Открытый урок математики в 1 классе (УМК» Школа России»)
Тема: Величины. Масса. Килограмм.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: формирование представления о массе как величине, о единице массы и способе её измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).
Планируемые результаты:
Предметные
Знать способы измерения массы, единицы измерения.
Уметь выражать результаты измерения массы числом; сравнивать единицы измерения массы.
Метапредметные
Регулятивные:1. уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,
2. проговаривать последовательность действий на уроке,
3. учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
4. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:1. уметь оформлять свои мысли в устной форме;
2. слушать и понимать речь других.
Познавательные: 1.уметь ориентироваться в своей системе знаний,
2. отличать новое от уже известного с помощью учителя;
3.добывать новые знания;
4. находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
1.уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности;
2. уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности- Проверим готовность к уроку
Математика нужна
Математика важна.
Потому что для ума
Как гимнастика она.
Произносят стихотворение хором. Включаются в учебную деятельность
II Актуализация знаний
1. Арифметический диктант
-Число, которое следует при счете за числом 7
- Число, которое следует при счете перед числом5
- Число, которое стоит между числами 5 и 7
-6 увеличить на 3
-10 уменьшить на 5
-Первое слагаемое - 4, второе слагаемое - 3. Найти сумму
-Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Найди разность.
-Я задумала число, от него вычла 6 и получила 4. Какое число я задумала?
-К 4 прибавить столько же. (8, 4, 6, 9,5, 7, 3, 10, 8,)
2. Слайды:2,3,4,5
-По каким признакам мы можем разделить эти фигуры на группы? (цвет, форма, размер)
III. Изучение нового материала.
1.Создание проблемной ситуации.
На демонстрационном столе: 2 коробки
-Чем похожи эти коробки? (форма, размер)
- Чем отличаются эти коробки? (цвет)
-Попробуйте взять их в руки и определить, есть ли отличие- что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)
- Отличие ли это – быть легче или тяжелее другого предмета?
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.
Практическое задание:
-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.
- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?
- А как же называется такое свойство предметов?
Слайд 6 МАССА.
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса) На доску
-Что бы вы хотели узнать о массе?
Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)
-Давайте вспомним, что такое величина? (Величина – это такое свойство (признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа.
Слайд 7
- Можно ли массу назвать величиной?!? Почему? Как вы думаете?
- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.
Физкультминутка
Учитель называет слова, если слово-величина дети хлопают в ладоши: солнце, машина, отрезок, длина, Форма, снег, рецепт, масса, килограмм, сантиметр, длина, цвет, размер, материал, назначение, солнце, скорость,
2. Проверка предположений.
1). — Давайте проверим наше предположение(масса-величина), но сначала посмотрите на картинку и скажите, что здесь лишнее и почему?
Слайд 8
История возникновения весов.
Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.
Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые…
2). - Поработаем с весами.
Слайд 9
Как находятся чашечки весов? (На одном уровне или в равновесии.)
Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ
- Выразите массу ореха в грушах. Что получилось?
Орех=3грушам (Масса ореха равна массе 3 груш)
Слайд10
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу ореха и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
(мерка – груша)
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас. Можно ли массу назвать величиной?
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. На доску ВЕЛИЧИНА
- Выразите массу ореха в грибочках
. Слайд 11
Орех= 5 грибам.
В чём измеряли орех? (грибами). ЭТО ДРУГАЯ МЕРКА.
Получается, что 5грибов=3грушам? Но 5 >2. Нет ли здесь ошибки???
Слайд12
(Нет, так как мы измеряли разными мерками).
- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!!!!!)
Как измерить величину? (Надо выбрать мерку и узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине)
Слайд 13
- Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.
- Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину?
Доклад о старинных мерках
1). Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь. Существовало и много местных мер: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными. Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти 120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, артиллерийский, медицинский, аптекарский, фунт для мяса, фунт для железа и т. д. Все в старину было по-другому.
2). Также раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.
- А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется? (нет)
— И 213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.
На доске килограмм
Слайд 14 Показ гири в 1 кг.
В Математике принято записывать 1 кг (записать в тетради).
- В магазине всегда соль продаётся пачками весом 1 кг!!!!
А что еще продается пачками весом в1кг?
Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие (записывают в тетрадь).
Слайд 15 Что можно взвесить при помощи новой величины?
Физкультминутка
У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии;
левая чаша весов опустилась;
правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии
IV.Закрепление
1. Измерим массу арбуза
Слайд 16 Записать в тетрадь
2. Измерим массу дыни и риса и сравним их. Запись в тетрадь
3. Самостоятельная работа. Карточки (см. приложение)
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.
- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.