Разработка урока "Химическая связь"
Оценка 4.6

Разработка урока "Химическая связь"

Оценка 4.6
docx
05.12.2019
Разработка урока "Химическая связь"
Хим_связь.docx

План – конспект открытого урока химии в 11 классе.

Тема «Виды химической связи».

Дата проведения: 22.10.2018г.

Цель урока: закрепить знания учащихся по видам химической связи.

Задачи урока:


повторить основные виды химической связи, свойства и механизм их образования;


развивать у учащихся умения и навыки в составлении схем образования различных видов химической связи;


воспитывать у учащихся организованность, самостоятельность, коммуникативные качества, умение обобщать знания и применять их на практике.


^ Тип урока: урок закрепления знаний.

Применяемые технологии: контрольно - корректирующая технология обучения, информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: таблица «Виды химической связи», карточки с заданиями для индивидуальной работы (3 уровня), тестовые разноуровневые задания, интерактивная доска, мультимедиа проектор.

^ Формы учебной деятельности: фронтальная, работа в паре, индивидуальная, работа с учебником и доп. литературой.

Структура урока:


Организационный момент.


Повторение темы «Виды химической связи» (электронная презентация, подготовленная учащимися).


Работа в паре по карточкам.


Индивидуальная работа по выбору учащихся: устный контроль – беседа с учителем или с консультантом, проработка темы по учебнику или дополнительной литературе, выполнение тестовой работы, выполнение самостоятельной работы.


Подведение итогов урока, домашнее задание.


^ Ход урока.

1.Организационный момент. Постановка цели урока.

2. Повторение основных видов химической связи. Группа учащихся выступает с электронной презентацией «Виды химической связи». Используется медиа - проектор и интерактивная доска.

3. Работа в паре. Каждая пара учащихся получает карточку с заданием, которое выполняют совместно, например:


Карточка №1

1.Определите вид химической связи в веществах и составьте схемы образования связей для этих веществ: MgBr2, H2O, Na, Н2.

2.Определите межмолекулярную химическую связь для вещества (CH3OH)n, отметьте особенности в свойствах этого вещества, в связи с данным видом химической связи.


4. Индивидуальная работа учащихся по их выбору.

Применение контрольно-корректирующей технологи обучения позволяет каждому ученику разработать свою образовательную траекторию. Учащиеся ведут лист учета деятельности, где ставится отметка по каждому виду контроля.


Ф.И. учащегося


Виды контроля


У (устный контроль)


Т (тест)


ПК (письменный контроль)


Иванов А.


+


+





После изучения темы, ученик должен пройти устное собеседование с учителем или с консультантом, выполнить тестовую работу и самостоятельную работу. Только после этого он выполняет итоговую контрольную работу. Консультантов назначает учитель, это обычно 2-3 человека, которые раньше других усвоили тему и прошли все виды контроля.

Тест (1-ый уровень)

1.Пара элементов, между которыми образуется ионная химическая связь:

а) углерод и сера; в) калий и кислород;

б) водород и азот; г) кремний и водород.

2. Формула вещества с ковалентной полярной связью:

а) NaCl; б) HCl; в) ВаО; г) Ca3N2.

3. Формула вещества с ковалентной неполярной связью:

а) Na; б) Br2 ; в) HBr ; г) KCl.

4.Наименее полярной является связь:

а) С – Н ; б) С – Cl ; в) С – F ; г) С – Вr .

5. Наиболее прочной является молекула:

а) Н2; б) N2; в) F2; г) О2.

6. Атомную кристаллическую решетку имеет:

а) сода; б) вода; в) алмаз; г) парафин.

7. Атом углерода имеет степень окисления -3 и валентность IV в соединении с формулой:

а) СО2; б) С2Н6; в) СН3Cl; г) СаС2.

8. Вещество, между молекулами которого существует водородная связь:

а) этан; б) фторид натрия; в) оксид углерода (II); г) этанол.

9. Причины резкого различия свойств воды и сероводорода заключаются в особенностях:

а) внутримолекулярной связи; б) межмолекулярной связи.


Тест (2-ой уровень)

1. Формула вещества с ионной связью:

а) NH3; б) С2Н4; в) KH; г) ССl4.

2. Ковалентная неполярная связь образуется между атомами:

а) водорода и кислорода; в) водорода и хлора;

б) водорода и фосфора; г) магния.

3. Наиболее полярной является связь:

а) Н – С; б) Н – О; в) Н – S; г) Н – I .

4.Число сигма и пи связей в веществе пропен соответственно:

а) 7- сигма, 2-пи; в) 6- сигма, 2-пи

б) 8-сигма, 1-пи; г) 8-сигма, 2-пи.

5. Наиболее прочные связи в молекуле вещества, формула которого:

а) Н2 S; б) Н2 Sе; в) Н2 О; г) Н2Те.

6. Атом азота имеет валентность III и степень окисления 0 в молекуле вещества, формула которого:

а) ) NH3 ; б) N2 ; в) CH3NO2; г) N2 O3.

7. Молекулярное строение имеет вещество с формулой:

а) СН4 ; б) NаОH; в) SiO2; г) Al.

8. Водородная связь образуется между:

а) молекулами воды; в) молекулами водорода;

б) молекулами углеводородов; г) атомами металлов и атомами водорода.

9. Какая связь обладает направленностью:

а) ионная; б) ковалентная; в) металлическая.


Тест (3-ий уровень)

1. Химические связи в веществах, формулы которых СН4 и CaCl2 соответственно:

а) ионная и ковалентная полярная;

б) ковалентная полярная и ионная;

в) ковалентная неполярная и ионная;

г) ковалентная полярная и металлическая.

2. Полярность связи больше в веществе с формулой:

а) Br2; б) LiBr; в) HBr; г) KBr.

3. Ионный характер связей в ряду соединений

Li2O - Na2O – K2O – Rb2O:

а) увеличивается; в) не изменяется;

б) уменьшается; г) сначала уменьшается, потом увеличивается.

4. Между атомами есть ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму в веществе, формула которого:

а) Al(OH)3; б) [CH3NH3]Cl; в) C2H5OH; г) C6H12O6.

5. Пара формул веществ, в которых есть только сигма-связи:

а) СН4 и O2 ; б) C2H5OH и Н2O; в) N2 и СO2; г) HBr и С2Н4

6. Наиболее прочная связь из приведенных:

а) C – Cl; б) C – F; в) C – Br; г) C – I .

7. Валентность и степень азота в хлориде аммония соответственно равны:

а) IV и +4; б) IV и -2; в) III и +2; г) IV и -3.

8. Общее свойство у веществ с молекулярной кристаллической решеткой:

а) растворимость в воде; в) электропроводность растворов;

б) высокая температура кипения; г) летучесть.

9. Образованием водородных связей можно объяснить:

а) растворимость уксусной кислоты в воде;

б) кислотные свойства этанола;

в) высокую температуру плавления многих металлов;

г) нерастворимость метана в воде.


5.Подведение итогов. Итак, сегодня мы с вами повторили основные виды химической связи, ее свойства и механизм образования. Проанализируйте, что вы усвоили и какие вопросы вызвали у вас затруднения. Если необходимо, еще раз проработайте § 6 из учебника.

Домашнее задание:

- повторить § 6;

- выполнить упр. 1-3 на с.34.



Урок обобщения и повторения знаний по теме: "Виды химической связи"

 

Открытый урок обобщения и повторения
по химии в 8-м классе на тему:
«Химическая связь»

Цель: обобщить у обучающихся знания, умения и навыки о химической связи, ее видах и схемах образования.

Задачи:
1. Образовательные:
- продолжить развитие представлений о строении вещества;
- продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь;
- обобщить знания о химической связи и ее видах;
- повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи;
- способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи.
2. воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
3. развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Оборудование и материалы:

Оборудование Реактивы Дидактический и наглядный материал
компьютер с проектором - Таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд ЭО неметаллов, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, презентация

Структура урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
2. Актуализация знаний
3. Повторения и обобщения изученного материала
4. Самостоятельная работа
5. Домашнее задание

Ход урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
На уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы учащихся. Каждый вопрос темы обсуждается фронтально и в парах, а затем следует небольшая самостоятельная письменная работа в листах индивидуальной работы. У каждого ученика на рабочем столе находится такой лист индивидуальной работы, на котором он подписывает свою фамилию, выполняет самостоятельную работу и сдает в конце урока. Т.о. каждый ученик получает оценку по итогам изучения темы «Химическая связь».

