Разработка урока на тему Морфологический разбор союза
Оценка 4.9

Разработка урока на тему Морфологический разбор союза

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык +1
7 кл—8 кл
17.01.2023
Разработка урока на тему Морфологический разбор союза
Разработка урока на тему Морфологический разбор союза
Разработка урока на тему Морфологический разбор союза.docx

Тема: Морфологический разбор союза.

Цели урока:

Обучающие:

·        систематизировать знания учащихся о союзе;

·        научить разбирать союз морфологически, то есть как часть речи;

·        развивать умение использовать в речи сложные союзные предложения;

·        отработка орфографических и пунктуационных навыков;

·        учить определять лексическое значение слова;

·        повышать культуру речи, культуру общения школьников;

·        проверить усвоение м-ла при использовании тестовых заданий.

 

Развивающие:

-создать мотивационную основу для изучения учащимися русского

языка;

-патриотическое воспитание.

 

Оборудование:

-Высказывания писателей и поэтов о матери;

-Наглядные пособия;

-Ватманы с заданиями;

-Учебники «Русский язык»;

-Доска, мелки.

 

Ход урока.

 

      I.            Организационно-мотивационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. У нас в классе гости,

которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться,

насколько мы целеустремлены и собраны, как мы умеем преодолевать

трудности.

(Объявление темы урока и целей.)

По улице уже шагает март, и на носу самый первый праздник весны – 8 марта, «Международный женский день».

И, конечно же, в первую очередь мы спешим поздравить самого родного и самого дорогого для нас человека - маму. Может кто-то из вас поздравит свою маму строками литературных произведений, а заодно этим своим подарком поделится и с нами?

(Двое учеников читают стихотворения, посвященные маме.)

-Друзья, а давайте мы этот урок посвятим нашим мамам!

 

II.     Проверка домашнего задания.

-Ребята, а какую работу вы выполнили дома? Кто на доске покажет нам свою работу? (Ученик у доски выполняет домашнюю работу.)

-Ну а мы с вами вспомним все, что мы знаем о союзе.

1. Что называется союзом?

2. Как делятся союзы по синтаксической роли? (Соч. и подчин.)

3. Какие бывают союзы по морфологическому составу? (Прост. и сост.)

4. Каким членом предложения является союз? (Не явл. чл. пред-я.)

5. На какие вопросы отвечает союз? (Вопрос задать нельзя.)

 

III.     Повторение.

1. - Спишите предложение, расставляя знаки препинания и обозначая грамматическую основу предложения. Союзы обведите в овал.

 

Между матерью и ребенком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе больше отдается в ее сердце, и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни…

                                                                                                           (О. Бальзак.)

2. Словарная работа.

-Авторы этих строк – писатель и критик  В.Г. Белинский,

поэт Т.Г. Шевченко, французский писатель Оноре – Де Бальзак стали классиками.

-Автор и классик.

-Как вы понимаете данные слова?

- Являются ли они синонимами?

                  Автор - создатель, какого-либо произведения.

                  Классик - выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель

                                     науки, искусства, литературы.

 

3. - Выполните фонетический разбор слова – матери.

Матери – ма – те – ри (3 слога)

м-[м]-согл., непарн.,сон.,звон.,твёрд.

а-[а]-гл.,уд.

т-[т]-согл., парн., гл., мягк.

е-[е]-гл.,безуд.

р-[р]-согл., непарн., сон., звон., мягк.

и-[и]-гл., безуд.

6 букв, 6 звуков.

Родная - род - на – я (3 слога)

р-[р]-согл., непарн., сон., звон., тверд.

о-[о]-гл., безуд.

д-[д]-согл., парн., звон., тверд.

н-[н]-согл., непарн., сон., звон., тверд.

а-[а]-гл., ударн.

я-[йя]-гл., безуд.

6 букв, 7 звуков.

-Ребята, а вы знаете, что буквы Е, Ё, Ю, Я называют еще и актерами

потому что они обозначают два звука в начале слова, после гласной и Ъ

и Ь знаков.

 

IV.    Объяснение новой темы.

   1. Повторение морфологического разбора имени существительного.

-Прежде чем, мы с вами приступим к изучению морфологического

разбора союза, давайте вспомним, что такое морфология?

-Что она изучает?

-Что означает морфол-й разбор части речи? (Морф.  харак-ка частей речи.)

 

О матери хочу сказать я слово,

О матери, посланнице небес.

И как богиню, буду славить снова

За то, что в нашей жизни есть.

-Выполните синтаксический разбор предложения. Выделите союзы.

Постройте схему предложения.

__        и __        ], (что…).

- Давайте на примере самого дорогого для нас слова вспомним

морфологический разбор имени существительного.

О матери – сущ-е.

           1. (О ком?) - о матери (обоз. пред.)

               Н.Ф.-мать ( Им.п., ед.ч.)

           2. Пост.- нариц.,  одуш.,  ж.р., 3 скл.;

               Непост.- П.п., ед.ч.

2. А теперь давайте познакомимся с теоретическим м-лом разбора союза.

-Кто нам прочитает план разбора?

-Сколько союзов в данном предложении?

-Какие именно? Какую роль они играют в четверостишии?

 

 

 

3. Письменный разбор союзов  и, что.

И – союз.

1. ______ и ______

2. Морф. приз.: сочин., простой.

 

Что – союз.

1.[        ], (что…).

2.Морф. призн.: подчинит., простой.

 

V.     Закрепление.

Работа с учебником.

1.Выполните упр. 341.

 

VI.     Тестирование.

VII.    Развитие речи.

-Ребята, используя союзы, придумайте и запишите 3-4 предложения о весне.

 

VIII.   Решение кроссворда.

 

IX.      Подведение итогов урока.

-Какие бывают союзы по составу?

-Какие бывают союзы по значению?

-Каков порядок морфологического разбора союза?

(Ч.р., прост. или сост., соч. или подч.)

 

X.      Домашнее задание:

Ребята! Подберите пословицы, загадки, высказывания писателей о весне;

выучите порядок морфологического разбора союза;

завершите работу над упр. 341.

 

Выставление оценок.  Прощание с классом.


 

Тема: Морфологический разбор союза

Тема: Морфологический разбор союза

И, конечно же, в первую очередь мы спешим поздравить самого родного и самого дорогого для нас человека - маму

И, конечно же, в первую очередь мы спешим поздравить самого родного и самого дорогого для нас человека - маму

Автор и классик. -Как вы понимаете данные слова? -

Автор и классик. -Как вы понимаете данные слова? -

IV . Объяснение новой темы

IV . Объяснение новой темы

Письменный разбор союзов и, что

Письменный разбор союзов и, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2023