Разработка урока литературы для 5 класса с русским языком обучения на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино"".
Оценка 4.6

Разработка урока литературы для 5 класса с русским языком обучения на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино"".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
02.06.2021
Разработка урока литературы для 5 класса с русским языком обучения на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино"".
Данная разработка рекомендуется для использования на уроках литературы в качестве методического материала для работы с учащимися общеобразовательной школы с русским языком обучения. Материал может быть использован как на обычном уроке, так и на открытом уроке литературы.
Разработка урока литературы Бородино .doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Министерство народного образования Республики Узбекистан

Управление народным образованием Наманганской области

Наманганский городской отдел народного образования

 

Разработка

урока литературы для 5 класса

с русским языком обучения

на тему:

«М.Ю. Лермонтов «Бородино»».

 

 

Учитель: Крюкова Ольга Сергеевна

общеобразовательная школа № 48

                                        г. Наманган

 

 

 

Данная разработка рекомендуется для использования на уроках русского языка и литературы в качестве методического материала для работы с учащимися общеобразовательной школы с русским языком обучения.

 

Данная разработка урока подготовлена учителем общеобразовательной школы № 48 г. Намангана Крюковой О.С. в соответствии с ГосОСО.

 

 

Составитель:

учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 48 города Намангана Крюкова О.С.

 

 

Рецензент:

методист городского отдела

народного образования города Намангана

Набиева У.Х.

 

 

Данная разработка разработана и рекомендована на методическом совете отдела оказания методической помощи и организации деятельности учреждений народного образования города Намангана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Описание: Я  

 

 

Крюкова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, окончила Ташкентский государственный университет в 1983 году. Начала свою педагогическую деятельность в 1984 году в школе № 52 города Намангана. С 1994  по 2001 год работала  заместителем директора по учебно-воспитательной работе в школе № 42.  С 2001 года по 2011 год работала заместителем директора по духовности и просветительству в общеобразовательной школе № 48. Обладает хорошими организаторскими способностями. С 2011 года по настоящее время работает учителем русского языка и литературы. Проводит интересные уроки и внеклассные мероприятия. К урокам готовится ответственно. Использует в своей практике новые педагогические технологии. Её ученики принимали участие в предметной олимпиаде и входили в десятку лучших. На областной олимпиаде по русскому языку в классах с узбекским языком обучения её ученица заняла второе место и получила сертификат. Крюкова О.С. постоянно готовит материалы для банка тестов по поручению Обл УНО. Имеет разработки уроков по распространению опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Цели урока:

1). Образовательная: Познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.

Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.

2). Развивающая: Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства. Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

3). Воспитательная: Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу. (Слайд 2)

Оборудование:

1. Портреты Лермонтова М.Ю. и Арсеньевой Е.А.

2. Альбом фотографий «М.Ю.Лермонтов. Выставка в школе».

3. Учебник литературы 5 класс.

4. Портреты участников Отечественной войны и Бородинского сражения.

5. Аудиозапись стихотворения «Бородино»

Тип урока: комбинированный

Методы, применяемые на уроке: вопросно-ответная беседа, работа с текстом, прослушивание аудиозаписи стихотворения «Бородино», выполнение тестов.

Планируемые образовательные результаты.

1.Знать основные исторические факты о Бородинском сражении;

2.Знать и уметь определять тему и идею произведения;

3.Знать определения: монолог, диалог, тема и идея произведения.

План урока

1.Организационный момент.  (1 мин.)

2.Проверка домашнего задания. ( 3 мин.)

3. Изучение нового материала.  (15 мин.)

4. Физкультминутка (3 мин.)

5. Работа над содержанием стихотворения. (Работа с текстом) (10 мин)

6. Закрепление (7 мин.)

7. Подведение итогов урока (3 мин)

7. Домашнее задание.  (3 мин.)

                                                         Ход урока

I.    Организационный момент.

Беседа о событиях в стране и мире по материалам Интернета и газет.

II. Проверка домашнего задания и опрос учащихся:

      Ответить на вопросы: (Слайды 3 – 6)

-Где и когда родился Лермонтов?

-Кто воспитывал его?

-Где прошло его детство?

-От кого Лермонтов слышал рассказы о Бородинском сражении?

