Разработка урока чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью

  • doc
  • 21.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гамм Е.Э. Разработка урока чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью.doc

Разработка урока чтения

Тема. Работа над содержанием произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 

1.       

ФИО (полностью)

Гамм Елена Эрвиновна

2.       

Место работы

г.Екатеринбург, ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №2»

3.       

Должность

учитель

4.       

Предмет

Чтение и развитие речи

5.       

Класс

4

6.       

Тема и номер урока в теме

Произведения русских и зарубежных писателей, урок №1

7.       

Базовый учебник

Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы-составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. М., «Просвещение», 2007.

 

8. Цель  урока: познакомить учащихся с творчеством Александра Сергеевича Пушкина на примере «Сказки о рыбаке и рыбке».

- обучающие: продолжить формировать представление о сказке, как о художественном жанре, добиться понимания содержания «Сказки о рыбаке и рыбке».

-развивающие: активизировать процессы запоминания и воспроизведения, содействовать развитию навыка чтения по ролям

-воспитательные:  воспитание мотивации к учению

9.      Тип урока: комбинированный

10.  Формы работы учащихся: чтение на скорость с заданием, соотнесение иллюстраций с текстом, просмотр фрагмента сказки и его прослушивание, ответы на вопросы учителя по тексту, чтение по ролям.

11.  Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка.

Методы и формы деятельности:

· рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина.

· объяснительно-иллюстративный – фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»;

· тесты на закрепление знания содержания текста «Сказки…»;

· рефлексия - заключительная беседа.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные:

- учащиеся должны понимать, какие характерные элементы определяют жанр «сказка».

Метапредметные:

- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, отнесения к известным понятиям.

Личностные:

- формирование познавательного интереса.

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Начнём урок с проверки вашего внимания. (слайд) Прочитайте внимательно все слова и найдите слово «труд»:

Ноябрь, лодырь, школа, щука, осень, труд, руки, медведь, трудолюбие, добро (пустой слайд)

- Какое слово было первым? (ноябрь)

- Какое слово было перед словом «труд»? (осень)

- Какое слово было последним? (добро)

-  Я вижу, что вы внимательны, собраны и мы можем перейти к следующему этапу урока.

2.Повторение.

- Над какой темой мы работали? (О труде и трудолюбии) – слайд

- Какие произведения о труде и трудолюбии мы читали? («Два плуга», «Самое дорогое», «Трудолюбивый медведь»,  «Для чего руки нужны?» и т.д.)

- На доске названия этих произведений. Определите последовательность, в которой мы с ними знакомились и жанр, к которому они относятся.

Лебедь,  щука и рак (басня)                                           Самое дорогое

Лодыри и кот (стихотворение)                                     Айога

Самое дорогое (сказка)                                                  Лодыри и кот

Для чего руки нужны? (рассказ)                                 Лебедь, щука и рак

Айога (сказка)                                                          Для чего руки нужны?

Информация для учителя:

Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение.

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных  лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

- Какая основная мысль объединяет все эти произведения? (Труд человека кормит, а лень портит) - слайд.

- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете произведения этой темы. Рассмотрите иллюстрации, к каким произведениям они относятся? Подберите и прочитайте строчки к ним – слайд (Учитель раздаёт карточки с текстом из произведений):

1.Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем. (Самое дорогое)

 

2.Вот идёт  к мужику он попросить совета

И говорит: «Сосед, что за причина эта?

Деревья-таки я ломать могу,

А не согнул ни одного в дугу.

Скажи, в чём есть тут главное уменье?»

«В том, - отвечал сосед, -

Чего в тебе, кум, вовсе нет:

В терпенье». (Трудолюбивый медведь)

 

3.Разозлилась. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.(Айога)

 

4.Замяукал жалобно серый кот:

- Мне, коту усатому, скоро год.

И красив я, лодыри, и умён,

А письму и грамоте не учён.

 

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

 

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть. (Лодыри и кот )

 

5.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! (Лебедь, Щука и Рак)

 

Оценивание.

