Разработка урока истории "Крестовые походы"

  • docx
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2020г Открытый урок.docx

Развёрнутый план урока

Урок 18

Дата: 22 января 2020 года

Тема: Крестовые походы

Цель:

усвоить причины, цели, участников, направления, ход, результаты и следствия крестовых походов на Восток, их характер, определить роль католической церкви как вдохновителя и организатора этих походов;

развивать навыки и умения работы с картой, локализации событий в пространстве и во времени, выявлять причинно-следственные связи, выделять главное в исторических источниках;

формировать и воспитывать чувства религиозной терпимости и осуждения религиозного фанатизма и захватнических войн.

Основные понятия и термины:

Крестоносцы, орден, «голяки», тамплиеры, госпитальеры, Латинская империя.

Исторические деятели:

         Урбан II, Саладин, Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце, Энрико Дондоло, Иннокентий III.

Исторические даты:

         1095 – Клермонский собор

         1096 – I-й крестовый поход

         1099 – взятие Иерусалима крестоносцами

         1187 – захват Иерусалима Саладином

         1189 – II-й крестовый поход

         1202 – IV-й крестовый поход

1204 – взятие крестоносцами Константинополя. Образование Латинской империи

1212 – детский крестовый поход

1261 –  восстановление Византии

1291 – падение Акры. Конец крестовых походов

Оборудование:

учебник § 17, с. 135, карта «Западная Европа в ХIIII в.в..

Крестовые  походы», схемы, иллюстрации.

Эпиграф на доске:

         «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».

         А.С. Пушкин.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания: § 16, с. 127

1)    Работа с индивидуальными заданиями по дидактическим карточкам на доске

2)    Фронтальный опрос: § 16, с. 127

-       что такое «сословие» и какие сословия сложились в средневековой Европе? – с. 127

-       что такое грех и покаяние? – с.  128

-       кого церковь считала образцом выполнения библейских заповедей? – с. 128

-       какие нравственные правила, изложенные в Библии, вы считаете правильными? - с. 128, 2-й абзац сверху

-       назовите источники богатства и мощи христианской церкви. -с. 128-129

-       когда, почему произошло разделение церкви и на какие части? Как они стали называться? – с 129-130

-       назовите имена пап римских, когда христианская церковь приобрела наибольшего могущества и влияния? Какими качествами они обладали? – с. 128-129

-       кто такие еретики и против чего они выступали? Справедлива ли была их критика церкви? – с. 132

-       какие средства в борьбе с еретиками использовала церковь? Правильны ли они были? – с. 133

-       что такое «орден»? Для каких целей создавались нищенствующие монашеские ордены? Кто их создал? – с. 134

-       приведите исторические факты в доказательство могущества пап римских над императорами? – с. 130-131

II.  Мотивация

         В 1095 году у города Клермона собрался церковный собор, на котором папа римский Урбан II призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину освобождать Гроб Господний от неверных.

         С начала VIII века Иерусалим и другие христианские святыни захвачены были мусульманами, - сначала Арабского халифата, а затем турками – сельджуками. И только спустя около 400 лет папа римский вознамерился освободить Святые места от иноверцев.

         Вопрос: почему именно сейчас, а не раньше? Вот это нам предстоит выяснить, провести исследование и сделать открытие.

         Тому, кто будет активно и добросовестно работать, будет присвоен высший титул члена рыцарского Ордена поборников Правды, Справедливости и Красоты.

III.           Сообщение темы, цели и плана урока (на доске)

1)   Причины крестовых походов.

2)   Цели и участники.

3)   Направление, ход и характер.

4)   Роль церкви.

5)   Результаты и следствия.

IV.            Актуализация опорных знаний:

1)   Кто, когда и куда осуществил военные походы и с какой  целью? Их характер. - § 3(2), с. 27-28, § 4 (5), с. 38(2-й абзац снизу), § 6 (4), с. 50 (1-й, 2-й абзац снизу).

2)    Кто, когда и где остановил экспансию арабов в Европу? - § 1(4). 2-й абзац сверху на с. 19

3)   Кто и когда завоевал византийские  провинции на Ближнем Востоке? - § 9 (5), с. 73 (2-й абзац сверху).

Назовите их.

4)   Кем была завоёвана большая часть арабских владений в XI веке? - §9(8), с. 77 (3-й абзац сверху).

5)   Какие права и обязанности были возложены арабами на покорённое немусульманское население? - §9(6)с. 75(2-й абзац сверху), §9(8), с.75-76(1-й абзац снизу).

V.   Восприятие и осознание учебного материала:

1)   с. 137 чтение текста из выступления папы римского Урбана II в Клермоне:

-      к чему Урбан II призвал народ?

-      к кому он обратился?

-      где в тексте выступления папы римского указаны причины, а где повод?

с.136(2-й абзац снизу) чтение текста учебника.

-     почему походы назвали крестовыми?

2)   с. 136(1-й 2-й абзац снизу), с. 137(1-й абзац сверху)

-     что заставило крестьян, крупных феодалов, бедных рыцарей двинуться в военный поход? Цели каждого из сословий.

-     кто стал участником крестовых походов? с. 136(3-й абзац снизу).

-     кто составил главную силу крестовых походов?

