Разработка урока
Оценка 4.7

Разработка урока

Оценка 4.7
docx
23.02.2020
Разработка урока
многоат спирты.docx

Учитель химии МОАУ сОШ № 3

Маловская Татьяна Анатольевна

                                     Урок химии в 10-м классе по теме "Многоатомные спирты"


Цель урока – дать понятие о многоатомных спиртах, развить понятия о взаимном влиянии атомов, зависимости применения от свойств веществ; провести исследование- обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.

Задачи:

  • обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (отличие их от одноатомных), ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением;
  • развивающие–способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке, с использованием интерактивной SMART-доски, мультимедийных презентаций, демонстрационных, исследовательских опытов;
  • воспитывающие – создать условия для развития способности использования знаний для принятия обоснованного решения.

Тип урока: урок изучения нового материала

План урока:

1.       Организационный момент.

Приветствие. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Рада вас видеть. Я надеюсь, что наш урок сегодня окажется достаточно интересным и продуктивным.

2.       Актуализация полученных знаний:

На доске записана дата

- Я прошу вас открыть тетради, записать сегодняшнюю дату

Учитель задает вопрос по прошлой теме:

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Кто может дать определение, какие соединения называют спиртами?

(спирты – это производные углеводородов, содержащие одну или несколько гидроксильных групп)

 

Устный опрос:

1)      Химические свойства одноатомных спиртов

2)      Получение и применение метанола

3)      Получение и применение этанола

              Работа по карточкам :

Осуществите цепочку превращений:

Метан---метилхлорид---метанол---диметиловый эфир

Оксид углерода (II)---метанол---метилат натрия---метанол

Глюкоза---этанол---этилен---этилбромид---этанол

7-34,7-35, задачник ст 56

3. Формулировка целей и задач урока

Учитель предлагает определить, что конкретно будет изучаться на уроке.

Но перед тем, как мы перейдем к изучению данной темы, давай те попробуем определить, что именно мы можем узнать о соединениях данного класса.

Учитель задает наводящие вопросы и записывает ответы учеников на доске.

-определение (Кто-нибудь может дать определение мн.сп?)

-номенклатура (как правильно по систематической номенклатуре называют многоатомные спирты?)

-применение (А кто-нибудь знает где их применяют?

(А что еще можно узнать? Знаем ли мы свойства этих соединений?)

-свойства

 

4.Изучение новой темы.

 Учитель предлагает учащимся сформулировать определение многоатомных спиртов.

На слайде определение:

Многоатомные спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых содержится более одной гидроксильной группы.

Номенклатура

Как же правильно давать названия многоатомным спиртам. Вернемся к примеру, с которым мы столкнулись в первом задании (пропандиол – 1,2)

Учитель записывает на доске формулу пропандиола и проговаривает правила названия

На слайде два примера (этиленгликоль и глицерин)

А теперь поработайте в парах и попробуйте дать названия следующим многоатомным спиртам по систематической номенклатуре).

Учитель спрашивает, что ученики написали в тетрадях и на слайде показывает правильные ответы.

Вам известно, что по систематической номенклатуре можно дать соединение абсолютно любому органическому соединению, которое будет понятно любому химику. Но для данных веществ которые мы записали наиболее часто используют их тривиальные названия ( т.е. те названия которые сложились исторически).

На слайде показаны тривиальные названия – этиленгликоль и глицерин.

Именно эти многоатомные спирты являются важнейшими представителями данного класса и имеют очень широкое применение.

Физические свойства и применение

Применение многоатомных спиртов основано на их физических свойствах.

Поэтому в первую очередь нам необходимо поговорить именно о физических свойствах многоатомных спиртов.

.Демонстрация растворимости глицерина.

Демонстрационный опыт: вода + глицерин → перемешать.

Вывод: хорошо растворим в воде.

Сравнивают физические свойства одноатомных и многоатомных спиртов .

Выявляем причину такого различия (причина – число гидроксогрупп)

В молекуле глицерина имеются 3 гидроксогруппы, значит число атомов водорода, способных к образованию водородной связи в 3 раза больше, чем в молекулах одноатомных спиртов. Поэтому, сила межмолекулярной связи в случае глицерина гораздо больше, чем в молекулах одноатомных спиртов. В случае глицерина необходимо более сильное нагревание, более высокая температура, для того чтобы ослабить связи между молекулами до такой степени, чтобы они перешли в газообразное состояние. По этой причине многоатомные спирты более вязкие и температуры кипения их выше, чем у соответствующих одноатомных спиртов.

Вывод: число гидроксогрупп обуславливает физические свойства (за счет водородных связей).

2.3. Химические свойства многоатомных спиртов.

