Разработка урока "Имя существительное"
Оценка 4.9

Разработка урока "Имя существительное"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
07.02.2020
Разработка урока "Имя существительное"
Данный материал подходит для проведения урока по русскому языку во 2 классе
Имя существительное.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Имя существительное

(2 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальной школы Ворожко О. Н.

Город Аомавир

 

 

 

 

 

 

Тема. Имя существительное (2 класс)

        Цели урока. Обобщить и дополнить знания учащихся об имени существительном; учить распознавать имена существительные; раз­вивать орфографическую зоркость, логическое мышление, речь, зри­тельную и слуховую память.

Оборудование. Учебник «Русский язык. 2.класс (1-4) (авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова - М, 2006); ребусы; карточки; аудиозапись басни «Кукушка и Петух»; карточки с упражнением; буквы из магнитной азбуки.

Ход урока

I.       Организационный момент

II.      Постановка темы урока

Слайд

Учитель: Обратите внимание, у нас сегодня чистописание с секретом.

Кто отгадает этот секрет?

Учитель. Внимательно рассмотрите росчерк и определите тему нашего урока.

Дети. Имя существительное.

У. Что вы уже знаете по этой теме?

Выслушиваются ответы детей.

- Разгадайте ребусы - и вы узнаете, что мы будем делать на уроке.

Слайд

На обратной стороне каждого ребуса записан этап урока.

Составлять слова из букв.

Находить существительные.

Составлять предложения.

Работать с предложениями и текстом.

- Вот мы и составили план нашего урока. А начнем работу
мы с чистописания.

III.     Чистописание

У. Запишите росчерк и слова, которые спрятались в ребусах.

Дети выполняют задание.

-        Какие слова вы записали?
Д. Век, лень, волк, наука.

У. Сколько букв и звуков в слове лень!

Д. Четыре буквы и три звука.

У. Почему?

Д. Мягкий знак не обозначает звука.

IV.    Знакомство с новым материалом

У. Пойдем по нашему плану. Составьте слова из букв. За­пишите их. Выделите орфограммы. (Слова начинаются с под­черкнутых букв.)

Слайд

ш к а а ч

йшориох

качовед

б а к а с о

н к ц о е т р

д б и о a

о м р з о

- Среди слов найдите «лишнее». Объясните ответ.

Д. Чашка, хороший, девочка, собака, концерт, обида, мо­роз. «Лишнее» слово хороший, так как оно прилагательное, а остальные слова - существительные.

Почему эти слова можно назвать существитель­ными.

Дети высказываются.

У. Найдите ответ на с. 12 учебника.

Дети читают правила, отвечают на вопрос учителя.

Слайд

Предметы.

Явления природы.

События.

Живые существа.

Состояния.

- Все дело в том, что в грамматике - науке о языке - под словом предмет подразумевают все, что вы сейчас назвали. Итак, какие слова называют именами существительными?

Д. Слова, обозначающие предметы, явления природы, со­бытия, живые существа, состояния.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Всему название дано

-И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз,

 -Над нами и под нами,

-И все, что в памяти у нас,

-Означено словами.

V. Закрепление пройденного материала

У. Слова, слова, слова...

Они слышны и здесь, и там,

 На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое - незнакомо...

Послушайте отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова «Кукушка и Петух». Запомните существительные, которые в нем встречаются.

Учитель включает аудиозапись. Звучит отрывок из басни. Затем дети называют существительные, которые они запомнили.

- А теперь игра «Внимательные руки». Я называю слова, вы поднимаете правую руку, если это слово отвечает на вопрос кто?, левую - если слово отвечает на вопрос что?.

Медведь, болезнь, ветер, слон, пассажир, тень, спортсмен, мебель, цветок, сосед, смех, цапля, лень.

Дети играют.

- Прочитайте слова.

Слайд

Коса, мак, капля, сон, кол.

- Что общего у этих слов?
Д. Это существительные.

У. Измените в словах одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос кто?

Д. Коза, рак, цапля, сом, вол.

У. На какие две группы можно разделить слова?

