9 класс
Всеобщая история
Тема: Духовный кризис индустриального общества
Цель урока:
познавательная: познакомить учащихся с духовной жизнью индустриального общества в конце XIX - начале ХХ века
развивающая: формирования эстетического восприятия мира на примерах культуры и достижений человечества в конце XIX - начале ХХ века
Воспитательная: формирования эстетизма и нравственности
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок - лекция
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация. Изучение нового материала
Добрый день! мы с Вами уже изучили экономическую, политическую сторону индустриального общества в начале ХХ века.
Сегодня мы с вами рассмотрим тему : "Духовный кризис индустриального общества"
Мы рассмотрим следующие вопросы
1. Важнейшие достижения науки в начале ХХ века
2. Кризис индустриального общества
3. Декаданс.
Итак, давай вспомним какие достижения науки вы уже знаете? (ответы учащихся)
Важнейшие достижения науки
Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.
Важные открытия были сделаны в области физики.
В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник - создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов. 7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.
В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл особого рода излучение - икс-лучи, получившие большое практическое применение, в особенности в медицине и металлургии, и вошедшие в науку под названием рентгеновских.
В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.
И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.
Исследованием урановых лучей занялась наряду с другими учеными Мария Склодовская-Кюри. Вместе со своим мужем Пьером Кюри - крупнейшим французским физиком - она открыла естественную радиоактивность, оказалось, что атомы наиболее тяжелых химических элементов, имеющих в периодической системе порядковые номера свыше 83, беспрерывно разрушаются.
Многие явления, с которыми столкнулась научная мысль, не получали объяснения с помощью классической физики. Первым шагом на пути создания новой физики явилась квантовая теория, разработанная Планком и Бором. Огромную роль в дальнейшем развитии физики сыграла теория относительности А. Эйнштейна.
В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.
И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.
Как мы видим конец XIX в. выдался "урожайным" на великие открытия, которые дали толчок для развития как промышленности так и науке.
Кризис индустриального общества
Задача учащихся коротко законспектировать лекцию.
В то же время, наряду с взлетом научно-технической мысли нарастали противоречия и кризисные явления в духовной сфере, ярким примером проявления которых стала художественная культура. Традиции реализма и гуманизма, заложенные еще в XIX веке, продолжали развиваться в творчестве Р. Роллана, Л. Фейхтвангера, Г. Грина, Т. Манна, А. Моруа и многих других, однако нарастала нота протеста против бездуховности и тревога за будущее человека. Особо остро она прозвучала после потрясений Первой мировой войны в литературе потерянного поколения, к лучшим образцам которой относятся «Прощай оружие!» и «Фиеста» Э. Хемингуэя, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона.
Кризис системы ценностей и трагедию человека на рубеже XIX-XX отразило философия трагической фигуры Фридриха Ницше, одного из основателей философии жизни. Он утверждал, что мир дисгармоничен, что это бушующий хаос, от которого человек отделен тонкой кожурой культуры. Но человек должен преодолеть отвращение к такому миру, взять власть над самим собой, научиться радоваться и возродить волю к деятельности. На пороге XX в. Ницше нашел смелость провозгласить, что человеку необходимо мужество в этом жестоком мире. Будущее Ницше связывал с появлением сверхчеловека, равно способного и к добру и к злу. В его представлении о сверхчеловеке причудливо переплелись мотивы романтизма и культ крайнего индивидуализма.
XIX век стал веком переворота в представлениях человека о самом себе. Огромную роль здесь сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека, разработанная австрийским врачом Зигмундом Фрейдом, его учение о психоанализе. Фрейд доказывал, что личность сложна и многослойна, выделяя область сознания - окно, через которое мы воспринимаем мир; область подсознания кипящий котел инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия; и область предсознания разумное начало в человеке, осуществляющее цензуру страстей. Фрейд показал обратную сторону цивилизации манер - система запретов, чувство стыда, самоконтроль, сдерживание агрессивности и т.д. Вследствие этого подавленные и вытесненные желания выливаются в психические расстройства, комплексы вины, неполноценности, необоснованные страхи. Цивилизацию Фрейд понимал как насилие над человеком.
Наглядной иллюстрацией духовных кризисов и исканий является живопись XX в. Не вдаваясь в перечисление и характеристику различных школ и направлений, можно отметить ряд общих тенденций в восприятии художниками окружающего их мира. Одной из них был отказ от изображения реальности, уход в беспредметность, что характерно для Черного квадрата К. Малевича и основателя абстракционизма В. Кандинского. Другой тенденцией был отказ от изображения реальности и создание своего, зачастую иррационального мира, что в разной мере и форме выразилось в полотнах постимпрессиониста А. Матисса, кубиста П. Пикассо, в экспрессионизме Г. Гросса и сюрреализме С. Дали.
