Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Мировой океан"

  • docx
  • 15.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 6 класс Мировой океан. Дроздова О.Н..docx

Модель урока географии по развитию функциональной грамотности обучающихся

Тема: Мировой океан

Класс: 6 класс

Учитель географии: Дроздова Олеся Николаевна. МБОУ-СОШ №3  

Этап урока, ситуация,

Учебная деятельность

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Ситуация вызова

Цель: вызвать внутреннее осознание потребности открытия новых знаний и умений;

умение определять цель

Средства обучения:

наглядные предметы,

Организация: фронтальная

Контроль:

контроль учителя

Задание 1. Учитель показывает предметы.

Что общего в них? (разнообразные ракушки, кораллы)

Поднесите их к ушку и послушайте. Что вы услышите?   https://i.artfile.ru/2048x1365_905603_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpg   https://i.artfile.ru/2560x1920_1383368_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpg  https://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2013/09/1010613_1.jpg

 

Ответ – они находятся в море; отвечают, что услышали шум прибоя, моря.

Формулировка цели урока (о чем пойдет речь на уроке)

Личностные

смыслообразование (границы собственного знания и «незнания»);

проявлять желание больше узнать.

Метапредметные

 познавательные

работа с информацией.

регулятивные

управление своей деятельностью;

умение ставить цель.

коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Ситуационная задача

Цель: вызвать внутреннее осознание потребности открытия новых знаний и умений.

Средства обучения: наглядные (карта полушарий, глобусы)

Организация: работа в группах.

Контроль: взаимоконтроль и

контроль учителя.

 

 

Вопрос: кто из вас бывал на море, найдите это море на карте и глобусе. (Дети называют моря Мирового океана и находят их на карте и глобусе).

Вопрос: какая в море вода на вкус, по температуре, какое в море дно, из каких горных пород сложен морской берег?

 

Личностные

смыслообразование

проявлять желание больше узнать.

Метапредметные

 познавательные

работа с информацией.

регулятивные

управление своей деятельностью;

коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Этап актуализации опорных знаний

Цель: вызвать внутренне осознание потребности открытия новых знаний и умений, используя уже ранее приобретенные.

Средства обучения: учебник, атласы, глобусы.

Организация: групповая

Контроль: самоконтроль или  контроль учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Этап открытия нового

Цель: умение узнавать новое на основе информации текста учебника

Средства обучения: текст учебника,  карта полушарий, глобусы.

Организация: в парах

Контроль: взаимоконтроль, контроль учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяем знания на практике

Цель: отработка умений по описанию определять моря, обозначать границы океанов на контурной карте, подписывать части Мирового океана.

Средства обучения: карта полушарий, глобусы, учебник.

Организация: индивидуальная

Контроль: контроль учителя, взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

Этап контроля и первичного закрепления знаний

Цель: зафиксировать полученные знания

Средства обучения:

Компьютор, медиапроектор, интерактивная доска.

 Организация: индивидуальная

Контроль: взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Опора на изученные знания.

Дети отвечают на вопросы:

1. Что такое гидросфера?

2. Круговорот воды в природе – это:

 А) незамкнутый процесс перемещения воды на земном шаре;

 Б) процесс движения воды по земному шару;

 В) процесс постоянного водообмена между различными звеньями гидросферы.

Каково значение гидросферы в жизни Земли?

3. Докажите, что гидросфера – единая оболочка.

4. Большая часть гидросферы приходится на:

  А) ледники;

  Б) Мировой океан;

  В) подземные воды.

5. Почему необходимо охранять гидросферу?

 

 

 

 

 

 

Из курса природоведения учащиеся знают самые крупные части Мирового океана.

 

 

 

Осмысление учебных задач, изучение нового материала.
1.Дайте определение Мирового океана? (Ответ дети находят в учебнике. Стр.91. 2.

2. Назовите составные части Мирового океана. (Ответ находят в учебнике и на картах: 4 океана, моря, заливы, проливы).

