Развёрнутый план урока
Урок 18
Дата: 22 января 2020 года
Тема: Крестовые походы
Цель:
усвоить причины, цели, участников, направления, ход, результаты и следствия крестовых походов на Восток, их характер, определить роль католической церкви как вдохновителя и организатора этих походов;
развивать навыки и умения работы с картой, локализации событий в пространстве и во времени, выявлять причинно-следственные связи, выделять главное в исторических источниках;
формировать и воспитывать чувства религиозной терпимости и осуждения религиозного фанатизма и захватнических войн.
Основные понятия и термины:
Крестоносцы, орден, «голяки», тамплиеры, госпитальеры, Латинская империя.
Исторические деятели:
Урбан II, Саладин, Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце, Энрико Дондоло, Иннокентий III.
Исторические даты:
1095 – Клермонский собор
1096 – I-й крестовый поход
1099 – взятие Иерусалима крестоносцами
1187 – захват Иерусалима Саладином
1189 – II-й крестовый поход
1202 – IV-й крестовый поход
1204 – взятие крестоносцами Константинополя. Образование Латинской империи
1212 – детский крестовый поход
1261 – восстановление Византии
1291 – падение Акры. Конец крестовых походов
Оборудование:
учебник § 17, с. 135, карта «Западная Европа в ХI-ХIII в.в..
Крестовые походы», схемы, иллюстрации.
Эпиграф на доске:
«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».
А.С. Пушкин.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания: § 16, с. 127
1) Работа с индивидуальными заданиями по дидактическим карточкам на доске
2) Фронтальный опрос: § 16, с. 127
- что такое «сословие» и какие сословия сложились в средневековой Европе? – с. 127
- что такое грех и покаяние? – с. 128
- кого церковь считала образцом выполнения библейских заповедей? – с. 128
- какие нравственные правила, изложенные в Библии, вы считаете правильными? - с. 128, 2-й абзац сверху
- назовите источники богатства и мощи христианской церкви. -с. 128-129
- когда, почему произошло разделение церкви и на какие части? Как они стали называться? – с 129-130
- назовите имена пап римских, когда христианская церковь приобрела наибольшего могущества и влияния? Какими качествами они обладали? – с. 128-129
- кто такие еретики и против чего они выступали? Справедлива ли была их критика церкви? – с. 132
- какие средства в борьбе с еретиками использовала церковь? Правильны ли они были? – с. 133
- что такое «орден»? Для каких целей создавались нищенствующие монашеские ордены? Кто их создал? – с. 134
- приведите исторические факты в доказательство могущества пап римских над императорами? – с. 130-131
II. Мотивация
В 1095 году у города Клермона собрался церковный собор, на котором папа римский Урбан II призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину освобождать Гроб Господний от неверных.
С начала VIII века Иерусалим и другие христианские святыни захвачены были мусульманами, - сначала Арабского халифата, а затем турками – сельджуками. И только спустя около 400 лет папа римский вознамерился освободить Святые места от иноверцев.
Вопрос: почему именно сейчас, а не раньше? Вот это нам предстоит выяснить, провести исследование и сделать открытие.
Тому, кто будет активно и добросовестно работать, будет присвоен высший титул члена рыцарского Ордена поборников Правды, Справедливости и Красоты.
III. Сообщение темы, цели и плана урока (на доске)
1) Причины крестовых походов.
2) Цели и участники.
3) Направление, ход и характер.
4) Роль церкви.
5) Результаты и следствия.
IV. Актуализация опорных знаний:
1) Кто, когда и куда осуществил военные походы и с какой целью? Их характер. - § 3(2), с. 27-28, § 4 (5), с. 38(2-й абзац снизу), § 6 (4), с. 50 (1-й, 2-й абзац снизу).
2) Кто, когда и где остановил экспансию арабов в Европу? - § 1(4). 2-й абзац сверху на с. 19
3) Кто и когда завоевал византийские провинции на Ближнем Востоке? - § 9 (5), с. 73 (2-й абзац сверху).
Назовите их.
4) Кем была завоёвана большая часть арабских владений в XI веке? - §9(8), с. 77 (3-й абзац сверху).
5) Какие права и обязанности были возложены арабами на покорённое немусульманское население? - §9(6)с. 75(2-й абзац сверху), §9(8), с.75-76(1-й абзац снизу).
V. Восприятие и осознание учебного материала:
1) с. 137 чтение текста из выступления папы римского Урбана II в Клермоне:
- к чему Урбан II призвал народ?
- к кому он обратился?
- где в тексте выступления папы римского указаны причины, а где повод?
с.136(2-й абзац снизу) чтение текста учебника.
- почему походы назвали крестовыми?
2) с. 136(1-й 2-й абзац снизу), с. 137(1-й абзац сверху)
- что заставило крестьян, крупных феодалов, бедных рыцарей двинуться в военный поход? Цели каждого из сословий.
- кто стал участником крестовых походов? с. 136(3-й абзац снизу).
- кто составил главную силу крестовых походов?
