Разработка программы по географии для 6 общеобразовательного класса
Оценка 4.8

Разработка программы по географии для 6 общеобразовательного класса

Оценка 4.8
docx
30.09.2020
Разработка программы по географии для 6 общеобразовательного класса
пр.гео 6 кл.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

 

 

Учебный год: 2019-2020

Класс: 6

Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1

Учебник: География. Планета Земля. 5- 6 классы.  Лобжанидзе А.А. - М.: «Просвещение», 2016.

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

учитель географии

Мусихина Ирина Анатольевна

 

 

 

 

Пояснительная записка

                 Рабочая программа  по географии для 6 класса разработана на основе:

1        Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2        Приказа Минобрнауки России от 31.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897.

4        Постановления главного государственного врача Российсской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10» «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» ( зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года);

5        Федерального перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

6        Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994;

7        Авторской программы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой линии УМК «География. Сферы» (5—9 клас­сы) для основной школы и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

8        Устава ГКСУВУПКЗТ «Очёрская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» с изменениями. Утверждённый приказом Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-06-957, от 26.10.2018г.

9        Календарным учебным графиком работы школы на 2019-2020 учебный год.

10   Программы развития и формирова­ния универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу для са­моразвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

 

География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину и формирование у учащихся умение использовать географические знания и навыки в повседневной жизни, для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

1        формирование системы географических знаний как компо­нента научной картины мира;

2        познание на конкретных примерах многообразия современно­го географического пространства на разных его уровнях (от ло­кального до глобального), что позволяет сформировать географи­ческую картину мира;

3        познание характера, сущности и динамики главных природ­ных, экологических, социально-экономических, геополитичес­ких и иных процессов, происходящих в географическом прост­ранстве России и мира;

4        понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осу­ществления стратегии устойчивого развития в масштабах Рос­сии и мира;

5        понимание закономерностей размещения населения и терри­ториальной организации хозяйства в связи с природными, соци­ально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических усло­вий проживания;

6         глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

7        выработка у обучающихся понимания общественной потреб­ности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей прак­тической деятельности;

8        формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

1        Умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;

2        Умение пользоваться современными информационными технологиями;

3        Владеть научными географическими понятиями;

4        Видеть проблемы и ставить вопросы;

5        Анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;

6        Наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

 Предмет география входит в образовательную область "Обществознание". Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Распределение часов по разделам и темам является примерным.

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать материал основных изучаемых в 6 классе разделов: гидросфера — водная оболочка Земли, атмосфера — воздушная оболочка Земли, биосфера — жизненная оболочка Земли, географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

 

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

 

 

 

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.  Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Учащийся должен уметь:

  • осознавать роль географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использовать географические умения:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использовать карту как модель:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимать смысл собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ

 

Название раздела

Содержание учебного раздела

Гидросфера — водная оболочка Земли

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океа­не. Использование карт для определения географического поло­жения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значе­ние и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохране­нию качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Реч­ная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, бо­лота. Использование карт для определения географического по­ложения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их ис­пользования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географи­ческое распространение, воздействие на хозяйственную деятель­ность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явле­ния в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмо­сферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые ко­лебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмо­сферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного дав­ления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Посто­янные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их форми­рования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за по­годой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Пост­роение графиков изменения температуры и облачности, розы вет­ров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изме­нений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воз­духа. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климати­ческие пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация челове­ка к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера — жизненная оболочка Земли.

Разнообразие растительного и животного Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодей­ствие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана расти­тельного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества ок­ружающей среды.

Почва как особое природное образованиеСостав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) поч­вообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

Строение, свойства и за­кономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупней­ший природный комплекс Земли. Широтная зональность и вы­сотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимо­действия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

 

 

Разделы курса

Кол-во часов

Гидросфера – водная оболочка Земли

8

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

8

Биосфера – оболочка жизни

5

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

13

Всего

34

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты или характеристика деятельности

Дом. задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел V. Гидросфера – водная оболочка Земли (8 часов)

1

Гидросфера.

Определяют значение географических знаний в географической современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником.

Фронтальная работа с классом

Уметь рассказывать о гидросфере как сплошной и непрерывной оболочке Земли. Знать: что такое гидросфера, свойства воды, сколько воды на Земле.

Коммуникативные:  

Развивать коммуникативные умения, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Определять понятие «гидросфера». 

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: 

Анализировать роль воды на Земле на основе текста учебника и иллюстраций.