Далее – вводная беседа. Что обозначает слово «океан»? С греческого это «великая река, обтекающая Землю». Древнегреческие учёные считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан , у которого нет ни начала, ни конца. В древнегреческих мифах об Океане говорится, что он был сыном Урана (бога неба) и Геи (богини Земли) и являлся одним из творцов мира. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей и рек.

3. Сравните океаны по площади. (Дети отвечают, что все океаны различны по площади.)

Тихий океан- 179,7 млн.кв.км,
Атлантический - 93,4 млн.кв.км,
Индийский – 74,9 млн.кв.км,
Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км.

 

Работая с текстом п.27 учащиеся показывают Мировой океан на глобусе и карте полушарий, составляют схему:

Мировой океан – совокупность всех океанов Земли
 

 

 


Тихий океан – самый большой и глубокий  1768,6 млн. кв. км 

Атлантический океан –
 91,6 млн кв.км
 

 


                                                                                                       

               

Северный Ледовитый океан – самый маленький и холодный, 14,7 млн.кв.км Индийский океан – самый тёплый
76,2 млн кв.км
 


                                                                               

 

 

 

По карте полушарий, учебнику и схеме учащиеся определяют черты сходства и различия океанов Земли. Помогаю учащимся определять границы океанов и их глубины.
ТИХИЙ – занимает 50% площади Мирового океана, что составляет – 178,6 млн.кв.км. Объем воды – 710,4 млн.куб.км, средняя глубина – 3984 м, максимальная глубина – 11022 м (Марианский желоб). Пресекается экватором почти посередине, расположен между материками Евразия и Австралия на западе, Северная и Южная Америка на востоке и Антарктида на юге. Имеет овальные очертания, наиболее широк в районе тропиков. Второе его название – Великий океан. Тихий океан самый глубокий и самый бурный из всех океанов. Тихим его назвал Магеллан, так как во время его кругосветного плавания сильных штормов не было.

АТЛАНТИЧЕСКИЙ - площадь – 91,4 млн.кв.км, что составляет 25% площади Мирового океана. Объем воды – 329,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3332 м, максимальная глубина – 8440 м (желоб Пуэрто-Рико). Расположен большей частью в Западном полушарии, вытянут с севера на юг, расширяется в северной и южной частях, сужается в экваториальных широтах. Омывает берега Северной и Южной Америки, Евразии, Африки, Антарктиды. На юге соединяется с Тихим и Индийским океанами, на севере с Северным Ледовитым океаном. Происхождение его названия таково. Когда корабли древних греков, двигаясь на запад, выходили в океан и тогда их взорам открывались бескрайние водные просторы. Греки считали, что океан окружает землю со всех сторон. В нем начинались реки, и в него же стекали все воды с Земли. Из океана восходили и погружались в него Солнце, Луна, все звезды. На крайнем западе обитал титан Атлант, который держал на плечах небесный свод. По имени этого титана все водное пространство к западу от Европы и стали называть Атлантическим океаном.

ИНДИЙСКИЙ – занимает 21% Мирового океана, или 75,8 млн.кв.км, объем воды – 282,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3897 м, максимальная глубина – 11022 м (Зондский желоб). Большая часть расположена в Южном полушарии. На западе омывает берега Африки, на севере – Евразии, на востоке – Австралии, на юге – Антарктиды. Сообщается с Атлантическим и Тихим океанами на юге.

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ - площадь – 14,6 млн.кв.км (всего 4%), объем воды – 18,1 млн.куб.км, средняя глубина – 1220 м, максимальная глубина – 5527 м (Гренландское море). Расположен в центре Арктики, почти со всех сторон окружен сушей. Омывает северные берега Евразии и Северной Америки. Большая часть его поверхности покрыта льдами. В центральной части Северного Ледовитого океана находится Северный полюс Земли. Широко соединен с Атлантическим океаном, а с Тихим океаном водообмен происходит через узкий Берингов пролив. На Руси в древние времена его называли Студеным морем.

 

Далее демонстрируется схема частей Мирового океана, раскрывая понятия «море», «залив», «пролив».

Дети самостоятельно отвечают на вопрос: Что является общим признаком морей?

