Тема урока : « Металлы тоже воевали». (11 кл.)
Цели урока:
1. Углубить представление о многообразии металлов и их значении.
2. Показать, что победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.
3. Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, литературы.
4. Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла.
ХОД УРОКА
Учитель. (На фоне музыки “Венский вальс”). Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране.
75 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины и народ стал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.
9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. 75 лет промчались, но не забудется дата такая. В памяти каждого это осталось – 45-й год, 9 мая! День всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах…
Задохнулись канонады, в мире – тишина.
На большой Земле однажды кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть…
Советские ученые внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов “Катюш”, высокооктановых бензинов, каучука, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.
Сегодня мы узнаем, каково значение химических элементов-металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу над фашистской Германией.
Металлов много есть, но дело не в
количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Из курса 9 класса мы вспомним физические свойства металлов, классификацию.
(ответы учеников) ( пластичность, ковкость, металлический блеск, тепло-электропроводность и др.) Напомнить про металл « исключение» - это ртуть.
Учитель: А сейчас я предлагаю разделиться на две группы и выполнить задания.
Раздать листы с информацией о металлах.
Учитель.
Немцы разрушили в СССР почти 32000 промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40000 больниц, 84000 школ, техникумов и ВУЗов, 43000 библиотек. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70000 сел и деревень…
Враг сеял смерть…
В разрывах даль…
Страна пожарами объята…
В сердцах и ярость, и печаль…
Но гас огонь и гнулась сталь
О волю русского солдата.
На митинге советских ученых в 1941 году академик А.Е. Ферсман сказал: “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, бронебойной стали; магний, стронций для осветительных ракет и факелов; больше йода и самых разнообразных веществ. Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”.
Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 году он достиг 92% от уровня 1940 года.
Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Памяти химиков–фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель ДХТИ, бывший фронтовик З.И. Барсуков:
Кто про химика сказал: “Мало воевал”,
Кто сказал: “Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков–друзей, -
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне.
Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.
Задание .
Викторина :
«Семь металлов создал свет
По числу семи планет....»
Назовите эту «великолепную семёрку»
Солнце -
Луна -
Марс -
Меркурий -
Юпитер -
Венера -
Сатурн -
Задание.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe FeCl3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe
Задание.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Ca Ca(OH)2 CaCO3 CaCl2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.