РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
Учебный год: 2019-2020
Класс: 6
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Учебник: География. Планета Земля. 5- 6 классы. Лобжанидзе А.А. - М.: «Просвещение», 2016.
Автор-составитель:
учитель географии
Мусихина Ирина Анатольевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе:
1 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2 Приказа Минобрнауки России от 31.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897.
4 Постановления главного государственного врача Российсской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10» «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» ( зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года);
5 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
6 Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994;
7 Авторской программы под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой линии УМК «География. Сферы» (5—9 классы) для основной школы и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
8 Устава ГКСУВУПКЗТ «Очёрская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» с изменениями. Утверждённый приказом Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-06-957, от 26.10.2018г.
9 Календарным учебным графиком работы школы на 2019-2020 учебный год.
10 Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География – учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину и формирование у учащихся умение использовать географические знания и навыки в повседневной жизни, для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
1 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
2 познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
3 познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
4 понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
5 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
6 глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
7 выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
8 формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
1 Умение пользоваться одним из «языков» международного общения – географической картой;
2 Умение пользоваться современными информационными технологиями;
3 Владеть научными географическими понятиями;
4 Видеть проблемы и ставить вопросы;
5 Анализировать информацию, классифицировать и группировать ее;
6 Наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет география входит в образовательную область "Обществознание". Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать материал основных изучаемых в 6 классе разделов: гидросфера — водная оболочка Земли, атмосфера — воздушная оболочка Земли, биосфера — жизненная оболочка Земли, географическая оболочка – самый крупный природный комплекс
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Учащийся должен уметь:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Название раздела |
Содержание учебного раздела |
Гидросфера — водная оболочка Земли |
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. |
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. |
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. |
Биосфера — жизненная оболочка Земли. |
Разнообразие растительного и животного Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. |
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс |
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. |
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Разделы курса |
Кол-во часов |
Гидросфера – водная оболочка Земли |
8 |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли |
8 |
Биосфера – оболочка жизни |
5 |
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс |
13 |
Всего |
34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Планируемые результаты или характеристика деятельности |
Дом. задание |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Раздел V. Гидросфера – водная оболочка Земли (8 часов) |
||||||
1 |
Гидросфера. |
Определяют значение географических знаний в географической современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником. Фронтальная работа с классом |
Уметь рассказывать о гидросфере как сплошной и непрерывной оболочке Земли. Знать: что такое гидросфера, свойства воды, сколько воды на Земле. |
Коммуникативные: Развивать коммуникативные умения, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Определять понятие «гидросфера». Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать роль воды на Земле на основе текста учебника и иллюстраций. |
Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе. |
С. 82-83 |
2 |
Мировой океан |
Изучение океанов и их частей океана Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа |
Уметь рассказывать о том, что такое Мировой океан, что такое моря. Уметь отвечать на вопрос: «Почему свойства вод МО изменчивы?» |
Коммуникативные: Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты Регулятивные: Различать окраинные, внутренние моря, заливы, проливы, каналы. Познавательные: Анализировать, сравнивать закономерности в распределении свойств вод Мирового океана. |
Осознание ценности и значимости Мирового океана. |
С. 84-85 |
3. |
Движения воды в океане. |
Понимать информацию о возникновении волн, чем опасны цунами. Уметь рассказывать о том, как образуются и какими бывают океанические течения; почему на Земле бывают приливы и отливы. Урок конструирования понятий, практикум. |
Показывать по картам теплые и холодные течения, составлять схему «Виды океанических течений» |
Коммуникативные: Находить информацию (в Интернете и других источниках) о явлениях цунами, мощных океанических течениях. Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать свои действия Познавательные: Сравнивать, анализировать причины возникновения волн, течений и приливов в океанах. |
