Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Участие граждан в политической жизни"

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Участие граждан в политической жизни"

Медиа
doc
28.11.2019
урок общ публ.doc

 

Урок обществознания

 

Учитель:    Бортникова Татьяна Семеновна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 1»города Кисловодска Ставропольского края

Класс:   9

Тема:     «Участие граждан в политической жизни»

 

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Задачи:

1.       помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

2.       сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

3.       развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

4.       способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

                                                           

Тип урока:               урок изучения нового материала

 

Форма урока:         практикум

 

Оборудование:  

§  Учебник для общеобразовательных организаций «Обществознание». 9 класс. \  Под редакцией Л.Н Боголюбова, А.Ю .Лазабниковой. М.: Просвещение, 2019. 

§  Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл./ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение. 2005.

§  Конституция РФ. Ст.29, 32, 33

§  ФЗ РФ  «О Референдуме РФ»

§  Ильин И.А. Политическая свобода// Дидактические материалы

 

Литература для учителя:

 

·        Каверин Б.И. Обществознание: Учеб. Пособие/Б.И. Каверин., П.И. Чижик- М.: Просвещение, 2007. – Гл. 5. Пр. 5.12-5.13.

·        Касьянов В.В. Обществознание: Учеб. Пособие. Ростов н/Дону, 2002. – Гл. 3, пр. 8.

·        Обществознание: Пособие для поступающих в ВУЗы/ Под ред. В.В. Барабанова. – СПб., 2001. – Гл. 40.

Содержание  урока:

 

 

I.   Целеполагание(2 мин)

 

·     Пробуждение мотивации:

Учитель зачитывает высказывания:

« Каков народ, таков и падишах».  Восточная мудрость

« Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр

   «Законная задача правительства – делать для сообщества людей все то, им нужно, но что сами они, выступая каждый в своем индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не смогут сделать хорошо». Авраам Линкольн

«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих».  Платон  

«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер

 

·     Выход на определение задач урока

- Объявление темы

 

II. Актуализация(4 мин)

 

1. Актуализация опорных знаний:

- каковы признаки демократического режима?

- каковы взаимосвязи гражданского общества и государства

- Какие высшие органы государственной власти вы знаете

- Какие органы власти субъектов РФ вам известны

-какие органы  власти  в нашем городе вам известны

 

2. Эвристическая беседа:

- Как связана власть и общество? Может ли любой гражданин оказывать  влияние на государственную власть, на управление государством?

- Что значит принимать участие в управлении государством?

- Зачем людям нужны политические права и свободы?

- Как может гражданин оказывать влияние на власть, влиять на политику? (ответы учащихся на этот вопрос корректируются и записываются учителем на доске в виде схемы - кластера)

 

 

III.Организация групповой работы с источниками (1 мин.)

 

·      Формирование 6 рабочих групп (по 4 человека) для исследования поставленных вопросов:

1 группа – «Выборы».

2 группа – «Референдум.»

3 группа – «Участие в митингах, демонстрациях, политических партиях и общественных организациях»

4 группа – «Участие в Государственной службе»

5 группа – «Обращения в органы власти»

6 группа – «Свобода слова, свобода мысли»

·        Каждая группа получает комплект источников

Определяется время работы в группах – 7 минут и время представления результатов работы – не более 3 минут

 

IV.Предъявление нового материала (7 мин. + 20 мин.)

 

·        Организация продуктивной деятельности учащихся через проведение анализа  материалов источников (Федеральных Законов, статей Конституции РФ, статей публицистов и политических деятелей).

·        Работа в группах

·        Исследование нового объекта

·        Анализ  материалов по поставленным вопросам

·        Обсуждение результатов работы в группе

·        Оформление результатов коллективной работы.

 

·        Презентация каждой группой своего мини - проекта по теме исследования.

 

V .Закрепление (6 мин.)

 

·        Эвристическая беседа

- работа над понятием «политическая свобода»

- работа над понятием «политический экстремизм»

·        Обобщающая беседа

- работа над вопросом «Политика – дело каждого?»

 

VI. Рефлексия.(2 мин)

 

1.     Содержательная

- Мы узнали о способах и условиях участия граждан в политической жизни страны. Как эти знания могут помочь вам в жизни?

2.     Деятельностная

- оценивание деятельности учеников на уроке

 

 

VII .Постановка домашнего задания (3 мин)

 

Постановка домашнего задания:

Обязательное для всех:

§ 6, вопросы с.57,

Познавательное по выбору:

 задание 1-2 на с.57 на выбор,

задание 4 стр. 28-29 в Рабочей тетради.

Творческое по желанию:

Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах мэра г. Кисловодска? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?

         

 

Приложение

 

 

 

1группа

 Выборы

 Конституция РФ, ст. 32, 33

Словарь понятий

Учебник стр. 49-50

1.     В чем заключается смысл избирательного права граждан?

