Разработка урока граждановедения

  • doc
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК Равенство всех перед законом.doc

УРОК «ГРАЖДАНОВЕДЕНИЯ»

в 5 классе

             

ТЕМА:      Равенство всех перед законом.

 

1) Время урока: 45 минут

 

2) Цель урока:

1.     Показать значение равенства всех перед законом.

2.     Познакомить учащихся с государственными документами, обеспечивающими равенство перед законом.

3.     Запрет дискриминации в Кыргызской Республике.

 

3) Дидактический материал: выдержки из конституции КР, из Всеобщей декларации прав человека, отрывки из сказок «Гадкий утенок» и «Маленький Мук».

 

4) Методы урока: работа в малых группах, обсуждение и сравнение отрывков из литературных произведений, упражнение «Меня обидели».

 

5) Результат урока: учащиеся осознают ценность равенства всех перед законом и запрещения дискриминации.

 

6) Ход урока:

1.     Фокусировка внимания  – 5 мин.

2.     Работа в малых группах – 10 мин.

3.     Ознакомление с документами – 5 мин.

4.     Обсуждение отрывков из произведений – 10 мин.

Упражнение «Меня обидели» – 3 мин.

5.     Подведение итогов  - 2 мин.

 

Урок можно начинать с фокусировки внимания. Учитель показывает ребятам два ореха, яблока. Затем спрашивает у всего класса, что это за предметы и похожи ли они между собой или между ними есть разница. После этого он передает их одному ученику для того чтобы он рассмотрел их поближе и определил разницу.

Учитель подводит итог: «Ребята, с первого взгляда вы увидели просто  предмет, а затем, когда присмотрелись более внимательно, нашли много отличительных черт. То же самое можно сказать и в отношении людей. На первый взгляд, чисто внешне все мы вроде бы одинаковы, руки, ноги, тело… 

Но, если присмотреться внимательно, что мы увидим? (Множество отличий, причем не только физических, но и психологических, моральных…)

Однако, не смотря на эти различия все люди все равно остаются людьми и равны между собой. Об этом мы сегодня и поговорим».

Можно задать вопрос: «Как думаете, что такое равенство?» 

Ответы записываются на доске, затем дается определение слову равенство.

Равенство – это когда все люди равны между собой, имеют равные права и не могут подвергаться ущемлению этих прав, а также несут равные обязанности и ответственность перед государством.

 

Работа в малых группах.

Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает свою ситуацию. Учащиеся обсуждают их, а затем представляют в виде сценок.

 

Ситуации.

1.     Василий – очень шустрый мальчуган. На переменах он бегал, прыгал, кого-нибудь задевал, ввязывался в драку. В субботу весь класс решил пойти на спектакль в ТЮЗ. Учитель поставил одно условие: «Вася с нами не пойдет».

2.     Мария очень любит футбол. Все трансляции футбола смотрит по телевизору. И как-то в класс пришел тренер записывать в секцию по футболу. Мария тоже хотела посещать эти занятия, но тренер ее не взял. Отказал ей, потому что она девочка.

 

После каждого представления нужно задать вопрос:

-         Нарушен ли принцип равенства в этой ситуации?

 

Изучение Конституции КР (статья  15)

Все в КР равны перед законом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка вероисповедания и т.д.

 

и Всеобщей декларации прав человека (статья 7)

Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.

 

-         Какое новое слово вы узнали из документов?

 

Дать определение слова дискриминация. Записать в тетрадь.

Дискриминация – это ущемление человека в правах по принципу пола, расы, национальности, вероисповедания и т.д.

 

Обсудите ситуацию.

На горнорудном комбинате Кумторского  золоторудного месторождения работают как кыргызстанские, так и иностранные рабочие. За одинаковый труд кыргызстанцы  получают в несколько раз меньшую зарплату, чем иностранцы. На встречу с работниками этого месторождения приехал Президент  КР. Во время их беседы кыргызские  рабочие попросили объяснить, почему такая разница в оплате их труда.

 

-   Справедливы ли требования рабочих?

-         Ущемляются ли права граждан Кыргызстана, работающих на комбинате?

 

 

Работа с отрывком из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Войдя первый раз на двор утята по наущению матери-утки  кланялись взрослым уткам и громко крякали.

