Урок химии - 10 класс
Тема: Предмет органической химии.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создание условий для восприятия, понимания раздела органическая химия.
Задачи:
Образовательные: Показать становление и развитие представлений о веществах на примере понятия «органические соединения». Рассмотреть классификации органических соединений по происхождению (природные, искусственные и синтетические). Выявить причины многообразия органических веществ. Рассмотреть свойства органических веществ.
Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость химических знаний для современного человека. Воспитание трудолюбия, аккуратности, коммуникативных качеств.
Развивающие: Развивать интерес к изучению химии. Развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление). Развивать память и внимание обучающихся.
Оборудование: 1. образцы органических соединений и материалов: природных, искусственных и синтетических (уксусная кислота, ацетон, аскорбиновая кислота, сахар, глюкоза) или фото, 2. образцы изделий, изготовленных из органических соединений и материалов (линейка, пуговицы, кусочки синтетических тканей) или фото, 3. Спиртовка со спиртом, сухое горючее (уротропин), спички, лучинка, бумага, концентрированная серная кислота, свеча, фарфоровая чашка. 4. на доске записаны молекулярные формулы неорганических и органических соединений. 5. Фото ученых-химиков.
Ход урока.
1. Повторить ТБ.
2. Изучение нового:
2.1. Посмотрите на объекты представленные на столе (или фотографии на страницах 8, 9, 10 учебника) и на запись на доске: С, Н, О, N. S, P.
Проблемный вопрос: Что, на ваш взгляд, объединяет представленные объекты и символы химических элементов? Ответа я жду в конце урока.
2.2. История становления понятия «органическая химия»
В 1Х - Х вв. арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази предложил классификацию веществ по происхождению:
минеральные растительные животные
В конце ХУ!!! – начале Х!Х вв. в науке господствовало учение «витализм», то есть считали, что все вещества живой природы образуются в живых организмах только под воздействием особой «жизненной силы». Поэтому считали, что синтез органических веществ из неорганических веществ вне тела живых организмов невозможен. Поэтому выделился раздел химии, который шведский ученый Йенс Якоб Берцелиус назвал органической химией.
Вещества
(по происхождению)
минеральные «жизненная сила»
растения животные
(органические)
В Х1Х веке ученым удалось синтезировать органические вещества, произошел крах «витализма». «жизненная сила»
Удалось синтезировать органические вещества из неорганических, например:
- 1828 г. Фридрих Велер – мочевину,
- 1854 г. Марселен Бертло – жир,
- 1861 г. Александр Михайлович Бутлеров – сахаристое вещество.
В настоящее время известно около 25 миллионов органических веществ, тогда как неорганических около 500.
2.3. Свойства органических веществ (записать в тетрадь)
1/ многочисленность
Классификация органических веществ
(по происхождению)
Органические соединения
природные синтетические искусственные
стр.8 стр.9 стр.10
С древнейших времен люди использовали органические вещества
Это продукты продукты хими- результат работы
жизнедеятельности ческих модифи- химиков
живых организмов каций природных
органических
веществ, которые
не встречаются в природе
люди научились
изменять свойства
белки, жиры, углеводы пластмассы: стимуляторы роста,
витамины, гормоны, вкусовые целлулоид, фото- и кино- синтетические каучуки
приправы, волокна льна, нату- пленка, бездымный порох, пластмассы, лекарства
ральный каучук, хлопок, яды, волокно: ацетатное и средства защиты
красители, лекарства, арома- вискозное растений
тические вещества, витамины,
ферменты, гормоны
2/ Несмотря ан огромное разнообразие, содержат атомы С (углерода) и Н (водорода).
Демонстрация опытов: горение уротропина, свечи и этилового спирта в спиртовке. Внося поочерёдно в пламя фарфоровую чашку, показывает, что от пламени свечи образуется копоть. Обращает внимание на характер пламени.
Ответьте на вопрос: какие вещества образуются при горении органических веществ? (образовываться может углекислый газ, угарный газ, углерод (сажа, копоть)
Демонстрация: обугливание сахара при нагревании.
Ответьте на вопрос: Что наблюдали? Сахар быстро начинает плавиться. То есть не все органические вещества горят, но все они обугливаются при нагревании. Сахар имеет низкую температуру плавления, следовательно, молекулярную кристаллическую решётку.
Вопрос: Приведите примеры обугливания веществ. (Если пережарить картошку, блины, хлеб, происходит обугливание крахмала, входящего в состав картофеля и муки. При подгорании яиц и мяса обугливается белок, содержащийся в этих продуктах).
Вспомните соединения углерода: оксиды углерода, угольная кислота, карбонаты – соли угольной кислоты,..
Эти два химических элементы образуют множество органических соединений – углеводородов. Углеводороды – это группа органических соединений, образованных углеродом и водородом.
3/ Органические вещества состоят из атомов неметаллов, поэтому образованы органические вещества за счет ковалентной связи, т. е имеют молекулярное строение, поэтому обладают следующими свойствами –
Низкими температурами плавления и кипения, термически неустойчивы, при сгорании образуется углекислый газ и вода.
4/ не электролиты
5/ имеют большую молекулярную массу (например, белки)
6/ образуют гомологические ряды
7/ образуют изомеры
Таким образом, Органическая химия - это химия соединений углерода (за исключением простейших)
3. Рефлексия:
Что объединяет представленные объекты и символы? Все объекты содержат органические соединения, которые распределены по происхождению на три группы: первая – природные, вторая – искусственные, третья – синтетические.
4. Закрепление. Задание: запишите формулы веществ в тетрадь и подчеркните формулы органических соединений. BaCO3, CH4, CO2, CH3OH, HCL. C4H10, CO, C6H6, Na2CO3, C2H5COOH, C2H2, NH3, KHCO3, CH3NH2, H2CO3.
5. Домашнее задание. Параграф 1, упражнение 3-5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.