Тема: «Край родной!»
Подготовка к сочинению – описанию природы.
Тип урока: - изучение нового материала (по основной цели);
- комбинированный (по способу проведения).
Цели: 1. образовательная - научить написанию сочинения – описания природы
Задачи: а) повторить тип речи описание;
б) повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;
в) способствовать развитию навыков анализа текста, определения в нем речевых средств
выразительности (метафора, олицетворение, эпитеты), а также синтаксических средств
выразительности (восклицательные предложения, нераспространенные предложения);
г) повторить правила орфографии (правописание безударной гласной в корне слова,
проверяемой и непроверяемой ударением);
д) повторить словообразовательный анализ
2. развивающая – способствовать формированию умений и навыков учащихся описания
природы
Задачи: а) способствовать развитию навыков описания состояния природы и окружающей среды;
б) способствовать развитию логического и образного мышления;
в) формировать эстетический вкус на примере образцов живописи и художественного
слова;
г) развивать навыки составления текста описательного характера
3. воспитывающая – воспитывать эстетический вкус учащихся на примере зимних пейзажей,
образцов классической музыки
Задачи: а) воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям
описательного характера;
б) воспитывать чувство любви к Родине и своему родному краю
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста
№ |
Наименование этапа |
Методы и формы |
Время |
1. |
Организационный момент |
беседа |
1 – 2 мин. |
2. |
Литературно – музыкальная композиция |
Объяснительно - иллюстративный |
3 мин. |
3. |
Словарная работа |
Частично - поисковый |
2 мин. |
4. |
Изучение новой темы: - анализ текста (тема, основная мысль); - индивидуальная самостоятельная работа; - составление плана; - работа в парах по составлению миниатюры – описания зимнего пейзажа |
Практическая работа
Поисковый метод Творческая работа |
1 мин.
5 мин.
2 мин.
3 мин. |
5. |
Рефлексия |
Обобщение и систематизация изученного материала |
2 мин. |
6. |
Домашнее задание |
|
1 мин. |
Оборудование: ИКТ, музыкальное сопровождение «Времена года» П.И.Чайковского, Одинцова В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов М., «Просвещение», 1983, Ожегов С.И. Словарь русского языка М.,; Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2016., рабочие карты, репродукции картин разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), фотографии зимних пейзажей родного края.
Оформление доски: Шестнадцатое декабря.
«Край родной!»
Подготовка к сочинению – описанию природы.
пейзаж
пейзажный – прил.
пейзажист – сущ.
учитель |
ученик |
1. Организационный момент |
|
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Снег, словно белое одеяло, укрыло землю. Кажется, что все в природе замерло в ожидании Нового года. Праздника ждем и мы. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке. А урок у нас с вами не совсем обычный. Я приглашаю вас в мастерскую художественного слова и поработать над описанием природы. Как вы заметили, мы не будем писать в тетрадях. Перед каждым из вас лежат «Рабочие карты», которые мы и будем заполнять в течение урока. Выполнять задания вы будете как самостоятельно, так и с соседом по парте. У вас может возникнуть вопрос: «Почему мы будем описывать природу? Ведь это так скучно!» Я постараюсь убедить вас в обратном. |
|
2. Литературно – музыкальная композиция |
|
Природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров искусства. Тысячи рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в каждом из них черпали мастера свое вдохновение. Сегодня, как в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», все времена года пришли к нам в гости и ни одни, а в сопровождении удивительной музыки из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года». Зима Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, На встречу северной Авроры Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась; На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче … погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин) Весна На бледно – голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко,- Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В создании минутной силы, В забвении печальной смерти. (О.Э.Мандельштам) Лето В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное … Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное. (Ф.И.Тютчев) Осень Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем – совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. (С.А. Есенин) |
|
3. Словарная работа |
|
Сколько различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы: художественное слово, живопись, музыка. А объединяет их одно слово – «пейзаж». Найдите его в орфографических словарях, и все вместе произнесем его. На какой слог падает ударение в этом слове? Посмотрите внимательно на слово и назовите орфограммы, присутствующие в нем.
Впишите слово ПЕЙЗАЖ в «Рабочую карту». Слово ПЕЙЗАЖ пришло к нам из французского языка и образовано от слова PAUS – страна, местность. Найдите лексическое значение слова в упражнении 276 на 114 странице учебника.
Хорошо. А теперь давайте подберем однокоренные слова и определим, к какой части речи они относятся. Рисунок (какой?) С помощью какой морфемы оно образовано? Как мы назовем художника, который пишет пейзажи? С помощью какой морфемы оно образовано? Итак, мы раскрыли «секреты» слова ПЕЙЗАЖ. |
Работа со словарем. ПЕЙЗАЖ На второй
Е – безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением; Ж – оглушение согласной на конце слова, проверочное слово ПЕЙЗАЖА
Запись слова «пейзаж» в «рабочую карту»
Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и т.д.) и местности – сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события.
Пейзажный – имя прилагательное С помощью суффикса –Н-
Пейзажист – имя существительное
С помощью суффикса –ИСТ- |
Изучение новой темы |
|
Давайте познакомимся с зимним пейзажем из упражнения 277 .
Какова тема этого текста? С какой целью автор создал этот пейзаж?
