Урок технологии
«Параметры резьбы и ее назначение»
Учитель технологии
МОУ «СОШ №1 им. П.А. Скачкова
Звягин Д.Ю.
Конспект урока по технологии в 8 классе.
Тема урока: «Параметры резьбы и ее назначение».
Цель: Дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах. Изображение резьбы на чертежах. Привить учащимся навыки нарезания наружной и внутренней резьбы.
Задачи:
1. Объяснить учащимся, что такое резьба и ее элементы.
2. Обучить приемам нарезания наружной и временной резьбы.
3. Уделить внимание практической направленности урока.
Объект работы: Изготовление болтов М10 ‹ 45 и гаек 10 ‹ 8
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Материально техническая база:
1. Оборудование мастерской.
2. Детали с образцами резьб.
3. Мерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и заготовки.
4. Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.
5. Мультимедийный проектор.
6. Компьютер
7. Экран
Ход занятий.
I.Организация учащихся.
a) Приветствие;
b) Организация рабочих мест;
c) Проверка посещаемости учащихся;
d) Полная готовность оборудования к работе;
II.Опрос темы прошлого урока.
1. Порядок выполнения операций при сверлении (разметка, кернение и сверление).
2. Устройство сверла.
3. Т.Б. при сверлении.
III.Освоение нового материала.
1. Назначение резьбы и ее параметры./слайд №1,2/
a) Стандартные резьбовые изделия /слайд №3/
b) Изделия с винтовой поверхностью/слайд №4/
Резьба применяется для разъемных сверлений деталей между собой и для передачи движения. Например: резьба на конце шпинделя токарного станка предназначена для крепления патрона, а резьба ходового винта служит для передачи движения маточной гайке фартука.
c) Профили резьбы./слайд №5/
Наиболее распространенными в машиностроении типами резьб являются -метрическая резьба и дюймовая резьба, трапециидальная и прямоугольная, применяемые для передачи движений и усилений.
Метрическая резьба /слайд №6/ - широко применяется в отечественном машиностроении для резьбовых соединений. Все эти резьбы имеют треугольный профиль с углом d=60° , вершины и впадины которого образованы прямыми линиями. Метрическая резьба относится к резьбам с зазорами, шаг и другие размеры метрических резьб дают в миллиметрах. /слайд №7/ Обозначаются метрические резьбы на чертежах буквой «М» и размерами наружного диаметра и шага, а так же номером резьбы. Различают метрические резьбы как основную и мелкую.
Дюймовая резьба (трубная) /слайд №8/ - в нашем машиностроении применяется редко; только при ремонте некоторых старых и импортных машин. Эта резьба имеет треугольный профиль с углом d=55° , вершины и впадины которого срезаны прямыми линиями. Дюймовая резьба, как и метрическая, относится к резьбам с зазорами, а трубная резьба не имеет зазоров и поэтому применяется для плотных соединений деталей, как газа и водопроводные трубы, а также штуцеры, муфты, угольники./слайд №9/ На чертежах обозначается наружный диаметр в дюймах, а вместо шага резьбы указывается число ее витков на длине в 1″
d) Параметры резьбы /слайд №10/
ü Шаг резьбы - расстояние между двумя вершинами или впадинами
ü Угол профиля - d=60°
ü Наружный диаметр резьбы – расстояние между противоположными вершинами.
ü Внутренний диаметр резьбы – расстояние между противоположными впадинами.
e) Винтовая линия /слайд №11/
В зависимости от направления подъема витка различают правую и левую резьбу.
ü Правой резьбой называется резьба, подъем витка, который направлен слева на право.
ü Левой резьбой называется резьба с подъемом витка справа налево.
f) Образование резьбы /слайд №12/
g) Нарезание наружной и внутренней резьбы. /слайд №13/
h) Нарезание наружной резьбы с помощью плашки /слайд №14-15/
ü Снятие фаски;
ü Установка заготовки по угольнику;
ü Установка плашки;
ü Нарезание резьбы;
ü Проверка качества резьбы.
Плашка не должна быть поврежденной (проверяется навинчиванием на болт).
