Тема: Психическая и духовная составляющие здоровья. Школа общения.
Цель: раскрыть значение общения как одну из составляющих психического здоровья человека, научить распознавать типы отношений, установить зависимость здоровья от типов общения детей в семье, подростковом социуме; развивать жизненные навыки, которые способствуют эффективному общению и установлению позитивных межличностных отношений;
воспитывать чувство достоинства и ответственности, уважение к ближнему,
желание творить добро.
Оборудование и материалы: таблицы, схемы, плакаты, сигнальные карточки, которые позволяют иллюстрировать различные типы общения.
Тип занятия - исследование
Структура
Ι. Организационный момент ................................................ ....
ΙΙ. Знакомство с темой и целью .....................................
ΙΙΙ. Повторение правил работы в группах ...............................
ΙV. Коллективная работа учащихся .........................................
V. Физкультминутка ............................................... ..................
VΙ. Презентация записей ................................................ ..........
VΙΙ. Доказательство выдвинутых гипотез ...............................
VΙΙΙ. Практическое применение приобретенных знаний .......
ΙХ. Итог - исследования .............................................. .
Ход занятия
Ι.Организацийний момент. Если ты равнодушен к страданиям других,
ты не заслуживаешь звания человека.
(Саади, персидский поэт)
ΙΙ. Знакомство с темой и целью занятия
- Сегодня наше занятие будет несколько не похожим на те, которые мы раньше проводили. Я предлагаю вам мысленно перенестись в научно- исследовательскую лабораторию. А для того, чтобы открыть ее двери, нужно сделать несколько шагов.
Шаг 1. Выбрать ведущего лаборанта, который будет организовывать работу в лаборатории. В нашем случае их будет два - для 1 и 2 групп.
Шаг 2. Ведущий лаборант назначает:
• практического лаборанта (записывает результаты)
• ответственного за объявление результатов исследования.
- Следующим шагом будет соблюдение определенных правил: • организует работу в лабораториях ведущий лаборант;
• о готовности ответа лаборант сообщает поднятием сигнальной карточки;
• соблюдение правил работы в группах.
ΙΙΙ. Повторение правил работы в группах
• Говорить по очереди, а не всем сразу;
• не перебивать говорящего;
• критиковать идеи, а не лицо, которое их выразило;
• соблюдать «правила поднятой руки»;
• предлагать собственные варианты;
• уважать все высказанные мнения;
• не менять предложенную тему;
• пытаться поощрять всех детей к участию в разговоре.
(Данные правила можно записать на большом листе бумаги и повесить на доске, чтобы все дети могли их видеть. Если кто-то будет нарушать какое - либо из правил, необходимо еще раз повторить их.)
- Итак, вперед!
(Отряд разделен на две группы. У каждого отряда на столе - большой ватман и маркер. Первая группа будет писать синим маркером, а вторая - зеленым.)
- Сейчас все вы - ученые. Мы переступили порог научно - исследовательской лаборатории. А исследовать мы будем отношения между людьми, а точнее - их правила, влияние и последствия.
- Перед вами - задача:
1. Исследовать отношения.
2. Дать ответ на вопрос: «Почему положительные и отрицательные отношения связаны между собой и должны идти рядом?»
ΙV. Коллективная работа учащихся в группах
1 группа. Составление ассоциативного куста со словам «положительные
отношения.»
![]() |
![]() |
|
Приложение № 1
2 группа. Составление ассоциативного куста со словам «негативные отношения»
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
|
Приложение № 2
Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы. После окончанния записи (время зависит от скорости отряда) 1 группа передает ватман 2 группе, а 2 группа - 1. Таким образом группы получают ватман с задачей другой группы.
Их задачи:
• предложить свое видение темы;
• задача владельцев выслушать суждения другой группы;
• доказать целесообразность или ошибочность его.
V. Физкультминутка
VΙ. Презентация записей.
Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы.
Ведущие лаборанты защищают свое видение.
Кроме собственных записей выясняют записи, сделанные другой группой.
Соглашаются (не согласны) с ответом, возможны свои коррективы.
VΙΙ. Доказательство выдвинутых гипотез
1. Выявление общих признаков.
- Какие общие признаки вы заметили в словах «позитивные отношения» и «негативные отношения» ?(Воспитатель выделяет слова красным маркером.)
Воспитатель обращает внимание на то, что позитивные отношения в жизненных ситуациях могут стать отрицательными (например: «любовь», «дружба» и т.д) и наоборот (например: «лидерство», «конкуренция»).
1. Практическое применение выдвинутых гипотез.
Фронтальная работа.
- Какие черты присущи положительным отношениям? (Уважение, доверие, любовь)
- Какие навыки помогут вам избежать конфликтов? (Толерантность, взаимопонимание, дружба).
Вывод: Положительные отношения способствуют здоровью и жизненному успеху. Важно уметь оказывать и принимать помощь. Улучшить ваши отношения помогут навыки толерантности, сострадания, работы в команде, умение решать конфликты, доверие.
