Тема: Морфологический разбор союза.
Цели урока:
Обучающие:
· систематизировать знания учащихся о союзе;
· научить разбирать союз морфологически, то есть как часть речи;
· развивать умение использовать в речи сложные союзные предложения;
· отработка орфографических и пунктуационных навыков;
· учить определять лексическое значение слова;
· повышать культуру речи, культуру общения школьников;
· проверить усвоение м-ла при использовании тестовых заданий.
Развивающие:
-создать мотивационную основу для изучения учащимися русского
языка;
-патриотическое воспитание.
Оборудование:
-Высказывания писателей и поэтов о матери;
-Наглядные пособия;
-Ватманы с заданиями;
-Учебники «Русский язык»;
-Доска, мелки.
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. У нас в классе гости,
которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться,
насколько мы целеустремлены и собраны, как мы умеем преодолевать
трудности.
(Объявление темы урока и целей.)
По улице уже шагает март, и на носу самый первый праздник весны – 8 марта, «Международный женский день».
И, конечно же, в первую очередь мы спешим поздравить самого родного и самого дорогого для нас человека - маму. Может кто-то из вас поздравит свою маму строками литературных произведений, а заодно этим своим подарком поделится и с нами?
(Двое учеников читают стихотворения, посвященные маме.)
-Друзья, а давайте мы этот урок посвятим нашим мамам!
II. Проверка домашнего задания.
-Ребята, а какую работу вы выполнили дома? Кто на доске покажет нам свою работу? (Ученик у доски выполняет домашнюю работу.)
-Ну а мы с вами вспомним все, что мы знаем о союзе.
1. Что называется союзом?
2. Как делятся союзы по синтаксической роли? (Соч. и подчин.)
3. Какие бывают союзы по морфологическому составу? (Прост. и сост.)
4. Каким членом предложения является союз? (Не явл. чл. пред-я.)
5. На какие вопросы отвечает союз? (Вопрос задать нельзя.)
III. Повторение.
1. - Спишите предложение, расставляя знаки препинания и обозначая грамматическую основу предложения. Союзы обведите в овал.
Между матерью и ребенком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе больше отдается в ее сердце, и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни…
(О. Бальзак.)
2. Словарная работа.
-Авторы этих строк – писатель и критик В.Г. Белинский,
поэт Т.Г. Шевченко, французский писатель Оноре – Де Бальзак стали классиками.
-Автор и классик.
-Как вы понимаете данные слова?
- Являются ли они синонимами?
Автор - создатель, какого-либо произведения.
Классик - выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель
науки, искусства, литературы.
3. - Выполните фонетический разбор слова – матери.
Матери – ма – те – ри (3 слога)
м-[м]-согл., непарн.,сон.,звон.,твёрд.
а-[а]-гл.,уд.
т-[т]-согл., парн., гл., мягк.
е-[е]-гл.,безуд.
р-[р]-согл., непарн., сон., звон., мягк.
и-[и]-гл., безуд.
6 букв, 6 звуков.
Родная - род - на – я (3 слога)
р-[р]-согл., непарн., сон., звон., тверд.
о-[о]-гл., безуд.
д-[д]-согл., парн., звон., тверд.
н-[н]-согл., непарн., сон., звон., тверд.
а-[а]-гл., ударн.
я-[йя]-гл., безуд.
6 букв, 7 звуков.
-Ребята, а вы знаете, что буквы Е, Ё, Ю, Я называют еще и актерами
потому что они обозначают два звука в начале слова, после гласной и Ъ
и Ь знаков.
IV. Объяснение новой темы.
1. Повторение морфологического разбора имени существительного.
-Прежде чем, мы с вами приступим к изучению морфологического
разбора союза, давайте вспомним, что такое морфология?
-Что она изучает?
-Что означает морфол-й разбор части речи? (Морф. харак-ка частей речи.)
О матери хочу сказать я слово,
О матери, посланнице небес.
И как богиню, буду славить снова
За то, что в нашей жизни есть.
-Выполните синтаксический разбор предложения. Выделите союзы.
Постройте схему предложения.
[ __ и __ ], (что…).
- Давайте на примере самого дорогого для нас слова вспомним
морфологический разбор имени существительного.
О матери – сущ-е.
1. (О ком?) - о матери (обоз. пред.)
Н.Ф.-мать ( Им.п., ед.ч.)
2. Пост.- нариц., одуш., ж.р., 3 скл.;
Непост.- П.п., ед.ч.
2. А теперь давайте познакомимся с теоретическим м-лом разбора союза.
-Кто нам прочитает план разбора?
-Сколько союзов в данном предложении?
-Какие именно? Какую роль они играют в четверостишии?
3. Письменный разбор союзов и, что.
И – союз.
1. ______ и ______
2. Морф. приз.: сочин., простой.
Что – союз.
1.[ ], (что…).
2.Морф. призн.: подчинит., простой.
V. Закрепление.
Работа с учебником.
1.Выполните упр. 341.
VI. Тестирование.
VII. Развитие речи.
-Ребята, используя союзы, придумайте и запишите 3-4 предложения о весне.
VIII. Решение кроссворда.
IX. Подведение итогов урока.
-Какие бывают союзы по составу?
-Какие бывают союзы по значению?
-Каков порядок морфологического разбора союза?
(Ч.р., прост. или сост., соч. или подч.)
X. Домашнее задание:
Ребята! Подберите пословицы, загадки, высказывания писателей о весне;
выучите порядок морфологического разбора союза;
завершите работу над упр. 341.
Выставление оценок. Прощание с классом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.