

-Отгадайте загадку.

Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.                                 (снежинка)

-Какой праздник ждете?

-О чем мечтаете?

 

Я дарю вам  елочку, а вы мне снежинки.

Белые –все понятно, вам было хорошо.

Голубые- затруднения.

Зеленые – не понятно, трудно.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)