Предлагаем предсказать химические свойства глицерина. По аналогии с одноатомными спиртами называются реакции горения, замещения водорода гидроксогруппы на щелочной металл, обмен всей гидроксогруппы на галоген и др. Делаем вывод об общности свойств глицерина с одноатомными спиртами, обусловленных функциональной группой ОН.

Затем решаем вопрос: Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов?

Запись уравнения реакции с HNO3 (азотная кислота)

В 1846 году итальянский химик Асканьо Собреро нагрел глицерин со смесью серной и азотной кислотой. Полученный продукт при выделении взрывался с огромной силой. Так был открыт сложный эфир глицерина и азотной кислоты – тринитрат глицерина (нитроглицерин).

Это вещество пробовали применять в военных целях. Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке, от сотрясения и удара. Решение проблемы предложил шведский инженер-химик, изобретатель промышленник Альфред Нобель, который значительную часть жизни прожил в России.

Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе побудили Нобеля к поиску методов безопасного обращения с этим веществом. В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур – нем. – рыхлая, легкая, пористая) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. Так был изобретен динамит – его разрушительную силу используют при прокладке туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве и военном деле.

Но ... нитроглицерин не только убивает … и лечит: 1% растворсосудорасширяющее средство (кардиологическое средство) не обладает взрывчатыми свойствами.

Человечество вспоминает с благодарностью о Нобеле как и об основателе знаменитой премии (завещание Нобеля).

2.4. Демонстрация качественной реакции многоатомных спиртов.

Ответ на него учащиеся получают при демонстрации опыта – действия глицерина на гидроксид меди (II). Отмечается, что многоатомные спирты в отличие от одноатомных спиртов реагируют с нерастворимым основанием и легче окисляются. Взаимодействие глицерина с основанием говорит о том, что многоатомные спирты обладают слабыми кислотными свойствами.

Записываем уравнение реакции глицерина с гидроксидом меди (II)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563196/img1.gif

Итак, мы рассмотрели отличительные свойства многоатомных спиртов. Вернёмся к вопросу исследования содержания многоатомных спиртов в жевательных резинках.

2.5. Исследование содержания многоатомных спиртов в жевательной резинке

Вопрос: Каким реактивом мы можем обнаружить сорбит, ксилит, маннит?

Ответ: Свежеприготовленным гидроксидом меди (II).

Опыт 2.

1) Приготовление контрольного образца:

В один хим. стакан + 3-4 капли CuSO4+ 1 мл NaOH → осадок синего цвета

2) Обнаружение сорбита (ксилита, маннита) в жевательной резинке:

В другой хим. стакан + 3-4 капли CuSO4+ 1 мл NaOH → осадок синего цвета +добавить (немного) взвесь из опыта 1→ тёмно-синий раствор.

Вывод: жевательные резинки (любые) содержат многоатомные спирты: сорбит, ксилит, маннит.

Задание: Составьте уравнение реакции взаимодействия ксилита с гидроксидом меди (II).

3. Подведение итогов урока.

  • Во всех многоатомных спиртах гидроксильные группы находятся при разных атомах углерода;
  • Число гидроксогрупп влияют на физические свойства спирта (за счет водородных связей);
  • Общие свойства с одноатомными спиртами обусловлено наличием функциональной группой ОН;
  • На примере многоатомных спиртов ещё раз убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило в результате их взаимного влияния появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными спиртами – взаимодействие с нерастворимыми основаниями.

4.закрепление.

7-21 л, 7-31, 7-39 задачник

5. Рефлексивно-оценочный этап

Что удалось, из того, что было запланировано? Что нового узнали?

Опрос «Проверь себя»

Предлагаю вам оценить свою работу на сегодняшнем уроке. Продуктивно ли вы поработали, усвоили ли материал? Ответьте на вопросы на карточках, которые у вас на столах. (2 минуты)

6. Домашнее задание 

  1. § 20, ученика , 4,5,6 ст 131
  2. Творческое задание:
  • составить кроссворд;
  • написать реферат об Альфреде Нобеле;
  • составить презентацию о применении нитроглицерина.

 


 

Учитель химии МОАУ сОШ № 3 Маловская

Учитель химии МОАУ сОШ № 3 Маловская

Глюкоза---этанол---этилен---этилбромид---этанол 7-34,7-35, задачник ст 56 3

Глюкоза---этанол---этилен---этилбромид---этанол 7-34,7-35, задачник ст 56 3

Применение многоатомных спиртов основано на их физических свойствах

Применение многоатомных спиртов основано на их физических свойствах

Человечество вспоминает с благодарностью о

Человечество вспоминает с благодарностью о

Рефлексивно-оценочный этап Что удалось, из того, что было запланировано?

Рефлексивно-оценочный этап Что удалось, из того, что было запланировано?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020