Разработка программы по географии для 6 общеобразовательного класса

  • docx
  • 30.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пр.гео 6 кл.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

 

 

Учебный год: 2019-2020

Класс: 6

Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1

Учебник: География. Планета Земля. 5- 6 классы.  Лобжанидзе А.А. - М.: «Просвещение», 2016.

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

учитель географии

Мусихина Ирина Анатольевна

 

 

 

 

Пояснительная записка

                 Рабочая программа  по географии для 6 класса разработана на основе:

1        Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2        Приказа Минобрнауки России от 31.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897.

4        Постановления главного государственного врача Российсской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10» «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» ( зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года);

5        Федерального перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

6        Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994;

7        Авторской программы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой линии УМК «География. Сферы» (5—9 клас­сы) для основной школы и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

8        Устава ГКСУВУПКЗТ «Очёрская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» с изменениями. Утверждённый приказом Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-06-957, от 26.10.2018г.

9        Календарным учебным графиком работы школы на 2019-2020 учебный год.

10   Программы развития и формирова­ния универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу для са­моразвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

 

География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину и формирование у учащихся умение использовать географические знания и навыки в повседневной жизни, для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

1        формирование системы географических знаний как компо­нента научной картины мира;

2        познание на конкретных примерах многообразия современно­го географического пространства на разных его уровнях (от ло­кального до глобального), что позволяет сформировать географи­ческую картину мира;

3        познание характера, сущности и динамики главных природ­ных, экологических, социально-экономических, геополитичес­ких и иных процессов, происходящих в географическом прост­ранстве России и мира;

4        понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осу­ществления стратегии устойчивого развития в масштабах Рос­сии и мира;

5        понимание закономерностей размещения населения и терри­ториальной организации хозяйства в связи с природными, соци­ально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических усло­вий проживания;

6         глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

7        выработка у обучающихся понимания общественной потреб­ности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей прак­тической деятельности;

8        формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

1        Умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;

2        Умение пользоваться современными информационными технологиями;

3        Владеть научными географическими понятиями;

4        Видеть проблемы и ставить вопросы;

5        Анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;

6        Наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

 Предмет география входит в образовательную область "Обществознание". Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Распределение часов по разделам и темам является примерным.

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать материал основных изучаемых в 6 классе разделов: гидросфера — водная оболочка Земли, атмосфера — воздушная оболочка Земли, биосфера — жизненная оболочка Земли, географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

 

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

 

 

 

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.  Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Учащийся должен уметь:

  • осознавать роль географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использовать географические умения:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использовать карту как модель:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимать смысл собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ

 

Название раздела

Содержание учебного раздела

Гидросфера — водная оболочка Земли

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океа­не. Использование карт для определения географического поло­жения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значе­ние и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохране­нию качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Реч­ная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, бо­лота. Использование карт для определения географического по­ложения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их ис­пользования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географи­ческое распространение, воздействие на хозяйственную деятель­ность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явле­ния в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмо­сферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые ко­лебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмо­сферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного дав­ления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Посто­янные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их форми­рования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за по­годой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Пост­роение графиков изменения температуры и облачности, розы вет­ров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изме­нений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воз­духа. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климати­ческие пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация челове­ка к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера — жизненная оболочка Земли.

Разнообразие растительного и животного Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодей­ствие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана расти­тельного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества ок­ружающей среды.

Почва как особое природное образованиеСостав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) поч­вообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

Строение, свойства и за­кономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупней­ший природный комплекс Земли. Широтная зональность и вы­сотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимо­действия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

 

 

Разделы курса

Кол-во часов

Гидросфера – водная оболочка Земли

8

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

8

Биосфера – оболочка жизни

5

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

13

Всего

34

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности

(элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты или характеристика деятельности

Дом. задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел V. Гидросфера – водная оболочка Земли (8 часов)

1

Гидросфера.

Определяют значение географических знаний в географической современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником.

