Разработка урока чтения
Тема. Работа над содержанием произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. |
ФИО (полностью) |
Гамм Елена Эрвиновна |
2. |
Место работы |
г.Екатеринбург, ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №2» |
3. |
Должность |
учитель |
4. |
Предмет |
Чтение и развитие речи |
5. |
Класс |
4 |
6. |
Тема и номер урока в теме |
Произведения русских и зарубежных писателей, урок №1 |
7. |
Базовый учебник |
Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы-составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева. М., «Просвещение», 2007. |
8. Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Александра Сергеевича Пушкина на примере «Сказки о рыбаке и рыбке».
- обучающие: продолжить формировать представление о сказке, как о художественном жанре, добиться понимания содержания «Сказки о рыбаке и рыбке».
-развивающие: активизировать процессы запоминания и воспроизведения, содействовать развитию навыка чтения по ролям
-воспитательные: воспитание мотивации к учению
9. Тип урока: комбинированный
10. Формы работы учащихся: чтение на скорость с заданием, соотнесение иллюстраций с текстом, просмотр фрагмента сказки и его прослушивание, ответы на вопросы учителя по тексту, чтение по ролям.
11. Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка.
Методы и формы деятельности:
· рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина.
· объяснительно-иллюстративный – фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»;
· тесты на закрепление знания содержания текста «Сказки…»;
· рефлексия - заключительная беседа.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные:
- учащиеся должны понимать, какие характерные элементы определяют жанр «сказка».
Метапредметные:
- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, отнесения к известным понятиям.
Личностные:
- формирование познавательного интереса.
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Начнём урок с проверки вашего внимания. (слайд) Прочитайте внимательно все слова и найдите слово «труд»:
Ноябрь, лодырь, школа, щука, осень, труд, руки, медведь, трудолюбие, добро (пустой слайд)
- Какое слово было первым? (ноябрь)
- Какое слово было перед словом «труд»? (осень)
- Какое слово было последним? (добро)
- Я вижу, что вы внимательны, собраны и мы можем перейти к следующему этапу урока.
2.Повторение.
- Над какой темой мы работали? (О труде и трудолюбии) – слайд
- Какие произведения о труде и трудолюбии мы читали? («Два плуга», «Самое дорогое», «Трудолюбивый медведь», «Для чего руки нужны?» и т.д.)
- На доске названия этих произведений. Определите последовательность, в которой мы с ними знакомились и жанр, к которому они относятся.
Лебедь, щука и рак (басня) Самое дорогое
Лодыри и кот (стихотворение) Айога
Самое дорогое (сказка) Лодыри и кот
Для чего руки нужны? (рассказ) Лебедь, щука и рак
Айога (сказка) Для чего руки нужны?
Информация для учителя:
Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение.
Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
- Какая основная мысль объединяет все эти произведения? (Труд человека кормит, а лень портит) - слайд.
- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете произведения этой темы. Рассмотрите иллюстрации, к каким произведениям они относятся? Подберите и прочитайте строчки к ним – слайд (Учитель раздаёт карточки с текстом из произведений):
1.Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем. (Самое дорогое)
2.Вот идёт к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чём есть тут главное уменье?»
«В том, - отвечал сосед, -
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье». (Трудолюбивый медведь)
3.Разозлилась. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.(Айога)
4.Замяукал жалобно серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год.
И красив я, лодыри, и умён,
А письму и грамоте не учён.
Школа не построена для котят.
Научить нас грамоте не хотят.
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть. (Лодыри и кот )
5.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! (Лебедь, Щука и Рак)
Оценивание.
3.Сообщение темы урока.
- Мы начинаем изучение новой темы: Произведения русских и зарубежных писателей. (слайд)
- Первое произведение, с которым мы познакомимся - Сказка Александра Сергеевича Пушкина (портрет Пушкина – слайд)
- Пушкин жил очень давно, больше ста лет назад. Родился он в Москве и рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой (портрет) – слайд), простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.
Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Сегодня мы прочитаем «Сказку о рыбаке и рыбке» - слайд
- Чем отличается сказка от рассказа? В сказке всё как в жизни? (в ней есть фантастика, волшебство).
- Также своеобразным для сказки являются повторы. В русских народных сказках значительным является число «3». Посмотрите, сколько дорог открывается перед Иваном-царевичем (налево пойдёшь…, направо пойдёшь…, прямо пойдёшь…)?
- Сколько персонажей в сказке «Три медведя»? «Три поросёнка»? Сколько желаний исполняет царевна-лебедь в сказке о царе Салтане?
4. Словарная работа.
- Прежде, чем вы прослушаете сказку, давайте разберём трудные для понимания слова, которые в ней встретятся (слайды с иллюстрациями).
Землянка - углублённое в землю жилище
Корыто – открытая продолговатая ёмкость.
Невод – большая рыболовная сеть.
Тина – морская трава, зелень.
Откуп – выкуп, плата за что-то.
5. Образец чтения.
- Сейчас вы прослушаете начало сказки о рыбаке и рыбке и ответите на вопрос: какие, характерные для сказки элементы, вы увидели?
Видеофрагмент.
6. Беседа по тексту.
- Итак, какие элементы сказки вы здесь увидели? (рыбка говорит человеческим голосом, старик закидывает невод три раза, рыбка предлагает исполнить желание).
- Сколько персонажей в этой сказке? (три)
- Охарактеризуйте каждого. ( Старик бедный, добрый). Почему вы так решили? (отпустил рыбку) Старуха бедная, ворчливая. Как она отнеслась к тому, что старик отпустил рыбку?
- О рыбке мало, что известно, но если она предлагает любой откуп, то значит, она может быть обладательницей каких-то морских богатств.
- Что вы узнали о жизни старика и старухи, чем они занимались? (старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу)
7.Самостоятельное чтение.
- Внимательно прочитайте первую часть и определите, где, слова героев и автора.
8.Беседа по тексту (тест на слайдах).
- На берегу чего жили старик со старухой? (реки, моря, озера)
- Сколько лет рыбачил старик? (тридцать три года, тридцать лет, три года)
- Где жили старик со старухой (в землянке, в избе, во дворце)
- Сколько раз старик забрасывал в море невод? (два раза, три, один)
- Что было в неводе в первый раз? Во второй? В третий?
- С чем пришёл невод во второй раз? (с травой морскою, с тиной, с золотой рыбкой)
- Как отнеслась рыбка к просьбе старика? Обратите внимание на то, каким было море вначале? (синим, спокойным).
- Каким стало, когда старик пошёл просить корыто? (море слегка разыгралось).
9. Работа над выразительностью.
- Посмотрите, какие знаки препинания есть? С какой интонацией мы будем читать предложения с (!) – с повышенной, а с (?) – с вопросительной.
- Мы будем читать сказку по ролям. Как найти слова героев? (по кавычкам).
10. Чтение текста учащимися по ролям.
11.Домашнее задание.
Чтение по ролям 1 части.
11.Итог урока.
- С какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Назовите, характерные для сказки элементы.
- Кто автор?
- Кто воспитывал маленького Сашу Пушкина? Кто рассказывал ему сказки?
- Какой персонаж сказки о рыбаке и рыбке вам понравился? Почему?
- Что вам сегодня на уроке удалось лучше всего? - слайд
· задания на повторение изученного
· определять жанр произведения
· отвечать на вопросы по тексту
· читать по ролям.
- Что получалось с трудом?
12.Оценивание (комментирование)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.