-Почему его всегда волновала тема Отечественной войны 1812 года?

-В каком году было опубликовано стихотворение «Бородино»?

     -Является ли стихотворение полным описанием Бородинского сражения?

 III. Объяснение новой темы:

Картинки по запросу иллюстрации к стихотворению лермонтова бородино

Учитель. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь

- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа.

И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –

Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

  

М.Ю. Лермонтов родился после Отечественной войны 1812 г (в 1814 г.). В Тарханах его окружали люди 12-го года.  Братья бабушки - Афанасий и Дмитрий Столыпины, воспитатель французского языка мосье Капэ, муж кормилицы -участники бородинского сражения, они рассказывают Мише о подвиге русских воинов. В 1819 г. Лермонтов приезжает в Москву, хранящую следы разрушений. В летние месяцы 1830-32 г. живет в Середникове - имении вдовы генерала Столыпина. Знакомиться с библиотекой генерала, богатой литературой о войне.

Сведения по теории литературы;

ПРОТОТИП (прообраз) - реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа.

ИДЕЯ произведения - основной смысл произведения, выступающий через единство его образов.

СРАВНЕНИЕ - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.

История создания стихотворения «Бородино». (Слайд 7)

Ученик: М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любови к Родине и готовности ее защищать не на жизнь, а на смерть. Стихотворение «Бородино» -это истинно народное произведение, а его создатель – истинный народный поэт.

Историческая основа стихотворения. (Слайд 8)

Учитель: О Бородинском сражении вы узнали на уроках истории. И сейчас, прежде чем перейти к знакомству со стихотворением, попробуем восстановить те далёкие исторические события, которые легли в основу стихотворения. (Выступают с сообщениями подготовленные ученики)

Ученик: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию.

Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км. от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов.

           

Ученик: Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей матери. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.

“За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад” - таков был приказ.

“Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в этом сражении.

Ученик: Многие из сражавшихся побросали свои ружья, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятьях и вместе падали мёртвыми. Конница скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском.” Так вспоминал один из очевидцев сражения.

Ученик: Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов - вся гвардия.( 19 тысяч человек) Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все “за” и “против”, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время, Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. Мы вслед за генералом А.П.Ермолаевым можем с гордостью повторить: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”.

                                        

История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Словарная работа. (Слайды 9 - 19)

Учитель: - Прежде чем вы прослушаете стихотворение “Бородино”, разберём слова, которые отражают военную терминологию того времени. Это слова иноязычного происхождения, слова- термины, они встретятся вам при чтении этого стихотворения. в основном слова военной терминологии. Давайте прочитаем их и выясним, что они обозначают.

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя

Мусью – сударь, господин

Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.

Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

Бивак – стоянка войск под открытым небом

Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи

Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки

Улан, драгун – солдаты конных полков

Басурманы - люди другой веры, иноземцы, враги

       

IV. Закрепление: 

Прослушивание аудиозаписи стихотворения “Бородино”. (Слайды 21 – 28)

Учитель: Когда вы будите слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов. (Включается аудиозапись)

Вопросы для анализа стихотворения.

- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?

- В чём особенность построения стихотворения?

- Кто участвует в разговоре?

- Кто он? Где он находился в момент сражения? (Докажите это словами из текста).

- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?

- Каким вы представляете себе старого воина?

                                              

- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?

- Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?

- Кто герои рассказа ветерана войны?

- С какими чувствами старый воин вспоминает о них?

- Как он их называет? Зачитайте.

- Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя? Найдите и зачитайте строки из текста.

- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.

- Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?

- Какими вы увидели участников сражения?

- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?

Физминутка.

Работа над средствами художественной выразительности.

Учитель: В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни. Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, олицетворениями.

Чтение стихотворения. Ученики читают текст стихотворения и называют художественные приёмы, которые использовал автор. (Сравнение, метафора. Определения записывают в тетрадь)

 

 

Это историческое событие нашло отражение и в творчестве многих художников.

Работа с иллюстрациями.

Просмотр иллюстраций: С. В. Герасимов «М. И. Кутузов под Бородином», Бой за Семёновский овраг. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Рубо Ф. А. (1912)

Вопросы и задания:

- Что вы видите на картине?