Развитие познавательных интересов,

внутренней позиции

на уровне положительного отношения к школе.

С. 82-83

2

Мировой океан

Изучение океанов и их частей океана Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа

Уметь рассказывать о том, что такое Мировой океан, что такое моря. Уметь отвечать на вопрос:

«Почему свойства вод МО изменчивы?»

Коммуникативные:

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты Регулятивные: Различать окраинные, внутренние моря, заливы, проливы, каналы.

Познавательные:

 Анализировать, сравнивать закономерности в распределении свойств вод Мирового океана.

Осознание ценности и значимости Мирового океана.

С. 84-85

3.

Движения воды в океане.

Понимать информацию о возникновении волн, чем опасны цунами.

Уметь рассказывать о том, как образуются и какими бывают океанические течения; почему на Земле бывают приливы и отливы.

Урок конструирования понятий, практикум.

Показывать по картам теплые и холодные течения, составлять схему «Виды океанических течений»

Коммуникативные: Находить информацию (в Интернете и других источниках) о явлениях цунами, мощных океанических течениях.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и планировать свои действия

Познавательные:

Сравнивать, анализировать причины возникновения волн, течений и приливов в океанах.

Показывать по картам течения и

наносить их на контурную карту.

С. 86-87

4.

Реки

Уметь рассказывать о частях рек; о том, как образуются пороги и водопады; как возникают и чем опасны наводнения.

Урок конструирования понятий, практикум.

Представлять и давать оценку рекам: равнинным и горным

Коммуникативные:

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Регулятивные: Принимать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: Уметь сравнивать различные по характеру течения рек. Уметь обобщать факты и явления основных причин наводнений на реках.

Показывать по картам равнинные и горные реки, крупные пороги и водопады.

Наносить реки на контурную карту.

С. 88-91

5.

Озера и болота

Представлять и давать оценку особенностей и значения разнообразия вод суши: рек, озер.

Урок эвристическая беседа, частично-поисковый.

Иметь представление об озерах и болотах.

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение озер и болот для человека.

Регулятивные:

Принимать и формулировать учебную задачу.

Познавательные:

Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Уметь различать озера по солености, проточности, происхождению котловин. Наносить озера и болота на контурную карту.

С. 92-93

6.

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Тер­мальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Урок частично-поисковый.

Знать причины минерализации воды; что такое подземные воды и источники.

Значение подземных вод для человека.

Коммуникативные:

Уметь находить информацию в Интернете и других источники об образовании гейзеров.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Уметь разбираться в том, как образуются межпластовые и грунтовые воды.

С. 94-95

7

Ледники и многолетняя мерзлота

Горные и покровные ледники. Айс­берги. Многолетняя мерзлота: распро­странение, воздействие на хозяйство.

Оледенения.

Урок-практикум

Уметь рассказывать об айсбергах, как рождаются и какими бывают ледники, когда на Земле были ледниковые периоды. Значение оледенения

Коммуникативные:

Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об особенностях хозяйственной деятельности в районах с многолетней мерзлотой.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия

Познавательные:

Уметь сравнивать и анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Прослеживать и описывать по картам положение границ максимального распространения айсбергов.

С. 96-97

8

Человек и гидросфера

Уметь обобщать знания и умения по теме «Вода на Земле» Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование.

Знать: почему пресной воды на Земле недостаточно? На что расходуется больше всего воды?

Кто является главным загрязнителем вод?

Зачем необходимы водохранилища? Какие опасности грозят Мировому океану?

.

Коммуникативные:

Находить информацию в Интернете и других источниках и обсуждать меры, направленные на сокращение потребления воды человечеством.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Сравнивать и обобщать факты загрязнения гидросферы Земли.

Уметь рассуждать о причинах нехватки пресной воды на Земле.

98-100

Раздел VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (8 часов)

9

Атмосфера

Объяснять особенности атмосферы Земли: размеры атмосферы, вещественный состав и строение.

Комбинированный: урок конструирования теории, эвристическая беседа.

Уметь рассказывать

о том, из каких газов состоит воздух; из каких слоев состоит атмосфера.

Коммуникативные:

Уметь в процессе общения приводить доказательства утверждения «Тропосфера-кухня погоды»

Регулятивные:

Уметь планировать свои действия.

Познавательные:

Уметь рассуждать о значении атмосферы для Земли.

Уметь

давать характеристику слоев атмосферы и указывать различия между ними.

