Тема урока: «Житие Сергия Радонежского»Цель урока: формировать нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.
Задачи:
· познакомить учащихся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»;
· создать условия для развития интереса к изучению истории России и истории православной культуры;
· создать условия для воспитания чувства гордости за свою Родину, её историю, народ.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
ü формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;
ü обладают знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Предметные:
ü имеют представление о житийной литературе, житии;
ü читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.
3. Метапредметные:
Регулятивные
ü формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;
ü оценивают свою работу на уроке.
Познавательные
ü используют различные способы поиска учебной информации;
ü овладевают логическими действиями построения рассуждений.
Коммуникативные
ü отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения.
Формы и виды деятельности:
1. Работа с текстом: поисковое, фрагментарное и выборочное чтение,
2. Работа с иллюстративным материалом: рассматривание, обсуждение, устный рассказ с опорой на иллюстрацию и вопросы.
3. Словарная работа перед чтением текста: работа с Толковым словарём.
4. Словарная работа с использованием учебника стр. 218: черноризец, литургия, панихида.
5. Самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах, участие в учебном диалоге.
Опорные понятия: житие, праведный, благочестивый, благодать, смирение, угодник, добродетель, обет, отрок.
Рабочие материалы к уроку (ресурсное обеспечение занятия):
· Презентация к уроку.
· Видеофильм «Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей. (МР 4).
· Карточки с заданиями для парной работы.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Мотивация учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на уроке.
- Ребята, возьмёмся за руки и образуем круг. Передадим рукопожатие по кругу. Вы почувствовали тепло? Мы передали друг другу импульс своей души. Этот импульс помог нам настроиться на хорошую работу на уроке. Займите, пожалуйста, свои места.
2. Речевая разминка. Работа с эпиграфом к уроку
(слайд 2)
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
(С. Никулина)
1. Прочитайте самостоятельно про себя эпиграф к уроку.
2. Прочитайте хором вслух сначала медленно, затем с ускорением.
3.Прочитайте выразительно индивидуально.
- Ребята, о каком преподобном Сергии идёт речь в стихотворении С. Никулиной?
- Что вы знаете об этом человеке?
- Сегодня мы перенесёмся в далёкое прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.
3.Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) (слайд 3)
- Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.
- Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани.
- Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом.
- Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?
- Что вы видите необычного?
- Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.
- Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.
- И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский
- На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением пр. Сергия Радонежского.
(Учитель показывает детям иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского)
4.Постановка проблемы. Самоопределение деятельности(слайд 4)
- Сформулируйте тему урока.
- Тема урока «Житие Сергия Радонежского».
- Поставьте цель деятельности на уроке.
- Предположите, что нового вы сегодня узнаете.
- Сегодня мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в детские годы, ответим на вопрос: чем отличался Варфоломей от других детей.
II. Основная часть
1.Информационный блок. Знакомство с новым материалом
1. Работа с опорными понятиями (словарная работа перед чтением текста).(слайды 5-6)
Учитель: Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.
- Житие – повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.
- Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.
2. Работа с материалом учебника. Чтение текста (стр.22-28)
Учитель: О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый.
- Почему Премудрый?
- В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.
- Родился Сергий Радонежский 3 мая 1314 году в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова).
1. Чтение текста на стр. 22 – 23(до слов …У раба Божьего…) (слайд 7)
2. Чтение текста на стр. 22 – 25(до слов …Отрок же поклонился…)(слайд 8)
3.Чтение текста на стр. 25 – 26(до слов …Этот раннее названный…) (слайд 9)
4. Чтение текста на стр. 26 (до слов …Сыновья Кирилла…) (слайд 10)
5.Чтение текста на стр. 27 – 28(до конца текста) (слайды 11-12)
3. Выборочное и поисковое чтение. Работа с текстом
1. Какой обет дали родители до рождения ребёнка?
2. Как назвали мальчика в святом крещении?
3. Чем отличался Варфоломей от других детей?
4. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?
5. Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?
6. О чём многократно просил Варфоломей отца?
7. О чём просили родители Варфоломея?
8. Исполнил ли он их волю?
9.О каких чертах характера говорит его поступок?
2. Аналитический блок.
1. Работа в парах по объяснению смысла пословиц. (Задание выполняется на карточках)
Правила работы: Дети получают карточки с пословицами и карточки с объяснением их смысла. Необходимо соединить пословицу с объяснением.
Карточки с пословицами
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. |
Жить – Богу служить. |
Послушание паче поста и молитвы. |
Умный смиряется, глупый надувается. |
С молитвою в устах, с работою в руках. |
Карточки с объяснениями
Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался. |
Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться. |
Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти. |
Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.
|
Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын. |
2.Просмотр видеофильма «Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей.
- Какая информация была для вас новой?
III. Заключительная часть
1.Подведение итогов (обобщение).
- Назовите тему урока.
- Какую цель ставили в начале урока?
- Объясни, как ты понял, что такое житие?
- Как вы считаете, трудно ли жить в смирении?
2.Работа с тестом. Самопроверка.
Тест «Житие Сергия Радонежского» (на отдельных листах) (слайд 13)
Выбери правильный ответ.
1.Как звали родителей Сергия?
а) Иван и Ольга
б) Пётр и Марфа
в) Кирилл и Мария
2.Какое имя получил мальчик при крещении?
а) Сергий
б) Константин
в) Варфоломей
3.Как учился мальчик?
а) быстро и легко
б) прилежно, но с трудом
в) медленно и не прилежно
4.Кого встретил мальчик?
а) святого старца
б) ангела
в) монахиню
5.Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»
б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
6.Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет стать монахом
б) что его послали искать лошадь
в) что он хочет знать грамоту
7.Куда переехал отец мальчика?
а) В Радонеж
б) В Москву
в) Во Владимир
8.О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником
б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
9.О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся
б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
2.Рефлексия. Закончи предложение.(слайд 14)
Ø Сегодня на уроке я познакомился (лась)….
Ø Мне было интересно …
Ø Мне особенно удалось …
Ø Я могу применить полученные знания …
Ø 3.Оценивание. Самооценка учебной деятельности с помощью сигнальных карт.(слайд 15)
- Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.
- Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – выберете сердечко красного цвета.
- Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – выберете сердечко зелёного цвета.
- А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – выберете сердечко синего цвета.
(Дети выбирают сердечко и показывают учителю)
- Ребята! Бог дал вам свободу выбора. Все в ваших руках! Вам решать какими вам быть. Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, спокойствие, радость, счастье. Ведь как прекрасно жить с такими чувствами! (слайд 15)
- Преподобный Сергий Радонежский учил христиан смирению и стойкости, братской любви, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь велика.
- А нам всем — учащим и учащимся — преподобный Сергий особенно близок своей великой скромностью и простотой, усердием в молитве и трудолюбием, заботой о людях и миролюбием. Он помогает в учении всем, кто просит его о помощи: Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас!
4.Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение отрывка из «Жития Сергия Радонежского», прочитанного на уроке. (с. 22–28).
2. Найти дополнительные сведения о Сергии Радонежском.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Словарик:
Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.
Угодник – лицо, возведённое в ранг “святых” за совершённые при жизни “особо угодных богу” дел.
Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Обет – торжественное обещание, обязательство.
Отрок – мальчик-подросток.
Праведный– у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
Благочестивый– у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.
Благодать – в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.
Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
Карточки с пословицами
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. |
Жить – Богу служить. |
Послушание паче поста и молитвы. |
Умный смиряется, глупый надувается. |
С молитвою в устах, с работою в руках. |
Карточки с объяснениями
Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался. |
Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться. |
Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти. |
Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.
|
Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.