Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
Ярославской области
«Ярославская школа-интернат №6»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОБУ ЯО
«Ярославская школа-интернат №6»
________________Н.В. Мурина
Приказ № 2/ от «____» __________ 20____ г.
Художественная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(ментальными нарушениями)
«Работа с шерстью»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Заабелина О.Н.,
педагог дополнительного образования
Ярославль, 2020г.
Оглавление
Пояснительная записка
Ожидаемые результаты
Учебно-тематический план
Содержание программы
Мониторинг образовательных результатов
Список информационных источников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Валяние - процесс получения из непряденых шерстяных волокон спрессованной массы, используемой для производства таких материалов, как войлок и фетр. Войлок - особого рода полотно, получающееся путем спутывания между собой волокон шерсти. Существует три принципиально разных способа сбивания волокон. Первый, «сухой» - «фильцевание», когда моточек непряденой шерсти многократно протыкают специальными иглами с зазубринами, формируя необходимый объем. Иглы для фильца имеют особые насечки в направлении, противоположном движению иглы, которые позволяют «перепутывать» и увлекать внутрь комка волокна, сваливая их все плотнее и плотнее. Чтобы сделать углубление, иглу многократно втыкают в одно и тоже место. Номер иглы определяет ее толщину. Чем больше номер, тем тоньше игла и меньше количество зазубрин. Чем толще игла, тем быстрее она фильцует и тем больше отверстия, которые она оставляет в пряже. В начале работы обычно используют более толстые иглы (№32-36), в конце - более тонкие (№38-40) для точной проработки деталей.
Второй, «мокрый» - «валяние», здесь шерсть расстилают ровным слоем на холсте, сетке или циновке, смачивают горячей водой и мыльным раствором, свертывают в трубку вместе с основой и катают по ровной твердой поверхности.
И смешанный способ, когда присутствует и фильцевание, и валяние.
Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние - техника, доступная для начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки. Валяние сродни лепке - здесь главное представить объемную форму игрушки. Умея чуть-чуть лепить из пластилина, легко можно овладеть и этой техникой. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния. У нас валяные бурки, шляпы, ковры, валенки делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал.
Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение
при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.
Новизна программы в том, что на третьем году происходит обучение работе с шерстью. Этот вид рукоделия даёт возможность проявить себя настоящими творцами при создании картин и овладеть навыками традиционного для России валяльного ремесла.
Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг.
Цель программы: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в каждом ребенке, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
1. Обучающие
формирование специальных знаний по предмету: основы жанровой композиции, основы цветоведения. Обучение технике «Фильцнадель»;
приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;
2. Воспитывающие
формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми;
3. Развивающие
способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и мышления ребенка;
умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе;
развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности;
Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:
добровольности;
доступности;
многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
межпредметных связей.
наглядности;
связи теории с практикой;
системности и последовательности;
В основе программы лежат три взаимосвязанных раздела:
- валяние мокрым способом (в работе применяется мыло и вода);
- сухое валяние (шерстяные акварели);
- фильцевание (работа при помощи игл для фельта).
Участники программы:
Педагог – обучающиеся – родители.
Возраст обучающихся от 10 – 17 лет.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия в группе проходят оди раз в неделю, 68 часов в год.
Обучение проводится в двух направлениях:
· Усвоение теоретических знаний.
· Формирование практических навыков.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является участие в выставках, конкурсах, конференциях.
Механизм реализации программы включает непосредственную деятельность педагога и детей, согласно темам, определенным программой, а также:
• создание авторских проектов;
• участие в развлекательно-игровых программах;
• участие в выставках и ярмарках разного уровня.
Условия реализации программы
1. Кабинет 33 кв.м., оснащённый необходимым оборудованием, необходимым в процессе реализации программы.
2. Наличие инструментов: ножницы, электрический утюг; гладильная доска, иглы для фильцевания.
3. Наличие материалов: шерсть, вискоза, акрил.
4. Специальная литература.
5. Наглядно-иллюстративные материалы: изделия; инструкционные карты. Правила техники безопасности при работе с иглами для фильцевания, ножницами, электрическим утюгом.
Программа рассчитана на три уровня сложности. Поэтому каждый обучающийся должен выполнить - не менее трех авторских работ (картина-панно; украшения; игрушка).