VΙΙΙ. Практическое применение приобретенных знаний
- Чтобы подтвердить наши знания на практике, мы используем «дом отношений». Для того чтобы он появился, проведем небольшой опыт. Его тема – Правила отношений между людьми. «По каким по вашему мнению, правилами складываются отношения между людьми?» У каждого участника опыта - «окошко» . На нем ученики должны записать ответ на вопрос, поставленный для опыта.
Индивидуальная работа «Дети строят дом отношений»
Ведущие лаборанты объявляют о начале и завершении работы. Опыт проводится индивидуально. Ученик думает самостоятельно и выражает свое суждение на «окошке» (в нескольких словах или тезисами).
Коллективная работа
На доске - дом без «окон» его название - «Дом отношений»
- Чего не хватает у дома, чтобы он был светлым, теплым, красивым? («Окон», но не простых, а волшебных)
По сигналу ведущих лаборантов начинаем прикреплять «окошки» с надписями в «доме».
(Приложение № 3)
ΙХ. Итог урока - исследования. 1.Експрес контроль. (Приложение №4)
2.Поетичний результат.
(Суммируют два активных участника)
1 - й ученик
Для общения множество тем
Выбрать можно без проблем.
И попробуй только найти
С кем тишину слышать хочешь ты!
2 - й ученик
Люблю говорить
Люблю общение с людьми
Проблемы свои отпустить
Посоветовать и быть таким как всегда
Общаться на различные темы,
Что хочешь о том и говори
Не врать нагло в глаза
И быть откровенным всегда ...
Умей отказываться от опасных предложений Умей выбирать
товарищей Будь толерантным Одолевай ошибки и
трудности жизни Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они
относились к тебе Люби ближнего Избегай
конфликтов Не будь равнодушным к страданиям других Улыбайся,
создавай хорошее настроение Один за всех и
все за одного В своей речи
используй вежливые слова Умей выслушать
собеседника Имей хорошие манеры Храни
доверенные тебе тайны Будь терпелив Всегда приходи на
помощь Дипломатично решай ссоры
и недоразумения Не перебивай и не
обижай Умение учиться самостоятельно принимать решения Защищай
слабых Не предавай
друзей Не
бери чужого Уважай старших Не обижать других Говорить правду
Приложение № 3
Дом отношений
Приложение № 1
чувство
доверие понимание юмора поддержка любовь
щедрость положительные конкуренция
отношения
лидерство уважение
дружба ответственность помощь толерантность
эгоизм конкуренция агрессия
конфликты негативные безответственность
отношения
запугивания плохие привычки
лидерство насилие правонарушения
Приложение № 4
Экспресс контроль
1.Какая характеристика соответствует подростковому периоду?
а) Желание, чтобы тобой руководили;
б) стремление к общению со сверстниками;
в) покой и стабильность эмоционального состояния;
г) медленная смена настроения.
2. Если ты не согласен с тем, что выразил собеседник, то фраза, тобой в ответ, может помочь избежать конфликта?
а) Ты не умный. б) Ты не прав.
в) Ты говоришь глупости. г) Я считаю иначе.
1. Какие отношения не соответствуют опасной компании?
а) В компании не происходит ничего, о чем невозможно рассказать взрослым.
б) У компании есть люди, которые унижают и оскорбляют.
в) Тобой никто не управляет, твое мнение учитывают.
г) К тебе, как ко всем членам группы, с уважением относятся.
1. Конфликты возникают, потому что:
а) не совсем умные;
б) не могут договориться;
в) могут придерживаться противоположной цели, интересов, позиций или взглядов;
г) не понимают друг друга.
Библиография
1. Учебник для 6 класса Основы здоровья
Авторы Т.Е. Бойченко, Н.С.Коваль, В.В.Дивак.
Издательство «Генеза» 2006г.
2. Учебник для 6 класса Основы здоровья
Авторы Воронцова Т.В., Пономоренко В.С.
Издательство «Алатон» 2006г.
3. Пособие для учителя 6 класса Основы здоровья
Авторы Воронцова Т.В., Пономоренко В.С.
Издательство «Алатон» 2005г.
4. Пособие для учителя 6 класса Основы здоровья
Автор Н.М. цимбал
Издательство «Тернополь: Учебная книга - Богдан» 2006г.
5. Экспресс контроль ученика 6 класса Основы здоровья
Автор Таглина А.В.
Издательство «Ранок» 2008г.
6. Внеклассное время № 10 "2010г. с.24
Киев - 2, 02660 «Воспитательное мероприятие сезона»
7. Рабочая тетрадь 6 класс
Издательство «Ранок» Веста 2006
8. Пути преодоления конфликтов и выхода из них
Здоровье и физическая культура. - 2007. - №4. - С. 17 - 20.
Автор Рощина А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.