Ответ: их принадлежность к Мировому океану.

 

 

Части Мирового океана,Проливы,Заливы,Моря,Полуострова,Архипелаги,Острова,окраин-ные,внут-ренние,матери-ковые,вулкани-ческие,коралло-вые
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Открытие новых знаний. Определите, о какой части океана идет речь?

 

1.Море.

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. (Море)

2.Найдите в учебнике на стр.92 определение моря. (Море – это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.)

3.По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей).

Покажите на карте и определите, какое это море по местоположению: Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море, Красное море.

Фантастическое море без берегов - Саргассово море.(Дети находят на карте, делают предположение, почему это море.)

 

2. Залив. Он у моря – как язык,

Он берега лизать привык,

И пляж в часы разлива

Он вылизал на диво. (Залив)

Найдите в учебнике на стр.92 определение залива (Залив - части морей или океанов, вдающиеся в сушу).

3. Пролив. Он ведет из моря в море,

Не широк – всего верста,

И в нем, как в школьном коридоре,

И шум, и звон, и теснота. (Пролив)

- Найдите в учебнике на стр.92 определение пролива. (Пролив - это узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши)

В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив.

1. Найдите его на карте.

2. Какие океаны соединяет данный пролив? (Атлантический и Тихий океаны.)

3. А какой материк и остров разделяет? (Материк Южная Америка и остров Огненная Земля (показывают на карте и отмечают на контурной карте)

4. Найдите проливы:

- пролив Дрейка

- Магелланов пролив

- Гибралтарский пролив

- Берингов пролив (показывают на карте)

 

4. Материки. В Мировом океане находятся огромные участки суши - материки.

Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.(показывают на карте)

 

 

 

 

Практическая работа. В контурной карте обозначить границы океанов, подписать части Мирового океана (список географической номенклатуры представлен в рабочей программе учителя).

 

 

https://timeoutbar.ru/img/1120074738.jpg

 

 

 

 

 

Упражнения для рук, глаз.

 

 

 

 

 

 

Задание. Определите море по его описанию.

1.Это море Индийского океана. Оно омывает западную часть полуострова Индостан и называется …. (Аравийское).

2. Море, омывающее северо-восточное побережье Африки …  (Красное).

3. Море Атлантического океана, не имеющее берегов … (Саргассово).

 

Учитель предлагает проверить свои знания по изученной теме. 

12 правильных ответов – оценка «5»

9-10 правильных ответов оценка – «4»
6 правильных ответов – оценка «3»

Есть возможность выполнить работу над ошибками.


Географическая игра-викторина, благодаря которой обучающиеся могут изучать материки и Мировой океан.

Seterra - это увлекательная образовательная географическая онлайн-игра. У ребят есть возможность создания собственной викторины . Мир: Континенты и океаны (с иллюстрациями).

 

 

Учащиеся проговаривают или записывают ответы на вопросы:

1.     Что узнали нового?

2.     Пригодится ли вам это в жизни? 

3.     В каких профессиях нужны  знания по данной теме?

Какую оценку вы себе поставили?

Личностные

Смыслообразование;

проявлять желание больше узнать.

Метапредметные

 познавательные

работа с информацией;

использование знаково-символических средств.

регулятивные

управление своей деятельностью;

коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

смыслообразование (границы собственного знания и «незнания»);

проявлять желание больше узнать.

Метапредметные

 познавательные

работа с информацией;

использование знаково-символических средств;

регулятивные

управление своей деятельностью;

коммуникативные

умение работать в группе

 

 

 

 

 

Личностные

проявлять доверие к соучастнику деятельности.

Метапредметные

 познавательные

фиксировать полученную информацию наглядно;

создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

регулятивные

управление своей деятельностью;

коммуникативные

применять правила делового сотрудничества.

 

Личностные

 установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Метапредметные

 познавательные

работа с информацией;

использование знаково-символических средств;

выполнение логических операций (сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений);

коммуникативные применять правила делового сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные

регулятивные

коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные

регулятивные

коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные

регулятивные

коммуникативные

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru