Открытый
урок обобщения и повторения
по химии в 8-м классе на тему:
«Химическая связь»
Цель: обобщить у обучающихся знания, умения и навыки о химической связи, ее
видах и схемах образования.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжить развитие представлений о строении вещества;
- продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о
строении атома, понятия химическая связь;
- обобщить знания о химической связи и ее видах;
- повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической
связи;
- способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы
соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи.
2. воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на
примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при
устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
3. развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления,
совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение);
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения
обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Оборудование и материалы:
Оборудование Реактивы Дидактический и наглядный материал
компьютер с проектором - Таблица ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд ЭО неметаллов,
учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал,
презентация
Структура урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
2. Актуализация знаний
3. Повторения и обобщения изученного материала
4. Самостоятельная работа
5. Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационно-подготовительный этап.
На уроке сочетаются фронтальный, парный и индивидуальный виды работы
учащихся. Каждый вопрос темы обсуждается фронтально и в парах, а затем
следует небольшая самостоятельная письменная работа в листах индивидуальной
работы. У каждого ученика на рабочем столе находится такой лист
индивидуальной работы, на котором он подписывает свою фамилию, выполняет
самостоятельную работу и сдает в конце урока. Т.о. каждый ученик получает
оценку по итогам изучения темы «Химическая связь».
2. Актуализация знаний.
- «Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся знания и умения по теме:
«Химическая связь» (запись числа и темы в тетради, слайд1)
-«В ходе урока вспомним, что такое хим. связь, ее виды, совершенствуем умения
составления механизмов образования различных видов химической связи, закрепим
полученные знания на практике. Работать сегодня будем по следующему плану (на
доске):
1. Повторение основных понятий и определений темы
2. Виды химической связи
3. Механизмы образования химических связей
4. Самостоятельная работа
-«Вы уже заметили, что у каждого из Вас на столах имеются листы
индивидуальной работы с заданиями по нашей теме, которые вы должны будете
выполнить и сдать в конце урока на оценку».
3. Повторение и обобщение изученного материала.
- Мы начинаем - по нашему плану – разминка, в ходе которой вспомним основные
понятия и определения, которые необходимы для понимания темы. На слайдах
будут появляться вопросы, на которые необходимо ответить, подняв руку (слайд
2):
Вопросы разминки:
1. Что такое химическая связь?
(силы взаимодействия, которые соединяют отдельные атомы в молекулы, ионы,
кристаллы)
2. Электроны, за счет которых атомы вступают в химические связи называются
………
(валентные)
3.Валентные электроны расположены на ………
(последнем энергетическом уровне, внешнем энергетическом уровне)
4. Что показывает № группы?
(число электронов на последнем (внешнем) энергетическом уровне – валентных
электронов)
5. Сколько валентных электронов в атоме Са и N?
(2 и 5)
6. Какова причина возникновения химических связей?
(причиной возникновения химических связей является стремление атомов металлов
и неметаллов путем взаимодействия с другими атомами достичь более устойчивой
электронной структуры, подобной структуре инертных газов из 8 электронов)
7. Сколько выделяют видов химических связей? (4)
8. Какие виды химических связей вы знаете?
(ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная, металлическая)
9. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар
называется ………
(ковалентной)
10. Ионная связь это … … …
(связь между ионами)
11. Что такое ЭО?
(способность атомов химических элементов притягивать к себе электроны)
12. ЭО в периоде слева направо ………, в группе сверху вниз … … …
(возрастает, уменьшается)
13.В чем сходство ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи?
14.В чем различие ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи?
-Молодцы! Отлично справились. Мы повторили основные понятия и определения и
теперь приступим к главным вопросам темы, выполнив несколько заданий, после
чего напишем самостоятельную работу в листах индивидуальной работы. По нашему
плану задания будут посвящены определению видов химической связи в веществах
и механизмам образования химических связей.
-1 задание -для этого нужно 3 человека для работы у доски:
У доски 3 человека показывают механизм образования связи в веществах формулы,
которых NaCl, Cl2, HCl;
В это время проводится следующая фронтальная работа. 2 задание - учитель
показывает классу карточку с формулой вещества, учащиеся определяют, какой
вид связи присутствует в этом веществе. Ответ учащихся проверяется по
структурной формуле.
H2S H2 K2O
N2 CaCl2 HCl
После проверки заданий учитель предлагает провести перед самостоятельной
работой физкультминутку (если позволяет время).
Физкультминутка:
«Химическая гимнастика»
Учитель называет:
1. Химический элемент – вращение плечами назад,
вещество - вращение плечами вперёд;
кислород, озон, углерод, алмаз, кремний, горный хрусталь, сера, железо,
магний, вода, мел, сахар.
13. Формулу простого вещества – поворот головы к правому плечу,
формулу сложного вещества – поворот головы к левому плечу
O3, CO2, N2, NH3, S8, FeS, P4, P2O5
4. Самостоятельная работа
- После проверки заданий у доски все учащиеся выполняют самостоятельную
работу в листах индивидуальной работы
5.Подведение итогов. Объявление оценок.
Лист индивидуальной работы ученика (цы) ____________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 1
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в
таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания
сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то
задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
H2S 1 2 3
O2 4 5 6
K2O 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле NH3
Лист индивидуальной работы ученика (цы) ________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 2
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в
таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания
сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то
задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
HF 1 2 3
Al2O3 4 5 6
H2 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле Na2O
Лист индивидуальной работы ученика (цы) _____________________________________
(фамилия, имя)
Вариант № 3
1. Определите виды химической связи в предложенных веществах и обведите в
таблице соответствующие цифры. Для проверки правильности выполнения задания
сложите обведенные цифры. Если сумма равна порядковому номеру фосфора, то
задание выполнено правильно.
Формула/ вид связи Ковалентная неполярная Ковалентная полярная Ионная
CaF2 1 2 3
OF2 4 5 6
N2 7 8 9
2. Покажите образование химической связи в молекуле Cl2
|