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей в изготовлении плоских (картины, панно), полуобъемных (сумка, обувь) и объемных изделий (игрушки, бижутерия) в фильцевании, валянии и смешанной технике.
В данной программе большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат обучения - изготовление авторских работ. Каждый ученик самостоятельно выбирает образ, разрабатывает эскиз, выбирает материал, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла, до краткого изложения, обучаемые представляют на защите творческой работы.
Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.
Методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения;
интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);
Данные методы конкретизируются по трем группам:
-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
-практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы;
Принципы обучения:
«От простого к сложному»
Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.
“Художник смотрит и видит”.
Для формирования полноценного художественного образа необходимо активизировать у учащихся умения наблюдать окружающий мир, натуру.
“От повтора через вариации к импровизации”.
Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.
“ Творим вместе”.
Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
“Творим рядом”.
В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
“Проверь себя”.
Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.
При проведении занятий используется форма индивидуальной работы, так как некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. А также, коллективные формы творчества:
-фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
-групповая работа (на принципах дифференциации);
-межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Диагностика знаний, умений, навыков
Целью является соотношение знаний, умений и навыков с требованиями программы.
За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний и умений. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: анкетирование, тестирование, собеседование с обучающимися и родителями. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки – текущие тестирование, анкетирование, собеседование, творческий зачёт.
Итоговый контроль может принимать следующие формы: итоговые тестирования, анкетирование, творческий зачёт.
Исходя из того, что контингент учащихся различен по своей подготовке и уровню развития, педагогу необходимо повседневно оценивать каждого учащегося, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности ребенка, анализировать динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к обучению.
Важная оценка - отзывы учащихся и их родителей.
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в объединении. Динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей оценивается на основе собеседования. Ну и конечно оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов, где независимое жюри оценивает уровень подготовки воспитанников. Непосредственное участие в организации и проведении выставок принимают и сами дети. Деятельность в подготовке к ним способствует развитию у них инициативы, развития сравнительного анализа, внутреннего соревновательного момента, воспитывает коллектив единомышленников, самооценку.
Ожидаемые результаты:
Год обучения |
Знания
|
Умения |
1 год обучения работе с шерстью |
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментам;
виды шерсти, принадлежности;
цвета круга;
цвета спектра;
хроматические и ахроматические цвета;
выразительные средства – цвет, линия, объем, колорит, композиция;
жанры живописи;
приемы изготовления плоских, полуобъемных и объемных изделий;
|
пользоваться иглой для фильцевания, ножницами;
различать виды шерсти; составлять из шерсти образцы различных цветовых гармоний;
различать жанры живописи (батальный, анималистка, пейзаж, натюрморт, портрет);
самостоятельно нарисовать эскиз изделия, пользоваться доступными материалами – акварель гуашь, простой и цветной карандаш, бумага цветная и белая;
умение самостоятельно воплощать свои идеи по памяти и представлению; |
Метапредметные результаты
Учащийся умеет
· делать расчет количества материалов для изделий;
· вязать по схемам и описаниям изделия крючком и спицами;
· пользоваться технологическими картами.
Предметные результаты
Учащийся знает
· виды материалов, инструменты и приспособления, используемые при работе с шерстью. Приемы работы; техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
· технологии сухого и мокрого валяния шерсти, фильцевания. Последовательность изготовления изделий. Правила ухода за валяными изделиями.
· основы проектирования, создания авторских проектов.
Личностные результаты
Учащийся может
· применять полученные знания на практике;
· владеет навыками работы в коллективе;
· принимать неординарные решения при изготовлении изделий.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
в том числе: |
Форма |
|
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||||
|
Раздел «Работа с шерстью» |
||||
1. |
Вводное занятие Работа с шерстью. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами. Материаловедение
|
1
|
1
|
|
Анкетирование |
2 |
Войлок (мокрое валяние шерсти)
|
20 |
2 |
18 |
Выставка |
3 |
Шерстяные акварели (сухое валяние шерсти)
|
26 |
2 |
24 |
Выставка |
4 |
Объёмное валяние (фильцевание)
|
20 |
2 |
18 |
Выставка |
5 |
Итоговое занятие. Выставка
|
1 |
1 |
|
Выставка |
|
Итого
|
68 |
8 |
60 |
|
Содержание программы
Валяние шерсти
1. Вводное занятие
Теория:
Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий из шерсти. Правила ТБ при работе с ножницами, иглами для фильцевания. Организация рабочего места. Работа по методу проектов. Творческие и исследовательские проекты. Шерстяные акварели (сухое валяние шерсти). Объёмное валяние (фильцевание)
Материаловедение. Беседа о видах валяния и используемых материалах: шерсть овечья, акрил, вискоза. Свойства шерсти, акрила и вискозы. Стирка готовых изделий.