Показывать по картам течения и наносить их на контурную карту. |
С. 86-87 |
4. |
Реки |
Уметь рассказывать о частях рек; о том, как образуются пороги и водопады; как возникают и чем опасны наводнения. Урок конструирования понятий, практикум. |
Представлять и давать оценку рекам: равнинным и горным |
Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Регулятивные: Принимать и формулировать учебную проблему. Познавательные: Уметь сравнивать различные по характеру течения рек. Уметь обобщать факты и явления основных причин наводнений на реках. |
Показывать по картам равнинные и горные реки, крупные пороги и водопады. Наносить реки на контурную карту. |
С. 88-91 |
5. |
Озера и болота |
Представлять и давать оценку особенностей и значения разнообразия вод суши: рек, озер. Урок эвристическая беседа, частично-поисковый. |
Иметь представление об озерах и болотах. |
Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение озер и болот для человека. Регулятивные: Принимать и формулировать учебную задачу. Познавательные: Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия. |
Уметь различать озера по солености, проточности, происхождению котловин. Наносить озера и болота на контурную карту. |
С. 92-93 |
6. |
Подземные воды |
Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. Урок частично-поисковый. |
Знать причины минерализации воды; что такое подземные воды и источники. Значение подземных вод для человека. |
Коммуникативные: Уметь находить информацию в Интернете и других источники об образовании гейзеров. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия. |
Уметь разбираться в том, как образуются межпластовые и грунтовые воды. |
С. 94-95 |
7 |
Ледники и многолетняя мерзлота |
Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. Урок-практикум |
Уметь рассказывать об айсбергах, как рождаются и какими бывают ледники, когда на Земле были ледниковые периоды. Значение оледенения |
Коммуникативные: Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об особенностях хозяйственной деятельности в районах с многолетней мерзлотой. Регулятивные: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия Познавательные: Уметь сравнивать и анализировать факты и выявлять причины и следствия. |
Прослеживать и описывать по картам положение границ максимального распространения айсбергов. |
С. 96-97 |
8 |
Человек и гидросфера |
Уметь обобщать знания и умения по теме «Вода на Земле» Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование. |
Знать: почему пресной воды на Земле недостаточно? На что расходуется больше всего воды? Кто является главным загрязнителем вод? Зачем необходимы водохранилища? Какие опасности грозят Мировому океану? . |
Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках и обсуждать меры, направленные на сокращение потребления воды человечеством. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Сравнивать и обобщать факты загрязнения гидросферы Земли. |
Уметь рассуждать о причинах нехватки пресной воды на Земле. |
98-100 |
Раздел VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (8 часов) |
||||||
9 |
Атмосфера |
Объяснять особенности атмосферы Земли: размеры атмосферы, вещественный состав и строение. Комбинированный: урок конструирования теории, эвристическая беседа. |
Уметь рассказывать о том, из каких газов состоит воздух; из каких слоев состоит атмосфера. |
Коммуникативные: Уметь в процессе общения приводить доказательства утверждения «Тропосфера-кухня погоды» Регулятивные: Уметь планировать свои действия. Познавательные: Уметь рассуждать о значении атмосферы для Земли. |
Уметь давать характеристику слоев атмосферы и указывать различия между ними. |
102-103 |
10 |
Температура воздуха |
Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. Эвристическая беседа |
Знать: как нагревается воздух атмосферы, какие факторы влияют на температуру воздуха. |
Коммуникативные: Выявлять причины изменчивости температуры воздуха. Регулятивные: Формировать учебную проблему. Познавательные: Решать практические задачи, сравнивая по картам атласа средние температуры июля и января. |
Анализировать графики годового и суточного хода температур воздуха. |
104-105 |
11 |
Влажность воздуха. Облака. |
Образование облаков в атмосфере, их виды и значение. Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. |
Знать, что такое влажность воздуха, как образуется туман и облака, какие бывают облака. |
Коммуникативные: Описывать способы образования тумана и облаков Регулятивные: Формулировать учебную задачу и планировать свои действия. Познавательные: рассчитать относительную влажность воздуха. |
Распознавать виды облаков. |
106-107 |
12 |
Атмосферные осадки |
Образование осадков в атмосфере, их виды и значение. Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа. |
Знать: как образуются роса и иней; почему на Земле бывает дождь, снег и град. |
Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом Регулятивные: Решать практические задачи по анализу диаграмм годового кол-ва осадков. Познавательные: Рассказывать о способах отображения количества осадков на картах атласа |
Пользуясь картой количества осадков, выявлять особенности их распределения по земной поверхности в зависимости от географической широты. |
108-109 |
13 |
Атмосферное давление и ветер |
Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, виды ветров в разных частях Земли. Урок разработки программы действий. |
Знать как распределяется давление на Земле, почему воздух движется, как образуются ветры, что такое муссоны, бризы, фены. |
Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи. Познавательные: Определять и рассказывать по рис., об образовании бризов, муссонов, пассатов. |
