Тема урока: Уравнение.
Цель урока: создание условий для приобретения и расширения знаний учащихся по теме «Уравнение».
Задачи урока :
Познавательные
· повторить нахождение неизвестных компонентов уравнения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
· продолжить работу над совершенствованием умений составлять уравнение по условию задачи;
· рассмотреть решение сложных уравнений;
· проверить усвоение материала.
Развивающие
· развивать умение анализировать условие задачи и по условию составлять уравнение;
· развивать вычислительные навыки учащихся;
· развивать мыслительный процесс, познавательный интерес, математическую речь учащихся;
Воспитательные
· воспитывать внимательность, наблюдательность, положительное отношение к обучению.
Содержание темы: урок по математике разработан для учащихся 5 класса.
Тип урока: урок обобщения систематизации и углубления знаний
Планируемые результаты:
Личностные УУД: возникновение интереса, мотивации к изучаемому материалу, ориентация на конечный результат.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока, составлять план решения уравнения, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные УУД: систематизация знаний, умений решать сложные уравнения, составлять по картинкам задачи и уравнения.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах, прислушиваться к чужому мнению, планировать свою работу, договариваться и приходить к общему решению.
Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа;
2. Актуализация опорных знаний и проверка
3. Формулирование темы и целей урока;
4. Систематизация знаний;
5. Проверка усвоения изученного материала (тестирование с последующей взаимопроверкой);
6. Подведение итога занятия (рефлексия);
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, путевые листы, тестовые задания.
Ход урока
Мультфильм
I. Мотивационная беседа.
Слайд 2
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть Вас на уроке. Сегодня у нас немного необычный урок, потому что с нами на уроке будут находиться сказочные герои из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» - это Василиса Премудрая и Вовка. Василиса поможет нам разобраться в том, что нам будет непонятно, а Вовка надеется на Вашу помощь.
На протяжении всего нашего путешествия мы будем выполнять различные задания. А ваша итоговая оценка за урок будет не только результатом теста, который вы выполните в конце урока. Она будет общей оценкой за работу на различных этапах урока. Поэтому будьте активны на протяжении всего урока и улучшайте свои результаты от одного этапа к другому!
- Давайте возьмём путевой лист и подпишем его.
- Ну что, начинаем работать. Я вам всем желаю успеха.
Слайд 3
II Актуализация опорных знаний. Вы видите выражения. Найдите ошибку, если она есть. (Называют ошибку и определяете какого характера допущена ошибка)
А) 450 +x = 800
x= 800 – 450
x = 471
(ошибка вычислительного характера x= 500)
В) 300 – y =206
У= 206+300
У= 506
(неверно найдено вычитаемое у=300 – 206, у=94)
- Ребята, как называются эти выражения?(Уравнения)
С) Ребус «Задача»
(x-12) + 24=48
Кто мне может сказать что это за выражение?
Чем отличается уравнения, которые вы видите от тех, которые решали в начале урока? Умеем ли мы решать такие уравнения? (сложное уравнение, составное)
- Я думаю, что вы догадались какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте мне её пожалуйста. (Решение уравнений, задач с помощью уравнений).
Чем мы будем заниматься на уроке?
Какая цель нашего урока? ( научиться решать сложные уравнения)
Поставим задачи на урок. Что нужно знать и уметь, чтобы решать уравнения?
( 1. повторить нахождение неизвестных компонентов уравнения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
2 развивать вычислительные навыки учащихся.).
Вспомним названия компонентов сложения? Вычитания?
Молодцы.
Открываем тетради. Записываем число, классная работа
-Вовка в тридевятом царстве увидел много интересных картинок. Помогите Вовке по картинкам составить задачу, а потом - уравнение. (просматривают картинку, затем один человек вслух называет условие задачи, затем ребята самостоятельно составляют уравнение и записывают в тетрадь в строчку).
Слайды 4,5,6
1) 300 – x = 285
2) x + 17 = 32
3) x-8=37
- Проверим, какие уравнения у вас получились.
Самопроверка.
(возвращаемся на слайд 3 и проверяем решение: ребята называют уравнение, учитель выводит уравнение на экран)
- Ребята, давайте посмотрим, кто удачно прошёл начало пути. (выставляем баллы в путевой лист: за каждое правильное уравнение 1 балл.)
- Ребята, Вовка решил все наши уравнения, но Василиса утверждает, что он допустил ошибки. Как можно проверить правильность решения (отвечают: 1способ: решить уравнения, 2 способ: подставить и подсчитать)
- А как удобнее.
- Подставить.
Слайд 7
Задание 2. Графический диктант.
Если уравнение решено верно, то ставим _, если неверно, то ^.
-Давайте проверим, кто справился с заданием.
