Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н. Красовского
города Галича Костромской области
Методическая разработка урока математики (4 класс)
Тема урока: «Сложение и вычитание величин»
(Образовательная система «Школа России»)
Составитель:
Смирнова М.А., учитель начальных классов
г. Галич
2019-20 учебный год
Математика. 4 класс.
Тема урока: «Сложение и вычитание величин»
Тип урока: ОНЗ
Цели:
обучающие:
-создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися способа письменного сложения и вычитания величин;
-формирование умения решать задачи изученных видов;
-совершенствование вычислительных навыков;
-повторить единицы длины, массы, времени;
развивающие: развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте;
воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к математике.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся познакомятся с письменным приемом сложения и вычитания величин, научатся работать по алгоритму; усовершенствуют умения решать задачи;
Метапредметные:
регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
познавательные - ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения примеров, выбирать из предложенных вариантов более рациональное;
коммуникативные - продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем, работать в группе и в паре; находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
Личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Методы и формы обучения: наглядно-образный, словесный, письменный.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.
Оборудование: экран, проектор, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы,
Образовательные ресурсы, литература:
1.) Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – (Школа России) . – 112 с.
2.) Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс – М.: ВАКО, 2014. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).
3.) 3000 задач и примеров по математике: 3-4-й кл. / О.В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 271 с.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
|||
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель: дать положительный настрой на урок
|
Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова: «Лучший способ изучить – это самому открыть» - Над чем будем работать на уроке? -Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Работаем сегодня в группах. А для этого нужно вспомнить, какие правила нужно выполнять при совместной работе? (на столах – листочки с правилами). - Правила работы в группах? -Каждая группа имеет оценочный лист, в который команда выставляет себе бал успешности за каждое выполненное задание. (5 баллов – высокий уровень, 4 балла – допущена 1 ошибка, 3 балла – допущены 2-3 ошибки, 2 балла – 4ошибки, , 1 балл– 5 и более ошибок) |
Слушают учителя.
+ …над открытием новых знаний.
+(каждая группа прочитывает по 1 правилу) 1. Каждый ученик должен высказывать своё мнение. 2.Необходимо до конца выслушивать мнение каждого. 3.Нельзя перебивать друг друга. 4.При необходимости нужно помогать друг другу. |
К –
планирование учебного сотрудничества Л – понимание значения знаний для человека; имение желание учиться; проявление интереса к изучаемому предмету |
|||
2. Устный счет Цель: активизация мыслительной деятельности |
- Запишите многозначные числа. - Наш город основан в 1159 году. -Численность населения - 16 922 человека. -Площадь – 16 500 км².
- В 1362 г. вошёл в состав великого княжества Московского. - С 1708 года по 1778 год Галич находился в составе Архангелогородской губернии. Сколько лет? (70 лет) -С 1778 года Галич стал уездным городом Костромского наместничества. В связи с этим событием Галич получает постоянный план и герб, который утвердила Елизавета II. Она оставила герб, к-й был создан в 1729 году, потому что он как нельзя лучше отражал заслуги города. (Доп-но: Современный же утвердили относительно недавно, в ноябре 2003 г. - Сколько сотен, десятков в каждом из чисел? Самооценка в группе. |
Записывают многозначные числа.
Самопроверка.
Выставляют оценку в баллах в оценочном листе. |
|
|||
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
|
а) - Какую тему мы изучали на последних уроках математики? - Зачем они нам нужны?
- А теперь повторим соотношение величин, решив небольшой кроссворд (на доске, у каждой группы на столах – кроссворд). – Чья группа первой решит кроссворд, поднимет карточку. 1. Промежуток времени в 100 лет (век) 2. Отрезок, равный 100 см (метр) 3. 1/100 часть дм (миллиметр) 4. Отрезок, равный 1/10 метра (дециметр) 5. 1/24 часть суток (час) 6. Расстояние равное 1 000 м? (километр) 7. 1/60 часа? (минута) 8. Самая маленькая единица времени? (секунда) – Прочитайте, какое ключевое слово кроссворда? – Что такое величина?
