Разработка урока граждановедения

  • doc
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что такое вина.doc

Урок 8                                                                                                          7 класс

Тема: Что такое вина.

Цель: создать первоначальные представления о вине как обязательном компоненте состава преступления.

Задачи:

раскрыть содержание понятия «вина»;

показать условия, в которых возникает или не возникает вина;

расширить представления уч-ся о принципе неотвратимости наказания за преступления.

Материалы к уроку:

Материалы прессы о действиях в условиях необходимой бороны и в состоянии крайней необходимости.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Работа по карточкам-заданиям « Виды нарушений»

      2. Устный опрос по вопросам из § 2 (Соколов)

         Итог опроса:

II. Изучение нового материала

1.    

Признать виновным

 
На доске записаны выражения

 

Презумпция невиновности

 

Без вины виноватый

 
 

 

 

 


Вопрос учащимся: Каким общим словом связаны эти выражения? («вина»)

 

      Записываем тему урока «Что такое вина».

Задание уч-ся: определите значение  слова «вина» самостоятельно.

На доске записываются варианты ответов. ( Обычно учащиеся говорят, что вина – это нарушение правил, закона).

2.     Обсуждение ситуации во вставке-задании с.19 (Соколов)

 

 

Вопросы для обсуждения.

   1. Как можно назвать данное деяние? – Преступлением, т. к. нарушена норма Уголовного кодекса.

  2. Знали (предполагали) ли подростки, что совершают противоправное деяние? - Скорее всего, да.

    3. Нужны ли были суду дополнительные доказательства противоправного поведения подростков? – Нет, их задержали в момент снятия магнитолы.

Итог сказанному: подростки сами, сознательно, понимая, что они совершают, пошли на противоправное деяние. Поэтому в совершении правонарушения есть их вина (она выражена в форме умысла).

 

3. Работа с учебником:

Задание: сформулировать юридическое определение понятия «вина» (отношение лица к своему противоправному поведению). (с.19)

Приведите примеры противоправных действий и бездействий.

 

4.     Вопрос о формах вины рассматривается на примере ситуаций, описанных во вставке – задании на с.22 учебника.

Вопросы для обсуждения:

1. Что общего в этих ситуациях? – В обеих речь идет о преступлениях, есть вина лиц, их совершивших.

2. Чем отличаются действия виновных? – В первом случае действие совершено умышленно, во втором – по неосторожности.

Итог: вина существует в двух формах – умысла и неосторожности.

 

5.     Понятия презумпция невиновности, необходимая оборона, превышение пределов необходимой обороны учащимися отрабатываются в игровой форме.

 

 

 

 

 

Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.

( Вины стрелявшего здесь не было. Потому что он целился в утку или животное. никакого преступного умысла у него не было. С другой стороны. Он обязан был предвидеть возможные последствия любого выстрела и принять необходимые меры предосторожности.

Необходимо показать, что установить вину стрелявшего может по закону только суд, опирающийся на выводы следствия.  Возможно, что подследственный зарядил патроны с нарушениями правил безопасности, зная, к чему это может привести. Но при этом самонадеянно полагал, что « все обойдется». Тогда вина его будет доказана судом. До решения суда обвиняемый считается невиновным, т.е. действует принцип презумпции невиновности.)

Ситуация 2.

Случай 1-й из задания – вставки (с. 20 учебник)

Ситуация 3.

Второй случай из того же задания.

Домашнее задание.

§ 3 (Соколов) вопросы к нему, ст. 49 Конституции РФ (с. 24 учебника)

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды нарушений

Название

нарушений

Что

нарушено

Примеры

нарушений

Виды

наказаний

1

2

3

4

1. Аморальный поступок- это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы.

2. Правонарушение-

антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.

А) административный проступок

 

 

 

Б) преступление- это виновное деяние, представляющее опасность для личности, государства и запрещенное уголовным законом.

 

Мораль

(нормы и правила, принятые в обществе).

 

 

 

 

 

 

 

Нормы административного права.

 

 

 

Нормы уголовного права.

 

 

 

 

Грубить, сплетничать, жадничать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распитие спиртных напитков в общественном месте; появление пьяного в общественном месте.

Применение насилия, не опасного для жизни.

Плохое отношение людей к нарушителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Штраф и др.

 

 

 

 

Штраф, арест, лишение свободы и др.

 

 

 

 

Виды нарушений

Название

нарушений

Что

нарушено

Примеры

нарушений

Виды

наказаний

1

2

3

4

1. Аморальный поступок-

 

 

 

 

 

 

2. Правонарушение-

 

 

 

 

 

 

 

А) административный проступок

 

 

Б) преступление-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.

 

 

Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.

 

 


Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.