Разработка программы неурочной деятельности "Разговор о здоровом питании"

  • docx
  • 28.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала р.п. вн д. зд пит.docx

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Верхнеграчинская

основная общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

 

                                                                                           Утверждаю

                                                                            приказ от  29.08.2017 г №  75

                                                                                Директор школы__________                        

                                                            О.И.Дьякова                                      

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Разговор о здоровом питании»

(социальное  направление)

5-7 классы

(5 кл – 34 ч, 6  кл – 34 ч, 7 кл – 34 ч)

 

2017-2018 учебный год

 

Учитель: Романова Елена Александровна

 

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.

Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.

Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.

Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.

Реализация программы «Разговор о здоровом  питании» в  школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правила питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе,  и таким образом  осваивать  простейшие  правила сервировки,  т.е.  получать  реальное практическое значение.

Обучение  строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.

Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.

Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса и  к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний  об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Цель программы: 

создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Дать представление о необходимости и важности регулярного питания и соблюдение режима питания.

Задачи программы: 

Создание условий для:

·        ознакомления обучающихся с необходимостью заботы о своём здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

·        овладения системой знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

·        приобретения опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

 

Создание условий для формирования у обучающихся:

·        конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах здорового образа жизни;

·        способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

·        основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни;

·        чувства ответственности за своё здоровье.

Программа  способствует  воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе «Разговор о здоровом питании» является дидактическая система деятельностного метода. Суть её заключается в том, что педагог, используя систему дидактических принципов и технологию деятельностного метода, создаёт для обучающихся условия, в которых они не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсу «Разговор о здоровом питании».

Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Особенностями программы является: 

·               интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;

·               расширение чувственного опыта и практической  деятельности школьников;

·               наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;

·               возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.

       В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

         Данная система занятий   предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

На прохождение программы  отводится 1 час в неделю.

Формы обучения

         В программе используются разнообразные формы проведения занятий. Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, решение ситуативных задач по экологической тематике.

Методы обучения:

Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

Проблемный 

Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).

Объяснительно-иллюстративный.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        В соответствии с учебным планом МБОУ Верхнеграчинской ООШ, Основной образовательной программой МБОУ Верхнеграчинскоой ООШ  на изучение  курса внеурочной деятельности  «Разговор о здоровом питании» в 5-7 классе отводится 1 час в неделю, 34часа в год, при 34 учебных неделях.    

В соответствии с учебным графиком образовательной деятельности МБОУ Верхнеграчинской ООШ на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 33 часа. В 5-7 классах сокращение часов программы будет  выполнено за счет резервного времени. (в 5 классе  – 1 час, в 6 классе  – 1 час, в 7 классе  – 1 час)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

«Разговор о здоровом питании»

 К концу первого года обучения

Личностными результатами обучающихся являются:

·         умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·        умение использовать знания в повседневной жизни;

·        в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит; 

·        умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

·        познавательный интерес к основам  культуры питания.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные:

·        умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·        умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

·        умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

·        умение узнавать изученные объекты и  явления живой природы;

·        умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

·        умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.

Коммуникативные:

·        умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

·        умение формулировать собственное мнение и позицию;

·        умение строить простейшие монологические высказывания;

·        умение задавать вопросы;

·        умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные:

·        применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие 

·        сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

·        организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований.       

К концу второго года обучения

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:        

·        умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                 

·        умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

·        умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами обучающихся:

·        активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

·        ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

·        оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными  результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

·        характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

·        находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

·        использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

·        общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

·        анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

·        оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

·        ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

·        оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствии

·        применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

·        организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;  

·        применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 

 

                                                                                                             

К концу третьего года обучения

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;

Предметными результатами освоения программы являются:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.                                      

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Период прохождения программы

1.      

Поговорим о продуктах

8

01.09.2017-20.10.2017

2.      

Давайте узнаем о продуктах

12

27.10.2017-02.02.2018

3.      

Поговорим о правилах этикета

3

09.02.2018-02.03.2018

4.      

Из истории русской кухни

6

16.03.2018-27.04.2018

5.      

Здоровая пища (итоговые занятия).

4

04.05.2018-25.05.2018

6.      

Резервное время

1

 

 

Итого

34 часа

 

 

6 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Период прохождения

программы

1.      

Разнообразие питания

9

01.09.2017-27.10.2017

2.      

Гигиена питания и приготовление пищи

7

10.11.2017-22.12.2017

3.      

Этикет

10

12.01.2018-06.04.2018

4.      

