Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Верхнеграчинская
основная общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
Утверждаю
приказ от 29.08.2017 г № 75
Директор школы__________
О.И.Дьякова
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Разговор о здоровом питании»
(социальное направление)
5-7 классы
(5 кл – 34 ч, 6 кл – 34 ч, 7 кл – 34 ч)
2017-2018 учебный год
Учитель: Романова Елена Александровна
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Реализация программы «Разговор о здоровом питании» в школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правила питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т.е. получать реальное практическое значение.
Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса и к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цель программы:
создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Дать представление о необходимости и важности регулярного питания и соблюдение режима питания.
Задачи программы:
Создание условий для:
· ознакомления обучающихся с необходимостью заботы о своём здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
· овладения системой знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
· приобретения опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Создание условий для формирования у обучающихся:
· конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах здорового образа жизни;
· способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
· основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни;
· чувства ответственности за своё здоровье.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе «Разговор о здоровом питании» является дидактическая система деятельностного метода. Суть её заключается в том, что педагог, используя систему дидактических принципов и технологию деятельностного метода, создаёт для обучающихся условия, в которых они не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсу «Разговор о здоровом питании».
Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Особенностями программы является:
· интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;
· расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
· наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
· возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
На прохождение программы отводится 1 час в неделю.
Формы обучения
В программе используются разнообразные формы проведения занятий. Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, решение ситуативных задач по экологической тематике.
Методы обучения:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В соответствии с учебным планом МБОУ Верхнеграчинской ООШ, Основной образовательной программой МБОУ Верхнеграчинскоой ООШ на изучение курса внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» в 5-7 классе отводится 1 час в неделю, 34часа в год, при 34 учебных неделях.
В соответствии с учебным графиком образовательной деятельности МБОУ Верхнеграчинской ООШ на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 33 часа. В 5-7 классах сокращение часов программы будет выполнено за счет резервного времени. (в 5 классе – 1 час, в 6 классе – 1 час, в 7 классе – 1 час)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Разговор о здоровом питании»
К концу первого года обучения
Личностными результатами обучающихся являются:
· умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· умение использовать знания в повседневной жизни;
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;
· умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
· познавательный интерес к основам культуры питания.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Регулятивные:
· умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
· умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
· умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;
· умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
· умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.
Коммуникативные:
· умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
· умение формулировать собственное мнение и позицию;
· умение строить простейшие монологические высказывания;
· умение задавать вопросы;
· умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные:
· применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.
К концу второго года обучения
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
· умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами обучающихся:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
· оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
· использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
· ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
· оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствии
· применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
· применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
К концу третьего года обучения
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
Метапредметными результатами освоения программы являются:
Предметными результатами освоения программы являются:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Период прохождения программы |
1. |
Поговорим о продуктах |
8 |
01.09.2017-20.10.2017 |
2. |
Давайте узнаем о продуктах |
12 |
27.10.2017-02.02.2018 |
3. |
Поговорим о правилах этикета |
3 |
09.02.2018-02.03.2018 |
4. |
Из истории русской кухни |
6 |
16.03.2018-27.04.2018 |
5. |
Здоровая пища (итоговые занятия). |
4 |
04.05.2018-25.05.2018 |
6. |
Резервное время |
1 |
|
|
Итого |
34 часа |
|
6 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Период прохождения программы |
1. |
Разнообразие питания |
9 |
01.09.2017-27.10.2017 |
2. |
Гигиена питания и приготовление пищи |
7 |
10.11.2017-22.12.2017 |
3. |
Этикет |
10 |
12.01.2018-06.04.2018 |
4. |
Рацион питания |
7 |
34.04.2018-25.05.2018 |
5. |
Резервное время |
|
|
|
Итого |
34 часа |
|
7 класс
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Период прохождения программы |
1. |
Из чего состоит наша пища. |
9 |
01.09.2017-27.10.2018 |
2. |
Питание – необходимое условие для жизни человека. |
8 |
10.11.2017-12.01.2018 |
3. |
Полезные продукты. |
4 |
19.01.2018-09.02.2018 |
4. |
Здоровая пища – залог здоровья. |
5 |
16.02.2018-06.04.2018 |
5. |
Культура еды. |
7 |
13.04.2018-25.05.2018 |
6. |
Резервное время |
1 |
|
|
Итого |
34 часа |
|
Календарно –тематическое планирование курса
«Разговор о здоровом питании»
5 класс
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
Поговорим о продуктах |
|
|
1. |
Анкетирование детей «Полезные привычки». |
1 |
01.09.2017 |
2. |
Если хочешь быть здоров. Полезные и вредные привычки. |
1 |
08.09.2017 |
3. |
Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища. |
1 |
15.09.2017 |
4. |
Как правильно есть (гигиена питания). Режим питания. |
1 |
22.09.2017 |
5. |
Самые полезные продукты. Что нужно есть в разное время года |
1 |
29.09.2017 |
6. |
Как правильно составить свой рацион питания. |
1 |
06.10.2017 |
7. |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. |
1 |
13.10.2017 |
8. |
Как готовят пищу. Удивительные превращения пирожка. |
1 |
20.10.2017 |
|
Давайте узнаем о продуктах |
|
|
9. |
Из чего варят кашу. |
1 |
27.10.2017 |
10. |
Блюда из зерна. |
1 |
10.11.2017 |
11. |
Плох обед, если хлеба нет |
1 |
17.11.2017 |
12. |
Советы доктора Воды. |
1 |
24.11.2017 |
13. |
Молоко и молочные продукты. Молочное меню. |
1 |
01.12.2017 |
14. |
Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда. |
1 |
08.12.2017 |
15. |
Почему полезно есть мясо. Мясо и мясные блюда. |
1 |
15.12.2017 |
16. |
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки. |
1 |
22.12.2017 |
17. |
Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи. |
1 |
12.01.2018 |
18. |
Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Малознакомые овощи и овощная зелень. |
1 |
19.01.2018 |
19. |
Всякому овощу – своё время. Практическая работа «Проращивание репчатого лука». |
1 |
26.01.2018 |
20. |
Где найти витамины зимой и весной. |
1 |
02.02.2018 |
|
Поговорим о правилах этикета. |
|
|
21. |
Как правильно есть. Пользуемся ножом и вилкой. Как правильно есть рыбу. |
1 |
09.02.2018 |
22. |
Как правильно накрыть стол. Как правильно вести себя за столом. |
1 |
16.02.2018 |
23. |
Идём в гости. Конкурс «Салфеточка». |
1 |
02.03.2018 |
|
Из истории русской кухни. |
|
|
24. |
Щи да каша – пища наша. |
1 |
16.03.2018 |
25. |
Что готовили наши прабабушки. |
1 |
23.03.2018 |
26. |
Русские праздники, их меню и здоровье. |
1 |
06.04.2018 |
27. |
Масленица. |
1 |
13.04.2018 |
28. |
Кулинары, повара – волшебники. |
1 |
20.04.2018 |
29. |
Проект «Любимое блюдо русской кухни». |
1 |
27.04.2018 |
|
Здоровая пища. |
|
|
30. |
Игра «Кладовая народной мудрости». |
1 |
04.05.2018 |
31. |
Проект «Здоровое питание». |
1 |
11.05.2018 |
32. |
Конкурс «Забавных бутербродов». |
1 |
18.05.2018 |
33. |
Итоговое занятие «Здоровое питание». |
1 |
25.05.2018 |
34. |
Резерв |
|
|
6 класс
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
Разнообразие питания |
|
|
1 |
Вводное занятие. «Здоровье – это здорово!» Анкетирование детей «Полезные привычки». |
1 |
01.09.2017 |
2 |
Если хочешь быть здоров. Из чего состоит наша пища. |
1 |
08.09.2017 |
3 |
Дневник здоровья. Пищевая тарелка. |
1 |
15.09.2017 |
4 |
Самые полезные продукты. Что нужно есть в разное время года. |
1 |