3)   Сообщение учителя о I-м крестовом походе бедноты  весной 1096 года

-      осенью 1096 года в поход двинулись феодалы

-      см. с. 138 миниатюру XIV в. По каким признакам можно определить, что на рисунке изображён поход рыцарей?

-      см. с. 140-141 атлас учебника

определите по карте, какие страны приняли участие в I-м крестовом походе феодалов и назовите их

-     1099 год захват Иерусалима и страшная резня мусульман и безудержный грабёж

– см. с. 141 карту и установите какие на завоёванных землях        Бл. Востока образованы государства крестоносцев. Назовите их

– см. с. 139 (2-й абзац снизу) какие порядки были установлены в этих государствах крестоносцев?

    После того как мусульмане вновь овладели Эдессой, папа римский объявил II-й крестовый поход, который возглавили короли Франции и Германии. Но он закончился полным крахом.

    В 1187 году египетский правитель Салах ад-Дин («защитник веры») захватил Иерусалим.

– с. 143 (1-й абзац снизу). Как Саладин поступил с побеждёнными?

В ответ на захват Иерусалима мусульманами, папа римский объявил III-й крестовый поход в 1189-1192 г.г.

    В нём приняли участие:

Фридрих I Барбаросса

Филипп II Август

Ричард I Львиное Сердце, который в Акре перебил 2 тыс. мусульман.

    В 1202-1204 г.г. состоялся IV-й крестовый поход, который организовал вновь папа римский. Назовите имя его, который был в это время.(Иннокентий  III)

    IV-й крестовый поход имел свои особенности. Первоначальная цель похода – освобождение Иерусалима.

См. с. 145 карта.

– Откуда начался  IV-й крестовый поход и где оказался конечный пункт похода?

– См. с. 146. Энрико Дондоло. (2-й абзац сверху)

– Какую цель преследовала Венеция, направляя IV-й крестовый поход на Византию?

1261 г. – падение Латинской империи.

1291 г. – падение Акры.

– Какой характер носили крестовые походы?

4)   Для обороны и расширения владений крестоносцев в Палестине там создавались духовно-рыцарские ордены тамплиеров и госпитальеров. Члены орденов были одновременно и монахами и рыцарями. Ордены подчинялись папе римскому и владели огромными богатствами и обширными землями.

         Главными целями орденов и их делом – это защита веры и укрепление могущества, власти и влияния католической церкви.

-       Приведите факты, которые указывают, что церковь была организатором крестовых походов.

-       Какие цели преследовала католическая церковь?

5)   Всего с 1096 г. по 1291 г. было 8 крестовых походов. После падения Акры  - последнего оплота крестоносцев на Востоке, они окончательно прекратились.

         Причины неудач крестовых походов (результат):

1)    огромные человеческие жертвы и трудности походов;

2)    развитие хозяйства в Европе, рост доходов феодалов; облегчение положения крестьян;

3)    усиление феодального гнёта для местного населения и борьба народов Востока против крестоносцев.

Каковы же были последствия крестовых походов?

См. с. 148 (2-й 3-й абзац)

         Расширение экономических и культурных связей Востока с западной Европой.

         «Не было бы счастья, да несчастье помогло…»

VI.            Систематизация и закрепление изученного учебного материала:

1.    Что и когда произошло в Клермоне? – (с.135, 2-й абзац снизу)

2.    Кто и к чему призвал европейцев к крестовым походам? – (с. 135, 1-й абзац снизу, с. 136, 1-й абзац сверху)

3.    Почему участников походов на Восток называют крестоносцами? – (с. 136, 2-й абзац сверху)

4.    Что стало поводом и причиной крестовых походов? (с. 136, абзац 2-й снизу)

5.    Какие сословия стали участниками крестовых походов? (с.136, 1-й 2-й абзац снизу, с. 137, 1-й абзац сверху)

6.    Какие цели преследовало каждое из сословий? (с. 136-137)

7.    Из каких стран, с какой стороны света и в каком направлении двигались крестовые походы? (карта с. 140-141)

8.    Когда состоялись I, III, IV крестовые походы?

9.    Как назывались государства крестоносцев на Святой земле? (карта с. 141)

10.  Как себя вели крестоносцы с побеждёнными? Как относились к мусульманам? (с. 139, 2-й абзац сверху, с. 144, 2-й абзац снизу)

11.  Какие порядки установили крестоносцы в завоёванных странах? (с. 139, 4-й абзац сверху)

12.  Какой характер носили крестовые походы?

13.  Кто стал организатором и вдохновителем крестовых походов и с какой целью?

14.  Всегда ли христиане поступали с завоёванными странами по заповедям Бога? Хорошо это или плохо?

15.  Чем отличается IV крестовый поход от остальных? Кому он принёс выгоду?

16.  В каком году пала крепость Акра?

17.  Назовите результаты и следствия крестовых походов? (с. 148, 2-й 3-й абзац сверху)

18.  Назовите имена действующих исторических лиц?

VII.        Подведение итогов:

1)   Наши достижения и недостатки;

2)   Оценки;

3)   Присвоение титула «Члены рыцарского ордена поборников Правды, Справедливости и Красоты».

VIII.    Домашнее задание: читать § 17, заполнить таблицу на с. 149, повторить  § 3(5), 4(4).