Разработка урока по литературному чтению 4 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Оценка 4.9
docx
20.09.2020
Разработка урока по литературному чтению 4 класс
Открытый урок по литературному чтению.docx

Открытый урок по литературному чтению

Урок № 79

Учитель Чернюк Т. Е.

Дата 03.02.2020г.

Класс 3-А

Тема. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей».

Цели: ознакомить учащихся с новым разделом, с биографией и произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей»; обучать правильному чтению стихотворений; развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к поэзии.

Планируемые результаты: 

-учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения;

-читать стихотворение, отражая настроение;

-находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки (текст речевой разминки), портрет Саши Чёрного, учебники, ноутбук, аудиозаписи.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Вы тихонечко садитесь

И мне мило улыбнитесь.

 

11.Речевая разминка.

- Прочитайте про себя стихотворение «В чудной стране» И. Токмаковой.

(Стихотворение у учащихся на партах)

В одной стране,

В чуднoй стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чуднoй стране…

Ты почему не веришь мне?

 

-Прочитайте медленно вслух.

-Почему стихотворение назвали «В чудной стране»?

-Можно ли это стихотворение назвать небылицей?

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте с замедлением.

-Прочитайте выразительно.

-Прочитайте способом «Птичий базар».

 

111.Введение в тему.

– Расшифруйте, что здесь написано.

1WQЬYVДSGАRWРYGТQWЕNZТGQЯQSАVNКWQСYJЕUWЧRGИSZТNQЭLFОFSП

(поэтическая тетрадь 1) 

– Что это обозначает? (Название раздела).

– Если вы помните мы уже изучали раздел с таким названием. Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть помещены здесь?

(Предположении учащихся)

 

    IV. Работа по теме урока.

– Прочитайте, с чем мы познакомимся. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (учебник с.45). 

– Мы открываем первую страничку «Поэтической тетради 1». И начинают этот раздел стихи Саши Черного. 

– Тема сегодняшнего урока «Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей».

– Какие цели поставим на данном уроке? (Узнать об интересном человеке. Какие стихи он писал). 

– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми стихами. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его – САША ЧЕРНЫЙ.

– Знакома ли вам эта фамилия?  Знаете, ли вы произведения этого писателя?

– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните, что такое псевдоним?

Псевдоним – вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях.

– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта. 

–  Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г.  На Украине в городе Белая Церковь в еврейской семье управляющего аптекой. Семья переехала в Одессу, потом в Житомир.

–  Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.

–  В Житомире учился в гимназии. Сбежал оттуда в 15 лет в Петербург. Исключён из Петербургской гимназии.

–  Постоянно печатался во многих журналах. Читатели заучивали его стихи наизусть.

–  С. Чёрный очень любил детей и много писал для них. 

Выставка книг

–  Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

V. Музыкальная физкультминутка. (Использование ноутбука)

VI. Работа по теме урока. 

Ознакомление со стихотворением «Что ты тискаешь утенка?..»).

–  Вот одно из стихов Саши Черного. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Что ты тискаешь утенка?..»)

–  Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (предупредить, какой хрупкий утенок.)

–  Давайте прочитаем его еще раз.

–  Все ли слова и выражения были понятны вам?

– Как вы понимаете значения слов:

Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь.

Рвётся прочь – вырывается.

В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время.

Брыкаться – отбиваться ногами; активно сопротивляться, упрямиться. 

Притиснешь – прижмёшь.

Капут – конец, гибель.    (Высказывания детей) 

- От имени кого написано стихотворение? К кому обращается поэт?
- Почему не надо тискать утёнка?
- Прочитайте, что предлагает представить автор вам.
- Прочитайте, что советует автор сделать с утёнком.


- Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие слова:

Сердито;
Ругает его;
Дружелюбно;
Что-то советует. (Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не тискать утенка.)
 

– А как вы разговариваем с младшим братиком или сестренкой, как вы общаемся с домашними животными? (Дети говорят, у кого есть братики, сестрички, домашние животные и как они относятся к тем, кто меньше и слабее их).

– Что хотел сказать автор нам этими стихами? (Саша Черный хотел предупредить нас, чтобы мы относились к животным бережно, с любовью).

– Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!

ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

– Как вы думаете, это веселые или грустные стихи? (Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает ребенку, как плохо утенку.)

Подготовка и выразительное чтение стихотворения. (Чтение цепочкой по строфам).

 Ознакомление со стихотворением “Воробей”.

–А сейчас отгадайте загадку.

Маленький мальчишка
В сереньком армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

– О ком идёт речь? (о воробье).

– Следующее стихотворение так и называется “Воробей”. 

– Прочитайте стихотворение самостоятельно.

– Послушаете аудиозапись.
– Понравилось?
– Словарная работа. Найдите значение слова «вьюшка».

Вьюшка – в деревянном доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

- Прочитать как поэт описывает воробья. (Первая строфа).
- С кем сравнивает? Почему?
- Как поэт относится к воробью? Как он его называет? (Воробей мой. Воробьишко. Пичужка. Какой нахал!

- Подберите рифму к слову из стихотворения. На доске

Воробьишка – (мышка);
Не трону – (ворону);
Жить – (учить);
Немножко – (крошки).
 

- Обратите внимание на ритм стихотворения, он помогает представить, как прыгает воробей. Прочитать “жжужанием”, подготовить выразительное чтение.
- Чтение цепочкой по строфам.

VII. Итог урока.

- Мы прочитали три стихотворения Саши Чёрного. О ком они? Что их объединяет? 

– Какие выводы вы сделали? 

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!

ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!

УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!

ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ!

НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ!
- Оценивание.

VII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение, которое больше понравилось страница 46-47.


 

Открытый урок по литературному чтению

Открытый урок по литературному чтению

Введение в тему. – Расшифруйте, что здесь написано

Введение в тему. – Расшифруйте, что здесь написано

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Воробьишка – (мышка); Не трону – (ворону);

Воробьишка – (мышка); Не трону – (ворону);
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020