Практика:
Исследование волокон, выявление свойств.
Теория:
Технология обработки шерсти мокрым способом. Изделия из войлока.
Выбор темы проекта. Оформление проекта. Защита проекта.
Практика:
Выбор изделий. Работа над изделиями, описание технологии изготовления изделия, оформление проекта. Контроль качества руководителем на разных этапах работы.
Изделие: бусы и серьги из шариков, браслеты, цветы, чехлы, кошельки, сумки, картины мокрым способом.
Теория:
Технология выкладывания картин сухим способом: вытягивание, щипание и настригание шерсти. Выбор темы проекта. Оформление проекта. Защита проекта.
Практика:
Выбор темы картины. Работа над картинами, описание технологии изготовления, оформление проекта. Контроль качества руководителем на разных этапах работы.
Изделие: картины из шерсти.
Теория:
Технология обработки сухой шерсти иглой для фильцевания. Виды игл, приспособления для валяния. Изделия.
Выбор темы проекта. Оформление проекта. Защита проекта.
Практика:
Выбор изделий. Работа над изделиями, описание технологии изготовления изделия, оформление проекта. Контроль качества руководителем на разных этапах работы.
Изделие: цветы, бусы, серьги, игрушки.
5. Итоговое занятие
Выставка работ, отбор лучших работ для районной выставки.
Мониторинг образовательных результатов
Для отслеживания результатов используются следующие способы:
- наблюдение за тем, как обучающиеся в процессе проведения занятия усваивают новый материал;
- персональная беседа, дополнительное объяснение по той теме, которая по каким-либо причинам оказалась непонятой или пропущенной;
- выявление уровня усвоения знаний при помощи тестирования;
- выполнение учащимися упражнений на выявление знаний, умений, навыков.
Результаты перечисленных способов отслеживания уровня усвоения знаний фиксируются в результативно-аналитических таблицах. Применяется итоговый способ - обучающиеся принимают участие в ежегодно организуемой выставке - смотре-конкурсе работ, которые самостоятельно оформляются воспитанниками и могут быть представлены в виде рефератов, рисунков, творческих работ. По итогам выставки предусмотрено выявление и награждение лучших работ. Критериями оценки рефератов являются: максимальная самостоятельность выполнения работы, актуальность выбранной темы, простота и ясность изложения, оригинальность оформления. Для оценки творческой работы (ею может являться программа, мини-мультфильм, оформленная виртуальная выставка) используются те же критерии, но главным из них является самостоятельность выполнения, а также практическое применение.
Проведение аттестации обучающихся по программе.
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности.
Примерные виды аттестации: входящая, текущая, промежуточная и итоговая.
· Входящая (предварительная) аттестация – это оценка исходного уровня знаний по конкретному предмету обучающихся перед началом образовательного процесса.
· Текущая аттестация – это оценка качества освоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
· Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
· Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.
Успешность освоения образовательной программы обучающимися определяется с помощью различных критериев:
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
· - высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)
· - средний уровень (у обучающегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой)
· - низкий уровень (обучающийся овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины)
Критерии оценки уровня практической подготовки:
· - высокий уровень (обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества)
· - средний уровень (у обучающегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца)
· - низкий уровень (ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков; ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога)
Литература для учащихся:
1. Журналы «Валентина», «Anna», «Diana», «Verena».
2. «Фетр и войлок» Анна Зайцева Москва РОСМЭН 2008.
3. «Валяние» практические и забавные вещи Е.Расина Москва ОЛМА Медиа Групп 2010.
Литература для педагога
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
2. Журнал «Школа и производство».
3. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.
4. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
5. «Шерстяные панно своими руками». Анна Пипер, издательство НИОЛА-ПРЕСС, 2007.
6. «Картины из шерсти». Петр Гофман, АРТ-РОДНИК, 2007.
7. «Войлок. Все способы валяния». Ксения Шинковская, Москва, АСТ- ПРЕСС, 2011.
8. «Художественный войлок». Екатерина Хошабова, ПИТЕР, 2011.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.