Разработка урока литературного чтения в 4 классе К. Паустовский Заячьи лапы

Разработка урока литературного чтения в 4 классе К. Паустовский Заячьи лапы

docx
28.11.2019
ТЕХН. КАРТАПаустовский. Заячьи лапы.docx

Технологическая карта урока литературного чтения

по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы» в 4 классе

 

Тема урока

К. Паустовский. Заячьи лапы. (2 урок)

Цели деятельности учителя

Цель урока: Развитие способностей учащихся полноценно воспринимать художественный текст, умения определять тему и главную мысль произведения.

Задачи

Образовательные:

Содействовать формированию навыков осознанного чтения произведения;

Формировать навыки анализа текста, определения авторской позиции.

Развивающие:

Развивать умение выделять основную мысль, определять тему, идею произведения;

Развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности;

Развивать воссоздающее воображение;

Развитие навыков работы в группе;

Совершенствование умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;

Развитие мыслительных операций.

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость;

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, милосердия;

Воспитывать бережное отношение к природе.

 

   Тип урока

 

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные:   формирование чувства сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия; формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Метапредметные:

Познавательные УУД: развивать творческое мышление;

развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции

Методы и формы

обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

 

 

Организационная структура урока

 

Этап работы

Содержание заданий

для учащихся

Виды деятельности,

формы работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные,                                                                                    метапредметные (формирование УУД)

1.      Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.

Дети получают позитивный настрой на урок, улыбаются друг другу, желают  удачи на уроке

 

 

2.      Речевая разминка

1.      Дыхательная гимнастика

2.      Чтение пословицы: «Кто много читает, тот много знает»

 

А) Прочитайте пословицу про себя.

 

Б) Прочитайте пословицу тихо.

 

В) Прочитайте пословицу громко.

 

Г) Прочитайте пословицу с восклицательной интонацией.

 

Д) Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией.

Высказывают предположения, почему пословица была именно такая

 

 

3.      Введение в тему урока

Мотивация к учебной       деятельности

Что вы читали дома?

О чем рассказ?

Организация дискуссии:

1 мнение:  рассказ о зайце

2 мнение: рассказ о страшной беде – лесном пожаре

3 мнение – рассказ о людской доброте и отзывчивости

Кто прав?

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Вступают в дискуссию

 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при начале работы с литературным произведением.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при формулировании темы урока;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при ответе на заданный вопрос;

Логические УУД:

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при формулировании темы урока.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение при формулировании темы урока.

 

4.      Построение проекта выхода из затруднения

 

Что нам надо сделать, чтобы ответить на вопрос?

-перечитать произведение, проанализировать  характер и поступки героев

 

 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении произведения;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в словаре и тексте учебника при работе с текстом произведения;

- смысловое чтение при ответе на вопросы учителя;

Логические УУД:

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при ответе на вопросы учителя;

5.      Проверка д/з

1)      Игра «Внимательный читатель»

(выборочное чтение)

2) . Осмысление

-Что случилось с зайцем?

-Почему Ваня пришел к ветеринару?

- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

- Кто участвовал в спасении зайца?

- Как отнесся к зайцу каждый  из персонажей рассказа?

- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?

- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?

- А вы  бы смогли  помочь в беде?

Читают рассказ, отвечают на вопросы, работают над осмыслением текста

Знать: произведение К. Паустовского «Заячьи лапы», героев произведения,

особенности построения рассказа.

Уметь:

Ориентироваться в тексте,

отвечать на вопросы

 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при перечитывании литературного произведения.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при ответе на заданный вопрос;

 Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать свое предположение при высказывании гипотез  о содержании  произведения.

 

6.      Решение проблемы

 

А) Характеристика героев

                                                  

Индивидуальная работа с карточками.

- Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

 

   - Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

-  Выберите  качества, которые характерны для каждого героя. 

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

 

Ветеринар -

Бабка Анисья –

Аптекарь  -

Ваня  -

Доктор Карл Петрович -

Дед Ларион –

 

(Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный,жестокий, грубый;

Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый.)

 

Расскажите о герое.

- Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?

 

 

Отвечают на вопросы,

работают с карточками, выбирают, анализируют, обобщают

Уметь:

подтверждать текстом литературного произведения свою точку зрения, давать характеристику герою.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе с характеристикой персонажей произведения;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе в группах.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками при работе в группах.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД  

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при работе с системой образов;

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при ответе на заданный вопрос;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с характеристикой героев.

