Разработка урока математики УМК Школа России «Сложение и вычитание величин»
Оценка 4.8

Разработка урока математики УМК Школа России «Сложение и вычитание величин»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
09.09.2021
Разработка урока математики   УМК Школа России «Сложение и вычитание величин»
Тема: «Сложение и вычитание величин» Цели: обучающие: создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа письменного сложения и вычитания величин; -формирование умения решать задачи изученных видов; -совершенствование вычислительных навыков; -повторить единицы длины, массы, времени; развивающие: развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте; воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к математике. Урок изучения нового материала.
Разработка урока. 4 кл. Математика..docx

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н. Красовского

города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока математики (4 класс)

Тема урока: «Сложение и вычитание величин»

(Образовательная система «Школа России»)

 

 

 

 

 

 

 

          Составитель:

Смирнова М.А., учитель начальных классов

                                                           

 

 

 

                                             

г. Галич

2019-20 учебный год

 

 

Математика. 4  класс.

Тема урока: «Сложение и вычитание величин»

Тип урока: ОНЗ

Цели:

обучающие:

-создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа письменного сложения и вычитания величин;

-формирование умения решать задачи изученных видов;

-совершенствование вычислительных навыков;

-повторить единицы длины, массы, времени;

развивающие: развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к математике.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся познакомятся с письменным приемом сложения и вычитания величин, научатся работать по алгоритму; усовершенствуют умения решать задачи;

Метапредметные:

     регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; осуществлять самоконтроль и  самооценку  учебных действий; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;

     познавательные - ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;

     коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, работать в группе и в паре; находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

 Личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи и к расширению  математических  знаний.

Методы и формы обучения: наглядно-образный, словесный, письменный.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.

Оборудование: экран, проектор, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы,

Образовательные ресурсы, литература:

1.) Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – (Школа России) . – 112 с.

2.) Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки  по математике. 4 класс – М.: ВАКО, 2014. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).

3.) 3000 задач и примеров по математике: 3-4-й кл. / О.В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 271 с.

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Организационный момент

 (мотивация к учебной деятельности)

Цель: дать положительный настрой на урок

 

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

 

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова: «Лучший способ изучить  – это  самому открыть»

- Над чем будем работать на уроке?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Работаем сегодня в группах. А для этого нужно вспомнить, какие правила нужно выполнять при совместной работе? (на столах – листочки с правилами).

- Правила работы в группах?

 -Каждая группа имеет оценочный лист, в который команда выставляет себе бал успешности за каждое выполненное задание.

(5 баллов – высокий уровень, 4 балла – допущена 1 ошибка, 3 балла – допущены 2-3 ошибки, 2 балла – 4ошибки, , 1 балл– 5 и более ошибок)

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

 

 

 

 

 

 

+ …над открытием новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

+(каждая группа прочитывает по 1 правилу)

1.    Каждый ученик должен высказывать своё мнение.

2.Необходимо до конца выслушивать мнение каждого.

3.Нельзя перебивать друг друга.

4.При необходимости нужно помогать друг другу.

К – планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками.

Л – понимание значения  знаний для человека; имение  желание учиться; проявление интереса к изучаемому предмету

2. Устный счет

Цель: активизация мыслительной деятельности

- Запишите многозначные числа.

- Наш город основан в 1159 году.

-Численность населения - 16 922 человека.

-Площадь – 16 500 км².

 

- В 1362 г. вошёл в состав великого княжества Московского.

 - С 1708 года по 1778 год Галич находился в составе Архангелогородской губернии. Сколько лет? (70 лет)

1778 года Галич стал уездным городом Костромского наместничества.

В связи с этим событием Галич получает постоянный план и герб, который утвердила Елизавета II. Она оставила герб, к-й  был создан

 в 1729 году, потому что он как нельзя лучше отражал заслуги города.

(Доп-но: Современный же утвердили относительно недавно, в ноябре 2003 г.

 - Сколько сотен, десятков в каждом из чисел?

Самооценка в группе.

Записывают  многозначные числа.

 

Самопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставляют оценку в баллах в оценочном листе.

 

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

 

 

а) - Какую тему мы изучали на последних уроках математики?

- Зачем они нам нужны?

 

- А теперь повторим соотношение величин, решив небольшой кроссворд (на доске, у каждой группы на столах – кроссворд).

– Чья группа первой решит кроссворд, поднимет карточку.

1. Промежуток времени в 100 лет (век)

2. Отрезок, равный 100 см  (метр)

3. 1/100 часть дм  (миллиметр)

4. Отрезок, равный 1/10 метра     (дециметр)

5. 1/24 часть суток (час)

6. Расстояние равное 1 000 м?           (километр)

7. 1/60 часа? (минута)

8. Самая маленькая единица времени? (секунда)

– Прочитайте, какое ключевое слово кроссворда?

