Тема: Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка
Цель: способствовать углублению понимания содержания Северного Возрождения через знакомство с творчеством Ван Эйка; развивать наблюдательность и логическое мышление; воспитывать вдумчивое отношение к культурному наследию человечества.
Ожидаемые УУД:
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и окружающим миром, личностный моральный выбор
Регулятивные: целеполагание, определение последовательности промежуточных действий ; прогнозирование как предвосхищение итога сценического действия
Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, а также действия знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, моделирование);
Коммуникативные: умения строить сотрудничество, взаимодействовать в творческом объединении
1У-М
1)актуализация
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития.
В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.
Что называют Нидерландами?
В XV в. Нидерландами называли земли у берегов Северного моря, где расположены современные Голландия и Бельгия.
В то время эти богатые области, объединенные под властью бургундских герцогов, в экономическом и культурном отношении первенствовали среди европейских стран. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Обыденные жизненные явления окружались благоговейным почитанием и ореолом святости: свое дело, свой дом, свое имущество, своя капелла, свой святой покровитель, своя семья. Во всех слоях общества чрезвычайно повысилось стремление к украшению и поэтизации повседневности. Нидерландские художники обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное.
2) объявление темы урока: познакомимся с выражением особенностями философии Северного Возрождения в творчестве художника Яна Ван Эйка.
2С-П
1)Город Гент Бельгия
Гент — один из немногих великолепных средневековых городов Бельгии, устоявших перед натиском времени и войн, самый лучший, как говорят местные жители, с гордостью и не без оснований.
В Генте больше достопримечательностей, чем во всей остальной Бельгии
2)Гентский алтарь Яна ван Эйка 1432г.
Становление нового искусства началось в Нидерландах уже в первой трети XV в. и было связано, прежде всего, с творчеством живописца Яна ван Эйка(между 1390 и 1400—1441).
Работа с презентацией
Главное создание ван Эйка — грандиозный Гентский алтарь — полиптих (то есть сложенный много раз) для одной из капелл в Генте, в котором выражено новое мировоззрение, новое представление о человеке, человечестве и Вселенной.
Мир, предстающий в картинах полиптиха, прекрасен во всех проявлениях. Люди величавы и строги, исполнены достоинства и духовной сосредоточенности. Их лица поражают разнообразием, индивидуальностью и выразительностью. В гармонии с человеком находится и природа, и возвышающиеся на горизонте великолепные здания. Все элементы природы переданы с поразительной точностью и вниманием. С неменьшей тщательностью и любовью изображен и мир вещей: одежды, от простых до роскошных, митры и короны, сверкающие доспехи и богатые сбруи коней.
Яну ван Эйку традиционно приписывают изобретение масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их и впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин. Для этого он растворил проваренное и очищенное льняное масло в белом брюггском лаке (летучем веществе типа скипидара), добавил тщательно растертый пигмент и получил краски, легко высыхающие даже в тени. Как оказалось, эти краски можно было свободно смешивать на палитре, накладывать один слой краски поверх другого, достигая этим огромного разнообразия цветов и опенков, а также точно показывать светотеневые переходы. Кроме того, на солнце масляные краски переливались и горели, подобно драгоценным камням. Такие краски, приготовленные на пигментах минерального происхождения (органические краски стали применять позже, хотя они и менее стойкие), сохраняют свои свойства веками. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны, вытеснив темперу.
3) Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка
Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность.
3А-П
Систематизация знаний
-назвать земли, объединённые названием Нидерланды
-о каком бельгийском городе шла речь на уроке? Чем знаменит этот город?
- какую конструкцию называют ПОЛИПТИХ?
грандиозный Гентский алтарь — полиптих (то есть сложенный много раз)
- описать строение Гентского алтаря, пояснить содержание частей.
- Состоит из 24 панелей с изображением 258
человеческих фигур
- Сцены, изображённые на створках алтаря и его центральной части, являют собой череду библейских сюжетов, в том виде, в каком они интерпретируются у католиков
- В верхней центральной части изображена фигура Бога-Отца, восседающего на троне. На нём пурпурное облачение священника и папская тиара. На золотой ленте, украшающей грудь, можно прочитать слово "Саваоф" – это имя Бога-Творца вселенной
- По сторонам от него фигуры Девы Марии и Иоанна Крестителя. Ещё дальше на этом же уровне изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах, и, наконец, по краям – обнажённые фигуры Адама и Евы
кто такой Ян Ван Эйк?
Итог урока: До сих пор идут споры, действительно ли в создании великого творения принимал участие и брат Яна, Губерт ван Эйк, или надпись на дубовых рамах наружных створок алтаря, в которой говорилось: «художник Губерт ван Эйк, славу которого никто не превзошел, начал… Ян, в искусстве второй, закончил…»— это лишь дань памяти безвременно скончавшемуся.
Точный ответ пока не найден. Зато совершенно несомненно, что творческий гений Яна ван Эйка воплотился в «Гентском алтаре» с огромной силой.
Он был поистине прекрасен, этот алтарь. Невиданно огромный — высотой в два человеческих роста, а в ширину, вместе с раскрытыми досками, около пяти метров, он потрясал воображение своей дотоле неведомой, невообразимо красивой, правдивой и выразительной живописью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.