Урок обществознания
Учитель: Бортникова Татьяна Семеновна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 1»города Кисловодска Ставропольского края
Класс: 9
Тема: «Участие граждан в политической жизни»
Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.
Задачи:
1. помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
2. сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
3. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
4. способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: практикум
Оборудование:
§ Учебник для общеобразовательных организаций «Обществознание». 9 класс. \ Под редакцией Л.Н Боголюбова, А.Ю .Лазабниковой. М.: Просвещение, 2019.
§ Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл./ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение. 2005.
§ Конституция РФ. Ст.29, 32, 33
§ ФЗ РФ «О Референдуме РФ»
§ Ильин И.А. Политическая свобода// Дидактические материалы
Литература для учителя:
· Каверин Б.И. Обществознание: Учеб. Пособие/Б.И. Каверин., П.И. Чижик- М.: Просвещение, 2007. – Гл. 5. Пр. 5.12-5.13.
· Касьянов В.В. Обществознание: Учеб. Пособие. Ростов н/Дону, 2002. – Гл. 3, пр. 8.
· Обществознание: Пособие для поступающих в ВУЗы/ Под ред. В.В. Барабанова. – СПб., 2001. – Гл. 40.
Содержание урока:
I. Целеполагание(2 мин)
· Пробуждение мотивации:
Учитель зачитывает высказывания:
« Каков народ, таков и падишах». Восточная мудрость
« Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр
«Законная задача правительства – делать для сообщества людей все то, им нужно, но что сами они, выступая каждый в своем индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не смогут сделать хорошо». Авраам Линкольн
«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих». Платон
«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер
· Выход на определение задач урока
- Объявление темы
II. Актуализация(4 мин)
1. Актуализация опорных знаний:
- каковы признаки демократического режима?
- каковы взаимосвязи гражданского общества и государства
- Какие высшие органы государственной власти вы знаете
- Какие органы власти субъектов РФ вам известны
-какие органы власти в нашем городе вам известны
2. Эвристическая беседа:
- Как связана власть и общество? Может ли любой гражданин оказывать влияние на государственную власть, на управление государством?
- Что значит принимать участие в управлении государством?
- Зачем людям нужны политические права и свободы?
- Как может гражданин оказывать влияние на власть, влиять на политику? (ответы учащихся на этот вопрос корректируются и записываются учителем на доске в виде схемы - кластера)
III.Организация групповой работы с источниками (1 мин.)
· Формирование 6 рабочих групп (по 4 человека) для исследования поставленных вопросов:
1 группа – «Выборы».
2 группа – «Референдум.»
3 группа – «Участие в митингах, демонстрациях, политических партиях и общественных организациях»
4 группа – «Участие в Государственной службе»
5 группа – «Обращения в органы власти»
6 группа – «Свобода слова, свобода мысли»
· Каждая группа получает комплект источников
Определяется время работы в группах – 7 минут и время представления результатов работы – не более 3 минут
IV.Предъявление нового материала (7 мин. + 20 мин.)
· Организация продуктивной деятельности учащихся через проведение анализа материалов источников (Федеральных Законов, статей Конституции РФ, статей публицистов и политических деятелей).
· Работа в группах
· Исследование нового объекта
· Анализ материалов по поставленным вопросам
· Обсуждение результатов работы в группе
· Оформление результатов коллективной работы.
· Презентация каждой группой своего мини - проекта по теме исследования.
V .Закрепление (6 мин.)
· Эвристическая беседа
- работа над понятием «политическая свобода»
- работа над понятием «политический экстремизм»
· Обобщающая беседа
- работа над вопросом «Политика – дело каждого?»
VI. Рефлексия.(2 мин)
1. Содержательная
- Мы узнали о способах и условиях участия граждан в политической жизни страны. Как эти знания могут помочь вам в жизни?
2. Деятельностная
- оценивание деятельности учеников на уроке
VII .Постановка домашнего задания (3 мин)
Постановка домашнего задания:
Обязательное для всех:
§ 6, вопросы с.57,
Познавательное по выбору:
задание 1-2 на с.57 на выбор,
задание 4 стр. 28-29 в Рабочей тетради.
Творческое по желанию:
Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах мэра г. Кисловодска? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?
Приложение
1группа
Выборы
Конституция РФ, ст. 32, 33
Словарь понятий
Учебник стр. 49-50
1. В чем заключается смысл избирательного права граждан?
2. Как через реализацию избирательного права граждане могут влиять на политическую жизнь?
3. Каковы особенности (черты) избирательного права РФ?
·
-граждане имеют право избирать и выдвигать свою кандидатуру на выборах (избираться)
-участвуя в выборах граждане отдают предпочтение кандидату или партии, их программе
-от результатов выборов зависит какая программа будет реализоваться в политической деятельности
- Избирательное право РФ
· всеобщее (с 18 лет), независимо от социального положения, пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, места жительства
· равное (1 избиратель – 1 голос)
· прямое (избиратели принимают участие в выборах непосредственно через личное участие)
тайное (никто не может оказывать давление на избирателя)
2группа
Референдум
Конституция РФ, ст. 32, 33
ФЗ « О референдуме»
Словарь понятий
Учебник стр. 50.
1. Содержание понятия «Референдум»
2. Когда проводится референдум?
3.Кто может принять участие в референдуме, на каких условиях?
Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей
· принятие Конституции
· доверие Президенту
· проекты законов
- Референдум проводится голосованием
· прямым
· всеобщим
· равным
· тайным
3группа
Участие в собраниях, митингах, демонстрациях
Конституция РФ, ст. 32, 33
Статья «Политические организации»
Статья «Свобода собраний и шествий»
Учебник стр. 52-53
1. В чем содержание свободы собраний митингов, демонстраций?
2. Какие ограничения установлены законом на организацию и проведение митингов и демонстраций, почему?
3.Как с помощью этой политической свободы граждане могут влиять на политическую жизнь страны?
граждане имеют право собираться для обсуждения значимых для них вопросов
· собрания
· митинги (выражение протеста или поддержки)
· демонстрации
- Запрещены собрания (митинги, демонстрации)
· с использованием оружия
· призывающие к насилию, расовой и национальной вражде
· призывающие к свержению конституционного строя
· нарушающие общественный порядок
- С помощью митингов и демонстраций выражается массовое коллективное отношение к проводимой правительством политике, одобрение или противодействие, что может изменить ее содержание
4группа
Участие в Государственной службе
Учебник стр. 51
1. Содержание понятия «Государственная служба»
2. Кто имеет право занимать должности государственных служащих?
3. Есть ли какие – либо ограничения в участии граждан в деятельности государственной службы?
4. Как граждане могут принять участие в отправлении правосудия, в качестве кого, на каких условиях?
Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов
· аппарат государственного управления
· аппарат местного управления
· судебный аппарат
· налоговая служба
-любой гражданин имеет право занимать любую государственную должность без ограничений по расовому, национальному, религиозному, половому, социальному, имущественному признаку
- любой гражданин может участвовать в осуществлении правосудия
· как работник суда (при наличии образования)
как присяжный заседатель
5группа
Обращения в органы власти
Учебник стр. 51-52
1. Кто имеет право обращаться в органы власти?
2. В какой форме могут быть эти обращения?
3. Каковы условия рассмотрения обращений граждан?
4. Как с помощью обращений граждане могут влиять на политическую жизнь??
Граждане (и не граждане) имеют право обращения в органы власти (и центральные, и местные)
· личные обращения
· коллективные обращения
- обращения могут быть в форме
· жалобы (требование о восстановлении нарушенных прав)
· заявление о реализации принадлежащего гражданину права
· предложение об улучшении деятельности или решении какой – либо проблемы
- Законом установлены сроки рассмотрения всех обращений
-С помощью обращений граждане могут защитить свои права, способствуют улучшению деятельности государственных и местных органов власти
6группа
Свобода слова, свобода мысли
Конституция РФ, ст. 29,32, 33
Сахаров А.Д. Свобода мысли (фрагмент статьи)
1.В чем заключается свобода слова и свобода мысли
2. Возможна ли свобода мысли и слова без права получать и распространять информацию
3. Что означает «массовая информация»
4. Что означает свобода слова, свобода массовой информации для гражданина в демократическом обществе, в нашей стране
5. Какие ограничения установлены законом в реализации свободы слова, свободы массовой информации, Почему?
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное их выражение
- Граждане имеют право искать, получать, распространять информацию устно, через СМИ, Интернет, в художественных образах
-Свобода слова и свобода массовой информации тесно взаимосвязаны, они позволяют каждому гражданину:
· получать сведения о событиях общественной жизни
· получать сведения о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, губернаторов, депутатов и других представителей власти
· создает условия для формирования общественного мнения, которое влияет на политику властей
· создает условия для предотвращения установления диктатуры
- запрещение цензуры
-Закон устанавливает ограничения свободы слова. Запрещены
· пропаганда войны и насилия
· пропаганда расовой, национальной и религиозной ненависти
распространение заведомо ложной информации и клеветы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.