Разработка урока по ОБЖ 6 класс

  • doc
  • 13.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3. Школа общения..doc

Тема: Психическая и духовная составляющие здоровья.                             Школа общения.

Цель: раскрыть значение общения как одну из составляющих психического здоровья человека, научить распознавать типы отношений, установить зависимость здоровья от типов общения детей в семье, подростковом социуме;                                                                                                                     развивать жизненные навыки, которые способствуют эффективному общению и установлению позитивных межличностных отношений;

воспитывать чувство достоинства и ответственности, уважение к ближнему,

 желание творить добро.

Оборудование и материалы: таблицы, схемы, плакаты, сигнальные карточки, которые позволяют иллюстрировать различные типы общения.

Тип занятия - исследование

                                       Структура

Ι. Организационный момент ................................................ ....

ΙΙ. Знакомство с темой и целью .....................................

ΙΙΙ. Повторение правил работы в группах ...............................

ΙV. Коллективная работа учащихся .........................................

V. Физкультминутка ............................................... ..................

VΙ. Презентация записей ................................................ ..........

VΙΙ. Доказательство выдвинутых гипотез ...............................

VΙΙΙ. Практическое применение приобретенных знаний .......

 ΙХ. Итог  - исследования .............................................. .

 

    

Ход занятия

Ι.Организацийний момент.        Если ты равнодушен к страданиям других,

                                                              ты не заслуживаешь звания человека.

                                                                                       (Саади, персидский поэт)

ΙΙ. Знакомство с темой и целью занятия

- Сегодня наше занятие будет несколько не похожим на те, которые мы раньше проводили. Я предлагаю вам мысленно перенестись в научно- исследовательскую лабораторию. А  для того, чтобы открыть ее двери, нужно сделать несколько шагов.

 Шаг 1. Выбрать ведущего лаборанта, который будет организовывать работу в лаборатории. В нашем случае их будет два - для 1 и 2 групп.

Шаг 2. Ведущий лаборант назначает:

• практического лаборанта (записывает результаты)

• ответственного за объявление результатов исследования.

- Следующим шагом будет соблюдение определенных правил:                                   • организует работу в лабораториях ведущий лаборант;

• о готовности ответа лаборант сообщает поднятием сигнальной карточки;

• соблюдение правил работы в группах.

 

ΙΙΙ. Повторение правил работы в группах

• Говорить по очереди, а не всем сразу;

• не перебивать говорящего;

• критиковать идеи, а не лицо, которое их выразило;

• соблюдать «правила поднятой руки»;

• предлагать собственные варианты;

• уважать все высказанные мнения;

• не менять предложенную тему;

• пытаться поощрять всех детей к участию в разговоре.

(Данные правила можно записать на большом листе бумаги и повесить на доске, чтобы все дети могли их видеть. Если кто-то будет нарушать какое - либо из правил, необходимо еще раз повторить их.)

- Итак, вперед!

(Отряд разделен на две группы. У каждого отряда на столе - большой ватман и маркер. Первая группа будет писать синим маркером, а вторая - зеленым.)

- Сейчас все вы - ученые. Мы переступили порог научно - исследовательской лаборатории. А исследовать мы будем отношения между людьми, а точнее - их правила, влияние и последствия.

- Перед вами - задача:

1. Исследовать отношения.

2. Дать ответ на вопрос: «Почему положительные и отрицательные отношения связаны между собой и должны идти рядом?»

ΙV. Коллективная работа учащихся в группах

1 группа. Составление ассоциативного куста со словам «положительные

   отношения.»

 

 

 

 

 


Положительные

отношения

                                

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

                                                                                                  Приложение № 1

2 группа. Составление ассоциативного куста со словам «негативные отношения»

 

 

 

 

 

 


Негативные

отношения

 

        

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Приложение № 2

 

 

Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы. После окончанния записи (время зависит от скорости отряда) 1 группа передает ватман 2 группе, а 2 группа - 1. Таким образом группы получают ватман с задачей другой группы.

 

Их  задачи:

• предложить свое видение темы;

• задача владельцев выслушать суждения другой группы;

• доказать целесообразность или ошибочность его.

    V. Физкультминутка

 

VΙ. Презентация записей.

   Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы.

   Ведущие лаборанты защищают свое видение.

   Кроме собственных записей выясняют записи, сделанные другой группой.

   Соглашаются (не согласны) с ответом, возможны свои коррективы.             

 

VΙΙ. Доказательство выдвинутых гипотез

1. Выявление общих признаков.

- Какие общие признаки вы заметили в словах «позитивные отношения» и «негативные отношения» ?(Воспитатель выделяет слова красным маркером.)

Воспитатель обращает внимание на то, что позитивные отношения в жизненных ситуациях могут стать отрицательными (например: «любовь», «дружба» и т.д) и наоборот (например: «лидерство», «конкуренция»).

 

1. Практическое применение выдвинутых гипотез.

Фронтальная работа.

- Какие черты присущи положительным отношениям? (Уважение, доверие, любовь)

- Какие навыки помогут вам избежать конфликтов? (Толерантность, взаимопонимание, дружба).

Вывод: Положительные отношения способствуют здоровью и жизненному успеху. Важно уметь оказывать и принимать помощь. Улучшить ваши отношения помогут навыки толерантности, сострадания, работы в команде, умение решать конфликты, доверие.

