Разработка урока литературного чтения на тему "В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Оценка 4.6

Разработка урока литературного чтения на тему "В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
16.05.2022
Разработка урока литературного чтения на тему "В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Драгунский.docx

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цели: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»; развивать навыки осознанного выразительного чтения, создавать характеристику героев, их взаимоотношений.

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент.

Организационный момент урока. Психологический настрой

2.     Проверка домашнего задания.

-Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

Выполни тест и пришли учителю.

В.П. Астафьев «Капалуха»

1. К чему приближались герои рассказа?

     А) к густому лесу                                          Б) к болоту

В) к альпийским уральским лугам              Г) к деревне

2. Что они делали?

А) гнали скот с пастбища в деревню

Б) гнали скот на летнюю пастьбу

В) первый раз за вену выгоняли скот на пастбище

3. Как цветет черника?

А) скромно, чуть заметно

Б) красивыми крупными белыми цветами

В) мелкими ярко-красными цветами

4. Почему поднялся шум у черничного бугорка?

А) над ним кружилась стайка птиц

Б) над ним кружилась птица капалуха

В) по нему бегала птица капалуха

5. Кто такая капалуха?

А) утка                  б) глухарка

В) сова                   Г) куропатка

6. Почему сердце автора забилось от испуга?

               А) он знал, что капалуха может быть очень опасна

Б) ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо

               В) ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают

7. Что предложил один из мальчишек?

А) взять яйца из гнезда                      Б) разбить яйца

В) поймать птицу                               Г) подстрелить птицу из рогатки

8. Что ответил ему автор?

А) А что будет с капалухой?                 Б) Зачем тебе это нужно?

В) Ты откуда такой жестокий взялся?

9. Где у птицы был выщипан пух?

     А) на спине                          Б) на боках

В) на животе                        Г) на крыльях

10. Что сделала капалуха, как только люди отошли?

А) вновь стала высиживать яйца

Б) полетела добывать добычу

В) стала чинить гнездо

 

3. Работа над произведением

а)- Откройте учебник на стр.

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.  (Виктор Юзефович Драгунский).

 

Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского. 4-й класс

-Просмотри биографию писателя по ссылке:

https://youtu.be/wx8S4I3fjxA

 

б) - Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

В.Драгунский "Он живой и светится"

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

в) Словарная работа:

Брынза – сыр из овечьего молока.

Моментально – мгновенно очень быстро.

Отвяжись – отстань

Гватемала - гос-во Америки

Барбадос - гос-во Америки

Добрость - доброта

г)-Прочитайте самостоятельно рассказ и ответьте на вопрос: Кто является главными действующими лицами рассказа? Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

- Прочитайте слова и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

 товарищи, друзья, знакомые.

д) Ответь на вопросы:

– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа?

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

-  А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? 

 - Каким показывает автор Дениску в этой части?

-  Дайте характеристику Дениске.  ( любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал…)  

-  Как бы вы озаглавили эту часть? (Запиши начало плана)

- Что в ней главное

- О чем рассказывается во второй части? 

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?  (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? (Продолжи составление плана)

– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? 

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть

4. Итог урока

-Почему Дениска променял самосвал на светлячка?

-Составь план к рассказу и пришли учителю.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

А) взять яйца из гнезда

А) взять яйца из гнезда

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков

Найдите предложение, где показана реакция

Найдите предложение, где показана реакция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022