– Что такое величина?

 

 

 Экспресс-опрос:

- Сколько мм в 1 см?

- Сколько секунд в 1 минуте?

-Сколько см² в 1 дм²?

- Сколько см в 1 дм?

- Сколько м² в 1 км²?

- Сколько кг в 1 центнере?

- Сколько кг в 1 тонне?

 

б) – Посмотрите на доску, что вы можете сказать об этих числах? (Спрашиваю группу, которая первой подняла сигнальную карточку)

25 км 005м,  25 005 кг, 25 005 м²,

 25 005 сек, 25 005.

– Назовите лишнее число. Почему?

 

- Молодцы! На какие группы можно разделить изученные величины?

 

Самооценка работы группы.

 

г)- Замените более мелкими единицами:

1.Галич расположен в 126 км на северо-восток от г. Костромы.

2.Время, за которое можно доехать до Костромы – 2 часа 20 минут

3.Площадь Галичского озера – 108 км²

4.Средняя глубина озера – 1 м 80 см

5.Наивысшая - 5 м

 

- Проверьте (на слайде)

 

Самооценка работы группы.

 

д) -  Когда могут пригодиться знания о величинах и их единицах измерения?

- Сейчас посмотрим, сможете ли вы применить полученные знания по теме «Величины».

1. Наш город основан в 1159 году.

- Однако в письменном виде о нём упомянуто спустя почти 80 лет. Источником стала Лаврентьевская летопись. В каком году?

2.   Город Кострома был основан Юрием Долгоруким в 1152 году, а Галич – в 1159 году. На сколько лет Кострома старше Галича?

 3.Река Волга имеет длину 3 530 км, из которых 3 441 км она протекает за пределами Костромской области. Найдите протяжение Волги по территории Костромской области.

+ Величины.

 

+ Приводят примеры из жизненного опыта.

 

 

 

 

 

Работают над кроссвордом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Величина.

+ Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.

+ 10 мм

+ 60 сек

+100 см²

+ 10 см

+ 10 000 м²

 +100 кг

+ 1 000 кг

 

 

 

 

 

+ 25 005 – это число, остальные величины.

+ Ед-цы длины, ед-цы времени, ед-цы массы, ед-цы площади

 

 

 

Выставляют оценку в баллах в оценочном листе

 

126 км =…. м

 

2 часа 20 минут = … мин.

 

108 км² = …. м²

1 м 80 см = … см

5 м = … см

 

Проверяют

 

Выставляют оценку в баллах в оценочном листе

 

+ При решении задач, рассчитать количество бензина на поездку, …

 

 

 

1159 г + 80 л = 1239 г

 

 

 

 

1159 г – 1152 г = 5 л

 

 

 

 

530 км – 3 441 км = 89 км

 

 

 

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения.

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

4. Выявление места и причины затруднения

 

Цели: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

 

 

а).  В Костроме есть улица, названная в честь спортсменки-парашютистки Наты Бабушкиной (Надежды Васильевны). Свой первый прыжок она совершила с высоты 598 метров. Спустя несколько лет она установила мировой рекорд: вместе с группой женщин-парашютисток она совершила прыжок с высоты

 7 км 035 м  без кислородного прибора. На сколько метров Ната Бабушкина превзошла свой первый прыжок?

 б). - Почему остановились?

- Какая проблема возникла?

 

- Какая же тема урока?

- Какую цель перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке?                              

 

7 км 035 м – 598 м =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Величины с разными наименованиями..

+ Как сложить и вычесть величины, с разными наименованиями.

+ Сложение и вычитание величин.

+ Научиться выполнять сложение и вычитание величин письменно

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

5.  Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

вывести памятку – алгоритм письменного вычисления величин, выраженных разными единицами, сформировать способность к её использованию при решении практических задач.

а) - Предлагаю искать ответ на этот вопрос в группах.

 

 

 

 

 

 

б) – Как можно проверить наши предположения?

 

- Открываем учебник на стр. 67.

 

в) - Какие величины можно складывать?

- Как выполнить действия с величинами, выраженными разными единицами.

- Какие шаги нужно сделать?

 

+ Выразить в одних единицах измерения.

+7 км 035 м = 7 035 м

7 035 м – 598 м = 6 437 м = 6 км 437м

+ Записать столбиком

-7 035

     598

   6435

 

+ Прочитать в учебнике.

Читают и объясняют.

 

 

 

+ Складывать и вычитать можно одинаковые величины.

Формулируют  вывод. Составляют памятку.

1. Привести величины к одной единице;

2. Сложить (вычесть) столбиком, как обычные многозначные числа.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

6.Физкультминутка

Цель: снятие напряжения, усталости; восстановление работоспособности

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

 

7.Первичное закрепление и включение в систему знаний.