102-103

10

Температура воздуха

Нагревание воздуха, зависимость тем­пературы от высоты, угла падения сол­нечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения темпе­ратуры воздуха. Амплитуда темпера­тур. Изотермы. Парниковый эффект.

Эвристическая беседа

Знать: как нагревается воздух атмосферы, какие факторы влияют на температуру воздуха.

Коммуникативные: Выявлять причины изменчивости температуры воздуха.

Регулятивные: Формировать учебную проблему.

Познавательные: Решать практические задачи, сравнивая по картам атласа средние температуры июля и января.

Анализировать графики годового и суточного хода температур воздуха.

104-105

11

Влажность воздуха.

Облака.

Образование облаков в атмосфере, их виды и значение.

Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум.

Знать, что такое влажность воздуха, как образуется туман и облака, какие бывают облака.

Коммуникативные: Описывать

способы образования тумана и облаков

Регулятивные:

Формулировать учебную задачу и планировать свои действия.

Познавательные: рассчитать относительную влажность воздуха.

Распознавать виды облаков.

106-107

12

Атмосферные осадки

Образование осадков в атмосфере, их виды и значение.

Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа.

Знать: как образуются роса и иней; почему на Земле бывает дождь, снег и град.

Коммуникативные:

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Регулятивные:

Решать практические задачи по анализу диаграмм годового кол-ва осадков.

Познавательные:

Рассказывать о способах отображения количества осадков на картах атласа

 

Пользуясь картой количества осадков, выявлять особенности их распределения по земной поверхности в зависимости от географической широты.

108-109

13

Атмосферное давление и ветер

Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, виды ветров в разных частях Земли.

Урок разработки программы действий.

Знать как распределяется давление на Земле, почему воздух движется, как образуются ветры, что такое муссоны, бризы, фены.

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи.

Познавательные:

Определять и рассказывать по рис., об образовании бризов, муссонов, пассатов.

Развивать познавательные интересы по данной теме.

110-113

14

Погода. Климат

Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле.

Урок постановки проблем и их решения.

Знать, что такое погода и чем она характеризуется; почему погода изменчива; как составляют прогноз погоды.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности

Регулятивные:

Ставить задачи и уметь их решать.

Познавательные:

Ориентироваться по карте погоды и описывать различия погоды в двух пунктах по выбору.

Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности метеорологических знаний, как важнейших компонентов прогноза погоды.

114-117

15

Оптические явления в атмосфере

Образование оптических явлений в атмосфере

Фронтальный опрос

Уметь различать разнообразные оптические явления в атмосфере

( миражи, радуга, молнии, гало и др.)

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Регулятивные:

Формулировать учебную задачу и планировать свои действия

Познавательные:

Уметь рассуждать об изменении атмосферы Земли.

Знать, какие явления характерны для нашей местности.

118-119

16

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу.

Опасные и редкие явления в атмосфере (град, гололед, изморозь, ливень, снегопад, гроза, молния и т.д.)

Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум.

Знать, чем опасны засухи и ливни; как рождаются ураганы; почему загрязнена атмосфера Земли.

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Объяснять, чем опасны сильные морозы и снегопады.

Показывать на

карте, где и как зарождаются ураганы.

120-122

Раздел VII. Биосфера – оболочка жизни (5 часов)

17

Биосфера

Понятие «биосфера». В.И. Вернадс­кий - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Раз­нообразие органического мира Зем­ли. Понятие о древних видах -реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше ив Мировом океане.

Фронтальный опрос

Уметь объяснять, что такое биосфера и где проходят ее границы.

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

Знать, чем определяются границы распространения биосферы; в каких частях Земли наблюдается наибольшее сосредоточение живых организмов.

Развитие познавательных интересов по теме.

123-125

18

Жизнь в океане и на суше

Факторы воздействия на распростра­нение живых организмов в океане и на суше. Группы морских организ­мов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения расти­тельного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. Фронтальный опрос

Иметь представление о том, как распространяется жизнь в Мировом океане и на суше.

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках о живых организмах.

Приводить примеры животных и районы их расселения.

Регулятивные: Планировать свои действия и оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

Выявлять причины влияющие, на распространение жизни в Мировом океане. Знать условия изменения орг. мира на суше.

Развитие

познавательных

интересов на уровне

положительного отношения к живому.

126-127

19

Значение биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический кругово­рот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Зем­ли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидро­сферу, человека.

Эвристическая беседа.

Представлять, как происходит на Земле биологический круговорот; как биосфера изменяет другие сферы Земли.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности; умение задавать вопросы деятельности.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Знать: значение фотосинтеза и роль каждой группы живых организмов в биологическом круговороте.

