Разработка родительского собрания по теме : "Формирование самостоятельности у детей "( круглый стол)
Оценка 4.6

Разработка родительского собрания по теме : "Формирование самостоятельности у детей "( круглый стол)

Оценка 4.6
docx
19.02.2022
Разработка родительского собрания по теме : "Формирование самостоятельности у детей "( круглый стол)
Формирование самостоятельности у детей круглый стол.docx

Учитель: Гадаева Залина Сулеймановна

Конспект родительского собрания на тему:

«Как научить ребёнка быть самостоятельным?»

1.     Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас, рассчитываем, что наша беседа будет для всех участников полезной, важной, интересной.

2.     Начнём с притчи «Урок бабочки».

3.     Каждый из нас хочет, чтобы ребёнок вырос здоровым, успешным, творческим человеком, «научился летать». Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Как научить ребёнка быть самостоятельным? Тема нашего круглого стола.

Но сначала стоит уточнить понятие «самостоятельность».

Устроим «мозговой штурм»

Работа в группах: 1) Составить ассоциативный ряд слов к слову самостоятельность; 2) Схематично изобразить, каким вы видите самостоятельного ребёнка; 3) Написать определение слову «самостоятельность»

4.     Приведём результаты анкетирования среди учащихся трёх 1 классов, двух 2 классов, двух 3 классов и их родителей.

Вопросы для родителей: Какими качествами на ваш взгляд обладает самостоятельный ребёнок?..

Считаете ли вы своего ребёнка самостоятельным? 1 класс-                   2 класс-

3 класс-

Вопросы для детей: Самостоятельный человек такой, который…(мама)

Считаешь ли ты себя самостоятельным?

Считают ли родители тебя самостоятельным?

Вывод: дети понимают практический смысл самостоятельности, хотят стать самостоятельными, но не уверены, считают ли родители их таковыми. Родители также имеют представление о самостоятельности детей, но боятся пока больше доверять своим детям, считая их ещё маленькими.

5.     Самостоятельность- умение ставить цель и добиваться её, решать свои проблемы за счёт себя, способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Самостоятельность редко появляется сама по себе. Это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь. И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии – к неуверенности.

 

Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному.

В Психологической энциклопедии самостоятельность определена как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [2, с. 424].

В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщенное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [3, с. 368].

Анализ этих и других определений понятия «самостоятельность» позволяет нам  сделать вывод, что самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое  характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

6.     Как научить ребёнка быть самостоятельным?

Формирование учебной самостоятельности
В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Что же входит в формирование учебной самостоятельности? Это и развитие силы воли, и умение прилагать усилия для достижения цели, и соблюдение режима дня для четкой организации своей деятельности. Ребенок должен усовершенствовать навыки одеваться самостоятельно и убирать за собой, должен научиться собирать свой портфель, без напоминаний делать домашние задания и многое другое.

 

 Анкета: Родители -Может ли ваш ребёнок самостоятельно выполнить д.з.? Да!

 1класс-                  2 класс-                 3 класс-

Дети -Можешь ли ты самостоятельно выполнить д.з.? Да! 1класс-       2 класс-           3 класс-

-Кто собирает портфель ребёнка?  Родители: сам ребёнок 1 класс-                2 класс-                 3 класс-

Дети: Я сам! 1 класс-                      2 класс-                        3 класс-

Работа в группах

Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

      Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

 Задание для группы 2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки? (обсуждают и отвечают на месте).       

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка, на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 3. Ребенок просит маму отпустить его к   другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям? (обсуждают и отвечают)

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

  Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними.  Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

 Другие родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с трудностями, которые не может преодолеть он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблемы).

Часто родители жалуются, что детям бывает трудно вовремя сесть за уроки, или бывает, что выполнение домашнего задание растягивается на много часов. Причина ясна – неумение организовать свое время и отсутствие интереса.
Конечно, быстро приучить ребенка самостоятельно решать школьные проблемы невозможно, это требует времени и, опять же, родительского терпения и выдержки.

Выполнение заданий можно начинать с тех, которые ребенку даются легче и ему интересны. Первое время родители должны поддерживать ребенка в его действиях, объяснять, как лучше выполнить задание, но никогда не делать за ребенка то, что он должен сделать самостоятельно. Как бы вам этого ни хотелось для ускорения процесса.

 

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он может перенести в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а в последствии – к неуверенности.

Мы должны понять, что развитие самостоятельности начинается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют   ничего сделать.  Стремясь сделать всё   за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Ералаш (С Т.Пельтцер)

7. Формирование личностной самостоятельности
Этот этап самый сложный в развитии самостоятельности у детей. Он включает в себя не только бытовую или учебную самостоятельность, он подводит детей к умению принимать
самостоятельные решения. Азы формирования личностной самостоятельности закладываются в раннем детстве, когда родители предлагают ребенку сделать собственный выбор. Для этого достаточно предлагать всего два варианта: «ты футболку наденешь белую или голубую?», «мы пойдем гулять в парк или на площадку?»

Тренируя таким образом, личностную самостоятельность, к 11-12 годам ребенок сможет уже достаточно осознанно принимать самостоятельные решения по любым жизненным ситуациям. На вопрос ребенка, как ему поступать в какой-то ситуации, можно задать встречный: «а как ты думаешь сам?» Этот этап развития самостоятельности, пожалуй, самый важный. Для его формирования детям нужно дать больше простора, не осуждать и не критиковать решение ребенка, даже если оно не совсем правильное. В следующий раз он будет относиться к его принятию с большей долей ответственности. Не нужно бояться, что ребенок ошибется, он должен учиться на своих ошибках.

Часто родители сами не готовы к самостоятельности детей, поэтому не дают им возможности эту самостоятельность проявить. Более того, они изо всех сил пытаются оградить дитя ото всех жизненных проблем. При таком воспитании «под колпаком» вырастают абсолютно инфантильные люди, которых и во взрослой жизни нужно вести за руку.

Работа в группах

Первый вопрос: «Какого характера поручения Вы даете своему ребенку?»

 

Второй вопрос: «В какой совместной деятельности ребенку позволяется проявить инициативу?

Третий вопрос: «Какое решение Вы позволите принять ребенку

самостоятельно?»

8.Самостоятельность ребёнка –залог его безопасности.

Приводятся примеры трудных ситуаций, в которые попадает ребёнок.

Анкета

Вопросы родителям: Знает ли ваш ребёнок домашний адрес и телефон родителей?

Те же вопросы для детей.

Памятка для детей «Что нужно знать каждому ребёнку?» (составляют родители)

9. Елена Юрьевна- психолог

10. Решение круглого стола.

11.Видеоклип

12.Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель: Гадаева Залина Сулеймановна

Учитель: Гадаева Залина Сулеймановна

Самостоятельность редко появляется сама по себе

Самостоятельность редко появляется сама по себе

Анкета: Родители -Может ли ваш ребёнок самостоятельно выполнить д

Анкета: Родители -Может ли ваш ребёнок самостоятельно выполнить д

Другие родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат

Другие родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других

Самостоятельность ребёнка –залог его безопасности

Самостоятельность ребёнка –залог его безопасности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2022