Давайте посмотрим, как создается описание неповторимой красоты зимнего пейзажа. Снега – какие? Небо? Краски? Свет? Как называются эти яркие образные определения? Какие еще художественные средства вы нашли в тексте?
Как вы понимаете слово «венцы»? Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
Спасибо. Теперь давайте посмотрим, какие необычные предложения использует И.Бунин в своем пейзаже.
Давайте сделаем вывод: какие художественные средства использует автор для создания зимнего пейзажа? |
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают только у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом. (По И. Бунину) Тема текста – утро в зимнем лесу. Автор создал этот пейзаж, чтобы показать неповторимую красоту зимнего леса.
Глубокие, свежие Удивительно свежее, огромное, глубокое Яркие, радостные Золотистый, солнечный Это эпитеты.
Олицетворения: солнечный свет играет; сосны замерли. Метафору – зеленые венцы сосен Венцы – слово многозначное. В одном из толкований читаем: «Венец – драгоценный головной убор, корона, как символ власти монарха»
Восклицательное предложение: «Какое великолепие и спокойствие!» и нераспространенное предложение: «Утро.»
Для создания зимнего пейзажа автор использует эпитеты, олицетворения метафоры, а также нераспространенные и восклицательные предложения. |
Самостоятельная работа |
|
Давайте потренируемся в использовании этих художественных средств. Опишите сегодняшнее утро, используя эти художественные средства, по схеме:
Посмотрим, какие пейзажи у вас получились. (Зачитывается 1-2 миниатюры) |
Работа детей в «рабочей карте» по заданию педагога.
Утро. Удивительное, сказочное, белоснежное. Снежное одеяло. Какое великолепие и спокойствие! |
Физкультминутка. |
|
Замечательные пейзажи! А теперь давайте немножко отдохнем. Сядьте прямо. Наклоняемся вперед, затем запрокидываем голову назад (повторить 5 раз). Сели ровно, глазами следим за движением снежинки. |
Выполнение упражнения
|
Составление плана |
|
Итак, продолжаем работу. Тексты описания природы, как и любой другой текст, имеют свою композицию. Как у любого сочинения или рассказа, обязательно должна быть вводная часть. В данном случае это может быть название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения, а может включать в себя целый абзац. Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем на что – то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся из – под снега. Сочинение можно закончить описанием настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной. Перед вами еще один зимний пейзаж. Давайте прочитаем его.
Назовите номер предложения, соответствующего вводной части. Укажите номер предложения, соответствующего общему описанию. Частному описанию соответствуют … Какое предложение соответствует заключительной части? |
Чтение отрывка
1. Настала зима. 2. Красив лес в снегу! 3 Жалкий кустик напоминает тут с силой вырвавшийся из – под запорошенной земли взрыв. 4 Куча полусгнившего хвороста похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана. 5. Еловые лапы – если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. 6. Все необычно, с роскошью до безрассудства, со щедростью через край. 1.
2.
3,4,5 предложения.
6. |
Работа в парах. |
|
А сейчас творческая работа. Перед вами зимние пейзажи нашего родного Барышского края. Внимательно рассмотрите их и, работая в парах, напишите общее и частные описания (3-4 предложения). Помощником в этой сложной работе вам будет удивительная музыка из пьесы П.И. Чайковского «Декабрь. На тройке». Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать. |
1. Декабрь. Маленькие елочки столпились на опушке, как ребятишки в детском саду. Матушка – зима заботливо укутала их в белоснежные шубки. Елочки замерли, боясь потерять этот праздничный наряд. 2. Красив лес в снегу! Еловая лапа наклонилась к земле под тяжестью снега. Кажется, что она укрывает от нас удивительные тайны зимнего леса. 3. Пришла зима в лес. Кажется, что сосны – великаны, припорошенные снегом, хотят оторваться от спящей земли и улететь куда – то в белое небо. Везде сказка, везде тайна, везде чудо. Только надо уметь его видеть. |
Рефлексия |
|
Молодцы. А теперь давайте подведем итог нашему уроку. Для чего писатели и поэты включают в свои произведения описания природы?
Для чего при описании природы необходимо использовать различные художественно – изобразительные средства выразительности?
Поднимите руки те, для кого ответы на эти вопросы не вызвали затруднения. Какой материал на уроке показался наиболее сложным? |
Писатели и поэты включают в свои произведения описания природы, чтобы привлечь наше внимание к пейзажам нашей Родины в разные времена года. При описании природы необходимо использовать художественно – изобразительные средства выразительности, чтобы ярче, красочнее описать природу.
Наиболее сложной была работа по созданию миниатюр. |
Домашнее задание |
|
В таком случае домашнее задание будет следующим. Те, кто хорошо усвоил материал сегодняшнего урока, выполняет упражнение 280, где нужно написать сочинение – описание сегодняшнего утра, можно пользоваться теми материалами, которые мы собрали в течение урока. Хорошо будет, если вы используете цитаты из стихотворений великих поэтов в самом тексте или в качестве эпиграфа. Не стоит забывать также и о средствах живописания речи – их использование в подобном сочинении не просто желательно, а практически обязательный этап. Те, у кого материал урока вызвал затруднения, выписывают художественные средства выразительности из упражнения 279.
Большое спасибо за урок. Хочется особенно выделить работу следующих учеников … До свидания. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.