 

3.Сообщение темы урока.

- Мы начинаем изучение новой темы: Произведения русских и зарубежных писателей. (слайд)

- Первое произведение, с которым мы познакомимся  - Сказка  Александра Сергеевича Пушкина (портрет Пушкина – слайд)

- Пушкин жил очень давно, больше ста лет назад. Родился он в Москве и рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой (портрет) – слайд), простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.

Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Сегодня мы прочитаем «Сказку о рыбаке и рыбке» - слайд

- Чем отличается сказка от рассказа? В сказке всё как в жизни? (в ней есть фантастика, волшебство).

- Также своеобразным для сказки являются повторы. В русских народных сказках значительным является число «3». Посмотрите, сколько дорог открывается перед Иваном-царевичем (налево пойдёшь…, направо пойдёшь…, прямо пойдёшь…)?

- Сколько персонажей в сказке «Три медведя»? «Три поросёнка»? Сколько желаний исполняет царевна-лебедь в сказке о царе Салтане?

4. Словарная работа.

- Прежде, чем вы прослушаете сказку, давайте разберём трудные для понимания слова, которые в ней встретятся (слайды с иллюстрациями).

Землянка - углублённое в землю жилище

Корыто – открытая продолговатая ёмкость.

Невод – большая рыболовная сеть.

Тина – морская трава, зелень.

Откуп – выкуп, плата за что-то.

5. Образец чтения.

- Сейчас вы прослушаете начало сказки о рыбаке и рыбке и ответите на вопрос: какие, характерные для сказки элементы, вы увидели?

Видеофрагмент.

6. Беседа по тексту.

- Итак, какие элементы сказки вы здесь увидели? (рыбка говорит человеческим голосом, старик закидывает невод три раза, рыбка предлагает исполнить желание).

- Сколько персонажей в этой сказке? (три)

- Охарактеризуйте каждого. ( Старик бедный, добрый). Почему вы так решили? (отпустил рыбку) Старуха бедная, ворчливая. Как она отнеслась к тому, что старик отпустил рыбку? 

- О рыбке мало, что известно, но если она предлагает любой откуп, то значит, она может быть обладательницей каких-то морских богатств.

- Что вы узнали о жизни старика и старухи, чем они занимались? (старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу)

7.Самостоятельное чтение.

- Внимательно прочитайте первую часть и определите, где, слова героев и автора.

8.Беседа по тексту (тест на слайдах).

- На берегу чего жили старик со старухой? (реки, моря, озера)

- Сколько лет рыбачил старик? (тридцать три года, тридцать лет, три года)

- Где жили старик со старухой (в землянке, в избе, во дворце)

- Сколько раз старик забрасывал в море невод? (два раза, три, один)

- Что было в неводе в первый раз? Во второй? В третий?

- С чем пришёл невод во второй раз? (с травой морскою, с тиной, с золотой рыбкой)

- Как отнеслась рыбка к просьбе старика? Обратите внимание на то, каким было море вначале? (синим, спокойным).

- Каким стало, когда старик пошёл просить корыто? (море слегка разыгралось).

9. Работа над выразительностью.

- Посмотрите, какие знаки препинания есть? С какой интонацией мы будем читать предложения с (!) – с повышенной, а с (?) – с вопросительной.

- Мы  будем читать сказку по ролям. Как найти слова героев? (по кавычкам).

10. Чтение текста учащимися по ролям.

11.Домашнее задание.

Чтение по ролям 1 части.

11.Итог урока.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Назовите, характерные для сказки элементы.

- Кто автор?

- Кто воспитывал маленького Сашу Пушкина? Кто рассказывал ему сказки?

- Какой персонаж сказки о рыбаке и рыбке вам понравился? Почему?

- Что вам сегодня на уроке удалось лучше всего? - слайд

·        задания на повторение изученного

·        определять жанр произведения

·        отвечать на вопросы по тексту

·        читать по ролям.

- Что получалось с трудом?

12.Оценивание (комментирование)