Разработка урока по русскому языку в 4 классе «Повторение по теме «Склонение имён существительных»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок обобщения материала по теме "Склонение имён существительных"
Иконка файла материала Конспект.docx

Разработка урока

по русскому языку в 4 классе

«Повторение по теме

«Склонение имён существительных»

Учитель: Черепанова С.К.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: совершенствовать умения определять типы склонений в начальной форме и в косвенных падежах. Обобщить знания о склонениях имен существительных.

Задачи: способствовать формированию мыслительных операций анализа и синтеза, внимания, слуха, памяти.  Способствовать формированию трудолюбия, аккуратности, умения работать в парах и самостоятельно.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: тетради, тексты для индивидуальной и групповой работы, проектор, словарь.

 

Ход урока:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Поприветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Все за парты дружно сели

На меня все посмотрели,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтоб её послушали вы,
Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты.

1) Постановка проблемной ситуации.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником через мессенджеры отправляют, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Слайд

Впрочем, дома кое-кто жил.

На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?

(Примерные ответы детей)

- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?

(Ответы детей)

- Скажите, где можно посмотреть толкование слова? Давайте найдём значение слова в словаре.

- Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

И сегодня на минутке чистописания мы с вами пропишем слово «СЕМЬЯ»

- Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Записываем дату – Двадцать первое ноября. Классная работа. Пропишите минутку чистописания.

- Все мы любим слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Поэтому 2024 год объявлен годом семьи. Слайд

- Я предлагаю Кузю пригласить сегодня в нашу классную семью и показать, чему вы научились за последние несколько дней.

- Итак, кто может сказать, что мы узнали, чему научились за эту неделю. Назовите тему нашего урока и его цель.

(на экран выходит слайд )

- Верно. Сегодня изученный материал мы повторяем,

Полученные знания по теме «Склонение» закрепляем.

- В классе есть три карточки со словами, найдите их. Почему я выбрала именно эти слова?

(Ответы детей + работа с орфограммами)

- Запишите данные слова через запятую, определите склонение. А теперь я вас попрошу рассказать Кузе, почему вы так решили.

Слайд

- Много интересной и важной информации хранится в наших учебниках, откройте с. 100, упр. 177. Прочитайте. Определите главную мысль стихотворения. (Любовь и тепло семьи – это главная опора в нашей жизни).

- Запишите имена существительные в единственном числе через запятую, определите склонение. Если слово отвечает на вопросы косвенных падежей, как определить склонение? (Поставить в начальную форму, по роду и окончанию определить склонение).

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность определения склонения.  (взаимопроверка по образцу, выставление отметок).

- Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

- Сейчас давайте покажем Кузе, как мы научились выполнять фонетический разбор. Какое слово возьмём? (Любовь, один у доски)

- Вот разбор мы написали,

Но наши пальчики устали,

Сейчас немного отдохнём,

Работать дальше мы начнём. (пальчиковая гимнастика «Семья»)

- Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши!

- В народе говорят: "При солнышке тепло, при матери добро". Как вы понимаете эту пословицу?

- И именно мама для каждого из нас – самый родной, самый дорогой человек, сердце которого нужно беречь. Рома нам сейчас это докажет. (стихотворение под музыку)

 (слайд №5)

- Назовите качества счастливой семьи (ответы детей).

- Сейчас мы поделимся на группы по 4-5 человек и покажем нашим гостям, как мы дружно и слаженно работаем в группах. Ваша задача распределить слова в три столбика в зависимости от склонения. Чья команда закончит выполнение задания первой, получит право выбрать д/з.

(Групповая работа)

- Ребята, Кузя мне сказал, что вы действительно работали как дружная семья, молодцы.

- Ещё домовёнок говорит, что в старые и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

- Вспомните, в какой сказке внучка не забывала о бабушке и носила ей пирожки.

- Предлагаю отправиться на прогулку вместе с Красной Шапочкой.

- Но что же тут произошло? От злобы и зависти Серого волка всё стало чёрно-белым. Давайте своей добротой, любовью и вашими, конечно же, знаниями раскрасим сказочный мир (работа с тренажёром).

- Молодцы, ребята, справились с последним заданием.

- Скажите, что мы сегодня делали на уроке, что вспоминали, что отрабатывали?

- На партах у вас лежат сердечки красного и синего цвета, покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было всё понятно, было интересно, ваше сердце горячее как алое пламя, то поднимите красное сердечко, а если же вы затруднялись при выполнении заданий, вы не удовлетворены своей работой, и ваше сердце стало ледяным как лёд, то покажите синее.

- Скажите, ребята, что самое важное в семье?

- Как нужно относиться к маме и папе, сестрам и братьям, бабушкам и дедушкам? Почему важно друг о друге заботиться?

- Но нужно не забывать заботиться и о себе, своём развитии, поэтому, чтобы не забыть пройденный материал, его необходимо закрепить.

Домашнее задание по выбору:

1)        упр. 179, списать, подписать падеж и склонение имён сущ. + синтаксический разбор;

2)        работа с карточкой-раскраской.

 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

А знания точно уж вам пригодились.

И Кузя остался доволен работой,

У нас остается с великой охотой.

Ведь дружно, усердно работали вы,

Получайте отметки за старанья свои!


 

Скачано с www.znanio.ru