Д. В одной группе односложные слова, в другой - двусложные.

-        В одной группе слова, в которых все согласные твердые, в
другой - твердые и мягкие.

У. В каком слове есть мягкий согласный звук?
Д. В слове цапля - [л'].

VI.    Физкультминутка.

На каждый вопрос учителя в игре дети отвечают дружным хором: «Вот так!», и жестом показывают нужное действие.

Как живешь?

Вот так! (С настроением показать большой палец.)

А плывешь?

Вот так! (Любым стилем.)

Как бежишь?

Вот так! {Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.)

Вдаль глядишь?

Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)

Ждешь обед?

Вот так! (Поза ожидания: подпереть щеку рукой.)

Машешь вслед?

Вот так! (Помахать рукой.)

Утром спишь?

                            Вот так! (Ручки под щечку.)

А шалишь?

Вот так! (Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками.)

VII. Закрепление пройденного (продолжение)

У. Найдите слова с мягким согласным звуком среди слов, записанных на доске.

Слайд

Дежурный, столовая, рабочий, больной.

Д. Дежурный, рабочий, больной.

У. Что можете сказать о словах? К какой части речи они относятся?

Д. Существительные.

- Прилагательные.

У. Почему ваши мнения разошлись?

Д. Эти слова могут быть как именем прилагательным, так и именем существительным. Без текста нельзя дать однознач­ный ответ.

У. Составьте такие пары предложений, в которых эти слова будут существительными и прилагательными.

Д. Больной посетил врача.

Больной человек принимал лекарства.

Дежурный полил цветы.

Дежурный ученик протер доску.

У. Подберите антоним к слову больной.

Д. Здоровый.

У. К слову мальчик.

Д. Девочка.

У. Положите перед собой карточку с упражнением.

Слайд

Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.

В доме топится печь.
Мы будем печь пироги.

Кошка пила молоко.
Пила хорошо наточена.

Дети встали в строй.
Строй кормушки для птиц!

Снежное покрывало все поле покрывало.

Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.

Прочитайте то, что записано на слайде.
Дети читают.

Текст ли это? Почему?

Д. Нет. Все предложения не связаны друг с другом по смыслу.

У. Что интересного вы нашли в упражнении?

Д. В каждой паре предложений - повторяющиеся слова.

У. Какое из повторяющихся слов является существитель­ным? Подчеркните его зеленой ручкой.

Дети выполняют задание.

-        Выпишите побудительные предложения. Чем отличаются

эти предложения?

Д. В конце побудительного предложения может стоять точ­ка или восклицательный знак.

VIII. Итог урока

У. Над какой темой мы сегодня работали?

 Д. Имя существительное.

У. Какие слова называются именами существительными?

Д. Слова, обозначающие предметы, явления природы, со­бытия, живые существа, состояния.

У. Слова, слова, слова...

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно:

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

Слова, слова, слова...

Я хочу сказать вам одно очень хорошее слово. Оно спрята­лось здесь.

Слайд

ВЭБЭБВМЭОБЛЯВЕЫ!ЯОДЕЦЯЕ

- Прочитать его вы сможете, если уберете все буквы, кото­рые встречаются трижды. Какое слово я хотела сказать?

Д. Молодцы!

ІX. Итог урока

- А сейчас покажите своё настроение с помощь картинки на ваших столах.

Если человечек улыбается, значит вам понравился урок, а если нет – то человечек грустный.

X Домашнее задание.

Составить сказку об имени существительном или стихотворение.

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 15

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 15

Тема. Имя существительное (2 класс)

Тема. Имя существительное (2 класс)

Среди слов найдите «лишнее». Объясните ответ

Среди слов найдите «лишнее». Объясните ответ

Д. Это существительные. У. Измените в словах одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос кто?

Д. Это существительные. У. Измените в словах одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос кто?

У. К слову мальчик. Д. Девочка

У. К слову мальчик. Д. Девочка

А сейчас покажите своё настроение с помощь картинки на ваших столах

А сейчас покажите своё настроение с помощь картинки на ваших столах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020