Экспресс-опрос: - Сколько мм в 1 см? - Сколько секунд в 1 минуте? -Сколько см² в 1 дм²? - Сколько см в 1 дм? - Сколько м² в 1 км²? - Сколько кг в 1 центнере? - Сколько кг в 1 тонне?
б) – Посмотрите на доску, что вы можете сказать об этих числах? (Спрашиваю группу, которая первой подняла сигнальную карточку) 25 км 005м, 25 005 кг, 25 005 м², 25 005 сек, 25 005. – Назовите лишнее число. Почему?
- Молодцы! На какие группы можно разделить изученные величины?
Самооценка работы группы.
г)- Замените более мелкими единицами: 1.Галич расположен в 126 км на северо-восток от г. Костромы. 2.Время, за которое можно доехать до Костромы – 2 часа 20 минут 3.Площадь Галичского озера – 108 км² 4.Средняя глубина озера – 1 м 80 см 5.Наивысшая - 5 м
- Проверьте (на слайде)
Самооценка работы группы.
д) - Когда могут пригодиться знания о величинах и их единицах измерения? - Сейчас посмотрим, сможете ли вы применить полученные знания по теме «Величины». 1. Наш город основан в 1159 году. - Однако в письменном виде о нём упомянуто спустя почти 80 лет. Источником стала Лаврентьевская летопись. В каком году? 2. Город Кострома был основан Юрием Долгоруким в 1152 году, а Галич – в 1159 году. На сколько лет Кострома старше Галича? 3.Река Волга имеет длину 3 530 км, из которых 3 441 км она протекает за пределами Костромской области. Найдите протяжение Волги по территории Костромской области. |
+ Величины.
+ Приводят примеры из жизненного опыта.
Работают над кроссвордом
+ Величина. + Величина– это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом. + 10 мм + 60 сек +100 см² + 10 см + 10 000 м² +100 кг + 1 000 кг
+ 25 005 – это число, остальные величины. + Ед-цы длины, ед-цы времени, ед-цы массы, ед-цы площади
Выставляют оценку в баллах в оценочном листе
126 км =…. м
2 часа 20 минут = … мин.
108 км² = …. м² 1 м 80 см = … см 5 м = … см
Проверяют
Выставляют оценку в баллах в оценочном листе
+ При решении задач, рассчитать количество бензина на поездку, …
1159 г + 80 л = 1239 г
1159 г – 1152 г = 5 л
530 км – 3 441 км = 89 км
|
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: |
|||
4. Выявление места и причины затруднения
Цели: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
|
а). В Костроме есть улица, названная в честь спортсменки-парашютистки Наты Бабушкиной (Надежды Васильевны). Свой первый прыжок она совершила с высоты 598 метров. Спустя несколько лет она установила мировой рекорд: вместе с группой женщин-парашютисток она совершила прыжок с высоты 7 км 035 м без кислородного прибора. На сколько метров Ната Бабушкина превзошла свой первый прыжок? б). - Почему остановились? - Какая проблема возникла?
- Какая же тема урока? - Какую цель перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке?
|
7 км 035 м – 598 м =
+ Величины с разными наименованиями.. + Как сложить и вычесть величины, с разными наименованиями. + Сложение и вычитание величин. + Научиться выполнять сложение и вычитание величин письменно |
Личностные: Коммуникативные: Познавательные: |
|||
5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: вывести памятку – алгоритм письменного вычисления величин, выраженных разными единицами, сформировать способность к её использованию при решении практических задач. |
а) - Предлагаю искать ответ на этот вопрос в группах.
б) – Как можно проверить наши предположения?
- Открываем учебник на стр. 67.
в) - Какие величины можно складывать? - Как выполнить действия с величинами, выраженными разными единицами. - Какие шаги нужно сделать?
|
+ Выразить в одних единицах измерения. +7 км 035 м = 7 035 м 7 035 м – 598 м = 6 437 м = 6 км 437м + Записать столбиком -7 035 598 6435
+ Прочитать в учебнике. Читают и объясняют.
