Разработка урока биологии в 8 классе : Индивидуальные особенности личности.

  • docx
  • 29.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок биол 8 кл псих особенности.docx

Класс-8.

Тема: Индивидуальные особенности личности.

Цель урока: формирование представления о понятиях: эмоции, темперамент, характер, интересы, склонности, способности.

Задачи:

Образовательные: 

        познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, объяснить их влияние на человека;

        сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах;

        дать определения понятиям: характер, интересы, склонности, способности.

Развивающие: 

        формирование интеллектуальной способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные: 

        формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения;

        стимулирование развития познавательного интереса;

        создание умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку;

        продолжение формирования убеждения обучающихся в необходимости привлечения средств биологии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Планируемые результаты:

        Личностные: формирование познавательного интереса; развитие интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы).

        Предметные: умение различать типы темперамента, виды характера друг от друга; определять взаимосвязь между ними,  знание условий необходимых для эффективного восприятия окружающей среды.

        Метапредметные:

        Регулятивные: развитие умения формулировать тему урока, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.

        Познавательные: выполнение самостоятельной работы по поиску дополнительной информации (словорях, учебнике), работа с учебным текстом, формирование навыка решения проблемных вопросов.

        Коммуникативные: развитие умения слушать ответы одноклассников, дополнять их, обсуждать проблемные вопросы, развитие монологической речи, умение договариваться и распределять роли в группе.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: учебник, мультимедиа, компьютер, презентация, сигнальные карточки- смайлики (желтые, красные, синие, зеленые), карточки на столы с разными изображениями темперамента, вспомогательная карта с буквой «Я» каждому ученику, словари, запись песни «Мы такие разные – дети всей Земли».

 

 

ХОД УРОКА

Дети делятся на 4 группы (рассаживаются по – желанию за 4 стола, на которых лежат таблички с типами темперамента «сангвиники», «холерики», «флегматики», «меланхолики»).

1.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные смайлики: красный, синий, зеленый, желтый. Посмотрите на них внимательно и выберите тот, которой соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. 

Желтый - вы полны энергии, готовы активно работать. 

Красный – вы хотите узнать что-то новое, ждете начала урока с нетерпением.

Зеленый – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. 

Синий – вы  волнуетесь, переживаете за готовность к уроку.

- Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

 

2. Формулировка темы урока:

Фрагмент песни «Мы такие разные – дети всей Земли».

- Как вы думаете, почему мы все разные? Чем мы друг от друга отличаемся? Давайте вместе начнем заполнять вспомогательную карточку, которая лежит у вас на столах. (Приложение 1).

(Когда учащиеся называют отличия, я помогаю детям выбрать правильную характеристику. Прикрепляю к доске полоски с терминами: интерес, склонности, способности, характер, темперамент, эмоции).

- Как вы думаете, что формируется из всех этих характеристик? (личность).

- Совершенно верно – личность.

Формулируют тему урока: «Индивидуальные особенности личности»  -  Слайд 1

 

3. Постановка цели урока.

- Давайте сформулируем  цель нашего урока? (Формулируют цель урока). – Слайд - 2

- Сегодня мы с вами узнаем о том, что влияет на наше настроение и наши поступки. Почему мы по-разному реагируем на одно и то же событие. От чего это зависит.

 

4. Основная часть урока.

- Изучение личности начнем с определения терминов. У вас на столах лежат словари, найдите  самое первое определение – интерес.

Интерес – форма проявления познавательных потребностей, определенная направленность сознания на получение информации в определенной области знаний. Это потребность в определенной информации. Слайд №3

- Сейчас подпишите на карточках свои интересы.

- Кто желает поделиться своими интересами?

- Что у нас следующее?

Склонность – предрасположенность к определенному виду деятельности.

Идеально, когда интересы и склонности совпадают. Слайд №4,5

- Поделитесь своими склонностями?

- Молодцы. Далее у нас идут способности.