XIX век породил и ряд теорий относительно возможного переустройства общества и достижения социального идеала. Эти теории принадлежали социалистам-утопистам Клоду Анри де Сен-Симону, Шарлю Фурье, Роберту Оуэну. Сен-Симон полагал, что главное избавить общество от балласта, т.е. аристократии, чиновников, духовенства. По его мнению, в современном мире жизнь определяется людьми труда, власть должна принадлежать ученым и промышленникам. В сочинении Новое христианство главной целью он ставил освобождение рабочего класса, и путь к этому видел в утверждении новой религии, проповедующей принцип все люди братья. Шарль Фурье современное ему общество считал миром навыворот. Капиталистическому производству он противопоставлял коммуну, где плоды коллективного труда должны справедливо делиться между всеми. Социальные эксперименты (коммунистические колонии) Роберта Оуэна в Великобритании и США, несмотря на то, что они потерпели неудачу, также оказали свое влияние на развитие социалистической мысли в Европе. И, наконец, XIX век это век возникновения марксизма, сыгравшего столь значительную роль в истории последующего, XX века. Опираясь на идею развития и диалектику Гегеля, основоположники марксизма выделили в историческом процессе как доминанту социально-экономическое развитие. История рассматривалась ими как история экономического развития и политической борьбы, как смена способов производства, происходящая через острую классовую борьбу. Человек выступал как представитель того или иного класса, той или иной социально-экономической структуры. Марксизм обращался не к человеку вообще, не к общечеловеческим ценностям, а к классовому сознанию людей. Итак, Золотой век Европы XIX век, несомненно, заслужил это название, как век бурного цивилизационного роста, изменивший облик стран и людей.
Опрос учащихся:
Как вы думаете каковы были причины духовного кризиса?
В чем они проявлялись?
Какие новые направления появляются во времена духовного кризиса?
Декаданс
Одним из направлений в культуре появившиеся в конце 19 начале 20 века был Декаданс.
Кто то раньше слышал это слово?
Что оно обозначает?
(слушаем песню "декаданс")
Человек
во все времена остро переживал периоды перемен. Смена времен года, смена власти,
приход нового столетия или тысячелетия всегда воздействовали на общество,
находя отражение в самых неожиданных проявлениях. Особенно остро на перемены
реагировали (и реагируют) деятели искусства и личности, причисляющие себя к
таковым.
Еще с далекого XIX века так сложилось в искусстве, что угасание той или иной
эпохи находило свое отражение в творчестве известных художников, композиторов и
литераторов. Это явление называется звучным словом «декаданс».
Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
(запись в тетрадь)
Модернистское
искусство конца XIX века с характерными чертами упадничества, апатии и
индивидуализма называется декадансом. В переводе это слово и означает «упадок».
Конечно, не всё искусство того периода можно назвать декадентским. Если
перечислять главное в декадентстве, то стоит отметить индивидуализм, пессимизм,
имморализм, настроения безнадежности и болезненности. Декаденты вроде бы устали
от академического искусства и требовали новых форм и индивидуализма. Однако
ничего радикально нового для создания этих новых форм они не делали, а просто
констатировали факт упадка культуры в своем творчестве.
Кто же был главным декадентом того времени? За рубежом это Оскар Уайльд, Поль
Верлен, Шарль Бодлер, Артюра Рембо, Мария Корелли, Гюисманс. В имперской России
декадентами были Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Мережковский, Федор
Сологуб и т.д. Основные темы их творчества – отвращение к жизни, безнадежность,
упадок и регресс в обществе и культурной жизни. Что касается стилистики и
художественных приемов, то их творения импрессионистичны по характеру и
изобилуют символами, знаками и метафорами. Любили декаденты стилизацию, а форма
часто преобладала над содержанием.
Действительно,
поэты и художники не зря долгое время пребывали в ожидании чего-то
необратимого, осознания, что ничего нельзя изменить, и нынешней эпохе
постепенно приходит конец, за которым неизвестно, будет ли продолжение. Европейское
общество еще в конце XIX века пребывало в напряжении и ожидании необратимого.
Первая мировая война обрушилась на Европу, разрушила старые порядки и
обозначила начало нового мира и эпохи Новейшего времени. Неужели эту войну
европейские творцы предчувствовали за 30 лет до ее начала? Декадентство в
России хотя и началось немного позже, чем в старой Европе, однако поводов для
пессимизма впоследствии было значительно больше – революция 1905 года, Первая
мировая война, а затем и революция 1917 года, за которой последовала пятилетняя
гражданская война, - всё слилось в мощную лавину несчастий, конца которой не
было видно.
Отношение к декадентству в разное время различалось. В конце XIX века
литераторы и искусствоведы вели споры, что же такое декаданс – часть символизма
или его начало? А может это просто единое настроение в искусстве и общественной
жизни? К единому знаменателю тогда не пришли. Не пришли к нему и сейчас
3. Закрепление. Итоги урока.
Итак мы с вами рассмотрели тему "Духовный кризис индустриального общества".
Скажите что Вам больше всего запомнилось? Что вы открыли нового для себя?
4. Д/З выучить лекцию. письменно ответить на вопрос: "Как вы думаете, чем был вызван духовный кризис индустриального общества?"
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.