Разработка урока "Параметры резьбы и ее назначение" Технология 8 класс, мальчики.

  • doc
  • 16.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по технологии в 8 классе.doc

 

 

 

 

 

 

 

 Урок  технологии

«Параметры резьбы и ее назначение»

 

 

 

 

 

 

Учитель технологии

МОУ «СОШ №1 им. П.А. Скачкова

 Звягин Д.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по технологии в 8 классе.

 

Тема урока: «Параметры резьбы и ее назначение».

Цель: Дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах. Изображение резьбы на чертежах. Привить учащимся навыки нарезания наружной и внутренней резьбы.

 

Задачи:

1.                  Объяснить учащимся, что такое резьба и ее элементы.

2.                  Обучить приемам нарезания наружной и временной резьбы.

3.                  Уделить внимание практической направленности урока.

 

Объект работы: Изготовление болтов М10 ‹ 45 и гаек 10 ‹ 8

 

          Тип урока: урок сообщения новых знаний.

 

Материально техническая база:

1.                  Оборудование мастерской.

2.                  Детали с образцами резьб.

3.                  Мерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и заготовки.

4.                  Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.

5.                 Мультимедийный проектор.

6.                 Компьютер

7.                 Экран

 

 

 

Ход занятий.

 

             I.Организация учащихся.

a)      Приветствие;

b)      Организация рабочих мест;

c)      Проверка посещаемости учащихся;

d)      Полная готовность оборудования к работе;

           II.Опрос темы прошлого урока.

1.                 Порядок  выполнения операций при сверлении (разметка, кернение и сверление).

2.                 Устройство сверла.

3.                 Т.Б. при сверлении.

       III.Освоение нового материала.

1.                 Назначение резьбы и ее параметры./слайд №1,2/

a)                  Стандартные резьбовые изделия /слайд №3/

b)                  Изделия с винтовой поверхностью/слайд №4/

Резьба применяется для разъемных сверлений деталей между собой и для передачи движения. Например: резьба на конце шпинделя токарного станка предназначена  для крепления патрона, а резьба ходового винта служит для передачи движения маточной гайке фартука.

c)                  Профили резьбы./слайд №5/

 Наиболее распространенными в машиностроении типами резьб являются -метрическая резьба и дюймовая резьба, трапециидальная и прямоугольная, применяемые для передачи движений и усилений.

Метрическая резьба /слайд №6/ - широко применяется в отечественном машиностроении для резьбовых соединений. Все эти резьбы имеют треугольный профиль с углом  d=60° , вершины и впадины которого образованы прямыми линиями. Метрическая резьба относится к резьбам с зазорами, шаг и другие размеры метрических резьб дают в миллиметрах. /слайд №7/ Обозначаются метрические резьбы на чертежах буквой «М» и размерами наружного диаметра и шага, а так же номером резьбы. Различают метрические резьбы как основную и мелкую.

 Дюймовая резьба (трубная) /слайд №8/ - в нашем машиностроении применяется редко; только при ремонте некоторых старых и импортных машин. Эта резьба имеет треугольный профиль с углом d=55° , вершины и впадины которого срезаны прямыми линиями. Дюймовая резьба, как и метрическая, относится к резьбам с зазорами, а трубная резьба не имеет зазоров и поэтому применяется для плотных соединений деталей, как газа и водопроводные трубы, а также штуцеры, муфты, угольники./слайд №9/  На чертежах обозначается наружный диаметр в дюймах, а вместо шага резьбы указывается число ее витков на длине в 1″

d)      Параметры резьбы /слайд №10/

ü  Шаг резьбы - расстояние между двумя вершинами или впадинами

ü  Угол профиля - d=60°

ü  Наружный диаметр резьбы – расстояние между противоположными вершинами.

ü  Внутренний диаметр резьбы – расстояние между противоположными впадинами.

e)      Винтовая линия /слайд №11/

В зависимости от направления подъема витка различают правую и левую резьбу.

ü  Правой резьбой называется резьба, подъем витка, который направлен слева на право.

ü  Левой резьбой называется резьба с подъемом витка справа налево.

f)       Образование резьбы /слайд №12/

g)      Нарезание наружной и внутренней резьбы. /слайд №13/

h)      Нарезание наружной резьбы с помощью плашки /слайд №14-15/

ü     Снятие фаски;

ü     Установка заготовки по угольнику;

ü     Установка плашки;

ü     Нарезание резьбы;

ü     Проверка качества резьбы.

Плашка не должна быть поврежденной (проверяется навинчиванием на болт).