2.     Как через реализацию избирательного права граждане могут влиять на политическую жизнь?

3.       Каковы особенности (черты) избирательного права РФ?

·          

-граждане имеют право избирать и выдвигать свою кандидатуру на выборах (избираться)

-участвуя в выборах граждане отдают предпочтение кандидату или партии, их программе

-от результатов выборов зависит какая программа будет реализоваться в политической деятельности

- Избирательное право РФ

·        всеобщее (с 18 лет), независимо от социального положения, пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, места жительства

·        равное (1 избиратель – 1 голос)

·        прямое (избиратели принимают участие в выборах непосредственно через личное участие)

тайное (никто не может оказывать давление на избирателя)

 

 

2группа

Референдум

Конституция РФ, ст. 32, 33

ФЗ « О референдуме»

Словарь понятий

Учебник стр. 50.

 

1.     Содержание понятия «Референдум»

2.     Когда проводится референдум?

3.Кто может принять участие в референдуме, на каких условиях?

 

 

Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей

·        принятие Конституции

·        доверие Президенту

·        проекты законов

- Референдум проводится голосованием

·        прямым

·        всеобщим

·        равным

·        тайным

 

 

 

3группа

Участие в собраниях, митингах, демонстрациях

 

Конституция РФ, ст. 32, 33

Статья «Политические организации»

Статья «Свобода собраний и шествий»

Учебник стр. 52-53

 

1.     В чем содержание свободы собраний митингов, демонстраций?

2.     Какие ограничения установлены законом на организацию и проведение митингов и демонстраций, почему?

3.Как с помощью этой политической свободы граждане могут влиять на политическую жизнь страны?

граждане имеют право собираться для обсуждения значимых для них вопросов

·        собрания

·        митинги (выражение протеста или поддержки)

·        демонстрации

- Запрещены собрания (митинги, демонстрации)

·        с использованием оружия

·        призывающие к насилию, расовой и национальной вражде

·        призывающие к свержению конституционного строя

·        нарушающие общественный порядок

- С помощью митингов и демонстраций выражается массовое коллективное отношение к проводимой правительством политике, одобрение или противодействие, что может изменить ее содержание

 

4группа

 

Участие в Государственной службе

Учебник стр. 51

 

 

1. Содержание понятия «Государственная служба»

2. Кто имеет право занимать должности государственных служащих?

3. Есть ли какие – либо ограничения в участии граждан в деятельности государственной службы?

4. Как граждане могут принять участие в отправлении правосудия, в качестве кого, на каких условиях?

 

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов

·        аппарат государственного управления

·        аппарат местного управления

·        судебный аппарат

·        налоговая служба

-любой гражданин имеет право занимать любую государственную должность без ограничений по расовому, национальному, религиозному, половому, социальному, имущественному признаку

- любой гражданин может участвовать в осуществлении правосудия

·        как работник суда (при наличии образования)

как присяжный заседатель

 

 

5группа

Обращения в органы власти

 Учебник стр. 51-52

 

1.     Кто имеет право обращаться в органы власти?

2.     В какой форме могут быть эти обращения?

3.     Каковы условия рассмотрения обращений граждан?

4.     Как с помощью обращений  граждане могут влиять на политическую жизнь??

 

Граждане  (и не граждане) имеют право обращения в органы власти (и центральные, и местные)

·        личные  обращения

·        коллективные обращения

- обращения могут быть в форме

·        жалобы (требование о восстановлении нарушенных прав)

·        заявление  о реализации принадлежащего гражданину права

·        предложение об улучшении деятельности или решении какой – либо проблемы

- Законом установлены сроки рассмотрения всех обращений

-С помощью обращений граждане могут защитить свои права, способствуют улучшению деятельности государственных и местных органов власти

 

 

 

6группа

Свобода слова, свобода мысли

 

Конституция РФ, ст. 29,32, 33

Сахаров А.Д. Свобода мысли (фрагмент статьи)

 

1.В чем заключается свобода слова и свобода мысли

2. Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию

3. Что означает «массовая информация»

4. Что означает свобода слова, свобода массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в нашей стране

5. Какие ограничения установлены законом в реализации свободы слова, свободы массовой информации, Почему?

 

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное их выражение

- Граждане имеют право искать, получать, распространять информацию устно, через СМИ, Интернет, в художественных образах

-Свобода слова и свобода массовой информации тесно взаимосвязаны, они позволяют каждому гражданину:

·        получать сведения о событиях общественной жизни

·                    получать сведения о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и других представителей власти

·                    создает условия для формирования общественного мнения, которое влияет на политику властей

·        создает условия для предотвращения установления диктатуры

- запрещение цензуры

-Закон устанавливает ограничения свободы слова. Запрещены

·        пропаганда войны и насилия

·        пропаганда расовой, национальной и религиозной ненависти

распространение заведомо ложной информации и клеветы

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)