Развитие познавательных интересов мотивационной основы учебной деятельности, включающий социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

128-129

20

Человек - часть биосферы

 

Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека.

Эвристическая беседа.

Знать: как люди расселялись по Земле; в чем проявляется зависимость человека от биосферы.

Коммуникативные: 

Находить информацию в других источниках о представителях разных рас.

Регулятивные:

Ставить задачи и уметь их решать.

Познавательные:

Уметь выявлять соответствие между распространением рас и размещением населения на земном шаре.

Развитие

познавательных

интересов на уровне

положительного отношения к древним останкам человека.

130-131

21

Экологические проблемы в биосфере

Экологические кризисы в истории раз­вития человечества.

Эвристическая беседа.

Представлять, в чем суть современных экологических проблем.

Знать какие мероприятия направлены на охрану органического мира.

Коммуникативные: 

Находить информацию в других источниках значения терминов: нац. парк, заповедник.

Регулятивные: Формировать учебную проблему.

Познавательные:

Анализировать, какие экологические кризисы были в истории человечества; каковы черты современного экологического кризиса.

Развитие познавательных интересов на уровне

положительного отношения к объектам Всемирного наследия.

132-134

Раздел VIII. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (13 часов)

22

Географическая оболочка

Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки.

Фронтальный опрос.

Знать, что такое географическая оболочка; ее зональность и целостность, ритмичность.

Коммуникативные:

Находить информацию в других источниках и подготавливать сообщения на тему « Ритмы в живой и неживой природе»

Регулятивные:

Формировать учебную проблему и планировать свои действия.

Познавательные:

Анализировать этапы в развитии географической оболочки; приводить примеры проявления зональности на материках и океанах.

Развитие познавательных интересов Осознание необходимости изучения данной темы.

135-137

23

Природные комплексы

Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природ­ных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплек­сы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы

Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование

Иметь представление о природных зонах, разнообразии природных комплексов

Коммуникативные:

Изучать рисунки учебника и делать выводы. Решать познавательные и практические задачи на выявление по картам атласа

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

Выявлять отличия природных комплексов от антропогенных. Анализировать схему «ПК»

Развивать познавательные интересы, воспринимать на слух и принимать информацию об зональных природных комплексах.

138-139

24

Почва

Почва как особое природное образова­ние. Состав и строение почв. Плодоро­дие почв. Распространённые зональ­ные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Фронтальный опрос

Иметь представления о почве, ее строении и свойствах, мерах по охране почв.

Коммуникативные: Описывать от чего зависит плодородие почв; рассказывать о мероприятиях по охране и повышению плодородия почв.

Регулятивные: 

Формировать учебную проблему и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Показывать на схемах и картах разные типы почв. Анализировать почвенный профиль.

Осознание ценностей географических знаний, необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов

140-141

25

Ледяные пустыни

Арктические и антарктические пусты­ни: географическое положе­ние, климат, растительный и живот­ный мир.

Эвристическая беседа.

Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли

Коммуникативные: Находить дополнительные сведения о полярой пустыни.

Регулятивные: Формулировать учебную проблему и уметь её решать.

Познавательные:

Составлять описание полярной пустыни.

Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к живому.

142

26

Тундра

Тундры: географическое положе­ние, климат, растительный и живот­ный мир.

Эвристическая беседа.

Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли.

Определять по картам географическое положение природной зоны, показывать их. Узнавать природные зоны на иллю­страциях, описывать их облик.

Коммуникативные:

Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе)

Регулятивные:

Планировать учебную деятельность, уметь объяснять содержание совершаемых действий

Познавательные:

Составлять описание тундры

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

143

27

Леса умеренного пояса

Зоны тайги, смешанных и широколи­ственных лесов: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира.

Эвристическая беседа.

Уметь использовать изученную информацию по всей теме.

Знать какие бывают леса, их значение в жизни планеты.

Коммуникативные:

Уметь обсуждать вопросы в группе

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Анализировать схему учебника: «Распространение лесов»

Выполнять описание природных зон: тайга, смешанные леса.

Формирование познавательной и информационной культуры

144-145

28

Леса тропического пояса

Зоны муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира.

Урок постановки проблемы

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллю­страциях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира.

Коммуникативные:

Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе)

Регулятивные:

определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий;

Познавательные:

Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Проводить наблюдение под руководством учителя

Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий.