- По внешнему виду, как вы думаете, перед нами простой солдат или офицер?

- О чём нам могут рассказать его выражение лица, его глаза?

- Какое впечатление вызвали у вас эти картины? Опишите их.

- Какая из картин понравилась больше и почему? Аргументируйте свой ответ.

- Совпадает ли видение событий художниками с представлениями автора стихотворения «Бородино»? Как вы думаете, почему?

- Какое общее чувство объединяет полотна художников и стихотворение М. Ю. Лермонтова?

- Почему раньше считалось, что порядочный человек обязательно должен быть патриотом? Попытайтесь это объяснить. Приведите свои примеры для подтверждения вашей точки зрения.

Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству. До конца 18 в. Более был распространен синоним – словосочетание «сын Отечества».

-  Можно ли назвать патриотом, на ваш взгляд, М. Ю. Лермонтова?

-Где расположились бойцы для разговора?

 

- А как называется стоянка войск под открытым небом?

- Какой момент изображён на картине Герасимова?

- По внешнему виду, по жестам Кутузова можно ли определить, какие чувства он переживает в данный момент?

 

 

- Картины, как и стихи, являются произведениями искусства. А искусство не только рассказывает о чём-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет нас пережить изображаемое.

- А теперь рассмотрим иллюстрацию, на которой изображены все офицеры, участвовавшие в Бородинском сражении.

      

(Двое учеников работают с иллюстрацией у доски)

V.   Подведение итога урока:  

 

Учитель: А сейчас проверим, как вы усвоили новую тему, будете отвечать на мои вопросы.

1. Найдите отрывок в тексте стихотворения "Бородино", соответствующий данной репродукции (для работы предлагаются репродукции панорамы "Бородино"). (Слайды 29 – 31)

2. Ответьте на вопросы к тексту "Бородино": (Слайд 32)

а) Какую клятву дали русские солдаты перед боем на поле Бородина?

б) О каком подвиге русского народа вспоминает старый солдат?

в) Какие художественные средства использует автор для передачи яркой, выразительной речи?

г) Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?

3. Найдите ошибку:

а) Бородинское сражение началось 6 августа.

б) В отечественной войне 1812 г. Россия вела войну со Швецией.

в) Главнокомандующим русской армии в Отечественной войне 1812-го года был А. В. Суворов.

г) Имя императора Франции - Людовик.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

- Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино” и прикоснулись к различным видам искусства. Это историческое событие нашло отражение и в литературе, и в музыке, и в живописи.

Стихотворение Лермонтова стало тем самым зерном, из которого выросло другое великое произведение. Это роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Кроме того, стихотворение повлияло и на сознание людей в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой!» эти слова знакомы каждому, кто горячо любит свою Родину. Да, «Бородино» Лермонтова – это завет потомкам на все непростые и тяжелые времена.

О подвиге русских людей мы всегда должны помнить и гордиться ими.

Выставление и комментирование оценок.

VI.       Объяснение домашнего задания: К-1, К-2, К-5. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения.

Список литературы

1. Литература 5 класс: Учебник / Н.И. Сергеева, Г.С. Меркин. — Т.: «Sharq», 2020. — 240  с.

2. Литература. 5 класс: Методическое пособие для учителя / Н.И. Сергеева, Г.С. Меркин. — Т.: «Шарк», 2007. - 160 с.

3.Алексеев С.П. Небывалое бывает. – М., «Детская литература», 1992. С. 513 – 652.

4.Герои русской истории. – «Белый город». - М., 2006. – 431 с.

5.Лермонтов М.Ю. «Бородино». – М. «Детская литература», 1982.

6.С.И.Ожегов Словарь русского языка (около 57 000 слов) 20-е издание, стереотипное. Москва «Русский язык», 1988. – 749 с.

 

 

    Приложение 1

История создания стихотворения «Бородино».

М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любови к Родине и готовности ее защищать не на жизнь, а на смерть. Стихотворение «Бородино» -это истинно народное произведение, а его создатель – истинный народный поэт.