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное при работе в группах;

- умение договариваться, находить общее решение при работе в группах.

7.      Физминутка

 

Дежурные проводят зарядку под музыку

 

 

8. Продолжение работы над главной мыслью рассказа

Б) Природа в рассказе

 

- В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Здесь описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

-  Прочитайте со слов « Ветер перешел в ураган »  до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»

 

- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.  Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

 

-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

 

-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»).

-А как возникают  в лесу пожары?

Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

- Можете ли вы объяснить эту фразу:  “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

Выборочное чтение, ответы на вопросы, высказывание своего мнения

 

Личностные УУД:

- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при перечитывании произведения.

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи при проверке правильности выбранных цитат;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при поиске необходимой информации;

- смысловое чтение при поиске цитат для характиристики персонажей.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с характеристикой героев.

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при работе с текстом.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий отображаемых действий при  доказательстве правильности приведенных цитат.

 

В) Работа с пословицами  ( в парах)

 

-  Ребята, у вас на партах лежат листочки с пословицами. Выберите  из списка пословицы и поговорки,  относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят.

 

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

 

Читают пословицы, обсуждают, выбирают пословицы, относящиеся к рассказу, объясняют свой выбор

 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при чтении произведения;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в пословице и  тексте учебника;

Логические УУД:

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при выборе пословицы.

Коммуникативные УУД:

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при работе в парах.

 

 

Г) Групповая работа (по методике шести шляп).

А сейчас я предлагаю взглянуть на события этого рассказа с разных сторон.

 Мы работаем в группах. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

 

При распределении заданий их направление комментируется 

 

Белая шляпа. В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Задание: определите жанр, тему и идею произведения. Какое событие из рассказа считаете основным?

 

Красная шляпа. Чувства, догадки, эмоциональное восприятие увиденного и услышанного, без обоснования причин сомнений. Задание: какая черта характера старика помогла ему самому спастись и спасти зайца? Всегда ли эта черта характера является положительной?

 

Жёлтая шляпа. Позитивная оценка данного события, явления, факта, поиск доказательств, аргументов. Задание: приведите примеры из текста и докажите, что Ваня – неравнодушный человек. Способны ли вы совершить такой поступок?

 

Чёрная шляпа. Критическое отношение к событию, явлению; необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против. Задание: как вы считаете, не лучше ли было последовать совету ветеринара и прекратить мучения зайца? Докажите свою точку зрения.

 

Зелёная шляпа. Творчество, альтернативы, новые возможности и идеи. Задание: взгляните на события с другой точки зрения и перескажите рассказ от имени зайца.

 

Синяя шляпа. Управление мыслительными процессами, организация мышления. Чего достигли? Что надо делать дальше? Задание: какие выводы сделал для себя охотник, побывав на краю гибели?

 

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, комментируя свои ответы.

Работают в группах.

Представляют  свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

 

Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Личностные УУД:

- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при взгляде 7на события рассказа с разных сторон. Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при поиске необходимой информации;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при представлении своего опыта, своих впечатлений исходя из цвета шляпы

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное при работе в группах;

- умение договариваться, находить общее решение при работе в группах.

 

9.      Включение в систему знаний и повторение

Вернемся к нашей дискуссии.

-О  чем  же хотел сказать автор?

 О чем рассказ?

Обобщают свои наблюдения, приходят к общему мнению

 

Личностные УУД:

- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при повторении и обобщении

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при поиске необходимой информации;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при проведении аналогий в замыслах авторов;

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать своё мнение при ответе на вопросы учителя.

10. Рефлексия деятельности

- Почему заяц является одним из главных героев произведения?

- Что тебя тронуло в этом произведении?

- Что удивило?

-Что вызвало сострадание?

- Что вызвало улыбку?

 

 

 

 

Личностные УУД:

- понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций при анализе художественного произведения;

Регулятивные УУД:

- оценка успешности решения учебной задачи при подтверждении текстом литературного произведения своей точки зрения, Познавательные УУД:

Общеучебные УУД

- умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме при подтверждении текстом литературного произведения своей точки зрения Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при

 подтверждении текстом литературного произведения своей точки зрения,

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать своё мнение при ответе на вопросы учителя.

10.  Домашнее задание

По выбору: Перескажите рассказ от имени деда Лариона, Вани или доктора Карла Петровича

Записывают в дневниках д/з

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)