Взрослые утки оглядывали их и громко говорили:

Ну, вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!                                               •
И сейчас же одна утка  подскочила  и клюнула гадкого утенка в  шею.
Оста
вьте его! — сказала утка-мать.— Он ведь вам ничего не сделал!

«Верно, он такой большой и странный! — отвечала забияка, - Ему  надо задать хорошую трепку!

Славные  у тебя детки! — сказала старая  утка с красным лоскутком на лапке.— Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался!  Хорошо бы его переделать!

Никак  нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать.— Он некрасив но у него доброе сердце, и плавает он не хуже других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет и станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, от того и не  совсем удался.— И она провела носиком по перышкам большого утенка.— Кроме того, он селезень, а селезню красота ведь нужна. Я думаю, он возмужает и пробьет себе дорогу.

Вскоре утята освоились и стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, надулся, словно корабль со  всех ног подлетел к утенку, поглядел на него и пресердито залопотал на него.. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродится таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!

Так прошел первый день, затем стало еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили:

— Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода.  А мать прибавляла:

— Глаза бы мои на тебя не глядели!

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не выдержал утенок и сбежал со двора.

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Почему такое отношение к «гадкому утенку»?

2.     Есть ли в отношении к гадкому утенку дискриминация?

 

Работа с отрывком из сказки В. Гауфа «Маленький мук».

В родном моем городе Никее жил-был человек по про­званию Маленький Мук. Хотя я был тогда совсем ре­бенком, однако помню его очень хорошо, в особенности потому, что однажды отец мой избил меня из-за него до полусмерти. Дело в том, что в те времена Маленький Мук был уже старичок, ростом же не больше трех-четырех футов. Притом сложен он был весьма странно: на туловище его, маленьком и хрупком, сидела голова, размером куда объемистее, чем у других людей. Жил он совсем один в большом доме и даже стряпал себе сам, на улицу показывался всего раз в месяц, и в городе никто бы не знал, жив он или умер, если бы в обеденное время из трубы его дома не валил дым; правда, по вечерам он нередко прогуливался по крыше, а с улицы казалось, будто по крыше катается одна его огромная голова. Мы с товарищами были злые мальчишки, готовые всякого высмеять и поддразнить, потому для нас каждый раз бывало праздником, когда Маленький Мук выходил из дому. В определенный день мы толпились перед его домом и поджидали, пока он выйдет; когда же раство­рялась дверь и сперва показывалась большая голова в еще большем тюрбане, а затем и все тельце, облаченное в потрепанный халатик, пышные шаровары и широкий пояс, за которым торчал длинный кинжал,— такой длин­ный, что неизвестно было, кинжал ли прицеплен был к Муку или Мук к кинжалу,— так вот, когда он показы­вался, навстречу ему раздавались веселые возгласы, мы подбрасывали в воздух шапки и откалывали вокруг него бешеный пляс. Маленький Мук в ответ спокойно кивал нам головой и медленным шагом направлялся вдоль по улице, при этом он шаркал ногами, ибо туфли на нем были такие длинные и широкие, каких я больше не видывал. Мы, мальчишки, бежали следом, крича без устали: «Маленький Мук, Маленький Мук!» Кроме того, мы сочинили забавные стишки, которые пели в его честь. Вот эти стишки:

Крошка Мук, крошка Мук,

Сам ты мал, а дом — утес;

В месяц раз ты кажешь нос.

Ты хороший карлик-крошка,

Голова крупна немножко,

Обернись-ка на наш стук

И поймай нас, крошка Мук.

Так мы развлекались частенько, и, к стыду своему, должен признаться, что я озорничал пуще всех: дергал его за халатик, а как-то раз наступил ему сзади на огромные туфли, так что он упал.

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Почему такое отношение к «маленькому Муку»?

2.     Есть ли в отношении к маленькому Муку дискриминация?

 

Вопросы для сравнения:

1.     В чем сходство этих произведений?

2.     В чем их различие?

 

Упражнение «Меня обидели».

Вспомни случай, когда тебя ограничили в правах.

1.     Были ли  в вашей жизни ситуации, когда ограничивали ваши права?

2.     Какие чувства вы при этом испытывали?

 

Проводится подведение итогов урока методом рефлексия.

-         Что нового вы узнали на уроке?

Заключительное слово учителя.

Истинное равенство будет только тогда, когда будут приняты законы, распространяющиеся на всех, и все эти законы люди будут соблюдать.