Класс-8.
Тема: Индивидуальные особенности личности.
Цель урока: формирование представления о понятиях: эмоции, темперамент, характер, интересы, склонности, способности.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, объяснить их влияние на человека;
– сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах;
– дать определения понятиям: характер, интересы, склонности, способности.
Развивающие:
– формирование интеллектуальной способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
Воспитательные:
– формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения;
– стимулирование развития познавательного интереса;
– создание умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку;
– продолжение формирования убеждения обучающихся в необходимости привлечения средств биологии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Планируемые результаты:
– Личностные: формирование познавательного интереса; развитие интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы).
– Предметные: умение различать типы темперамента, виды характера друг от друга; определять взаимосвязь между ними, знание условий необходимых для эффективного восприятия окружающей среды.
– Метапредметные:
– Регулятивные: развитие умения формулировать тему урока, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.
– Познавательные: выполнение самостоятельной работы по поиску дополнительной информации (словорях, учебнике), работа с учебным текстом, формирование навыка решения проблемных вопросов.
– Коммуникативные: развитие умения слушать ответы одноклассников, дополнять их, обсуждать проблемные вопросы, развитие монологической речи, умение договариваться и распределять роли в группе.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: учебник, мультимедиа, компьютер, презентация, сигнальные карточки- смайлики (желтые, красные, синие, зеленые), карточки на столы с разными изображениями темперамента, вспомогательная карта с буквой «Я» каждому ученику, словари, запись песни «Мы такие разные – дети всей Земли».
ХОД УРОКА
Дети делятся на 4 группы (рассаживаются по – желанию за 4 стола, на которых лежат таблички с типами темперамента «сангвиники», «холерики», «флегматики», «меланхолики»).
1.Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные смайлики: красный, синий, зеленый, желтый. Посмотрите на них внимательно и выберите тот, которой соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас.
Желтый - вы полны энергии, готовы активно работать.
Красный – вы хотите узнать что-то новое, ждете начала урока с нетерпением.
Зеленый – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке.
Синий – вы волнуетесь, переживаете за готовность к уроку.
- Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!
2. Формулировка темы урока:
Фрагмент песни «Мы такие разные – дети всей Земли».
- Как вы думаете, почему мы все разные? Чем мы друг от друга отличаемся? Давайте вместе начнем заполнять вспомогательную карточку, которая лежит у вас на столах. (Приложение 1).
(Когда учащиеся называют отличия, я помогаю детям выбрать правильную характеристику. Прикрепляю к доске полоски с терминами: интерес, склонности, способности, характер, темперамент, эмоции).
- Как вы думаете, что формируется из всех этих характеристик? (личность).
- Совершенно верно – личность.
Формулируют тему урока: «Индивидуальные особенности личности» - Слайд 1
3. Постановка цели урока.
- Давайте сформулируем цель нашего урока? (Формулируют цель урока). – Слайд - 2
- Сегодня мы с вами узнаем о том, что влияет на наше настроение и наши поступки. Почему мы по-разному реагируем на одно и то же событие. От чего это зависит.
4. Основная часть урока.
- Изучение личности начнем с определения терминов. У вас на столах лежат словари, найдите самое первое определение – интерес.
Интерес – форма проявления познавательных потребностей, определенная направленность сознания на получение информации в определенной области знаний. Это потребность в определенной информации. Слайд №3
- Сейчас подпишите на карточках свои интересы.
- Кто желает поделиться своими интересами?
- Что у нас следующее?
Склонность – предрасположенность к определенному виду деятельности.
Идеально, когда интересы и склонности совпадают. Слайд №4,5
- Поделитесь своими склонностями?
- Молодцы. Далее у нас идут способности.
Способности – индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием успешного выполнения той или иной деятельности. Они складываются из природных задатков, которые развиваются и совершенствуются в процесс деятельности. Они угасают, если их не развивать. Слайд №6,7
- Какая следующая особенность личности?
- Найдите в словаре понятие характера.
Характер – совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания. По типу личности делятся на: Экстраверты – общительны, легко входят в новое общество людей, нередко лидеры.
Интроверты – замкнуты, любят заниматься самоанализом, часто теряются в обществе – Слайд 8
- Запишите в карточке к какому типу характера вы относитесь.
- Ну а сейчас выясним, что такое темперамент. Откройте учебники на с. 210, найдите определение. (Темперамент складывается из общей активности человека, ее двигательных проявлений и из его эмоциональности).
Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.
- Найдите и запишите четыре типа темперамента по Гиппократу и по Павлову И.П. с.210 учебника (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – по Гиппократу; слабый, сильный – уравновешенный (подвижный, малоподвижный), неуравновешенный).
Проверяем все вместе. - Слайд 9 – 12.
- На столах у вас лежат определения типа, которое соответствует картинке. Определите к какому типу темперамента относится ваша группа? (Приложение 2)
Физкультминутка «Изобрази эмоцию движениями». ( Один ученик стоит перед классом, а остальные повторяют за ним).
- С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:
- Теперь вы знаете типы темпераментов и, наверно, заметили, что столы разделены по их типам. Садитесь за тот стол, который по – вашему мнению соответствует вашему темпераменту.