VΙΙΙ. Практическое применение приобретенных знаний                                    

     

- Чтобы подтвердить наши знания на практике, мы используем «дом отношений». Для того чтобы он появился, проведем небольшой опыт. Его тема – Правила отношений между людьми. «По каким по вашему мнению, правилами складываются отношения между людьми?» У каждого участника опыта - «окошко» . На нем ученики должны записать ответ на вопрос, поставленный для опыта.                                                                                                       

Индивидуальная работа                                                                                        «Дети строят дом отношений»

Ведущие лаборанты объявляют о начале и завершении работы. Опыт проводится индивидуально. Ученик думает самостоятельно и выражает свое суждение на «окошке» (в нескольких словах или тезисами).

Коллективная работа

На доске - дом без «окон» его название - «Дом отношений»

- Чего не хватает у дома, чтобы он был светлым, теплым, красивым? («Окон», но не простых, а волшебных)

  По сигналу ведущих лаборантов начинаем прикреплять «окошки» с надписями в «доме».     

                                     (Приложение № 3)

                                                                 

                                                                      

 

ΙХ. Итог урока - исследования.                                                                            1.Експрес контроль.        (Приложение №4)

 

2.Поетичний результат.

(Суммируют два активных участника)

1 - й ученик

               Для общения множество тем

               Выбрать можно без проблем.

                И попробуй только найти

                С кем тишину слышать хочешь ты!

 

 

2 - й ученик

              Люблю говорить

              Люблю общение с людьми

              Проблемы свои отпустить

              Посоветовать и быть таким как всегда

              Общаться на различные темы,

              Что хочешь о том и говори

              Не врать нагло в глаза

              И быть откровенным всегда ...

       

 

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умей отказываться от опасных предложений

 

Умей выбирать товарищей

 

Будь толерантным

 

Одолевай ошибки и трудности жизни

 

Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе

 

Люби ближнего

 

Избегай конфликтов

 

Не будь равнодушным

 к страданиям других

 

Улыбайся, создавай хорошее настроение

 

Один за всех и все за одного

 

В своей речи используй вежливые слова

 

Умей выслушать собеседника

 

Имей хорошие

манеры

 

Храни доверенные тебе тайны

 

Будь терпелив

 

Всегда приходи на помощь

 

Дипломатично решай ссоры и недоразумения

 

Не перебивай и не обижай

 

Умение учиться самостоятельно принимать решения

 

Защищай слабых

 

Не предавай друзей

 

Не бери чужого

 

Уважай

старших

 

Не обижать

других

 

Говорить

правду

 
                                                                                           Приложение № 3

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

Дом отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

                                                    чувство

  доверие             понимание     юмора            поддержка          любовь

 

 

 

 

щедрость                       положительные                   конкуренция

                                                отношения

лидерство                                                                                   уважение

                                                                                                            

 

 

 

 

      дружба              ответственность     помощь                         толерантность

 

 

 

                                                 

 

 

эгоизм                      конкуренция                               агрессия                                   

 

 

 

конфликты                        негативные             безответственность

                          отношения                          

запугивания                                                                                 плохие привычки

 

 

 

 

 лидерство                     насилие                        правонарушения

                                                     

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Экспресс контроль

 

1.Какая характеристика соответствует подростковому периоду?

а) Желание, чтобы тобой руководили;

б) стремление к общению со сверстниками;

в) покой и стабильность эмоционального состояния;

г) медленная смена настроения.

 

2. Если ты не согласен с тем, что выразил собеседник, то фраза, тобой в ответ, может помочь избежать конфликта?

а) Ты не умный.                                                                                                                     б) Ты не прав.

в) Ты говоришь глупости.                                                                                                 г) Я считаю иначе.

 

1. Какие отношения не соответствуют опасной компании?

а) В компании не происходит ничего, о чем невозможно рассказать взрослым.

б) У компании есть люди, которые унижают и оскорбляют.

в) Тобой никто не управляет, твое мнение учитывают.

г) К тебе, как ко всем членам группы, с уважением относятся.

 

1. Конфликты возникают, потому что:

а) не совсем умные;

б) не могут договориться;

в) могут придерживаться противоположной цели, интересов, позиций или взглядов;

г) не понимают друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

 

 

1. Учебник для 6 класса Основы здоровья

Авторы Т.Е. Бойченко, Н.С.Коваль, В.В.Дивак.

Издательство «Генеза» 2006г.

 

2. Учебник для 6 класса Основы здоровья

Авторы Воронцова Т.В., Пономоренко В.С.

Издательство «Алатон» 2006г.

 

3. Пособие для учителя 6 класса Основы здоровья

     Авторы Воронцова Т.В., Пономоренко В.С.

Издательство «Алатон» 2005г.

 

4. Пособие для учителя 6 класса Основы здоровья

Автор Н.М. цимбал

Издательство «Тернополь: Учебная книга - Богдан» 2006г.

 

5. Экспресс контроль ученика 6 класса Основы здоровья

Автор Таглина А.В.

Издательство «Ранок» 2008г.

 

6. Внеклассное время № 10 "2010г. с.24

Киев - 2, 02660 «Воспитательное мероприятие сезона»

 

7. Рабочая тетрадь 6 класс

Издательство «Ранок» Веста 2006

 

8. Пути преодоления конфликтов и выхода из них

    Здоровье и физическая культура. - 2007. - №4. - С. 17 - 20.

Автор Рощина А.