146-147

29

Степи и саванны

Зоны степей и саванн: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Урок постановки проблемы

Уметь рассказывать о степях и саваннах, использовании их человеком.

Коммуникативные:

Уметь добывать знания через другие источники, по данной теме.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Анализировать схему учебника: «Распространение степей и саванн»

Сравнивать степи на разных материках.

Выявлять общие черты между степями и саваннами.

Развивать познавательные интересы.

Осмыслять важность

изучения данной темы.

148-149

30

Засушливые области планеты.

Зона пустынь: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Урок постановки проблемы

Уметь рассказывать о разнообразии жизни в кажущейся «мертвой» пустыне;

Знать что такое оазисы.

Коммуникативные: 

Устанавливать по иллюстрациям и картам типы пустынь; выявлять

приспособления животных к жизни в пустыне

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Анализировать схему учебника «Распространение пустынь и полупустынь».

Развивать познавательные интересы.

Осмыслять важность изучения данной темы.

150-151

31

Природные комплексы Мирового океана

Широтные и вертикальные зоны Мирового океана.

 

Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование

Иметь представление о природных комплексах Мирового океана. Уметь различать широтные и вертикальные зоны океанов.

Коммуникативные:

Находить информацию в Интернете и др. источниках о значении орг. мира Мирового океана для человека.

Регулятивные:

Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов.

Познавательные:

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показать их. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности.

Развивать интересы учащийся по данной теме.

152-153

32

Всемирное наследие человечества

Всемирное наследие. Угрозы сохране­нию объектов наследия.

Текущий контроль.

Знать, что значит Всемирное наследие человечества, угрозы сохранению наследия, культурные ландшафты.

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках об объектах всемирного наследия.

Регулятивные:

Определять характер объектов и особенности их размещения по континентам.

Познавательные:

Выявлять причины необходимости охраны культурного и природного наследия.

Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия.

154-155

33

Природное наследие человечества

Природ­ное наследие и сохранение биологи­ческого разнообразия.

Текущий контроль.

Знать, какие объекты входят во всемирное природное наследие;

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества.

Регулятивные:

Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Познавательные:

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества.

Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия.

156

34

Культурное наследие человечества

География объ­ектов Всемирного наследия. Текущий контроль.

Знать, какие объекты входят во всемирное культурное наследие.

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать свои действия.

Познавательные: Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий.

157-158

 

 

 

 

 

 




 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о

География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о

Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как: 1

Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как: 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления…

Выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления…

Средством формирования коммуникативных

Средством формирования коммуникативных

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия

Атмосфера — воздушная оболочка

Атмосфера — воздушная оболочка

Биосфера — жизненная оболочка

Биосфера — жизненная оболочка

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Познавательные: Анализировать, сравнивать закономерности в распределении свойств вод

Познавательные: Анализировать, сравнивать закономерности в распределении свойств вод

Показывать по картам равнинные и горные реки, крупные пороги и водопады

Показывать по картам равнинные и горные реки, крупные пороги и водопады

Уметь разбираться в том, как образуются межпластовые и грунтовые воды

Уметь разбираться в том, как образуются межпластовые и грунтовые воды

Земли.Уметь рассуждать о причинах нехватки пресной воды на

Земли.Уметь рассуждать о причинах нехватки пресной воды на

Облака.Образование облаков в атмосфере, их виды и значение

Облака.Образование облаков в атмосфере, их виды и значение

Земли. Урок разработки программы действий

Земли. Урок разработки программы действий

Человек и атмосфераКак атмосфера влияет на человека и его условия жизни

Человек и атмосфераКак атмосфера влияет на человека и его условия жизни

Мировом океане. Фронтальный опросУметь объяснять, что такое биосфера и где проходят ее границы

Мировом океане. Фронтальный опросУметь объяснять, что такое биосфера и где проходят ее границы

Эвристическая беседа.Представлять, как происходит на

Эвристическая беседа.Представлять, как происходит на

Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к объектам

Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к объектам

Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование

Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование

ТундраТундры: географическое положе­ние, климат, растительный и живот­ный мир

ТундраТундры: географическое положе­ние, климат, растительный и живот­ный мир

Урок постановки проблемыОпределять по картам географическое положение природных зон, показывать их

Урок постановки проблемыОпределять по картам географическое положение природных зон, показывать их

Зона пустынь: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного мира

Зона пустынь: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного мира

Всемирное наследие человечестваВсемирное наследие

Всемирное наследие человечестваВсемирное наследие

Природное наследие человечества

Природное наследие человечества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020