22.09.2017 |
5 |
Как правильно есть. Любимые продукты и блюда. |
1 |
29.09.2017 |
6 |
Из чего варят каши? Как сделать кашу вкусной. Разнообразие каш для завтрака. |
1 |
06.10.2017 |
7 |
Мой рацион питания «Минеральный круг». Влияние воды на обмен веществ. Напитки и настои для здоровья. |
1 |
13.10.2017 |
8 |
Почему полезно есть рыбу. Что и как приготовить из рыбы. |
1 |
20.10.2017 |
9 |
Кулинарное путешествие по России |
1 |
27.10.2017 |
|
Гигиена питания и приготовление пищи |
|
|
10 |
Путешествие Пирожка. Откуда хлеб на стол пришёл. |
1 |
10.11.2017 |
11 |
Конкурс рисунков «Ай, да пекари!». |
1 |
17.11.2017 |
12 |
Игра «Прогулка по улице Сезам». |
1 |
24.11.2017 |
13 |
Пора ужинать. |
1 |
01.12.2017 |
14 |
Какую пищу можно найти в лесу. |
1 |
08.12.2017 |
15 |
«Пищевая тарелка» спортсмена. |
1 |
15.12.2017 |
16 |
Пищевые отравления, их предупреждение. |
1 |
22.12.2017 |
|
Этикет |
|
|
17 |
Вредные и полезные привычки в питании. |
1 |
12.01.2018 |
18 |
Что такое жажда? Как утолить жажду. |
1 |
19.01.2018 |
19 |
Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня. |
1 |
26.01.2018 |
20 |
Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
1 |
02.02.2018 |
21 |
Молоко и молочные продукты. Роль белка в рационе питания «Белковый круг». |
1 |
09.02.2018 |
22 |
Мясо и мясные блюда. |
1 |
16.02.2018 |
23 |
Где найти витамины весной? Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. |
1 |
02.03.2018 |
24 |
Сахар его польза и вред. |
1 |
16.03.2018 |
25 |
Где и как мы едим. Правила гигиены. |
1 |
23.03.2018 |
26 |
Ты готовишь себе и друзьям. Салаты. Блюдо своими руками. |
1 |
06.04.2018 |
|
Рацион питания |
|
|
27 |
От каких факторов зависит наше здоровье? |
1 |
13.04.2018 |
28 |
Жиры в рационе питания «Жировой круг». |
1 |
20.04.2018 |
29 |
Кухни разных народов. |
1 |
27.04.2018 |
30 |
Бытовые приборы для кухни. |
1 |
04.05.2018 |
31 |
Ты - покупатель Правила вежливости. Ты – покупатель. Права потребителя. |
1 |
11.05.2018 |
32 |
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанты), торты. |
1 |
18.05.2018 |
33 |
Как правильно есть. Режим питания школьника. Зачем нужно соблюдать режим питания. |
1 |
25.05.2018 |
34 |
Резерв |
|
|
7 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
|
|
|
|
Из чего состоит наша пища. |
|
|
1 |
Если хочешь быть здоров. Анкетирование детей «Полезные привычки» |
1 |
01.09.2017 |
2 |
Из чего состоит наша пища? (Белки) |
1 |
08.09.2017 |
3 |
Из чего состоит наша пища? (Жиры) |
1 |
15.09.2017 |
4 |
Из чего состоит наша пища? (Углеводы) |
1 |
22.09.2017 |
5 |
Дары моря. Чем полезны рыбные блюда. |
1 |
29.09.2017 |
6 |
Какую пищу можно найти в лесу? (Знакомство с ядовитыми грибами) |
1 |
06.10.2017 |
7 |
Молоко и молочные продукты. |
1 |
13.10.2017 |
8 |
Что нужно есть в разное время года |
1 |
20.10.2017 |
9 |
Настольная игра « Приготовь любимое блюдо». |
1 |
27.10.2017 |
|
Питание – необходимое условие для жизни человека. |
|
|
10 |
Режим дня. Режим питания. |
1 |
10.11.2017 |
11 |
Раздельное питание. Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин, «Разложи продукты». |
1 |
17.11.2017 |
12 |
Как правильно есть (гигиена питания) |
1 |
24.11.2017 |
13 |
Завтрак. Блюда из зерна. Чем полезна каша. |
1 |
01.12.2017 |
14 |
Обед. Составление меню. Секреты обеда. |
1 |
08.12.2017 |
15 |
Полдник. Значение полдника. |
1 |
15.12.2017 |
16 |
Пора ужинать. |
1 |
22.12.2017 |
17 |
Проект. « Режим питания школьника». |
1 |
12.01.2018 |
|
Полезные продукты. |
|
|
18 |
Самые полезные продукты. Вредные продукты. |
1 |
19.01.2018 |
19 |
Беседа «Хлеб – всему голова» Настольная игра « Дорога хлеба к столу». |
1 |
26.01.2018 |
20 |
Молоко. Молочные продукты. Молочное меню. Составление меню. |
1 |
02.02.2018 |
21 |
Что такое витамины. |
1 |
09.02.2018 |
|
Здоровая пища – залог здоровья. |
|
|
22 |
Где найти витамины весной. Витаминные салаты. |
1 |
16.02.2018 |
23 |
На вкус и цвет товарищей нет. Вкус продукта. Органы осязания. |
1 |
02.03.2018 |
24 |
Игра «Кладовая народной мудрости». |
1 |
16.03.2018 |
25 |
Что нужно есть в разное время года. |
1 |
23.03.2018 |
26 |
Меню спортсмена. |
1 |
06.04.2018 |
|
Культура еды. |
|
|
27 |
Напитки. Если хочется пить. Полезные и вредные напитки. Фиточай. |
1 |
13.04.2018 |
28 |
Название кухонных приборов и посуды. Как правильно накрыть стол. Конкурс «Салфеточка». |
1 |
20.04.2018 |
29 |
Вкусные истории. |
1 |
27.04.2018 |
30 |
Русская еда. Традиции русской кухни. |
1 |
04.05.2018 |
31 |
Кухня народов мира. |
1 |
11.05.2018 |
32 |
Витамины. Витамины группы А, В. С, Д. |
1 |
18.05.2018 |
33 |
Конкурс проектов «Витаминная семейка». |
1 |
25.05.2018 |
34 |
Резерв |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.