+ Складывать и вычитать можно одинаковые величины. Формулируют вывод. Составляют памятку. 1. Привести величины к одной единице; 2. Сложить (вычесть) столбиком, как обычные многозначные числа. |
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
|||
6.Физкультминутка Цель: снятие напряжения, усталости; восстановление работоспособности |
Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
|
|
|||
7.Первичное закрепление и включение в систему знаний. Цель: проговаривание нового знания, решение практической задачи. |
- стр. 67 №313
- стр. 67 №314. - Кто сможет сам решить? Решайте. 16 м 31 см 27 т 130 кг 6 ч 23 мин 2 кг 348 г
- стр. 67 №316 (разбор условия задачи, запись краткого условия, составление плана решения). Поднимите руки, кто может сам решить задачу. Решайте. Остальные работают с учителем. Кто справиться быстрее, тот попробует решить задачу другим способом.
Самооценка работы группы |
Устное объяснение решения.
Проверка решения. 12 м 86 см + 3 м 45 см = 1286 + 345= 1631см =16 м 31см 5 ч 48 мин + 35 мин = 348 + 35= 383мин = 6ч 23 мин 45 т 275 кг – 18 т 130 кг = 45275 – 18130 = 27145 кг= =27 т 145 кг 26 кг 350 г – 24 кг 002 г =26350-24002 = 2348 г = = 2 кг 348 кг
I фильм- 1 ч 38 мин II фильм -1 ч 27 мин 210 мин III фильм - ?, 23 мин
Решение. 1. 98 мин. + 87 мин. = 185 мин. 2. 210 мин. ˃ 185 мин. Да. 3. 185 мин. + 23 мин = 208 мин. 210 мин. ˃ 208 мин. Можно записать
Выставляют оценку в баллах в оценочном листе |
Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: |
|||
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель – проверка усвоения материала по теме урока.
|
Разноуровневые карточки 1.
2.
3.
|
Самостоятельно выбирают карточку, решают |
Личностные: Регулятивные: |
|||
9. Итог урока Цель: выяснить степень усвоения нового материала |
- Что мы повторили на уроке? - Что нового узнали?
|
|
|
|||
10. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
- Настало время оценить свою работу. Какая группа получила наивысший балл? - Мы очень рады за вас! Умники! - Кто получил «4»? Молодцы! - Сегодня вы хорошо работали на уроке. - На полях своей тетради нарисуйте кружок, который покажет мне уровень понимания нового материала. Спасибо. |
Рисуют кружки:
|
Листностные: - развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
|||
11. Домашнее задание Технология уровневой дифференциации Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний |
+ стр. 67 (запомнить алгоритм работы над сложением и вычитанием величин), №315, 317 (2 столбик с письменными вычислениями); № 318 (по желанию) |
|
|
Приложения
Кроссворд.
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Промежуток времени в 100 лет.
2. Отрезок, равный 100 см
3. 1/100 часть дм.
4. Отрезок, равный 1/10 метра.
5. 1/24 часть суток.
6. Расстояние равное 1 000 м?
7. 1/60 часа?
8. Самая маленькая единица времени?
Лист оценки
№ |
Умения, знания |
Баллы |
1 |
Умение записывать многозначные числа. |
|
2 |
Знание соотношений величин |
|
3 |
Умение заменять крупные величины мелкими |
|
4 |
Умение формулировать тему и цель урока |
|
5 |
Умение находить выход из затруднения |
|
6 |
Умение самостоятельно применять новые знания |
|
7 |
Умение оценивания своих знаний |
|
|
Всего |
|
1 уровень 3 уровень
2 уровень
5 баллов – 0 ошибок
4 балла – 1 ошибка
3 балла – 2-3 ошибки
2 балла – 4 ошибки
1 балл– 5 и более ошибок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.