Способности – индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности. Они складываются из природных задатков, которые развиваются и совершенствуются в процесс деятельности. Они угасают, если их не развивать. Слайд №6,7

- Какая следующая особенность личности?

- Найдите в словаре понятие характера.

Характер – совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания. По типу личности делятся на: Экстраверты – общительны, легко входят в новое общество людей, нередко лидеры.

Интроверты – замкнуты, любят заниматься самоанализом, часто теряются в обществе – Слайд 8

- Запишите в карточке к какому типу характера вы относитесь.

 

- Ну а сейчас выясним, что такое темперамент. Откройте учебники на с. 210, найдите определение. (Темперамент складывается из общей активности человека, ее двигательных проявлений и из его эмоциональности).

Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.

- Найдите и запишите четыре типа темперамента по Гиппократу и по Павлову И.П. с.210 учебника (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – по Гиппократу; слабый, сильный – уравновешенный (подвижный, малоподвижный), неуравновешенный).

Проверяем все вместе.  - Слайд 9 – 12.

- На столах у вас лежат определения типа, которое соответствует картинке. Определите к какому типу темперамента относится ваша группа?        (Приложение 2)

 

Физкультминутка «Изобрази эмоцию движениями». ( Один ученик стоит перед классом, а остальные повторяют за ним).

- С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:

  • С каким настроением я проснулся утром?
  • Каким я пришел в школу?
  • Я получил двойку.
  • Я получил пятерку.
  • Я обидел друга.
  • Уроки закончились, пора домой!

- Теперь вы знаете типы темпераментов и, наверно, заметили, что столы разделены по их типам. Садитесь за тот стол, который по – вашему мнению соответствует вашему темпераменту.

- Попробуйте всей группой обыграть ситуацию с картинки учебника с.213 в соответствии с темпераментом вашей группы, используя вместо шляпы бумажный самолетик. (Обыгрывают заданные ситуации).

- Чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов. Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем специальную анкету на определение вашего типа темперамента.

 - Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа. (Приложение 3).

- Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.

  • А – сангвиник.
  • Б – холерик.
  • В – флегматик.
  • Г – меланхолик. - Слайд 13.

- Сейчас каждый из вас знает свой примерный тип темперамента, поднимите руку, кто правильно сел за свой стол.

- Хорошо! И последняя особенность нашей личности – это… - эмоции.

- Скажите, с помощью чего мы можем определить эмоции? (С помощью жестов и мимики).

- Совершенно верно, жесты и мимика выражают наше эмоциональное состояние на данный момент.

- Найдите определение в словаре.

- Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе.

- С помощью каких органов лица мы выражаем эмоции (глаз, бровей и рта). От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.

Все эмоции делятся на положительные и отрицательные.

- Как выглядят различные эмоции? У вас на столах лежат листочки с описанием эмоций.                                                                                                       (Приложение 4).

- Ваша задача выбрать представителя группы кто будет изображать эту эмоцию, а другие группы должны угадать, изображенную эмоцию. Я покажу первый пример: Грусть – внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены (изображаю на лице). Остальные записывают виды эмоций в тетрадь.

- Сейчас распределите эти эмоции на положительные и отрицательные, можно добавлять и другие эмоции, которые вы знаете.

Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы «заражают» другого человека хорошим настроением.

Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.

 

Закрепление:

- В закрепление нашей темы решим тест из заданий ОГЭ. (Приложение 5).

- Проверяем: 1 – 2; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 4; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 4.

- Преобладание тех или иных эмоций зависит так же от характера и темперамента. Запишите в свои карточки, какие эмоции у вас чаще всего преобладают.

- Посмотрите на свои буквы «Я». У каждого из вас получилась личность с индивидуальными особенностями и у всех она разная, как и поется в песне.

- Как вы думаете, мы выполнили поставленную цель?

 

Рефлексия урока

«Эмоции»

Прошу детей поднять смайлики, которые отражают их настроение в конце урока.

