Открытый урок по литературному чтению
Урок № 79
Учитель Чернюк Т. Е.
Дата 03.02.2020г.
Класс 3-А
Тема. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей».
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом, с биографией и произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей»; обучать правильному чтению стихотворений; развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к поэзии.
Планируемые результаты:
-учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения;
-читать стихотворение, отражая настроение;
-находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки (текст речевой разминки), портрет Саши Чёрного, учебники, ноутбук, аудиозаписи.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Вы тихонечко садитесь
И мне мило улыбнитесь.
11.Речевая разминка.
- Прочитайте про себя стихотворение «В чудной стране» И. Токмаковой.
(Стихотворение у учащихся на партах)
В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?
-Прочитайте медленно вслух.
-Почему стихотворение назвали «В чудной стране»?
-Можно ли это стихотворение назвать небылицей?
-Прочитайте с ускорением.
-Прочитайте с замедлением.
-Прочитайте выразительно.
-Прочитайте способом «Птичий базар».
111.Введение в тему.
– Расшифруйте, что здесь написано.
1WQЬYVДSGАRWРYGТQWЕNZТGQЯQSАVNКWQСYJЕUWЧRGИSZТNQЭLFОFSП
(поэтическая тетрадь 1)
– Что это обозначает? (Название раздела).
– Если вы помните мы уже изучали раздел с таким названием. Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть помещены здесь?
(Предположении учащихся)
IV. Работа по теме урока.
– Прочитайте, с чем мы познакомимся. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (учебник с.45).
– Мы открываем первую страничку «Поэтической тетради 1». И начинают этот раздел стихи Саши Черного.
– Тема сегодняшнего урока «Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей».
– Какие цели поставим на данном уроке? (Узнать об интересном человеке. Какие стихи он писал).
– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми стихами. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его – САША ЧЕРНЫЙ.
– Знакома ли вам эта фамилия? Знаете, ли вы произведения этого писателя?
– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.
– Вспомните, что такое псевдоним?
Псевдоним – вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях.
– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта.
– Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. На Украине в городе Белая Церковь в еврейской семье управляющего аптекой. Семья переехала в Одессу, потом в Житомир.
– Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.
– В Житомире учился в гимназии. Сбежал оттуда в 15 лет в Петербург. Исключён из Петербургской гимназии.
– Постоянно печатался во многих журналах. Читатели заучивали его стихи наизусть.
– С. Чёрный очень любил детей и много писал для них.
Выставка книг
– Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.
V. Музыкальная физкультминутка. (Использование ноутбука)
VI. Работа по теме урока.
Ознакомление со стихотворением «Что ты тискаешь утенка?..»).
– Вот одно из стихов Саши Черного. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Что ты тискаешь утенка?..»)
– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (предупредить, какой хрупкий утенок.)
– Давайте прочитаем его еще раз.
– Все ли слова и выражения были понятны вам?
– Как вы понимаете значения слов:
Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь.
Рвётся прочь – вырывается.
В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время.
Брыкаться – отбиваться ногами; активно сопротивляться, упрямиться.
Притиснешь – прижмёшь.
Капут – конец, гибель. (Высказывания детей)
- От имени кого написано стихотворение? К
кому обращается поэт?
- Почему не надо тискать утёнка?
- Прочитайте, что предлагает представить автор вам.
- Прочитайте, что советует автор сделать с утёнком.
- Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие
слова:
Сердито;
Ругает его;
Дружелюбно;
Что-то советует. (Взрослый
разговаривает с малышом дружелюбно, советует не тискать утенка.)
– А как вы разговариваем с младшим братиком или сестренкой, как вы общаемся с домашними животными? (Дети говорят, у кого есть братики, сестрички, домашние животные и как они относятся к тем, кто меньше и слабее их).
– Что хотел сказать автор нам этими стихами? (Саша Черный хотел предупредить нас, чтобы мы относились к животным бережно, с любовью).
– Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?
НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!
ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!
– Как вы думаете, это веселые или грустные стихи? (Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает ребенку, как плохо утенку.)
Подготовка и выразительное чтение стихотворения. (Чтение цепочкой по строфам).
Ознакомление со стихотворением “Воробей”.
–А сейчас отгадайте загадку.
Маленький мальчишка
В сереньком армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
– О ком идёт речь? (о воробье).
– Следующее стихотворение так и называется “Воробей”.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно.
– Послушаете аудиозапись.
– Понравилось?
– Словарная работа. Найдите значение слова «вьюшка».
Вьюшка – в деревянном доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.
- Прочитать как поэт описывает
воробья. (Первая строфа).
- С кем сравнивает? Почему?
- Как поэт относится к воробью? Как он его называет? (Воробей мой. Воробьишко. Пичужка. Какой нахал!
- Подберите рифму к слову из стихотворения. На доске
Воробьишка –
(мышка);
Не трону – (ворону);
Жить – (учить);
Немножко – (крошки).
- Обратите внимание на ритм стихотворения,
он помогает представить, как прыгает воробей. Прочитать “жжужанием”,
подготовить выразительное чтение.
- Чтение цепочкой по строфам.
VII. Итог урока.
- Мы прочитали три стихотворения Саши Чёрного. О ком они? Что их объединяет?
– Какие выводы вы сделали?
НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!
ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!
УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!
ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ!
НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ!
- Оценивание.
VII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение, которое больше понравилось страница 46-47.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.