Фронтальная работа с классом

Уметь рассказывать о гидросфере как сплошной и непрерывной оболочке Земли. Знать: что такое гидросфера, свойства воды, сколько воды на Земле.

Коммуникативные:  

Развивать коммуникативные умения, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Определять понятие «гидросфера». 

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: 

Анализировать роль воды на Земле на основе текста учебника и иллюстраций.

Развитие познавательных интересов,

внутренней позиции

на уровне положительного отношения к школе.

С. 82-83

2

Мировой океан

Изучение океанов и их частей океана Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа

Уметь рассказывать о том, что такое Мировой океан, что такое моря. Уметь отвечать на вопрос:

«Почему свойства вод МО изменчивы?»

Коммуникативные:

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты Регулятивные: Различать окраинные, внутренние моря, заливы, проливы, каналы.

Познавательные:

 Анализировать, сравнивать закономерности в распределении свойств вод Мирового океана.

Осознание ценности и значимости Мирового океана.

С. 84-85

3.

Движения воды в океане.

Понимать информацию о возникновении волн, чем опасны цунами.

Уметь рассказывать о том, как образуются и какими бывают океанические течения; почему на Земле бывают приливы и отливы.

Урок конструирования понятий, практикум.

Показывать по картам теплые и холодные течения, составлять схему «Виды океанических течений»

Коммуникативные: Находить информацию (в Интернете и других источниках) о явлениях цунами, мощных океанических течениях.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и планировать свои действия

Познавательные:

Сравнивать, анализировать причины возникновения волн, течений и приливов в океанах.

Показывать по картам течения и

наносить их на контурную карту.

С. 86-87

4.

Реки

Уметь рассказывать о частях рек; о том, как образуются пороги и водопады; как возникают и чем опасны наводнения.

Урок конструирования понятий, практикум.

Представлять и давать оценку рекам: равнинным и горным

Коммуникативные:

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Регулятивные: Принимать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: Уметь сравнивать различные по характеру течения рек. Уметь обобщать факты и явления основных причин наводнений на реках.

Показывать по картам равнинные и горные реки, крупные пороги и водопады.

Наносить реки на контурную карту.

С. 88-91

5.

Озера и болота

Представлять и давать оценку особенностей и значения разнообразия вод суши: рек, озер.

Урок эвристическая беседа, частично-поисковый.

Иметь представление об озерах и болотах.

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение озер и болот для человека.

Регулятивные:

Принимать и формулировать учебную задачу.

Познавательные:

Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Уметь различать озера по солености, проточности, происхождению котловин. Наносить озера и болота на контурную карту.

С. 92-93

6.

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Тер­мальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Урок частично-поисковый.

Знать причины минерализации воды; что такое подземные воды и источники.

Значение подземных вод для человека.

Коммуникативные:

Уметь находить информацию в Интернете и других источники об образовании гейзеров.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Уметь разбираться в том, как образуются межпластовые и грунтовые воды.

С. 94-95

7

Ледники и многолетняя мерзлота

Горные и покровные ледники. Айс­берги. Многолетняя мерзлота: распро­странение, воздействие на хозяйство.

Оледенения.

Урок-практикум

Уметь рассказывать об айсбергах, как рождаются и какими бывают ледники, когда на Земле были ледниковые периоды. Значение оледенения

Коммуникативные:

Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об особенностях хозяйственной деятельности в районах с многолетней мерзлотой.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия

Познавательные:

Уметь сравнивать и анализировать факты и выявлять причины и следствия.

Прослеживать и описывать по картам положение границ максимального распространения айсбергов.

С. 96-97

8

Человек и гидросфера

Уметь обобщать знания и умения по теме «Вода на Земле» Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование.

Знать: почему пресной воды на Земле недостаточно? На что расходуется больше всего воды?

Кто является главным загрязнителем вод?

Зачем необходимы водохранилища? Какие опасности грозят Мировому океану?

.

Коммуникативные:

Находить информацию в Интернете и других источниках и обсуждать меры, направленные на сокращение потребления воды человечеством.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Сравнивать и обобщать факты загрязнения гидросферы Земли.

Уметь рассуждать о причинах нехватки пресной воды на Земле.

98-100

Раздел VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (8 часов)

9

Атмосфера

Объяснять особенности атмосферы Земли: размеры атмосферы, вещественный состав и строение.

Комбинированный: урок конструирования теории, эвристическая беседа.

Уметь рассказывать

о том, из каких газов состоит воздух; из каких слоев состоит атмосфера.

Коммуникативные:

Уметь в процессе общения приводить доказательства утверждения «Тропосфера-кухня погоды»

Регулятивные:

Уметь планировать свои действия.

Познавательные:

Уметь рассуждать о значении атмосферы для Земли.

Уметь

давать характеристику слоев атмосферы и указывать различия между ними.

102-103

10

Температура воздуха

Нагревание воздуха, зависимость тем­пературы от высоты, угла падения сол­нечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения темпе­ратуры воздуха. Амплитуда темпера­тур. Изотермы. Парниковый эффект.

Эвристическая беседа

Знать: как нагревается воздух атмосферы, какие факторы влияют на температуру воздуха.

Коммуникативные: Выявлять причины изменчивости температуры воздуха.

Регулятивные: Формировать учебную проблему.

Познавательные: Решать практические задачи, сравнивая по картам атласа средние температуры июля и января.

Анализировать графики годового и суточного хода температур воздуха.

104-105

11

Влажность воздуха.

Облака.

Образование облаков в атмосфере, их виды и значение.

Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум.

Знать, что такое влажность воздуха, как образуется туман и облака, какие бывают облака.

Коммуникативные: Описывать

способы образования тумана и облаков

Регулятивные:

Формулировать учебную задачу и планировать свои действия.

Познавательные: рассчитать относительную влажность воздуха.

Распознавать виды облаков.

106-107

12

Атмосферные осадки

Образование осадков в атмосфере, их виды и значение.

Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа.

Знать: как образуются роса и иней; почему на Земле бывает дождь, снег и град.

Коммуникативные:

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Регулятивные:

Решать практические задачи по анализу диаграмм годового кол-ва осадков.

Познавательные:

Рассказывать о способах отображения количества осадков на картах атласа

 

Пользуясь картой количества осадков, выявлять особенности их распределения по земной поверхности в зависимости от географической широты.

108-109

13

Атмосферное давление и ветер

Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, виды ветров в разных частях Земли.

Урок разработки программы действий.

Знать как распределяется давление на Земле, почему воздух движется, как образуются ветры, что такое муссоны, бризы, фены.

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи.

Познавательные:

Определять и рассказывать по рис., об образовании бризов, муссонов, пассатов.

Развивать познавательные интересы по данной теме.

110-113

14

Погода. Климат

Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле.

Урок постановки проблем и их решения.

Знать, что такое погода и чем она характеризуется; почему погода изменчива; как составляют прогноз погоды.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности

Регулятивные:

Ставить задачи и уметь их решать.

Познавательные:

Ориентироваться по карте погоды и описывать различия погоды в двух пунктах по выбору.

Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности метеорологических знаний, как важнейших компонентов прогноза погоды.

114-117

15

Оптические явления в атмосфере

Образование оптических явлений в атмосфере

Фронтальный опрос

Уметь различать разнообразные оптические явления в атмосфере

( миражи, радуга, молнии, гало и др.)

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Регулятивные:

Формулировать учебную задачу и планировать свои действия

Познавательные:

Уметь рассуждать об изменении атмосферы Земли.

Знать, какие явления характерны для нашей местности.

118-119

16

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу.

Опасные и редкие явления в атмосфере (град, гололед, изморозь, ливень, снегопад, гроза, молния и т.д.)

Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум.

Знать, чем опасны засухи и ливни; как рождаются ураганы; почему загрязнена атмосфера Земли.

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Объяснять, чем опасны сильные морозы и снегопады.

Показывать на

карте, где и как зарождаются ураганы.

120-122

Раздел VII. Биосфера – оболочка жизни (5 часов)

17

Биосфера

Понятие «биосфера». В.И. Вернадс­кий - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Раз­нообразие органического мира Зем­ли. Понятие о древних видах -реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше ив Мировом океане.

