Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"
Оценка 4.6

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл—11 кл
05.12.2019
Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"
Химические реакции урок.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

 

 

 

 

 

«Химические реакции»

8 класс

 

 

 

Гаджиева Патимат Гаджиевна

учитель химии МБОУ «СОШ № 26»

 

 

 

г. Махачкала

Цель урока: создание условий для формирования понятий об отличии физических явлений от химических реакций.

Задачи урока:

образовательная: изучить различия между физическими и химическими явлениями; повторить признаки и условия протекания химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту;

развивающая: научить вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Планируемые результаты:

предметные: знать различия между физическими и химическими явлениями, первоначальные представления о классификации химических реакций по тепловому эффекту;

метапредметные: сравнивать, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

личностные: понимание важности описания процессов, происходящих в окружающем мире.

Методы, приемы работы: беседа, рассказ, презентация, демонстрация опытов, самостоятельная работа.

Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, фенолфталеин, растворы хлорида железа FeCL3, роданида калия KNCS, медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидроксида натрия NaOH, соляной кислоты  HCl, цинк металлический, раствор серной кислоты H2SO4, хлорида аммония NH4Сl, концентрированная серная кислота H2SO4, дистиллированная вода.

Ход урока:

I.                  Актуализация знаний.

Сегодня на уроке, используя  имеющиеся у вас знания из курса физики, отметим отличия физических явлений от химических реакций, признаки и условия протекания химических реакций, их классификацию по тепловому эффекту (слайд 1).

Человек, и все, что его окружает – живая и неживая природа непрерывно изменяются. Вся живая и неживая природа состоит из веществ. Изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.

– А как классифицируются явления? (Явления делятся на физические и химические) (слайд 2).

В чём отличие химического явления от физического? (В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления  состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел) (слайд 3).

Учащиеся выполняют письменно задание. 

Укажите, о каких явлениях (физических  или химических)  идет речь:

1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.

2. Приготовление порошка из куска мела.

3. Гашение чайной соды уксусом.

4. Вытягивание алюминиевой проволоки.

5. Таяние снега (слайд 4).

6. Засахаривание варенья, меда (слайд 5).

7. Растворение сахара в чае.

8. Гниение растительных остатков.

9. Горение угля.

10.                    Образование инея на деревьях (слайд 6).

11.                    Ковка мяча (слайд 7).

12.                    Скисание молока (слайд 8).

13.                     Образование ржавчины (слайд 9).

14.                    Замерзание воды.

15.                    Протухание яйца.

16.                     Горение дров (слайд 10).

Физические явления:2,4,6,7,10,13,14

Химические явления:1,3,5,8,9,11,12,15

– Какими способами можно получать чистые химические вещества?

1.Дистилляция или перегонка.

2.Кристаллизация.

3.Выпаривание.

4.Фильтрование.

5.Возгонка или сублимация.

6.Отстаивание.

7.Центрифугирование.

Предложите способы разделения следующих смесей?

а) соль и вода,

б) бензин и вода,

в) чаинки и кипяток,

(а – выпаривание, кристаллизация, б – отстаивание, в – фильтрование) 

Со способами разделения смесей мы часто встречаемся в повседневной жизни. Например, фильтрование – это основа работы бытовой техники (пылесосов). Его используют хирурги (марлевые повязки на операциях), домохозяйки процеживают молоко, работниками  очистных сооружений очищают питьевую воду и т.д.

II.                Изучение нового материала.

 (слайд 11) Не только физические явления стоят на службе человека, происходит вокруг масса и других явлений, при которых из одних веществ образуются другие, новые вещества. Такие явления называются химическими. Их еще называют химическими реакциями.

Какие явления мы называем химическими? (Явления, при которых из одних веществ образуются, другие вещества называются химическими).

·    Что мы называем химической реакцией? (Любое химическое явление называется химической реакцией).

В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие.

Главным итогом химической реакции является образование новых веществ, а у новых веществ, конечно же, будут и новые свойства.

Поэтому, химические реакции часто сопровождаются внешними признаками. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных  опытов.

Опыт 1. Взаимодействие сульфата меди с щелочью и растворение осадка после добавления серной кислоты.

Учащиеся наблюдают, что при добавлении раствора щелочи к раствору сульфата меди происходит выпадение осадка синего цвета. При добавлении серной кислоты происходит растворение осадка.

Опыт 2. Изменение окраски фенолфталеина в растворе щелочи.

Учащиеся наблюдают, что при добавлении фенолфталеина в раствор щелочи происходит изменение цвета  бесцветного на малиновый.

Опыт 3. Взаимодействие цинка с серной кислотой.

Учащиеся наблюдают выделение газа при взаимодействии цинка с серной кислотой.

Опыт 4. Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.

Учащиеся ощущают запах аммиака.

Опыт 5. Растворение в воде серной кислоты.

Перед проведением опыта учитель напоминает правила растворения кислоты: необходимо кислоту осторожно приливать в воду, помешивая стеклянной палочкой.

Учащиеся наблюдают нагревание пробирки, то есть в результате растворения выделяется теплота.

III.           Закрепление

-         Как вы думаете, наблюдаемые явления будут являться физическими?

Учащиеся делают предположение, что явления, наблюдаемые ими при проведении опытов, не являются физическими явлениями, так как  в результате опытов возможно образуются новые вещества.

Явления, при которых одни вещества превращаются в другие (новые вещества), называются химическими. В химии их принято называть химическими реакциями.

Учащиеся перечисляют и записывают в тетрадь

(слайд 12) Признаки протекания химических реакций:

1) Выпадение и исчезновение осадка

2) Изменение цвета

3) Выделение газа

4) Выделение света

5) Выделение или поглощение теплоты

(слайд 13) И наконец, давайте выясним вопрос – какие условия необходимы для того чтобы прошла химическая реакция?

1.Соприкосновение (измельчение, перемешивание)

2.Нагревание

3.Действие электрического тока, света.

(слайд 14) Катализаторы – вещества, ускоряющие химические реакции.

Рассмотрим классификацию реакций по тепловому эффекту. Откройте учебник стр. 157.

Как классифицируют реакции по тепловому эффекту?

(Реакции, идущие с выделением теплоты и света называются реакциями горения. Реакции горения это частный случай большой группы химических реакций, идущих с выделением теплоты.

Но есть реакции, которым для их протекания необходимо теплота.

В связи с этим реакции можно разделить на экзотермические и эндотермические (слайд 15).

Реакции, протекающие с выделением теплоты – экзотермические («экзо» - наружу).

Реакции, протекающие с поглощением теплоты – эндотермические («эндо» - внутрь).

IV.            Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились

1. с признаками химических реакций: выпадение и исчезновение осадка, изменение цвета,  выделение газа, выделение света, выделение или поглощение теплоты.

2. Реакции горения сопровождаются выделением света и тепла.

3. Познакомились с экзотермическими и эндотермическими реакциями.

4. Условия протекания реакций: измельчение твердых веществ, нагревание, электрический ток, выделение тепла.

Выставление оценок за урок.

V.               Рефлексия.

1.Сегодня я понял …

2.Теперь я могу…

3.Меня удивило …

VI.            Домашнее задание.

§ 27, творческое задание: найти стихи, загадки, пословицы о химических и физических явлениях (слайд 16).

VII.        Выводы

 

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"

Разработка урока по ФГОС "Химические реакции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2019