Развивать познавательные интересы по данной теме. |
110-113 |
14 |
Погода. Климат |
Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Урок постановки проблем и их решения. |
Знать, что такое погода и чем она характеризуется; почему погода изменчива; как составляют прогноз погоды. |
Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности Регулятивные: Ставить задачи и уметь их решать. Познавательные: Ориентироваться по карте погоды и описывать различия погоды в двух пунктах по выбору. |
Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности метеорологических знаний, как важнейших компонентов прогноза погоды. |
114-117 |
15 |
Оптические явления в атмосфере |
Образование оптических явлений в атмосфере Фронтальный опрос |
Уметь различать разнообразные оптические явления в атмосфере ( миражи, радуга, молнии, гало и др.) |
Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Формулировать учебную задачу и планировать свои действия Познавательные: Уметь рассуждать об изменении атмосферы Земли. |
Знать, какие явления характерны для нашей местности. |
118-119 |
16 |
Человек и атмосфера |
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере (град, гололед, изморозь, ливень, снегопад, гроза, молния и т.д.) Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. |
Знать, чем опасны засухи и ливни; как рождаются ураганы; почему загрязнена атмосфера Земли. |
Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Объяснять, чем опасны сильные морозы и снегопады. |
Показывать на карте, где и как зарождаются ураганы. |
120-122 |
Раздел VII. Биосфера – оболочка жизни (5 часов) |
||||||
17 |
Биосфера |
Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах -реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше ив Мировом океане. Фронтальный опрос |
Уметь объяснять, что такое биосфера и где проходят ее границы. |
Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Регулятивные: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: Знать, чем определяются границы распространения биосферы; в каких частях Земли наблюдается наибольшее сосредоточение живых организмов. |
Развитие познавательных интересов по теме. |
123-125 |
18 |
Жизнь в океане и на суше |
Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. Фронтальный опрос |
Иметь представление о том, как распространяется жизнь в Мировом океане и на суше. |
Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках о живых организмах. Приводить примеры животных и районы их расселения. Регулятивные: Планировать свои действия и оценивать правильность выполнения действий. Познавательные: Выявлять причины влияющие, на распространение жизни в Мировом океане. Знать условия изменения орг. мира на суше. |
Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к живому. |
126-127 |
19 |
Значение биосферы |
Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. Эвристическая беседа. |
Представлять, как происходит на Земле биологический круговорот; как биосфера изменяет другие сферы Земли. |
Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности; умение задавать вопросы деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Знать: значение фотосинтеза и роль каждой группы живых организмов в биологическом круговороте. |
Развитие познавательных интересов мотивационной основы учебной деятельности, включающий социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
128-129 |
20 |
Человек - часть биосферы
|
Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. Эвристическая беседа. |
Знать: как люди расселялись по Земле; в чем проявляется зависимость человека от биосферы. |
Коммуникативные: Находить информацию в других источниках о представителях разных рас. Регулятивные: Ставить задачи и уметь их решать. Познавательные: Уметь выявлять соответствие между распространением рас и размещением населения на земном шаре. |
Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к древним останкам человека. |
130-131 |
21 |
Экологические проблемы в биосфере |
Экологические кризисы в истории развития человечества. Эвристическая беседа. |
Представлять, в чем суть современных экологических проблем. Знать какие мероприятия направлены на охрану органического мира. |
Коммуникативные: Находить информацию в других источниках значения терминов: нац. парк, заповедник. Регулятивные: Формировать учебную проблему. Познавательные: Анализировать, какие экологические кризисы были в истории человечества; каковы черты современного экологического кризиса. |
Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к объектам Всемирного наследия. |
132-134 |
Раздел VIII. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (13 часов) |
||||||
22 |
Географическая оболочка |
Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Фронтальный опрос. |
Знать, что такое географическая оболочка; ее зональность и целостность, ритмичность. |
Коммуникативные: Находить информацию в других источниках и подготавливать сообщения на тему « Ритмы в живой и неживой природе» Регулятивные: Формировать учебную проблему и планировать свои действия. Познавательные: Анализировать этапы в развитии географической оболочки; приводить примеры проявления зональности на материках и океанах. |
Развитие познавательных интересов Осознание необходимости изучения данной темы. |
135-137 |
23 |
Природные комплексы |
Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование |
Иметь представление о природных зонах, разнообразии природных комплексов |
Коммуникативные: Изучать рисунки учебника и делать выводы. Решать познавательные и практические задачи на выявление по картам атласа Регулятивные: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: Выявлять отличия природных комплексов от антропогенных. Анализировать схему «ПК» |