Заочная экскурсия «Бородинское сражение». Его значение. Впервые за всю Отечественную войну 1812 года Наполеон не смог разбить своего противника, более того, такого открытого сопротивления он не встретил нигде в Европе, поэтому к настоящему сражению он не был готов ни морально, ни физически: французские войска ослабели, командиры привыкли к безоговорочной капитуляции противника, а полки, составленные из покоренных народов, вообще не хотели воевать.

    Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 г. у села Бородино в 124 км от Москвы. Главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов не случайно выбрал бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нём могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву – обе смоленские дороги (обращение к карте).

   Русских было 120 тыс. человек и 624 орудия против 135 тыс. человек и 587 орудий у Наполеона. Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Кутузов готовил оборонительное сражение. Надо было нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу.

   Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н.Н.Раевский. потому её называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семёновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления – флеши. Которые защищали солдаты генерала П.И.Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.

    План Наполеона заключался в том, чтобы сильным ударом по левому флангу прорвать фронт, выйти в тыл русским. Оттуда нанести удар по центру и  уничтожить всю русскую армию. Так Наполеон выигрывал обычно сражения.  Однако этим планам не суждено было осуществиться. Недаром сам Наполеон говорил впоследствии, что Бородинское сражение было самым ужасным из всех его сражений. «Французская армия разбилась о русскую» - так метко сказал участник битвы Генерал А.П.Ермолов. Сражение началось на рассвете. Самыми ожесточёнными местами битвы были Багратионовы флеши, где сам генерал в разгар боя был смертельно ранен, и батарея Раевского.  

    Сражение, продолжавшееся около 15 часов, затихло поздно вечером. Страшную картину представляло собой Бородинское поле.  Французы потеряли около 45 тысяч человек, русские – около 40 тысяч человек. Никогда ещё завоеватели не видели такого большого количества убитых. Но, как и прежде, непоколебимо и грозно стояли русскиё полки. Они готовились к новому бою. Но, взвесив все «за» и «против», Кутузов приказал отступать к Москве. Французская армия была еще сильна.

Наполеон так оценил это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Лев Николаевич Толстой писал: «Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель 555-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».

 

 

 

Именно Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило её наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.

Русские остались непобежденными, но остановить французов им не удалось. Москву пришлось отдать врагу. Но, сохранив русскую армию, Кутузов вскоре изгнал Наполеона и из Москвы, и из России. Освобождая Европу, русские войска дошли до Парижа.

   Французская армия после Бородинского сражения вынуждена была отступить на свои первоначальные позиции, в то время как русские, несмотря на тяжелые потери в людях, остались на месте, готовые «заутра бой затеять новый и до конца стоять».

После сражения под деревней Бородино русские войска перекрыли иные дороги, ведущие в Европу, и французы, оставив спаленную Москву, стали отступать по старой Смоленской дороге, по которой и пришли в древнюю столицу: дорога, то есть города и села, была уже ими разграблена, поэтому наполеоновскую армию ждали голод и холод (подступала зима). Крестьяне и горожане сами сжигали свои дома, посевы и запасы продовольствия, чтобы те не достались врагу, и уходили в ополчение и партизаны.

Именно поэтому война и была названа Отечественной, то есть народной – воевал весь народ от мала до велика: крепостные крестьяне, ремесленники, зажиточные горожане, дворяне.

26 августа 1812 года русские войска и русский народ одержали победу. Они были твердо уверены, что эта победа стала поворотной точкой в данной войне. Такого же мнения был и М. Ю. Лермонтов, раскрывший в своем стихотворении «Бородино» высокие черты русского народного патриотизма.

В стихотворении показана любовь к Родине, гордость за соотечественников, желание защитить Родину ценой собственной жизни. Автор рассказывает о первых поражениях русских войск, о подготовке к Бородинскому сражению и о самом сражении.

- Если Лермонтов хотел рассказать нам о Бородинском сражении, то почему он выбрал не прозаическую, а поэтическую (стихотворную) форму?

Автору важно не только рассказать о событии, но и передать чувства и переживания героя, поэтому он выбирает форму, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики.

Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» можно назвать балладой (запись определения).

Баллада – это стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

Обратимся к художественным особенностям этой баллады. Стихотворение написано в необычной для лирического произведения форме – форме диалога.

