Разработка урока
по русскому языку в 4 классе
«Повторение по теме
«Склонение имён существительных»
Учитель: Черепанова С.К.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: совершенствовать умения определять типы склонений в начальной форме и в косвенных падежах. Обобщить знания о склонениях имен существительных.
Задачи: способствовать формированию мыслительных операций анализа и синтеза, внимания, слуха, памяти. Способствовать формированию трудолюбия, аккуратности, умения работать в парах и самостоятельно.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: тетради, тексты для индивидуальной и групповой работы, проектор, словарь.
Ход урока:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Поприветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Все за парты дружно сели
На меня все посмотрели,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтоб
её послушали вы,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
1) Постановка проблемной ситуации.
- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником через мессенджеры отправляют, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.
Слайд
Впрочем, дома кое-кто жил.
На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!
Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.
- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?
(Примерные ответы детей)
- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?
(Ответы детей)
- Скажите, где можно посмотреть толкование слова? Давайте найдём значение слова в словаре.
- Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
И сегодня на минутке чистописания мы с вами пропишем слово «СЕМЬЯ»
- Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Записываем дату – Двадцать первое ноября. Классная работа. Пропишите минутку чистописания.
- Все мы любим слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Поэтому 2024 год объявлен годом семьи. Слайд
- Я предлагаю Кузю пригласить сегодня в нашу классную семью и показать, чему вы научились за последние несколько дней.
- Итак, кто может сказать, что мы узнали, чему научились за эту неделю. Назовите тему нашего урока и его цель.
(на экран выходит слайд )
- Верно. Сегодня изученный материал мы повторяем,
Полученные знания по теме «Склонение» закрепляем.
- В классе есть три карточки со словами, найдите их. Почему я выбрала именно эти слова?
(Ответы детей + работа с орфограммами)
- Запишите данные слова через запятую, определите склонение. А теперь я вас попрошу рассказать Кузе, почему вы так решили.
Слайд
- Много интересной и важной информации хранится в наших учебниках, откройте с. 100, упр. 177. Прочитайте. Определите главную мысль стихотворения. (Любовь и тепло семьи – это главная опора в нашей жизни).
- Запишите имена существительные в единственном числе через запятую, определите склонение. Если слово отвечает на вопросы косвенных падежей, как определить склонение? (Поставить в начальную форму, по роду и окончанию определить склонение).
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность определения склонения. (взаимопроверка по образцу, выставление отметок).
- Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И
цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!
- Сейчас давайте покажем Кузе, как мы научились выполнять фонетический разбор. Какое слово возьмём? (Любовь, один у доски)
- Вот разбор мы написали,
Но наши пальчики устали,
Сейчас немного отдохнём,
Работать дальше мы начнём. (пальчиковая гимнастика «Семья»)
- Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши!
- В народе говорят: "При солнышке тепло, при матери добро". Как вы понимаете эту пословицу?
- И именно мама для каждого из нас – самый родной, самый дорогой человек, сердце которого нужно беречь. Рома нам сейчас это докажет. (стихотворение под музыку)
(слайд №5)
- Назовите качества счастливой семьи (ответы детей).
- Сейчас мы поделимся на группы по 4-5 человек и покажем нашим гостям, как мы дружно и слаженно работаем в группах. Ваша задача распределить слова в три столбика в зависимости от склонения. Чья команда закончит выполнение задания первой, получит право выбрать д/з.
(Групповая работа)
- Ребята, Кузя мне сказал, что вы действительно работали как дружная семья, молодцы.
- Ещё домовёнок говорит, что в старые и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
- Вспомните, в какой сказке внучка не забывала о бабушке и носила ей пирожки.
- Предлагаю отправиться на прогулку вместе с Красной Шапочкой.
- Но что же тут произошло? От злобы и зависти Серого волка всё стало чёрно-белым. Давайте своей добротой, любовью и вашими, конечно же, знаниями раскрасим сказочный мир (работа с тренажёром).
- Молодцы, ребята, справились с последним заданием.
- Скажите, что мы сегодня делали на уроке, что вспоминали, что отрабатывали?
- На партах у вас лежат сердечки красного и синего цвета, покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было всё понятно, было интересно, ваше сердце горячее как алое пламя, то поднимите красное сердечко, а если же вы затруднялись при выполнении заданий, вы не удовлетворены своей работой, и ваше сердце стало ледяным как лёд, то покажите синее.
- Скажите, ребята, что самое важное в семье?
- Как нужно относиться к маме и папе, сестрам и братьям, бабушкам и дедушкам? Почему важно друг о друге заботиться?
- Но нужно не забывать заботиться и о себе, своём развитии, поэтому, чтобы не забыть пройденный материал, его необходимо закрепить.
Домашнее задание по выбору:
1) упр. 179, списать, подписать падеж и склонение имён сущ. + синтаксический разбор;
2) работа с карточкой-раскраской.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
А знания точно уж вам пригодились.
И Кузя остался доволен работой,
У нас остается с великой охотой.
Ведь дружно, усердно работали вы,
Получайте отметки за старанья свои!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.