Цель: проговаривание нового знания, решение практической  задачи.

- стр. 67 №313

 

- стр. 67 №314.

- Кто сможет сам решить? Решайте.

  16 м 31 см           27 т 130 кг           

  6 ч 23 мин             2 кг 348 г

 

 

 

- стр. 67 №316

(разбор условия задачи, запись краткого условия, составление плана решения). Поднимите руки, кто может сам решить задачу. Решайте. Остальные работают с учителем. Кто справиться быстрее, тот попробует решить задачу другим способом.

 

 

Самооценка работы группы

Устное объяснение решения.

 

Проверка решения.

12 м 86 см + 3 м 45 см = 1286 + 345= 1631см =16 м 31см

5 ч 48 мин + 35 мин = 348 + 35= 383мин = 6ч 23 мин

45 т 275 кг – 18 т 130 кг = 45275 – 18130 = 27145 кг= =27 т 145 кг

26 кг 350 г – 24 кг 002 г =26350-24002 = 2348 г = 

= 2 кг 348 кг

 


I фильм- 1 ч 38 мин

II фильм -1 ч 27 мин             210 мин

III фильм - ?, 23 мин

 

Решение.

1.      98 мин. + 87 мин. = 185 мин.

2.      210 мин. ˃ 185 мин. Да.

3.      185 мин. + 23 мин = 208 мин. 210 мин. ˃ 208 мин. Можно записать

 

Выставляют оценку в баллах в оценочном листе

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель – проверка усвоения материала по теме урока.

 

http://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpghttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpghttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpgРазноуровневые карточки

1.             

 

 

 

2.        

 

 

 

 

3.        

 

Самостоятельно выбирают карточку, решают

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
 

9. Итог урока

Цель: выяснить степень усвоения нового материала

- Что мы повторили на уроке?

- Что нового узнали?

 

 

 

10. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Настало время оценить свою работу.

Какая группа получила наивысший балл?

- Мы очень рады за вас! Умники!

- Кто получил «4»? Молодцы!

- Сегодня вы хорошо работали на уроке.

- На полях своей тетради нарисуйте кружок, который покажет мне  уровень понимания нового  материала. Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют кружки:

 

 

Листностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

11. Домашнее задание Технология уровневой дифференциации

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний

+ стр. 67 (запомнить алгоритм работы над сложением и вычитанием величин), №315, 317 (2 столбик с письменными вычислениями); № 318 (по желанию)

 

 

 

 

Приложения

Кроссворд.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Промежуток времени в 100 лет.

2. Отрезок, равный 100 см 

3. 1/100 часть дм. 

4. Отрезок, равный 1/10 метра.

5. 1/24 часть суток.

6. Расстояние равное 1 000 м?          

7. 1/60 часа?

8. Самая маленькая единица времени?

 

 

Лист оценки

Умения, знания

Баллы

1

Умение записывать многозначные числа.

 

2

Знание соотношений величин

 

3

Умение заменять крупные величины мелкими

 

4

Умение формулировать тему и цель урока

 

5

Умение находить выход из затруднения

 

6

Умение самостоятельно применять новые знания

 

7

Умение оценивания  своих знаний

 

 

Всего

 

 

http://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpghttp://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg1 уровень                                                                                                                    3 уровень

 

 

 

 

 

 

http://zvonoknaurok.ru/Kirill/126/117.jpg2 уровень                                                                                          

 

 

 

 

 

5 баллов – 0 ошибок

4 балла – 1 ошибка

3 балла –  2-3 ошибки

 2 балла – 4 ошибки

 1 балл– 5 и более ошибок

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 им

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 им

Математика. 4 класс. Тема урока: «Сложение и вычитание величин»

Математика. 4 класс. Тема урока: «Сложение и вычитание величин»

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

В 1362 г. вошёл в состав великого княжества

В 1362 г. вошёл в состав великого княжества

Расстояние равное 1 000 м? (километр) 7

Расстояние равное 1 000 м? (километр) 7

Костромы – 2 часа 20 минут 3

Костромы – 2 часа 20 минут 3

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Какие шаги нужно сделать? +

Какие шаги нужно сделать? +

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Приложения Кроссворд. 1 2 3 4 5 6 7 8 1

Приложения Кроссворд. 1 2 3 4 5 6 7 8 1

Лист оценки № Умения, знания

Лист оценки № Умения, знания

5 баллов – 0 ошибок 4 балла – 1 ошибка 3 балла – 2-3 ошибки 2 балла – 4 ошибки 1 балл– 5 и более…

5 баллов – 0 ошибок 4 балла – 1 ошибка 3 балла – 2-3 ошибки 2 балла – 4 ошибки 1 балл– 5 и более…
Скачать файл