Русский язык 1 класс
Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука»
Цель урока: формирование умения располагать заданные слова в алфавитном порядке, пользоваться словарями,
-усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;
-определение цели своего обучения;
чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
1.Минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите число.
-Предлагаю сыграть в игру «Правильно - неправильно».
- Если вы считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным - «н».
1. Пятая буква русского алфавита Д?
2. В русском алфавите 6 гласных букв?
4. В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков?
5. В русском алфавите 32 буквы?
2.Самопроверка
- Почему в 2 и 4 вопросов поставили «н»?
- Установи закономерность и допиши строчку до конца.
- Подчеркни самую красивую букву.
III. Постановка цели урока.
- Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока
- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.
УЗНАТЬ: -узнать, как образовалось слово «алфавит»,
-для чего нужен алфавит,
- где применяют алфавит.
НАУЧИТЬСЯ: располагать слова в алфавитном порядке.
IV. Закрепление знаний и способов действий.
-Что такое алфавит?
- Как образовалось слово «алфавит»?
- Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».
-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.
-Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
-Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).
-Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?
- Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.)
-Чем знамениты Кирилл и Мефодий? (Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали).
-А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?
- Как вы думаете, зачем нужен алфавит? (слайд 8)
-Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.
(Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.)
Это интересно!
- А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
- Почему так важно знать порядок букв?
- Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 7 (с. 55).
-Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Начинаются с одинаковых букв.)
-А как же их записать по алфавиту, если первые буквы одинаковые?
Подготовка руки к письму
Большой пальчик мы потрём
Указательный пожмём
Средний с вами мы погладим
Безымянный пощипаем
А мизинчик разотрём
Кистью дружно мы встряхнём
И писать теперь начнём.
(Выполняем задание коллективно)
VI.Словарная работа ( работа в словариках)
- Что означают слова ученик, ученица?
- Запишите эти слова в словарик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
VII. Физкультминутка
VIII.Работа в паре.
Упр. 8 (с. 56).
- Прочитайте задание. Обсудите его в парах. (правила работы в паре)
Какое слово у вас получилось? (Учитель.)
IX. Работа у доски (Выполняем задания у доски по одному).
-Придумайте предложения с этим словом.
-Запишите: Учитель читает книгу.
1задание — обозначить ударение в словах
2 задание — указать кол-во слогов
3 задание — разделить на слоги
4 задание — найти и подчеркнуть главные члены предложения
X. Контроль и проверка знаний.
Самостоятельная работа по карточкам.
1уровень: Расположи слова в алфавитном порядке.
2 уровень: Укажи ударение.
1 вариант: ученик, ворона, деревня, пенал.
2 вариант: заяц, учитель, воробей, молоко.
XI.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог. Закончите фразы:
- Я узнал(а), что алфавит – это…
- Слово «алфавит» можно заменить словом …
- Алфавит поможет…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.