Стихотворение строится как диалог молодого солдата и пожилого участника Бородинского сражения. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя – это распространённое обращение к старшему по возрасту человеку. Срок службы в царской армии в прошлом составлял 25 лет, поэтому молодые и пожилые солдаты служили вместе. Благодаря диалогу, Лермонтов противопоставляет старшее поколение людей, отличавшееся мужеством, беззаветной преданностью своей Родине, молодому поколению, не закалённому в суровых испытаниях войны, а значит, лишенных лучших нравственных качеств патриотов, защитников страны: «Были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри – не вы!». В то же время интерес молодых к событиям 1812 года свидетельствует о том, что история хранит память о героических страницах прошлого. Право рассказа о событиях автор передаёт артиллеристу, участнику Бородинского сражения, чтобы придать достоверность событиям и подчеркнуть, что истинными героями были обыкновенные солдаты.

Антитеза помогает автору противопоставить настроение, отношение к битве русских и французских солдат. Французы были уверены в своей быстрой победе и заранее праздновали её; для русских это решающая битва, они сосредоточены и молчаливы, готовы отдать свою жизнь за Родину.

В небольшом по объёму произведении М.Ю.Лермонтову удалось показать историческую значимость Бородинского сражения. Автор выбирает жанр баллады, строит своё произведение как воспоминания старого артиллериста, рядового участника Бородинского сражения, он рассказывает о мужестве, героической стойкости русских солдат и их беззаветной преданности Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест (Слайды 33 – 42)

1. Исторической основой произведения является:

А. Великая Отечественная война;

Б. Отечественная война 1812 года;

В. Русско-японская война.

2.О Бородинском сражении рассказывает:

А. Молодой новобранец;

Б. Патриот;

В. Старый солдат.

3. Герой стихотворения (рассказчик) служил в :

А. Артиллерии;      Б. Кавалерии;      В. Танковых войсках.

4. Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали…»:

А. Старому солдату;      Б. Драгуну;       В. Полковнику.

5. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:

А. Сравнение;      Б. Антитеза;      В. Метафора

6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:

А. Ликование;

Б. Солдаты готовятся к бою;

В. Все легли спать.

7. Изображение боя представляет собой:

А. Описание;        Б. Рассуждение;    В. Повествование.

8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к :

А. Метафоре;

Б. Сравнению;

В. Эпитету.

9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: «скажи-ка, дядя», «у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:

А. Художественный;

Б. Разговорный;

В. Деловой.

10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы:

А. Укрепить свои позиции;

Б. Продлить бой;

В. Сдаться французам.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

В

А

В

Б

Б

А

Б

Б

Б

 

 

 

 


Министерство народного образования

Министерство народного образования

Данная разработка рекомендуется для использования на уроках русского языка и литературы в качестве методического материала для работы с учащимися общеобразовательной школы с русским языком обучения

Данная разработка рекомендуется для использования на уроках русского языка и литературы в качестве методического материала для работы с учащимися общеобразовательной школы с русским языком обучения

Крюкова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, окончила

Крюкова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, окончила

Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Является ли стихотворение полным описанием

Является ли стихотворение полным описанием

История создания стихотворения «Бородино»

История создания стихотворения «Бородино»

Ученик: Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч

Ученик: Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч

Улан, драгун – солдаты конных полков

Улан, драгун – солдаты конных полков

Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?

Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?

Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит

Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит

Учитель: А сейчас проверим, как вы усвоили новую тему, будете отвечать на мои вопросы

Учитель: А сейчас проверим, как вы усвоили новую тему, будете отвечать на мои вопросы

Приложение 1 История создания стихотворения «Бородино»

Приложение 1 История создания стихотворения «Бородино»

Но, как и прежде, непоколебимо и грозно стояли русскиё полки

Но, как и прежде, непоколебимо и грозно стояли русскиё полки

Если Лермонтов хотел рассказать нам о

Если Лермонтов хотел рассказать нам о

Приложение 2 Тест (Слайды 33 – 42) 1

Приложение 2 Тест (Слайды 33 – 42) 1

Разработка урока литературы для 5 класса с русским языком обучения на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино"".

Разработка урока литературы для 5 класса с русским языком обучения на тему: "М. Ю. Лермонтов "Бородино"".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021