Рацион питания

7

34.04.2018-25.05.2018

5.      

Резервное время

 

 

 

Итого

34 часа

 

 

7 класс

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Период прохождения

программы

1.      

Из чего состоит наша пища.

9

01.09.2017-27.10.2018

2.      

Питание – необходимое условие для жизни человека.

8

10.11.2017-12.01.2018

3.      

Полезные продукты.

4

19.01.2018-09.02.2018

4.      

Здоровая пища – залог здоровья.

5

16.02.2018-06.04.2018

5.      

Культура еды.

7

13.04.2018-25.05.2018

6.      

Резервное время

1

 

 

Итого

34 часа

 

                                         

Календарно –тематическое  планирование курса

«Разговор о здоровом питании»

5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

 

Поговорим о продуктах

 

 

1.      

Анкетирование детей «Полезные привычки».

1

01.09.2017

2.      

Если хочешь быть здоров. Полезные и вредные привычки.

1

08.09.2017

3.      

Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища.

1

15.09.2017

4.      

Как правильно есть (гигиена питания). Режим питания.

1

22.09.2017

5.      

Самые полезные продукты. Что нужно есть в разное время года

1

29.09.2017

6.      

Как правильно составить свой рацион питания.

1

06.10.2017

7.      

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

13.10.2017

8.      

Как готовят пищу. Удивительные превращения пирожка.

1

20.10.2017

 

Давайте узнаем о продуктах

 

 

9.      

Из чего варят кашу.

1

27.10.2017

10.  

Блюда из зерна.

1

10.11.2017

11.  

Плох обед, если хлеба нет

1

17.11.2017

12.  

Советы доктора Воды.

1

24.11.2017

13.  

Молоко и молочные продукты. Молочное меню.

1

01.12.2017

14.  

Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда.

1

08.12.2017

15.  

Почему полезно есть мясо. Мясо и мясные блюда.

1

15.12.2017

16.  

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки.

1

22.12.2017

17.  

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

1

12.01.2018

18.  

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Малознакомые овощи и овощная зелень.

1

19.01.2018

19.  

Всякому овощу – своё время. Практическая работа «Проращивание репчатого лука». 

1

26.01.2018

20.  

Где найти витамины зимой и весной.

1

02.02.2018

 

Поговорим о правилах этикета.

 

 

21.  

Как правильно есть. Пользуемся ножом и вилкой.

Как правильно есть рыбу. 

1

09.02.2018

22.  

Как правильно накрыть стол. Как правильно вести себя за столом.

1

16.02.2018

23.  

Идём в гости. Конкурс «Салфеточка».

1

02.03.2018

 

Из истории русской кухни.

 

 

24.  

Щи да каша – пища наша.

1

16.03.2018

25.  

Что готовили наши прабабушки.

1

23.03.2018

26.  

Русские праздники, их меню и здоровье.

1

06.04.2018

27.  

Масленица.

1

13.04.2018

28.  

Кулинары, повара – волшебники.

1

20.04.2018

29.  

Проект «Любимое блюдо русской кухни».

1

27.04.2018

 

Здоровая пища.

 

 

30.  

Игра «Кладовая народной мудрости».

1

04.05.2018

31.  

Проект «Здоровое питание».

1

11.05.2018

32.  

Конкурс «Забавных бутербродов».

1

18.05.2018

33.  

Итоговое занятие «Здоровое питание».

1

25.05.2018

34.  

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

№п/п

Тема  занятия

Кол-во   часов

Дата проведения

 

Разнообразие питания

 

 

1

Вводное занятие. «Здоровье – это здорово!»

Анкетирование детей «Полезные привычки».

1

01.09.2017

2

Если хочешь быть здоров. Из чего состоит наша пища.

1

08.09.2017

3

Дневник  здоровья. Пищевая тарелка.

1

15.09.2017

4

Самые полезные продукты. Что нужно есть в разное время года.

1

22.09.2017

5

Как правильно есть. Любимые продукты и блюда.

1

29.09.2017

6

Из чего варят каши? Как сделать кашу вкусной. Разнообразие каш для завтрака.

1

06.10.2017

7

Мой рацион питания  «Минеральный круг». Влияние воды на обмен веществ. Напитки и  настои для здоровья.

1

13.10.2017

8

Почему полезно есть рыбу. Что и как приготовить из рыбы.

1

20.10.2017

9

Кулинарное путешествие по России

1

27.10.2017

 

Гигиена питания и приготовление пищи

 

 

10

Путешествие Пирожка. Откуда хлеб на стол пришёл.

1

10.11.2017

11

Конкурс  рисунков «Ай, да пекари!».

