Разработка урока по окружающему миру Тема " Птицы зимой"

  • docx
  • 11.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала птицы зимой.docx

1.        Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы узнали с вами как живут животные. Перед вами тесты на стр. 28 вы сейчас будете в них работать. Ответите на вопросы. А в проверочной тетради у вас на стр. 42 есть задания, их вы тоже выполните.

- Докажите, что животные – живые существа. (они рождаются, растут, приносят потомство, умирают.)

- Что необходимо животным для жизни? (солнце, воздух, вода, пища.)

- А сейчас послушайте запись внимательно и догадайтесь о ком сегодня на уроке пойдет речь? (о птицах, можно перечислить).

1.        Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки Муравьишки .

Маленький мальчишка, в сером армячишке,

По полям шныряет, крохи собирает.

(воробей)

Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:

Не боится он простуды-с первым снегом тут как тут!

(снегирь)

-Где вы видели этих птиц?

- Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам?

- А можем ли мы им помочь и как?

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку – в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода.

Презентация «Покормите птиц зимой»

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)

- Прочитайте тему урока на стр. 74, учебника. (Как зимой помочь птицам?)

- Прочитайте какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4.Работа по теме урока

а) Беседа, работа по учебнику

Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях.

- Рассмотрите птиц на рисунке на стр.74. Прочитайте их названия.

Найдите отличительные признаки каждой птицы.

Свиристель – птица с хохолком на голове .

Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют – красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.

Красный фрак на птичке этой, И зимой она приметна,

Как рябина на снегу. Я ей кормом помогу.

Воробей – маленькая серенькая птичка.

Синица имеет желтую грудку.

Поползень – птица-акробат , лазает по деревьям.

- Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.

Здесь и гам, и птичье пенье, здесь есть даже угощенье :

Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, что это?

(кормушка)

(Учитель показывает кормушку).

- Вот какую кормушку принес Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.

(Учащиеся рассматривают нижний рисунок на стр. 74 и обсуждают разные виды кормушек.)

б) Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 52)

Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.

№ 2 (с. 52)

Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?

- выполните задание.

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.



6. Продолжение работы по теме урока

а) Практическая работа

- Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти птиц выживают две.

- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц).

- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают?

- Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.

(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (стр. 53, № 3). Затем учитель организует выставку кормушек.)

Кормушку мы сделали. Теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц? - Выполните задание.

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний –

Путешественник – скворец… Вот и зимушке конец.

 

б) Сценка

(Учащиеся выходят к доске в ободках с птицами.)

- Вот какой разговор подслушал наш Муравьишка.

Сорока. Тра- та- та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Ворон. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

- Какой же корм им нужен? (ответы).

(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит.)

Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползня, воробьёв.

Просо и пшено любят щеглы, воробьи, свиристели.

Арбузные и дынные семечки – корм, для синиц, поползней, дятлов.

Снегири и свиристели охотно поедают семена клёна, ягоды калины и рябины.

А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.

б) Беседа, работа по учебнику

- Чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц. Вы дома прочитаете текст на стр. 75.

- А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)

- Послушайте историю по этому рисунку.

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха – тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники . Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из- под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.

Прикормите птиц зимой, чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна.

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.



7. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (стр. 75, в рамке) .)

-Оцените свои достижения на уроке. «Светофор»

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор).

7. Подведение итогов урока

-Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.

(Учитель показывает таблицу «Зимующие птицы», предварительно закрыв названия птиц.)

- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм?

- Так кто же такие птицы ?

Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Д/з стр. 74-75 учебник, стр. 54 № 4 Рабочая тетрадь.