Не допуская перекоса плашки, вращают ее после нарезания 1-2 ниток резьбы. Проверяют совпадение осей вращения плашки и стержня. После этого смазывают мелом резьбовую часть стержня. Вращения должны быть возвратно-поступательными. Качество проверяют резьбовыми микрометрами, кольцами и пробками. В школьных мастерских гайками. После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, очищают щеткой от стружки, протирают ветошью и смазывают маслом.

При нарезании резьбы плашку следует надежно закреплять в плашкодержателе. При работе соблюдайте осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой плашкодержателя и опорой. Для смазки пользуйтесь масленкой. Не сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь сеткой-сметкой. Не допускайте попадания масла на одежду, руки.

Таблица для определения диаметра стержня резьбы. /слайд №16/

 

 

D. резьбы

 

Шаг/ р./

 

Диаметр стержня.

М8

 

1,25

7,8-7,9

М10

 

1,5

9,75-9,85

М12

1,75

 

11,76-11,88

 

                                      i.                  Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. /слайд №17-18/

Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением

ü  Установка метчика;

ü  Проверка угольником установки метчика;

ü  Навертывание резьбы;

ü  Проверка качества резьбы.

При нарезании резьбы в вязких и мягких металлах необходимо периодически вывертывать метчик и очистить канавки от стружки. Резьбу следует нарезать последовательно полным набором метчиков. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было переноса метчика.

Надо проявлять особую осторожность при нарезании резьбы в глухих отверстиях. Периодически смазывать нарезаемую резьбу маслом.

 

Таблица для выбора D (р.) /слайд № 19/

 

 

D (р.)

 

D сверла

чугун

сталь

5,0

 

4,1

4,2

6,0

 

4,9

5,0

8,0

 

6,6

6,7

10,0

 

8,3

8,4

12,0

 

10,0

10,1

 

 

     IV. Практическая часть./слайд № 20/

1.     Точение стержней для изготовления резьбы М10 D 9,8 на ТВ-6.

2.     Нарезание резьбы М10 с помощью плашки.

3.     Нарезание резьбы М10 с помощью метчика.

4.     Сверление отверстий для изготовления резьбы М10,<8, D 8,4 (гаек).

5.     Техника безопасности при работе. /слайд № 21/

 

 

   V.      Заключительная часть./слайд №22-24/

1.     Демонстрация работ.

2.      Разбор типичных ошибок.

3.      Закрепление нового материала:

b)      Выполнение тестовых заданий

c)      Методические указания при выполнении теста (слайд №9).

d)      Проверка правильности выполненных заданий (слайд №10).

 

4.     Домашнее задание

5.     Выставление оценок./слайд № 25/

6.     Уборка мастерской.

 

 

 

Методические указания.

 

После вводного инструктажа несколько учащихся (по числу подготовленных рабочих мест, на которых есть заготовки, резьбонарезной инструмент, штангельциркуль, чертеж, С.О.Ж.) нарезают внутреннюю и наружную резьбу на заранее подготовленных заготовках.

Нарезав резьбу на 3-4 деталях, они вытирают инструмент, вынимают плашку из воротка, отдают работу учителю или ответственному за этот участок, и их место занимают другие учащиеся.

Работа каждого нового ученика начинается с проверки заготовки, организации рабочего места. Желательно занятие организовать так, чтобы учащиеся в будущем работали осознанно, могли самостоятельно подобрать сверло под резьбу, определить диаметр стержня под резьбу, выбрав соответствующий резьбонарезной инструмент.

1)      Возникают ошибки – перекос резьбы. Избежать ее можно, тщательно контролируя положение плашки в начале резания. Если ученик не может начать резание, он должен в первую очередь проверить, соответствует ли диаметр заготовки справочному, убедиться в наличии фаски. Необходимо проверить плашку. В ходе занятия надо контролировать порядок смен, чтобы ученик, нарезав три детали, передавал инструмент и рабочее место своему товарищу.

2)      Желательно организовать работу так, чтобы в течении этого и ближайших занятий все учащиеся имели возможность практически освоить приемы нарезания внутренней резьбы.

3)      Учебные цели вполне обеспечат гайки М10<8 и болты М10 <45, которые в большом количестве нужны для ремонта мебели и других бытовых нужд.

 

 

Литература.

  1. http://www.slesarnoedelo.ru/content/inde x70.php
  2. www.metlkon.ru
  3. tehno-line.ru
  4. http://imc.rkc-74.ru/catalog/res/625076c4-8291-19fe-4847-47737f88c150/?fullView=1&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&subject=90&rubric_id[]=21994
  5. «Трудовое обучение» А.К.Башенков, Васильченко Е.В. Издательство «Просвещение»

  6. Скачано с www.znanio.ru