Тема: «В гости к весне».
Цель: познакомить с весенними явлениями в живой и неживой природе,
выделять признаки живой и неживой природы весной; устанавливать связь между живой и неживой природой.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1. |
||||||||||||||||
2. |
||||||||||||||||
3. |
||||||||||||||||
4. |
||||||||||||||||
5. |
-Сегодня на уроке мы встретимся с волшебницей. А кто она вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд.
1. Искусственный водоём. (Водохранилище)
2. Место, где река впадает в озеро или море. ( Устье)
3. Углубление, по которому течёт река. ( Русло)
4. Самый большой естественный водоём. (Океан)
5. Без этого не может прожить ни человек, ни животное, ни растение. ( Вода)
- Какое ключевое слово у вас получилось? ( Весна)
- Попробуйте определить, о чём пойдёт речь на уроке? ( о том, что происходит в природе; что меняется в природе с приходом весны; об изменениях в природе)
-Значит, какова тема нашего урока? ( Весенние изменения в природе)
-Сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года- весне. Прочитайте тему урока на с. 86. ( В гости к весне)
- Ребята, давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся нам на уроке.
- Что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)
-Какая бывает природа? (живая и неживая). А еще есть предметы сделанные руками человека.
- Что относится к живой природе? (растения, животные и человек)
- А что относится к неживой природе? ( вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
-По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (растут, питаются, размножаются, умирают).
- Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”.
Игра: Распредели слова в 2 группы-живая и неживая природа.
Цветок, камни, береза, сосульки, глина, кузнечик, грибы, воздух, птицы, вода, люди.
3. Работа над новым материалом.
А)- По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? (таяние снега, прилет птиц)
- Посмотрите на слова и выберите те явления, которые не относятся к весне:
Стало холоднее. Образовались проталины. Река замерзает. Лед на реке тает. Птицы улетают на юг. Листья распускаются. День становится длиннее. Становится теплее.
-Молодцы, а теперь о всех перечисленных весенних явлений природы мы поговорим по отдельности. Начнем с неживой природы.
1.– Как светит солнце весной? (ярче, сильнее, теплеее, день длиннее).
2. -Какое по цвету весеннее небо?(голубое)
- Какие осадки выпадают весной? ( в марте снег, а в апреле и мае дождь)
3. - Что происходит со снегом и льдом на реках? (на реках начинается ледоход)
4. - Что происходит весной с почвой? (она оттаивает).
-Итак, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? ( Солнце выше поднимается над линией горизонта, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, почва пропитывается влагой).
-А теперь об этом мы почитаем в учебнике на странице 86-87.
Б)-Атеперь пришло время поговорить о изменениях, которые происходят в живой природе с приходом весны.
Изменения в жизни растений.
- Что происходит с кустарниками , деревьями, травянистыми растениями?
-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (первоцветы: медуница, мать-и-мачеха, подснежник)
-Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их. Прочитаем про них.
-Многие из вас собирают букеты весенних цветов. Хорошо ли это?
Изменения в жизни животных.
- А что происходит с насекомыми и птицами весной? ( с приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы. Для них стало больше корма.)
Загадки:
Взад-вперед по пашне вскачь. Ходит черный-черный…….(грач)
Прилетает к нам с теплом, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
Спрятавшись среди ветвей, поёт славно…(соловей)
У него веселый дом с круглым маленьким окном. Как певец он молодец, потому что он …(скворец)
А какие перелетные птицы знаете вы? (Жаворонки, зяблики, дрозды, трясогузка, дрозд, чибис, иволга, малиновка, кукушка, соловей).
- Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? (тепло, появление насекомых)
Чтение в учебнике с. 89, выполнение задания. Угадать птиц.
4. Закрепление изученного материала.
-Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос: Как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе?
-Можем ли мы ответить на этот вопрос? (да)
-Какой вывод можно сделать? (изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе)
-Закрепим наши знания и проверим себя.
Восстанови последовательность:
Возвращаются птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Больше солнечного света. 1.
Появляются насекомые.
5.Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся вам полученные знания? (охрана растений и животных, в жизни).
-Что было интересным на уроке?
-Что было сложным на уроке?
6.Догмашнее задание.
Стр.86-89 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.
-А закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, и любителя природы Михаила Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее от человека».
Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.