Урок окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена.
Цели урока:
1. Формировать представление учащихся о жизни в 17–18 веке.
2. Закрепление формирования у детей новых исторических представлений о возникновении крепостного права, о крепостных и помещиках.
3. Формировать представление учащихся о возникновении в России ремесел.
4. Развивать интерес к истории, познавательную деятельность.
5. Развивать речь, уметь делать выводы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, энциклопедии по экземпляру на каждую группу “Я познаю мир” (История и Культура), учебник и рабочая тетрадь.
Методические приемы:
1. Беседа о крепостном праве.
2. Работа с рубрикой “Жил на свете человек”.
3. Работа с толковым словарем.
4. Беседа “Что такое ремесло?”, “Какие предметы производят ремесленники?”, “Когда на Руси появились ремесла?”.
5. Поисковая деятельность. Использование дополнительного материала.
6. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
7. Работа со схемой “ Ремесла в России в 17–18 веке”.
Ход урока
1. Организационный момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам в прок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2. Вступительная беседа.
– Сегодня мы продолжаем изучать историю родной страны. Что такое история?
(История – наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)
– История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую давность. И сегодня мы начинаем путешествие по этой дороге.
3. Проверка домашнего задания.
– Какую большую тему мы изучаем? (Труд людей в разные
исторические времена.)
– О чем говорили на предыдущем уроке? (О крепостном праве.)
– Вспомните, какой была жизнь крестьян в то время? (Крестьяне были
крепостными. Их жизнь зависела от хозяина, который мог их продать или проиграть
в карты.)
– Что такое крепостное право? (Это такие законы, по которым большинство
русских крестьян не могли покинуть своих господ помещиков. По этим законам
земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.)
– Мирились ли крестьяне с такой жизнью? (Нет, они поднимали восстания.)
– Когда произошла отмена крепостного права? (В 1861 году.)
– Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? (Александр 2)
– Что это означало? (Крестьяне не являлись собственностью помещиков,
они могли самостоятельно вести свои дела.)
– Как прозвали Александра 2? (Царь – освободитель.)
– Какие изменения произошли в России? (Выросло население, возникли
заводы, развивались города.)
– Послушаем доклад о печальной судьбе царя – освободителя.
(Царствование Александра 2 было прогрессивным для России. Строились новые железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Несмотря на это, личная судьба Александра 2 оказалась одна из самых трагических в истории. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений. 1 марта 1881 года в Петербурге на набережной народовольцы бросили бомбу в проезжающую царскую карету. Когда не пострадавший император вышел из нее, вторая бомба угодила ему прямо под ноги. Александр получил тяжелые ранения и скончался в тот же день. На месте покушения был воздвигнут храм Воскресения Христова.)
4. Подведение учащихся к изучению нового материала.
– Мы продолжаем наш путь по страницам истории отечества. И сегодня на уроке узнаем, какими искусными мастерами были наши предки, как появились многие прекрасные вещи, без которых мы не можем представить себе нашу современную жизнь.
Рубрика “Жил на свете человек”.
– Жил на свете человек. Ходил из села в село, из одной деревни в другую, плотничал. Где сарай починит, где баньку сложит. Все инструменты при нем – топор, молоток, рубанок, да пила. За работу деньги платят, но чаще накормят, пригреют, с собой на дорогу хлеба да молока дадут. После трудного дня сядет человек на крылечке отдохнуть, а руки опять работы требуют. Возьмет он чурку, глядь – уже не кусок дерева, а голова коня или мужика, или петуха. Да такие забавные игрушки получались, что детишки деревенские по пятам ходили, просили сделать каждому. Не отказывал мастер, делал. И вот уже пошли гулять по свету игрушки, доставляя радость детям и взрослым. Вот и оказалось у человека два занятия. А какие догадайтесь сами? (Строитель и изготовление игрушек.)
5. Новый материал.
Рассказ учителя о ремесле и ремесленниках.
Искусными мастерами были наши далекие предки. И в кузнеце работали, и посуду на гончарном круге делали, и пряжу пряли. А какие деревянные ложки, миски, прялки, сундучки, матрешки. Разве перечислишь. Таких людей, которые все свое время, посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей, называют ремесленниками, а их занятия называют ремеслом.
Работа по учебнику с толковым словарем с. 155
В самом начале развития ремесла ремесленник работал обычно один. Но это было очень не выгодно, работать было тяжело и трудно, добиться больших успехов невозможно.
Тогда мастера стали объединяться в бригады и принимать заказы от населения. Были странствующие артели, которые ходили по городам в поисках работы. Другие оставались на месте, жили в городе. Как память остались названия улиц Гончарная, Кузнечная, Кирпичная. До 18 века на Руси было мало ремесленников. Простые, бедные семьи справлялись своими силами, изготавливали сами все нужные вещи. А богатые привозили мастеров из за границы.
Но все же ремесло развивалось. Русские ремесленники – умельцы могли выполнить любую работу, секреты мастерства передавались ими из поколения в поколение.
Работа с таблицей “Ремесла в России в 17–18 веках”.
– Какие же ремесла были в России?
– Назовите, какие ремесла вам известны?
– Как вы думаете, какие изделия выпускает гончар, скорняк, башмачник?
Обработка
кожи |
Обработка шерсти |
Строительное ремесло |
Ювелирное ремесло |
Ремесла
в России |
Скорняжное
ремесло |
Гончарное ремесло |
|
Обработка льна |
Производство продуктов питания |
Обработка металла |
Обработка дерева |
Работа в группах. (5 групп)
Каждая группа получает своё задание : найти в энциклопедиях информацию о ремёслах.
1. Кузнечное дело.