Улыбающийся – хорошее настроение.

Грустный – грустное настроение.

Спокойный – равнодушие.

4. Итог урока.

Сегодня каждый из вас узнал не только какие бывают эмоции, но и  свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.

Вспоминайте почаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.

Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.

5. Домашнее задание.

- Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких.

- Найдите по 2- 3 известных личности для каждого типа темперамента.


 

Приложение 4

1.Злость – брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

   Восторг

 

2. Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.

    Ликование

 

3. Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.

    Растерянность  

 

4.  Радость – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

     Гнев

 

5. Спокойствие – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

    Отвращение

Приложение 4

1.Злость – брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

   Восторг

 

2. Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.

    Ликование

 

3. Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.

    Растерянность  

 

4.  Радость – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

     Гнев

 

5. Спокойствие – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

    Отвращение

 


 

Приложение 2

Очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.

 

Бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле.

 

Очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке.

 

Не любит шумных игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества.


 

Приложение 3

Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.

Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

А) Легко включаешься в работу;

Б) Активно действуешь;

В) Действуешь спокойно, без лишних слов;

Г) Действуешь робко, неуверенно.

2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?

А) Говоришь, что больше так делать не будешь;

Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;

В) Выслушиваешь молча;

Г) Молчишь, обижен, переживаешь.

3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?

А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;

Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;

В) Медленно, спокойно, но уверенно;

Г) С большой неуверенностью.

4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?

А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;

Б) Активен, очень возбужден;

В) Спокойно рассматриваешь окружающее;

Г) Робок, растерян.

Приложение 3

Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.

Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

А) Легко включаешься в работу;

Б) Активно действуешь;

В) Действуешь спокойно, без лишних слов;

Г) Действуешь робко, неуверенно.

2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?

А) Говоришь, что больше так делать не будешь;

Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;

В) Выслушиваешь молча;

Г) Молчишь, обижен, переживаешь.

3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?

А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;

Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;

В) Медленно, спокойно, но уверенно;

Г) С большой неуверенностью.

4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?

А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;

Б) Активен, очень возбужден;

В) Спокойно рассматриваешь окружающее;

Г) Робок, растерян.

 

http://www.clipartbest.com/cliparts/jTx/6Rb/jTx6Rb4pc.gifhttp://www.clipartbest.com/cliparts/jTx/6Rb/jTx6Rb4pc.gif

http://www.clipartbest.com/cliparts/jTx/6Rb/jTx6Rb4pc.gifhttp://www.clipartbest.com/cliparts/jTx/6Rb/jTx6Rb4pc.gif

http://www.clipartbest.com/cliparts/jTx/6Rb/jTx6Rb4pc.gifhttp://www.clipartbest.com/cliparts/jTx/6Rb/jTx6Rb4pc.gif

Приложение 5

Закрепление:

1. На ри­сун­ках дат­ско­го ка­ри­ка­ту­ри­ста Х. Бит­стру­па изоб­ра­же­на ре­ак­ция че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му на шляпу сел слу­чай­ный про­хо­жий. Опре­де­ли­те по внеш­ней ре­ак­ции че­ло­ве­ка тип его тем­пе­ра­мен­та.http://bio.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/get_file?id=480

1) санг­ви­ник

2) флег­ма­тик

3) ме­лан­хо­лик

4) хо­ле­рик

2. . На ри­сун­ках дат­ско­го ка­ри­ка­ту­ри­ста Х. Бит­стру­па изоб­ра­же­на ре­ак­ция че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му на шляпу сел слу­чай­ный про­хо­жий. Опре­де­ли­те по внеш­ней ре­ак­ции че­ло­ве­ка тип его тем­пе­ра­мен­та.

http://bio.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/get_file?id=502

1) санг­ви­ник

2) хо­ле­рик

3) ме­лан­хо­лик

4) флег­ма­тик

3. Какой из фак­то­ров, с точки зре­ния со­вре­мен­ной био­ло­гии, не вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние ха­рак­те­ра че­ло­ве­ка?