Не допуская перекоса плашки, вращают ее после нарезания 1-2 ниток резьбы. Проверяют совпадение осей вращения плашки и стержня. После этого смазывают мелом резьбовую часть стержня. Вращения должны быть возвратно-поступательными. Качество проверяют резьбовыми микрометрами, кольцами и пробками. В школьных мастерских гайками. После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, очищают щеткой от стружки, протирают ветошью и смазывают маслом.
При нарезании резьбы плашку следует надежно закреплять в плашкодержателе. При работе соблюдайте осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой плашкодержателя и опорой. Для смазки пользуйтесь масленкой. Не сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь сеткой-сметкой. Не допускайте попадания масла на одежду, руки.
Таблица для определения диаметра стержня резьбы. /слайд №16/
D. резьбы |
Шаг/ р./ |
Диаметр стержня. |
М8
|
1,25 |
7,8-7,9 |
М10
|
1,5 |
9,75-9,85 |
М12 |
1,75
|
11,76-11,88 |
i. Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. /слайд №17-18/
Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением
ü Установка метчика;
ü Проверка угольником установки метчика;
ü Навертывание резьбы;
ü Проверка качества резьбы.
При нарезании резьбы в вязких и мягких металлах необходимо периодически вывертывать метчик и очистить канавки от стружки. Резьбу следует нарезать последовательно полным набором метчиков. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было переноса метчика.
Надо проявлять особую осторожность при нарезании резьбы в глухих отверстиях. Периодически смазывать нарезаемую резьбу маслом.
Таблица для выбора D (р.) /слайд № 19/
D (р.) |
D сверла |
||
чугун |
сталь |
||
5,0
|
4,1 |
4,2 |
|
6,0
|
4,9 |
5,0 |
|
8,0
|
6,6 |
6,7 |
|
10,0
|
8,3 |
8,4 |
|
12,0
|
10,0 |
10,1 |
|
IV. Практическая часть./слайд № 20/
1. Точение стержней для изготовления резьбы М10 D 9,8 на ТВ-6.
2. Нарезание резьбы М10 с помощью плашки.
3. Нарезание резьбы М10 с помощью метчика.
4. Сверление отверстий для изготовления резьбы М10,<8, D 8,4 (гаек).
5. Техника безопасности при работе. /слайд № 21/
V. Заключительная часть./слайд №22-24/
1. Демонстрация работ.
2. Разбор типичных ошибок.
3. Закрепление нового материала:
b) Выполнение тестовых заданий
c) Методические указания при выполнении теста (слайд №9).
d) Проверка правильности выполненных заданий (слайд №10).
4. Домашнее задание
5. Выставление оценок./слайд № 25/
6. Уборка мастерской.
Методические указания.
После вводного инструктажа несколько учащихся (по числу подготовленных рабочих мест, на которых есть заготовки, резьбонарезной инструмент, штангельциркуль, чертеж, С.О.Ж.) нарезают внутреннюю и наружную резьбу на заранее подготовленных заготовках.
Нарезав резьбу на 3-4 деталях, они вытирают инструмент, вынимают плашку из воротка, отдают работу учителю или ответственному за этот участок, и их место занимают другие учащиеся.
Работа каждого нового ученика начинается с проверки заготовки, организации рабочего места. Желательно занятие организовать так, чтобы учащиеся в будущем работали осознанно, могли самостоятельно подобрать сверло под резьбу, определить диаметр стержня под резьбу, выбрав соответствующий резьбонарезной инструмент.
1) Возникают ошибки – перекос резьбы. Избежать ее можно, тщательно контролируя положение плашки в начале резания. Если ученик не может начать резание, он должен в первую очередь проверить, соответствует ли диаметр заготовки справочному, убедиться в наличии фаски. Необходимо проверить плашку. В ходе занятия надо контролировать порядок смен, чтобы ученик, нарезав три детали, передавал инструмент и рабочее место своему товарищу.
2) Желательно организовать работу так, чтобы в течении этого и ближайших занятий все учащиеся имели возможность практически освоить приемы нарезания внутренней резьбы.
3) Учебные цели вполне обеспечат гайки М10<8 и болты М10 <45, которые в большом количестве нужны для ремонта мебели и других бытовых нужд.
Литература.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.