Фронтальный опрос

Уметь объяснять, что такое биосфера и где проходят ее границы.

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

Знать, чем определяются границы распространения биосферы; в каких частях Земли наблюдается наибольшее сосредоточение живых организмов.

Развитие познавательных интересов по теме.

123-125

18

Жизнь в океане и на суше

Факторы воздействия на распростра­нение живых организмов в океане и на суше. Группы морских организ­мов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения расти­тельного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. Фронтальный опрос

Иметь представление о том, как распространяется жизнь в Мировом океане и на суше.

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках о живых организмах.

Приводить примеры животных и районы их расселения.

Регулятивные: Планировать свои действия и оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

Выявлять причины влияющие, на распространение жизни в Мировом океане. Знать условия изменения орг. мира на суше.

Развитие

познавательных

интересов на уровне

положительного отношения к живому.

126-127

19

Значение биосферы

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический кругово­рот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Зем­ли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидро­сферу, человека.

Эвристическая беседа.

Представлять, как происходит на Земле биологический круговорот; как биосфера изменяет другие сферы Земли.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности; умение задавать вопросы деятельности.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Знать: значение фотосинтеза и роль каждой группы живых организмов в биологическом круговороте.

Развитие познавательных интересов мотивационной основы учебной деятельности, включающий социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

128-129

20

Человек - часть биосферы

 

Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека.

Эвристическая беседа.

Знать: как люди расселялись по Земле; в чем проявляется зависимость человека от биосферы.

Коммуникативные: 

Находить информацию в других источниках о представителях разных рас.

Регулятивные:

Ставить задачи и уметь их решать.

Познавательные:

Уметь выявлять соответствие между распространением рас и размещением населения на земном шаре.

Развитие

познавательных

интересов на уровне

положительного отношения к древним останкам человека.

130-131

21

Экологические проблемы в биосфере

Экологические кризисы в истории раз­вития человечества.

Эвристическая беседа.

Представлять, в чем суть современных экологических проблем.

Знать какие мероприятия направлены на охрану органического мира.

Коммуникативные: 

Находить информацию в других источниках значения терминов: нац. парк, заповедник.

Регулятивные: Формировать учебную проблему.

Познавательные:

Анализировать, какие экологические кризисы были в истории человечества; каковы черты современного экологического кризиса.

Развитие познавательных интересов на уровне

положительного отношения к объектам Всемирного наследия.

132-134

Раздел VIII. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (13 часов)

22

Географическая оболочка

Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки.

Фронтальный опрос.

Знать, что такое географическая оболочка; ее зональность и целостность, ритмичность.

Коммуникативные:

Находить информацию в других источниках и подготавливать сообщения на тему « Ритмы в живой и неживой природе»

Регулятивные:

Формировать учебную проблему и планировать свои действия.

Познавательные:

Анализировать этапы в развитии географической оболочки; приводить примеры проявления зональности на материках и океанах.

Развитие познавательных интересов Осознание необходимости изучения данной темы.

135-137

23

Природные комплексы

Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природ­ных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплек­сы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы

Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование

Иметь представление о природных зонах, разнообразии природных комплексов

Коммуникативные:

Изучать рисунки учебника и делать выводы. Решать познавательные и практические задачи на выявление по картам атласа

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

Выявлять отличия природных комплексов от антропогенных. Анализировать схему «ПК»

Развивать познавательные интересы, воспринимать на слух и принимать информацию об зональных природных комплексах.

138-139

24

Почва

Почва как особое природное образова­ние. Состав и строение почв. Плодоро­дие почв. Распространённые зональ­ные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Фронтальный опрос

Иметь представления о почве, ее строении и свойствах, мерах по охране почв.

Коммуникативные: Описывать от чего зависит плодородие почв; рассказывать о мероприятиях по охране и повышению плодородия почв.

Регулятивные: 

Формировать учебную проблему и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Показывать на схемах и картах разные типы почв. Анализировать почвенный профиль.