- Попробуйте всей группой обыграть ситуацию с картинки учебника с.213 в соответствии с темпераментом вашей группы, используя вместо шляпы бумажный самолетик. (Обыгрывают заданные ситуации).
- Чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов. Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем специальную анкету на определение вашего типа темперамента.
- Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа. (Приложение 3).
- Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.
- Сейчас каждый из вас знает свой примерный тип темперамента, поднимите руку, кто правильно сел за свой стол.
- Хорошо! И последняя особенность нашей личности – это… - эмоции.
- Скажите, с помощью чего мы можем определить эмоции? (С помощью жестов и мимики).
- Совершенно верно, жесты и мимика выражают наше эмоциональное состояние на данный момент.
- Найдите определение в словаре.
- Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе.
- С помощью каких органов лица мы выражаем эмоции (глаз, бровей и рта). От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.
Все эмоции делятся на положительные и отрицательные.
- Как выглядят различные эмоции? У вас на столах лежат листочки с описанием эмоций. (Приложение 4).
- Ваша задача выбрать представителя группы кто будет изображать эту эмоцию, а другие группы должны угадать, изображенную эмоцию. Я покажу первый пример: Грусть – внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены (изображаю на лице). Остальные записывают виды эмоций в тетрадь.
- Сейчас распределите эти эмоции на положительные и отрицательные, можно добавлять и другие эмоции, которые вы знаете.
Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы «заражают» другого человека хорошим настроением.
Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.
Закрепление:
- В закрепление нашей темы решим тест из заданий ОГЭ. (Приложение 5).
- Проверяем: 1 – 2; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 4; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 4.
- Преобладание тех или иных эмоций зависит так же от характера и темперамента. Запишите в свои карточки, какие эмоции у вас чаще всего преобладают.
- Посмотрите на свои буквы «Я». У каждого из вас получилась личность с индивидуальными особенностями и у всех она разная, как и поется в песне.
- Как вы думаете, мы выполнили поставленную цель?
Рефлексия урока
«Эмоции»
Прошу детей поднять смайлики, которые отражают их настроение в конце урока.
Улыбающийся – хорошее настроение.
Грустный – грустное настроение.
Спокойный – равнодушие.
4. Итог урока.
Сегодня каждый из вас узнал не только какие бывают эмоции, но и свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.
Вспоминайте почаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.
Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.
5. Домашнее задание.
- Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких.
- Найдите по 2- 3 известных личности для каждого типа темперамента.
Приложение 4
1.Злость – брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Восторг
2. Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Ликование
3. Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Растерянность
4. Радость – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Гнев
5. Спокойствие – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Отвращение
Приложение 4
1.Злость – брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Восторг
2. Страх – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Ликование
3. Удивление – брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Растерянность
4. Радость – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Гнев
5. Спокойствие – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Отвращение
Приложение 2
Очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.
Бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле.
Очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке.
Не любит шумных игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества.
Приложение 3
Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.
Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) Легко включаешься в работу;
Б) Активно действуешь;
В) Действуешь спокойно, без лишних слов;
Г) Действуешь робко, неуверенно.
2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?
А) Говоришь, что больше так делать не будешь;
Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;
В) Выслушиваешь молча;
Г) Молчишь, обижен, переживаешь.
3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?
А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;
Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;
В) Медленно, спокойно, но уверенно;
Г) С большой неуверенностью.
4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?
А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;
Б) Активен, очень возбужден;
В) Спокойно рассматриваешь окружающее;
Г) Робок, растерян.
Приложение 3
Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.
Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) Легко включаешься в работу;
Б) Активно действуешь;
В) Действуешь спокойно, без лишних слов;
Г) Действуешь робко, неуверенно.
2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?
А) Говоришь, что больше так делать не будешь;
Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;
В) Выслушиваешь молча;
Г) Молчишь, обижен, переживаешь.
3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?
А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;
Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;
В) Медленно, спокойно, но уверенно;
Г) С большой неуверенностью.
4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?
А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;
Б) Активен, очень возбужден;
В) Спокойно рассматриваешь окружающее;
Г) Робок, растерян.
Приложение 5
Закрепление:
1. На
рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция
человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по
внешней реакции человека тип его темперамента.
1) сангвиник
2) флегматик
3) меланхолик
4) холерик
2. . На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.
1) сангвиник
2) холерик
3) меланхолик
4) флегматик
3. Какой из факторов, с точки зрения современной биологии, не влияет на формирование характера человека?
1) генетическая программа
2) положение звёзд при рождении
3) воспитание
4) поведение сверстников
4. Какому типу темперамента
соответствуют приведённая ниже картинка и описание: «слабый тип характеризуется
слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов»?
1) флегматик
2) холерик
3) сангвиник
4) меланхолик
5. Какому
типу темперамента соответствуют приведённая ниже картинка и описание:
«Сильный уравновешенный подвижный — живой тип»?
1) флегматик
2) холерик
3) сангвиник
4) меланхолик
6. Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени способствует развитию депрессии?
1) усталость
2) голод
3) непрочитанная книга
4) отсутствие возможности самореализации
7. Какому из четырёх типов темперамента соответствует описание: человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но в то же время неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
1) сангвиник
2) флегматик
3) меланхолик
4) холерик
Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.