Развивать познавательные интересы, воспринимать на слух и принимать информацию об зональных природных комплексах. |
138-139 |
24 |
Почва |
Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. Фронтальный опрос |
Иметь представления о почве, ее строении и свойствах, мерах по охране почв. |
Коммуникативные: Описывать от чего зависит плодородие почв; рассказывать о мероприятиях по охране и повышению плодородия почв. Регулятивные: Формировать учебную проблему и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Показывать на схемах и картах разные типы почв. Анализировать почвенный профиль. |
Осознание ценностей географических знаний, необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов |
140-141 |
25 |
Ледяные пустыни |
Арктические и антарктические пустыни: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Эвристическая беседа. |
Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли |
Коммуникативные: Находить дополнительные сведения о полярой пустыни. Регулятивные: Формулировать учебную проблему и уметь её решать. Познавательные: Составлять описание полярной пустыни. |
Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к живому. |
142 |
26 |
Тундра |
Тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Эвристическая беседа. |
Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли. Определять по картам географическое положение природной зоны, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. |
Коммуникативные: Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе) Регулятивные: Планировать учебную деятельность, уметь объяснять содержание совершаемых действий Познавательные: Составлять описание тундры |
Использовать языковые средства для выражения своих мыслей. |
143 |
27 |
Леса умеренного пояса |
Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Эвристическая беседа. |
Уметь использовать изученную информацию по всей теме. Знать какие бывают леса, их значение в жизни планеты. |
Коммуникативные: Уметь обсуждать вопросы в группе Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать схему учебника: «Распространение лесов» Выполнять описание природных зон: тайга, смешанные леса. |
Формирование познавательной и информационной культуры |
144-145 |
28 |
Леса тропического пояса |
Зоны муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы |
Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. |
Коммуникативные: Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе) Регулятивные: определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий; Познавательные: Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Проводить наблюдение под руководством учителя |
Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. |
146-147 |
29 |
Степи и саванны |
Зоны степей и саванн: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы |
Уметь рассказывать о степях и саваннах, использовании их человеком. |
Коммуникативные: Уметь добывать знания через другие источники, по данной теме. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать схему учебника: «Распространение степей и саванн» Сравнивать степи на разных материках. Выявлять общие черты между степями и саваннами. |
Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы. |
148-149 |
30 |
Засушливые области планеты. |
Зона пустынь: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы |
Уметь рассказывать о разнообразии жизни в кажущейся «мертвой» пустыне; Знать что такое оазисы. |
Коммуникативные: Устанавливать по иллюстрациям и картам типы пустынь; выявлять приспособления животных к жизни в пустыне Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать схему учебника «Распространение пустынь и полупустынь». |
Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы. |
150-151 |
31 |
Природные комплексы Мирового океана |
Широтные и вертикальные зоны Мирового океана.
Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование |
Иметь представление о природных комплексах Мирового океана. Уметь различать широтные и вертикальные зоны океанов. |
Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках о значении орг. мира Мирового океана для человека. Регулятивные: Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Познавательные: Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показать их. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. |
Развивать интересы учащийся по данной теме. |
152-153 |
32 |
Всемирное наследие человечества |
Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Текущий контроль. |
Знать, что значит Всемирное наследие человечества, угрозы сохранению наследия, культурные ландшафты. |
Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках об объектах всемирного наследия. Регулятивные: Определять характер объектов и особенности их размещения по континентам. Познавательные: Выявлять причины необходимости охраны культурного и природного наследия. |
Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия. |
154-155 |
33 |
Природное наследие человечества |
Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Текущий контроль. |
Знать, какие объекты входят во всемирное природное наследие; |
Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества. Регулятивные: Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Познавательные: Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. |
Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия. |
156 |
34 |
Культурное наследие человечества |
География объектов Всемирного наследия. Текущий контроль. |
Знать, какие объекты входят во всемирное культурное наследие. |
Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать свои действия. Познавательные: Анализировать, сравнивать и обобщать факты. |
Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. |
157-158 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.