Осознание ценностей географических знаний, необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов

140-141

25

Ледяные пустыни

Арктические и антарктические пусты­ни: географическое положе­ние, климат, растительный и живот­ный мир.

Эвристическая беседа.

Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли

Коммуникативные: Находить дополнительные сведения о полярой пустыни.

Регулятивные: Формулировать учебную проблему и уметь её решать.

Познавательные:

Составлять описание полярной пустыни.

Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к живому.

142

26

Тундра

Тундры: географическое положе­ние, климат, растительный и живот­ный мир.

Эвристическая беседа.

Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли.

Определять по картам географическое положение природной зоны, показывать их. Узнавать природные зоны на иллю­страциях, описывать их облик.

Коммуникативные:

Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе)

Регулятивные:

Планировать учебную деятельность, уметь объяснять содержание совершаемых действий

Познавательные:

Составлять описание тундры

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей.

143

27

Леса умеренного пояса

Зоны тайги, смешанных и широколи­ственных лесов: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира.

Эвристическая беседа.

Уметь использовать изученную информацию по всей теме.

Знать какие бывают леса, их значение в жизни планеты.

Коммуникативные:

Уметь обсуждать вопросы в группе

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Анализировать схему учебника: «Распространение лесов»

Выполнять описание природных зон: тайга, смешанные леса.

Формирование познавательной и информационной культуры

144-145

28

Леса тропического пояса

Зоны муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного

мира.

Урок постановки проблемы

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллю­страциях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира.

Коммуникативные:

Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе)

Регулятивные:

определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий;

Познавательные:

Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Проводить наблюдение под руководством учителя

Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий.

146-147

29

Степи и саванны

Зоны степей и саванн: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Урок постановки проблемы

Уметь рассказывать о степях и саваннах, использовании их человеком.

Коммуникативные:

Уметь добывать знания через другие источники, по данной теме.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Анализировать схему учебника: «Распространение степей и саванн»

Сравнивать степи на разных материках.

Выявлять общие черты между степями и саваннами.

Развивать познавательные интересы.

Осмыслять важность

изучения данной темы.

148-149

30

Засушливые области планеты.

Зона пустынь: гео­графическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Урок постановки проблемы

Уметь рассказывать о разнообразии жизни в кажущейся «мертвой» пустыне;

Знать что такое оазисы.

Коммуникативные: 

Устанавливать по иллюстрациям и картам типы пустынь; выявлять

приспособления животных к жизни в пустыне

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Анализировать схему учебника «Распространение пустынь и полупустынь».

Развивать познавательные интересы.

Осмыслять важность изучения данной темы.

150-151

31

Природные комплексы Мирового океана

Широтные и вертикальные зоны Мирового океана.

 

Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование

Иметь представление о природных комплексах Мирового океана. Уметь различать широтные и вертикальные зоны океанов.

Коммуникативные:

Находить информацию в Интернете и др. источниках о значении орг. мира Мирового океана для человека.

Регулятивные:

Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов.

Познавательные:

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показать их. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности.

Развивать интересы учащийся по данной теме.

152-153

32

Всемирное наследие человечества

Всемирное наследие. Угрозы сохране­нию объектов наследия.

Текущий контроль.

Знать, что значит Всемирное наследие человечества, угрозы сохранению наследия, культурные ландшафты.

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках об объектах всемирного наследия.

Регулятивные:

Определять характер объектов и особенности их размещения по континентам.

Познавательные:

Выявлять причины необходимости охраны культурного и природного наследия.

Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия.

154-155

33

Природное наследие человечества

Природ­ное наследие и сохранение биологи­ческого разнообразия.

Текущий контроль.

Знать, какие объекты входят во всемирное природное наследие;

Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества.

Регулятивные:

Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Познавательные:

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества.

Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия.

156

34

Культурное наследие человечества

География объ­ектов Всемирного наследия. Текущий контроль.

Знать, какие объекты входят во всемирное культурное наследие.

Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать свои действия.

Познавательные: Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий.

157-158