Разработка урока геометрии "Средняя линия треугольника"

  • docx
  • 16.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок геом. средняя линия тр.docx

Тема урока: «Средняя линия треугольника»

Цель урока: 

Образовательная: Научить распознавать средние линии треугольника на чертежах, вырабатывать навык и умение применять свойство при решении задач. Научить строить среднюю линию треугольника.

Развивающая: Развивать навыки логического мышления, память, внимание, образное мышление, пространственное воображение. Продолжать формировать у учащихся умение говорить грамотно, четко, используя необходимые математические термины; умение доказывать свою точку зрения, ясно излагать свои мысли.

Воспитательная: Воспитывать и развивать аккуратность при построении чертежей, целеустремленность и самостоятельность в ходе решения задач.

Тип урока: Урок изучения нового материала и его первичное закрепление.

Оборудование: презентация, созданная в PowerPoint, задачи на готовых чертежах; рефлексия (корабль), тест, арточки с задачами.

 

Ход урока:

  1. Орг. момент: 1) готовность уч-ся к уроку

                             2) сверка списочного состава;

                             3) приветствие;

2. Мотивация на познавательную активность на уроке. Ответив на поставленные вопросы, вы узнаете тему урока.

1. Имеются числа 3,  4,  5. Как называется число 4, расположенное между числами 3 и 5? (среднее). Образуйте прилагательное, отвечающее на вопрос КАКАЯ? (средняя)

с

р

е

д

н

я

я

 

      2. Как по-другому называется прямая? (линия)

л

и

н

и

я

 

3.Геометрическая фигура, имеющая 3 отрезка и 3 точки, не лежащие на 1 прямой?

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

а

 

  1. Сообщение темы, постановка цели урока учителем, постановка задач урока учениками

Ребята, треугольник-геом.фигура, самая популярная в школьном курсе геометрии, сегодня мы пополним багаж ваших знаний о свойствах этой фигуры.

Итак, цель урока:    1) ввести понятие ср. л. треугольника

                                 2) сформулировать и доказать основное свойство ср. л. треугольника.

                                 3) рассмотреть применение определения и свойства ср. л. треугольника при решении задач.

Ребята, будьте при этом внимательны, активны, отвечайте грамотно, четко, ясно излагайте вои мысли.

  1. Объяснение нового материала в ходе беседы
  1. Введем определение ср. л. треугольника:

Построим произвольный треугольник. Назовем его любыми буквами. (АВС). На сторонах треугольника АВ и ВС отметим точки M  и N так, что АМ=МВ, ВNN. Как в этом случае называются точки M  и N для отрезков АВ и ВС? (серединами). Отметим это на чертеже. Теперь соединим точки M  и N. Как наз-ся МN? (отрезок). Следовательно, такой отрезок называется ср. линией треугольника.

 

Вопрос ученикам: Может, кто из вас попробует сформулировать определение ср. л. треугольника? Определение.  Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

  1. Работа по готовым чертежам (отработать умение распознавать на чертежах ср. л. треугольника)

1)      Сколько средних линий можно построить в треугольнике? Почему?

2)      Назвать по чертежу ср. л. в треугольнике?

3)      Определить по чертежам, какие из отрезков являются средними линиями треугольника? Ответ обосновать.

Свойство ср. л. треугольника. Продолжим изучение нового материала. Работаем ребята с тем

же чертежом.

  1. Проведем эксперимент, с помощью линейки, угольников по рядам:

1 ряд                                                   

2 ряд

Задание: Проверьте взаимное расположение прямых МN и АС.

Вопрос: Что значит выяснить взаимное расположение прямых?

Задание: Сравните длины отрезков МN и АС.

 

Вопрос: Что можно сказать о их длинах?

Вывод ученики: МN II АС

Вывод ученики:

Вот мы ребята и вывели основное свойство о ср. л. треугольника.

Вопрос: Может быть кто-то попробует сформулировать свойство о ср. л. треугольника. Докажем это свойство

  1. Динамическая пауза.

Все встаём у своих рабочих мест. Ребята, я буду говорить вам утверждения.

Если ответ ДА, то вы садитесь, а если ответ НЕТ, то вы встаете.

  1. у луча есть концы (нет)
  2. у луча есть начало и нет  конца (да)
  3. отрезок бесконечен в обе стороны (нет)
  4. у отрезка есть два конца (да)
  5. у прямой есть начало и конец (нет)
  6. прямая бесконечна в обе стороны (да)
  7. у параллелограмма противоположные стороны параллельны (да)
  8. у прямоугольника все стороны равны (нет)
  9. квадрат всегда можно рассматривать как ромб (да)
  1. Работа по готовым чертежам(слайды): Научиться применять основное свойство ср. л. треугольника.

Задание: Найти неизвестный элемент, используя свойство ср. л. треугольника.

  1. Работа в тетради:  50
  2. тест по вариантам:

Тест по теме «Средняя линия треугольника»            Вариант 1

1.      Средней линией треугольника называется отрезок…

а)  параллельный стороне треугольника;

б) соединяющий середины сторон треугольника;

в) соединяющий вершину и середину противоположной стороны;

г) нет правильного ответа

2. BD || AF, тогда отрезок

BD.                    С

 

                B                   D

                                      

 

 

A                                  F

 

а) является средней линией треугольника;

б) может быть  средней линией треугольника

в)  нет правильного ответа

3.                       B

 


                  P                Q

 

 

 А                                     C

          PQ=16 cм, тогда  АС=…

 

а) 16 см;

б) 32 см;

в) 8 см;

г)  нет правильного ответа

9) Постановка д/з Обязательный уровень:  п.58(стр.79),  № 52

Творческий уровень: составить карточки по 2 задачи «Задачи на готовых чертежах».

10) Подведение итогов урока:

Ø  Что нового узнали на уроке?

Ø  Какие знания понадобились при решении задач?

Ø  Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Ø  Где ты применишь полученные знания?

11)  «Релаксация» и рефлексия детей.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны, сосредоточены на поставленной проблеме.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Рефлексия: Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, поняли ее - помещают свой кораблик в море ЗНАНИЙ, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.