Разработка урока чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью
Оценка 5

Разработка урока чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью

Оценка 5
doc
21.02.2020
Разработка урока чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью
Гамм Е.Э. Разработка урока чтения в 4 классе для детей с умственной отсталостью.doc

Разработка урока чтения

Тема. Работа над содержанием произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 

1.       

ФИО (полностью)

Гамм Елена Эрвиновна

2.       

Место работы

г.Екатеринбург, ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №2»

3.       

Должность

учитель

4.       

Предмет

Чтение и развитие речи

5.       

Класс

4

6.       

Тема и номер урока в теме

Произведения русских и зарубежных писателей, урок №1

7.       

Базовый учебник

Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы-составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. М., «Просвещение», 2007.

 

8. Цель  урока: познакомить учащихся с творчеством Александра Сергеевича Пушкина на примере «Сказки о рыбаке и рыбке».

- обучающие: продолжить формировать представление о сказке, как о художественном жанре, добиться понимания содержания «Сказки о рыбаке и рыбке».

-развивающие: активизировать процессы запоминания и воспроизведения, содействовать развитию навыка чтения по ролям

-воспитательные:  воспитание мотивации к учению

9.      Тип урока: комбинированный

10.  Формы работы учащихся: чтение на скорость с заданием, соотнесение иллюстраций с текстом, просмотр фрагмента сказки и его прослушивание, ответы на вопросы учителя по тексту, чтение по ролям.

11.  Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка.

Методы и формы деятельности:

· рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина.

· объяснительно-иллюстративный – фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»;

· тесты на закрепление знания содержания текста «Сказки…»;

· рефлексия - заключительная беседа.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные:

- учащиеся должны понимать, какие характерные элементы определяют жанр «сказка».

Метапредметные:

- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, отнесения к известным понятиям.

Личностные:

- формирование познавательного интереса.

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Начнём урок с проверки вашего внимания. (слайд) Прочитайте внимательно все слова и найдите слово «труд»:

Ноябрь, лодырь, школа, щука, осень, труд, руки, медведь, трудолюбие, добро (пустой слайд)

- Какое слово было первым? (ноябрь)

- Какое слово было перед словом «труд»? (осень)

- Какое слово было последним? (добро)

-  Я вижу, что вы внимательны, собраны и мы можем перейти к следующему этапу урока.

2.Повторение.

- Над какой темой мы работали? (О труде и трудолюбии) – слайд

- Какие произведения о труде и трудолюбии мы читали? («Два плуга», «Самое дорогое», «Трудолюбивый медведь»,  «Для чего руки нужны?» и т.д.)

- На доске названия этих произведений. Определите последовательность, в которой мы с ними знакомились и жанр, к которому они относятся.

Лебедь,  щука и рак (басня)                                           Самое дорогое

Лодыри и кот (стихотворение)                                     Айога

Самое дорогое (сказка)                                                  Лодыри и кот

Для чего руки нужны? (рассказ)                                 Лебедь, щука и рак

Айога (сказка)                                                          Для чего руки нужны?

Информация для учителя:

Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение.

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных  лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

- Какая основная мысль объединяет все эти произведения? (Труд человека кормит, а лень портит) - слайд.

- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете произведения этой темы. Рассмотрите иллюстрации, к каким произведениям они относятся? Подберите и прочитайте строчки к ним – слайд (Учитель раздаёт карточки с текстом из произведений):

1.Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем. (Самое дорогое)

 

2.Вот идёт  к мужику он попросить совета

И говорит: «Сосед, что за причина эта?

Деревья-таки я ломать могу,

А не согнул ни одного в дугу.

Скажи, в чём есть тут главное уменье?»

«В том, - отвечал сосед, -

Чего в тебе, кум, вовсе нет:

В терпенье». (Трудолюбивый медведь)

 

3.Разозлилась. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.(Айога)

 

4.Замяукал жалобно серый кот:

- Мне, коту усатому, скоро год.

И красив я, лодыри, и умён,

А письму и грамоте не учён.

 

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

 

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть. (Лодыри и кот )

 

5.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! (Лебедь, Щука и Рак)

 

Оценивание.

 

3.Сообщение темы урока.

- Мы начинаем изучение новой темы: Произведения русских и зарубежных писателей. (слайд)

- Первое произведение, с которым мы познакомимся  - Сказка  Александра Сергеевича Пушкина (портрет Пушкина – слайд)

- Пушкин жил очень давно, больше ста лет назад. Родился он в Москве и рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой (портрет) – слайд), простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.

Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Сегодня мы прочитаем «Сказку о рыбаке и рыбке» - слайд

- Чем отличается сказка от рассказа? В сказке всё как в жизни? (в ней есть фантастика, волшебство).

- Также своеобразным для сказки являются повторы. В русских народных сказках значительным является число «3». Посмотрите, сколько дорог открывается перед Иваном-царевичем (налево пойдёшь…, направо пойдёшь…, прямо пойдёшь…)?

- Сколько персонажей в сказке «Три медведя»? «Три поросёнка»? Сколько желаний исполняет царевна-лебедь в сказке о царе Салтане?

4. Словарная работа.

- Прежде, чем вы прослушаете сказку, давайте разберём трудные для понимания слова, которые в ней встретятся (слайды с иллюстрациями).

Землянка - углублённое в землю жилище

Корыто – открытая продолговатая ёмкость.

Невод – большая рыболовная сеть.

Тина – морская трава, зелень.

Откуп – выкуп, плата за что-то.

5. Образец чтения.

- Сейчас вы прослушаете начало сказки о рыбаке и рыбке и ответите на вопрос: какие, характерные для сказки элементы, вы увидели?

Видеофрагмент.

6. Беседа по тексту.

- Итак, какие элементы сказки вы здесь увидели? (рыбка говорит человеческим голосом, старик закидывает невод три раза, рыбка предлагает исполнить желание).

- Сколько персонажей в этой сказке? (три)

- Охарактеризуйте каждого. ( Старик бедный, добрый). Почему вы так решили? (отпустил рыбку) Старуха бедная, ворчливая. Как она отнеслась к тому, что старик отпустил рыбку? 

- О рыбке мало, что известно, но если она предлагает любой откуп, то значит, она может быть обладательницей каких-то морских богатств.

- Что вы узнали о жизни старика и старухи, чем они занимались? (старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу)

7.Самостоятельное чтение.

- Внимательно прочитайте первую часть и определите, где, слова героев и автора.

8.Беседа по тексту (тест на слайдах).

- На берегу чего жили старик со старухой? (реки, моря, озера)

- Сколько лет рыбачил старик? (тридцать три года, тридцать лет, три года)

- Где жили старик со старухой (в землянке, в избе, во дворце)

- Сколько раз старик забрасывал в море невод? (два раза, три, один)

- Что было в неводе в первый раз? Во второй? В третий?

- С чем пришёл невод во второй раз? (с травой морскою, с тиной, с золотой рыбкой)

- Как отнеслась рыбка к просьбе старика? Обратите внимание на то, каким было море вначале? (синим, спокойным).

- Каким стало, когда старик пошёл просить корыто? (море слегка разыгралось).

9. Работа над выразительностью.

- Посмотрите, какие знаки препинания есть? С какой интонацией мы будем читать предложения с (!) – с повышенной, а с (?) – с вопросительной.

- Мы  будем читать сказку по ролям. Как найти слова героев? (по кавычкам).

10. Чтение текста учащимися по ролям.

11.Домашнее задание.

Чтение по ролям 1 части.

11.Итог урока.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Назовите, характерные для сказки элементы.

- Кто автор?

- Кто воспитывал маленького Сашу Пушкина? Кто рассказывал ему сказки?

- Какой персонаж сказки о рыбаке и рыбке вам понравился? Почему?

- Что вам сегодня на уроке удалось лучше всего? - слайд

·        задания на повторение изученного

·        определять жанр произведения

·        отвечать на вопросы по тексту

·        читать по ролям.

- Что получалось с трудом?

12.Оценивание (комментирование)

 

 

 


Разработка урока чтения Тема

Разработка урока чтения Тема

Ход урока: 1.Орг. момент. -

Ход урока: 1.Орг. момент. -

Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были

Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были

Оценивание. 3.Сообщение темы урока

Оценивание. 3.Сообщение темы урока

Итак, какие элементы сказки вы здесь увидели? (рыбка говорит человеческим голосом, старик закидывает невод три раза, рыбка предлагает исполнить желание)

Итак, какие элементы сказки вы здесь увидели? (рыбка говорит человеческим голосом, старик закидывает невод три раза, рыбка предлагает исполнить желание)

Кто автор? - Кто воспитывал маленького

Кто автор? - Кто воспитывал маленького
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020