Возможно, вы уже слышали русскую поговорку: “Кузнец – всем ремеслам отец”.
Смысл ее очень прост: инструменты и материалы для многих ремесел делались в кузнице. Иголки, гвозди, молотки и топоры, ножи и крючки – все это делал кузнец. Работа кузнеца связана с огнем, поэтому кузнецы располагались у воды. Работа этого мастера высоко ценилась. Были разные специалисты. Один ковал подковы, другой – мечи, третий – доспехи, четвертый – узорные решетки для оград. А были еще златокузнецы, они работали с драгоценными металлами, золотом и серебром. Сейчас настоящих кузнецов, которые руками изготавливают изделия – очень мало. Теперь металл куют машины. Существует единственный в мире “Музей кузнечной науки и техники” под Москвой на даче профессора Анатолия Ивановича Зимина, выдающегося ученого – металлурга. В старинном бревенчатом доме собрано множество экспонатов: от бронзовых наконечников, кольчуг и амбарных замков до кованой пролетки и довоенного троллейбуса.
2. Ювелирное ремесло.
Златокузнецами называли на Руси мастеров – ювелиров, работающих с драгоценными металлами и камнями. Кузнеца у них маленькая, на столе помещается. Не нужен молот,
Достаточно маленького молоточка. Держат изделия маленькими щипчиками – пинцетом. Ювелиры делали украшения, сначала это были волшебные обереги, а потом стали делать браслеты, цепи, пояса, заколки.
3. Гончарное ремесло.
Одно из самых древних на земле. Посуда людям была нужна всегда. Ее выдалбливали из камня и дерева, плели из прутьев. А потом обнаружили, что глина в огне обретает твердость камня – стали лепить из глины. Существовали разные способы изготовления посуды. Один – это на гончарном круге. Гончар клал на него комок глины, ногами вращал, а руками оттягивал глину и лепил нужный сосуд. Сейчас гончаров осталось мало, посуду делают на фабриках и заводах.
4. Плотницкое ремесло.
Топор – рубящий инструмент. Работали топором с давних времен. Людей этих называли плотниками. Наша страна богата лесом, поэтому у плотника работы всегда много. Они рубили избы, строили церкви. Настоящий плотник любит свой инструмент, холит его и лелеет. Лезвием может побриться, а может и игрушку сделать – детям на потеху.
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
В грубые передники одеты –
У кого в деревни ни спроси, –
Вечно мои прадеды и деды
Плотниками были на Руси.
Не на них ли с малолетства глядя,
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дядя
Значатся в округе до сих пор.
Сколько обтесал отец мой бревен!
Вот они встают передо мной:
Друг за другом положить их вровень –
Был бы опоясан шар земной.
На земле стоят дома и хаты.
Где б я ни был, я как дома в них:
Может, здесь стучал топор когда – то
Одного из родичей моих.
Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.
Пусть пора иная наступила,
Век электропил, – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора.
5. Башмачное дело.
Не обойтись в больших городах без башмачников. Если одежду можно было сшить дома, то для изготовления обуви требовалось особое мастерство. Что бы сшить хорошую обувь. Сапожник часто сам занимался и выделкой кожи. Обувь изнашивали быстро и заказывали новую.
6. Закрепление. Учебник с. 130. Работа с рисунками и изделиями мастеров.
– Рассмотри ремесленные изделия. Кто их выполнил, какой мастер?
– Каким ты его себе представляешь? Что можно о нем сказать?
Работа в тетради № 1 с. 29 № 92, 93, 94.
7. Рубрика “Это интересно”.
Царь-колокол.
Много у Москвы было врагов в старину, а один из самых злейших – пожары. Однажды огонь добрался до бело – золотой звонницы Ивана Великого и слизнул жадным языком деревянные сваи, на которых был подвешен огромный колокол. На этот колокол иноземцы специально посмотреть приезжали. Нигде в мире не было. На десять верст он гудел, сто человек его язык раскачивали. И вот разбился чудесный колокол на куски.
Решили горожане новый колокол отлить. Вызвались Иван Федорович Моторин да сын его Михаил Иванович. Весил новый колокол 12 тысяч пудов – свыше двухсот тонн по нашему. Случился новый пожар. Леса сгорели, а колокол раскалился, треснул, и откололся от него большой кусок. Моторины с горя и трогать его не стали. Так и пролежал колокол – великан в земле целый век.
Через 100 лет о нем вспомнили, извлекли из земли, поставили на гранитный постамент. Назвали почтительно – Царь – колокол.
Царь – пушка.
Жили – были когда-то в Москве пушечных дел мастера. Пушки делали с душой, для защиты Отечества старались. Украшали их узорами, на каждом зверя изображали. Поэтому зверю давали орудиям имена “Лев”, “Волк”, “Орел”. Был среди литейщиков всем мастерам мастер – Андрей Чохов. Орудия, что он отливал, будто из волшебной сказки получались – как тот меч кладенец.
Как-то разнеслась по Москве тревожная весть: идет на Москву хан со своей ордой. “Погоди!” – говорит Чохов. Созвал он своих друзей, и отлили они пушку, какой свет не видывал. Весила она две тысячи четыреста пудов и стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышенность для защиты Москвы. Повернул враг, испугавшись “страшного затмения”. А Чоховскую пушку за красоту да за величие прозвали Царь – пушкою. Было это в 1586, а в 1835 году поставили ее на каменный постамент. И стоит она сейчас в Кремле возле собора Двенадцати апостолов. Это памятник мастерству, а не войне.
8. Работа с рефлексивным экраном.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Домашнее задание. С.129–132. Составь рассказ о любом ремесле. Подбери иллюстрацию к своему рассказу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.