2. Актуализация знаний.
- «Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме: «Химическая связь» (запись числа и темы в тетради, слайд1)
-«В ходе урока вспомним, что такое хим. связь, ее виды, совершенствуем умения составления механизмов образования различных видов химической связи, закрепим полученные знания на практике. Работать сегодня будем по следующему плану (на доске):
1. Повторение основных понятий и определений темы
2. Виды химической связи
3. Механизмы образования химических связей
4. Самостоятельная работа
-«Вы уже заметили, что у каждого из Вас на столах имеются листы индивидуальной работы с заданиями по нашей теме, которые вы должны будете выполнить и сдать в конце урока на оценку».

3. Повторение и обобщение изученного материала.
- Мы начинаем - по нашему плану – разминка, в ходе которой вспомним основные понятия и определения, которые необходимы для понимания темы. На слайдах будут появляться вопросы, на которые необходимо ответить, подняв руку (слайд 2):
Вопросы разминки:
1. Что такое химическая связь?
(силы взаимодействия, которые соединяют отдельные атомы в молекулы, ионы, кристаллы)
2. Электроны, за счет которых атомы вступают в химические связи называются ………
(валентные)
3.Валентные электроны расположены на ………
(последнем энергетическом уровне, внешнем энергетическом уровне)
4. Что показывает № группы?
(число электронов на последнем (внешнем) энергетическом уровне – валентных электронов)
5. Сколько валентных электронов в атоме Са и N?
(2 и 5)
6. Какова причина возникновения химических связей?
(причиной возникновения химических связей является стремление атомов металлов и неметаллов путем взаимодействия с другими атомами достичь более устойчивой электронной структуры, подобной структуре инертных газов из 8 электронов)
7. Сколько выделяют видов химических связей? (4)
8. Какие виды химических связей вы знаете?
(ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная, металлическая)
9. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется ………
(ковалентной)
10. Ионная связь это … … …
(связь между ионами)
11. Что такое ЭО?
(способность атомов химических элементов притягивать к себе электроны)
12. ЭО в периоде слева направо ………, в группе сверху вниз … … …
(возрастает, уменьшается)
13.В чем сходство ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи?
14.В чем различие ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи?

-Молодцы! Отлично справились. Мы повторили основные понятия и определения и теперь приступим к главным вопросам темы, выполнив несколько заданий, после чего напишем самостоятельную работу в листах индивидуальной работы. По нашему плану задания будут посвящены определению видов химической связи в веществах и механизмам образования химических связей.
-1 задание -для этого нужно 3 человека для работы у доски:
У доски 3 человека показывают механизм образования связи в веществах формулы, которых NaCl, Cl2, HCl;
В это время проводится следующая фронтальная работа. 2 задание - учитель показывает классу карточку с формулой вещества, учащиеся определяют, какой вид связи присутствует в этом веществе. Ответ учащихся проверяется по структурной формуле.

H2S H2 K2O

N2 CaCl2 HCl

После проверки заданий учитель предлагает провести перед самостоятельной работой физкультминутку (если позволяет время).

Физкультминутка:
«Химическая гимнастика»
Учитель называет:
1. Химический элемент – вращение плечами назад,
вещество - вращение плечами вперёд;
кислород, озон, углерод, алмаз, кремний, горный хрусталь, сера, железо, магний, вода, мел, сахар.
13. Формулу простого вещества – поворот головы к правому плечу,
формулу сложного вещества – поворот головы к левому плечу
O3, CO2, N2, NH3, S8, FeS, P4, P2O5

4. Самостоятельная работа
- После проверки заданий у доски все учащиеся выполняют самостоятельную работу в листах индивидуальной работы

5.Подведение итогов. Объявление оценок.

 

 


Лист индивидуальной работы ученика (цы) ____________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 1
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
H2S 1 2 3
O2 4 5 6
K2O 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле NH3

Лист индивидуальной работы ученика (цы) ________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 2
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
HF 1 2 3
Al2O3 4 5 6
H2 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле Na2O

Лист индивидуальной работы ученика (цы) _____________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 3
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
CaF2 1 2 3
OF2 4 5 6
N2 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле Cl2

 

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"

Разработка урока "Химическая связь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2019