1) ге­не­ти­че­ская про­грам­ма

2) по­ло­же­ние звёзд при рож­де­нии

3) вос­пи­та­ние

4) по­ве­де­ние сверст­ни­ков

4.  http://bio.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/get_file?id=3736Ка­ко­му типу тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ют при­ведённая ниже кар­тин­ка и опи­са­ние: «сла­бый тип ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сла­бо­стью как воз­бу­ди­тель­но­го, так и тор­моз­но­го про­цес­сов»?

1) флег­ма­тик

2) хо­ле­рик

3) санг­ви­ник

4) ме­лан­хо­лик

5. Ка­ко­му типу тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ют при­ведённая ниже кар­тин­ка и опи­са­ние: «Силь­ный урав­но­ве­шен­ный по­движ­ный — живой тип»?http://bio.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/get_file?id=7897

1) флег­ма­тик

2) хо­ле­рик

3) санг­ви­ник

4) ме­лан­хо­лик

6. Какой из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров в наи­боль­шей сте­пе­ни спо­соб­ству­ет раз­ви­тию де­прес­сии?

1) уста­лость

2) голод

3) не­про­чи­тан­ная книга

4) от­сут­ствие воз­мож­но­сти са­мо­ре­а­ли­за­ции

7. Ка­ко­му из четырёх типов тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ет опи­са­ние: че­ло­век быст­рый, по­ры­ви­стый, спо­соб­ный от­да­вать­ся делу со страст­но­стью, пре­одо­ле­вать зна­чи­тель­ные труд­но­сти, но в то же время не­урав­но­ве­шен­ный, склон­ный к бур­ным эмо­ци­о­наль­ным вспыш­кам и рез­ким сме­нам на­стро­е­ния.

1) санг­ви­ник

2) флег­ма­тик

3) ме­лан­хо­лик

4) хо­ле­рик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://i.pinimg.com/originals/20/28/4c/20284c261344481fc85450ae53202e2f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/20/28/4c/20284c261344481fc85450ae53202e2f.jpg

https://i.pinimg.com/originals/20/28/4c/20284c261344481fc85450ae53202e2f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/20/28/4c/20284c261344481fc85450ae53202e2f.jpg

https://i.pinimg.com/originals/20/28/4c/20284c261344481fc85450ae53202e2f.jpghttps://i.pinimg.com/originals/20/28/4c/20284c261344481fc85450ae53202e2f.jpg


 

Интерес

СпособностиСклонностиХарактерТемперамент

 

Эмоции

http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/06/Not-Happy-Angry-Circle-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/06/Not-Happy-Angry-Circle-Coloring-Page.jpg

http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/06/Not-Happy-Angry-Circle-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/06/Not-Happy-Angry-Circle-Coloring-Page.jpg

http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/06/Not-Happy-Angry-Circle-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/06/Not-Happy-Angry-Circle-Coloring-Page.jpg
https://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/04/Kartinki_pro_grustnogo_smaylika_15_16052120.jpghttps://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/04/Kartinki_pro_grustnogo_smaylika_15_16052120.jpg

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/04/Kartinki_pro_grustnogo_smaylika_15_16052120.jpghttps://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/04/Kartinki_pro_grustnogo_smaylika_15_16052120.jpg

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/04/Kartinki_pro_grustnogo_smaylika_15_16052120.jpghttps://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/04/Kartinki_pro_grustnogo_smaylika_15_16052120.jpg

 

 

 

 

 

Приложение 1

https://abvgdee.ru/images/kartinki/alfavit1/ya.jpg

 


http://gdush.centerstart.ru/sites/gdush.centerstart.ru/files/7.gif

http://i1.beon.ru/69/86/1438669/56/48792856/7.gif

http://gdush.centerstart.ru/sites/gdush.centerstart.ru/files/37.gif


https://seredina.000webhostapp.com/wp-content/uploads/2018/12/temperament-sangvinik.jpeg