Слайд8
Шифр ^ ^ _
Взаимопроверка. обмениваются тетрадями и с помощью слайда 7 проверяют решение. За каждое правильное уравнение 1 балл
-Назовите номера уравнений с неверными ответами. (1,2)
-Давайте исправим ошибки, которые допустил Вовка.
- Сколько получится в первом уравнении? (15)
- Сколько получится во втором уравнении? (15)
- Почему Вовка допустил ошибки? (не знает компонентов уравнения)
- Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?
Физминутка. Слайд 9
IV. Формулирование темы и целей урока.
Слайд 9
Итак, мы рассмотрим сегодня решение сложных уравнений. И научимся решать такие уравнения с помощью нахождения неизвестных компонентов.
V. Приобретение знаний.
на экране 3 уравнения: слайд 10
1) (x - 12) + 24 = 48
2) 18 + (45 - y) = 58
3) 55 – (12 + y) = 30
- Назовите слагаемые в левой части первого уравнения
- Назовите слагаемые в левой части второго уравнения
-Назовите уменьшаемое и вычитаемое в левой части последнего уравнения.
-Ребята, сегодня на уроке мы с Вами рассмотрим один из способов решения таких уравнений. Этот способ решения с помощью нахождения неизвестных компонентов.
Давайте рассмотрим первое уравнение.
- Назовите слагаемые в левой части.
- Куда спряталось x? Сможем ли сразу найти x? Каким компонентом является выражение в скобках?
Слайд 11
Решение уравнения, сопровождая его анимацией из слайда 10)
(x - 12) + 24 = 48,
Находим первое слагаемое – это выражение x - 12
x - 12= 48 – 24,
- Находим значение в правой части.
x - 12 = 24,
-Назовите компоненты получившегося уравнения. Теперь можно найти значение переменной x. У нас неизвестно вычитаемое. Как найти вычитаемое?
x = 24 + 12,
x = 36
Второе уравнение 1 ученик решает на доске, объясняя каждый шаг.
18 + (45 - y) = 58, 18 + (45 - 5) =58,
45 –y = 58 – 18, 58=58 (в)
45- y =40,
y = 45 – 40,
y =5
Ответ: y=5
- Ребята, решаем 3 уравнение в парах, помогая друг другу, один начинает, другой продолжает
55 – (12 + y) = 30, 55 – (12 +13) =30,
12 + y = 55 – 30, 30=30 (в)
12 + y =25,
y = 25-12,
y =13
Ответ: y=13
- Выполняем самопроверку. Слайд 12.
- Выставим оценки в путевые листы. (если всё правильно, то 1 балл, если допущены ошибки – 0 баллов)
VI. Проверка усвоения изученного материала (тестирование с последующей взаимопроверкой);
- Ребята, мы с Вами приблизились к завершению нашего пути. И Вовка просит вашей помощи. Давайте поможем ему справиться с тестом.
(В каждом задании нужно выбрать вариант правильно ответа)
Тест.
1. В уравнении 120 – (x + 45) = 60 выражение x + 45, является
А) уменьшаемым Б) первым слагаемым
В) вторым слагаемым Г) вычитаемым
2. В уравнении (55 - y) + 80 = 120 выражение 55 – y, является
А) уменьшаемым Б) первым слагаемым
В) вторым слагаемым Г) вычитаемым
3. В уравнении 35 + x = 45 , x можно найти так
А) x = 45 - 35 Б) x = 35 - 45
В) x = 45+35 Г) 45 + x = 35
4. Неизвестное в уравнении x -15 = 75 является число
А) 15 Б) 90 В) 60 Г) 30
5. Проверьте решение уравнения и выберите верное утверждение
(24 - y) – 8 = 12
24 – y = 12 +8
24 – y =20
y = 20 + 24
y = 44
А) решено верно
Б) при решении допущена вычислительная ошибка
В) неверно найдено уменьшаемое
Г) неверно найдено вычитаемое
Слайд 14
Взаимопроверка. Ответ теста 1 Г 2 Б 3 А 4 Б 5 Г
Поднимите руку, у кого 4-5 баллов за тест, молодцы, вы усвоили тему!
Слайд 15
VII. Подведение итога своей работы на уроке. Рефлексия.
От 10-12 баллов - «5»
От 7-9 баллов – «4»
От 4-6 баллов – «3»
Встаньте те у кого отметка 5-4, Молодцы, остальные не расстраивайтесь у вас все получится!
Слайд 16
VIII.Давайте подведём итог урока.
Продолжите фразы.
-Теперь я умею…
- Знания, полученные на уроке мне…
- Меня удивило…
- Урок помог задуматься о …
- Самым трудным для меня…
- Работой на уроке я…
- Наши сказочные герои прощаются с вами. Слайд 17.
Слайд 18
Но прежде чем мы попрощаемся с вами, мне бы хотелось узнать ваше настроение! Подойдите к дереву и наклейте листочек с вашем настроением.
Мне было приятно с вами работать, всем Спасибо, успехов вам. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.