3) Сообщение учителя о I-м крестовом походе бедноты весной 1096 года
- осенью 1096 года в поход двинулись феодалы
- см. с. 138 миниатюру XIV в. По каким признакам можно определить, что на рисунке изображён поход рыцарей?
- см. с. 140-141 атлас учебника
определите по карте, какие страны приняли участие в I-м крестовом походе феодалов и назовите их
- 1099 год захват Иерусалима и страшная резня мусульман и безудержный грабёж
– см. с. 141 карту и установите какие на завоёванных землях Бл. Востока образованы государства крестоносцев. Назовите их
– см. с. 139 (2-й абзац снизу) какие порядки были установлены в этих государствах крестоносцев?
После того как мусульмане вновь овладели Эдессой, папа римский объявил II-й крестовый поход, который возглавили короли Франции и Германии. Но он закончился полным крахом.
В 1187 году египетский правитель Салах ад-Дин («защитник веры») захватил Иерусалим.
– с. 143 (1-й абзац снизу). Как Саладин поступил с побеждёнными?
В ответ на захват Иерусалима мусульманами, папа римский объявил III-й крестовый поход в 1189-1192 г.г.
В нём приняли участие:
Фридрих I Барбаросса
Филипп II Август
Ричард I Львиное Сердце, который в Акре перебил 2 тыс. мусульман.
В 1202-1204 г.г. состоялся IV-й крестовый поход, который организовал вновь папа римский. Назовите имя его, который был в это время.(Иннокентий III)
IV-й крестовый поход имел свои особенности. Первоначальная цель похода – освобождение Иерусалима.
См. с. 145 карта.
– Откуда начался IV-й крестовый поход и где оказался конечный пункт похода?
– См. с. 146. Энрико Дондоло. (2-й абзац сверху)
– Какую цель преследовала Венеция, направляя IV-й крестовый поход на Византию?
1261 г. – падение Латинской империи.
1291 г. – падение Акры.
– Какой характер носили крестовые походы?
4) Для обороны и расширения владений крестоносцев в Палестине там создавались духовно-рыцарские ордены тамплиеров и госпитальеров. Члены орденов были одновременно и монахами и рыцарями. Ордены подчинялись папе римскому и владели огромными богатствами и обширными землями.
Главными целями орденов и их делом – это защита веры и укрепление могущества, власти и влияния католической церкви.
- Приведите факты, которые указывают, что церковь была организатором крестовых походов.
- Какие цели преследовала католическая церковь?
5) Всего с 1096 г. по 1291 г. было 8 крестовых походов. После падения Акры - последнего оплота крестоносцев на Востоке, они окончательно прекратились.
Причины неудач крестовых походов (результат):
1) огромные человеческие жертвы и трудности походов;
2) развитие хозяйства в Европе, рост доходов феодалов; облегчение положения крестьян;
3) усиление феодального гнёта для местного населения и борьба народов Востока против крестоносцев.
Каковы же были последствия крестовых походов?
См. с. 148 (2-й 3-й абзац)
Расширение экономических и культурных связей Востока с западной Европой.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло…»
VI. Систематизация и закрепление изученного учебного материала:
1. Что и когда произошло в Клермоне? – (с.135, 2-й абзац снизу)
2. Кто и к чему призвал европейцев к крестовым походам? – (с. 135, 1-й абзац снизу, с. 136, 1-й абзац сверху)
3. Почему участников походов на Восток называют крестоносцами? – (с. 136, 2-й абзац сверху)
4. Что стало поводом и причиной крестовых походов? (с. 136, абзац 2-й снизу)
5. Какие сословия стали участниками крестовых походов? (с.136, 1-й 2-й абзац снизу, с. 137, 1-й абзац сверху)
6. Какие цели преследовало каждое из сословий? (с. 136-137)
7. Из каких стран, с какой стороны света и в каком направлении двигались крестовые походы? (карта с. 140-141)
8. Когда состоялись I, III, IV крестовые походы?
9. Как назывались государства крестоносцев на Святой земле? (карта с. 141)
10. Как себя вели крестоносцы с побеждёнными? Как относились к мусульманам? (с. 139, 2-й абзац сверху, с. 144, 2-й абзац снизу)
11. Какие порядки установили крестоносцы в завоёванных странах? (с. 139, 4-й абзац сверху)
12. Какой характер носили крестовые походы?
13. Кто стал организатором и вдохновителем крестовых походов и с какой целью?
14. Всегда ли христиане поступали с завоёванными странами по заповедям Бога? Хорошо это или плохо?
15. Чем отличается IV крестовый поход от остальных? Кому он принёс выгоду?
16. В каком году пала крепость Акра?
17. Назовите результаты и следствия крестовых походов? (с. 148, 2-й 3-й абзац сверху)
18. Назовите имена действующих исторических лиц?
VII. Подведение итогов:
1) Наши достижения и недостатки;
2) Оценки;
3) Присвоение титула «Члены рыцарского ордена поборников Правды, Справедливости и Красоты».
VIII. Домашнее задание: читать § 17, заполнить таблицу на с. 149, повторить § 3(5), 4(4).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.