1

17.11.2017

12

Игра «Прогулка по улице Сезам».

1

24.11.2017

13

Пора ужинать.

1

01.12.2017

14

Какую пищу можно найти в лесу.

1

08.12.2017

15

«Пищевая тарелка» спортсмена.

1

15.12.2017

16

Пищевые отравления, их предупреждение.

1

22.12.2017

 

Этикет

 

 

17

Вредные и полезные привычки в питании.

1

12.01.2018

18

Что такое жажда? Как утолить жажду.

1

19.01.2018

19

Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня.

1

26.01.2018

20

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

02.02.2018

21

Молоко и молочные продукты. Роль белка в  рационе питания  «Белковый круг».

1

09.02.2018

22

Мясо и мясные блюда.

1

16.02.2018

23

Где найти витамины весной? Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

1

02.03.2018

24

Сахар его польза и вред.

1

16.03.2018

25

Где и как мы едим. Правила гигиены.

1

23.03.2018

26

Ты готовишь себе и друзьям. Салаты. Блюдо своими руками.

1

06.04.2018

 

Рацион питания

 

 

27

От каких факторов зависит наше здоровье?

1

13.04.2018

28

Жиры  в рационе питания  «Жировой круг».

1

20.04.2018

29

Кухни разных народов.

1

27.04.2018

30

Бытовые приборы для кухни.

1

04.05.2018

31

Ты - покупатель Правила вежливости. Ты – покупатель. Права потребителя.

1

11.05.2018

32

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанты), торты.

1

18.05.2018

33

Как правильно есть. Режим питания школьника. Зачем нужно соблюдать режим питания.

1

25.05.2018

34

Резерв

 

 

7 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

проведения

 

 

 

 

 

Из чего состоит наша пища.

 

 

1

Если хочешь быть здоров. Анкетирование детей «Полезные привычки»

1

01.09.2017

2

Из чего состоит наша пища? (Белки)

1

08.09.2017

3

Из чего состоит наша пища? (Жиры)

1

15.09.2017

4

Из чего состоит наша пища? (Углеводы)

1

22.09.2017

5

Дары моря. Чем полезны рыбные блюда.

1

29.09.2017

6

Какую пищу можно найти в лесу? (Знакомство с ядовитыми грибами)

1

06.10.2017

7

Молоко и молочные продукты.

1

13.10.2017

8

Что нужно есть в разное время года

1

20.10.2017

9

Настольная игра « Приготовь любимое блюдо».

1

27.10.2017

 

Питание – необходимое условие для жизни человека.

 

 

10

Режим дня. Режим питания.

1

10.11.2017

11

Раздельное питание. Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин, «Разложи продукты».

1

17.11.2017

12

Как правильно есть (гигиена питания)

1

24.11.2017

13

Завтрак. Блюда из зерна. Чем полезна каша.

1

01.12.2017

14

Обед. Составление меню. Секреты обеда.

1

08.12.2017

15

Полдник. Значение полдника.

1

15.12.2017

16

Пора ужинать.

1

22.12.2017

17

Проект. « Режим питания школьника».

1

12.01.2018

 

Полезные продукты.

 

 

18

Самые полезные продукты. Вредные продукты.

1

19.01.2018

19

Беседа «Хлеб – всему голова» Настольная игра « Дорога хлеба к столу».

1

26.01.2018

20

Молоко. Молочные продукты. Молочное меню. Составление меню.

1

02.02.2018

21

Что такое витамины.

1

09.02.2018

 

Здоровая пища – залог здоровья.

 

 

22

Где найти витамины весной. Витаминные салаты.

1

16.02.2018

23

На вкус и цвет товарищей нет. Вкус продукта. Органы осязания.

1

02.03.2018

24

Игра «Кладовая народной мудрости».

1

16.03.2018

25

Что нужно есть в разное время года.

1

23.03.2018

26

Меню спортсмена.

1

06.04.2018

 

Культура еды.

 

 

27

Напитки. Если хочется пить. Полезные и вредные напитки. Фиточай.

1

13.04.2018

28

Название кухонных приборов и посуды. Как правильно накрыть стол. Конкурс «Салфеточка».

1

20.04.2018

29

Вкусные истории.

1

27.04.2018

30

Русская еда. Традиции русской кухни.

1

04.05.2018

31

Кухня народов мира.

1

11.05.2018

32

Витамины. Витамины группы А, В. С, Д.

1

18.05.2018

33

Конкурс проектов «Витаминная семейка».

1

25.05.2018

34

Резерв

 

 

 


 

Посмотрите также