Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Оценка 4.6

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
31.05.2020
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Разработка урока
ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx

 

 

 

 

 

            Открытый урок

                             по русскому языку,

   проведённый в 5 классе МБОУ Колушкинской СОШ

             в рамках районного семинара

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                        учителем Галуновой Н. А.

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:

Урок: русский язык (5 класс)

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели: 1) предметная: повторить, обобщить и систематизировать изученный в 5 классе материал по теме «Имя прилагательное  как часть речи», а именно: знания учащихся о прилагательном как части речи; совершенствовать умения находить изученную часть речи в тексте, определять морфологические и синтаксические признаки имён прилагательных, обосновывать правильность выбора орфограммы при написаниислов, использовать прилагательные в речи.

2)    метапредметная: развивать коммуникативные умения, логическое мышление, внимание, память, творческие способности учащихся.

3)    личностная: воспитывать любовь к родной природе, родному языку, взаимопомощь.

4) здоровьесберегающая: создать условия для  повторения, обобщения и систематизации изученного  в 5 классе материала по теме «Имя прилагательное  как часть речи». Цель урока:

1. Обучающая: дать понятие об имени прилагательном как часть речи; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить на роль прилагательных в речи.

2. Развивающая: развивать  речь, внимание, коммуникативные навыки  через работу в группах, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывающая: воспитывать чувства прекрасного, бережное отношение к слову, прививать интерес к русскому языку.

Цели, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ: повторить общие сведения о; условия выбора орфограммы при написании; учиться правильно употреблять прилагательные в речи.

       1. Организация класса.

     Слово учителя:

- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Удачи желаю я Вам!

- Итак, сейчас у нас урок русского языка

-Давайте поприветствуем друг друга!

Проговариваю:

Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым, и доброе утро длится до вечера!

Беседа-мотивация:

- Ребята, приятно ли вам слышать слова «Доброе утро»? А о себе - хорошие слова?

- Подарите сами себе комплименты. Какая? (Какой) я?

(внимательный, трудолюбивый, добрый, весёлый, дружелюбный)

-Подарите комплимент своему (своей) соседу (соседке) по парте

(красивый, добродушный, надёжный, верный, усидчивый)

-На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Что обозначают эти слова? (признак предмета)

-Как называется эта часть речи? (имя прилагательное)

- Ребята, а кто скажет, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

   (Открывается тема: « Имя прилагательное как часть речи»).

- А давайте вместе сформулируем цели нашего урока.

- Скажите, пожалуйста, что мы должны будем повторить на сегодняшнем уроке?

- Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали цели этого урока

( открываются цели, озвучиваются детьми).

-Запишите в тетрадях число и тему нашего урока.

- Сегодня у нас необычный урок.

-Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу страны Прилагательных, в город Цветоград.

- Итак, в путь!

3. Актуализация полученных знаний.

- Сначала мы посетим драматический театр, где посмотрим небольшой отрывок из комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”, с которой более подробно будем знакомиться в 9 кл. Обратите внимание, как главный герой Митрофанушка объясняет, что такое прилагательное.

- (Просмотр кадров). Согласны ли вы с ответом Митрофанушки? Давайте исправим его ответ и скажем, что же такое имя прилагательное.

- Чем поучителен этот эпизод?  (чтобы не выглядеть смешным, надо учиться и знать правила)

- Правильно, ребята! И чтобы не быть похожим на Митрофана, нам сегодня на уроке нужно проделать большую работу, для того чтобы выявить:

(слайд)

1.     Общее значение.

2.     Морфологические признаки.

3.     Синтаксическую роль. (имён прилагательных)

- Для этого я предлагаю вам в путешествии по городу Цветограду сделать остановку, которая называется «Весенняя». Поможет нам в этом запись. Прочитайте её.

 Редактирование текста.

Наступила ……… весна. Всё радуется её приходу.  ……. солнышко посылает на землю свои ……… лучи. На ……. небе появились     …….. облака. Дует ………. ветерок. Кое–где появились проталинки, а на них показались ……подснежники с ……  глазками. Прилетели вестники весны – грачи. Всюду слышен их ……. крик. Весна - это моё …… время года!

- Докажите, что перед вами текст. (Предложения связаны по смыслу и расположены в определённой последовательности. Его можно озаглавить).

- Как бы вы его озаглавили по теме?

     - Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное).

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст. (на слайде)


Долгожданный

Весеннее

тёплый 

ясный

пуш.стый

ласковый

нежный

голубыми

весёлый 

   любимый


Наступила долгожданная весна. Всё радуется её приходу. Весеннее солнышко посылает на землю свои тёплые  лучи. На ясном неб. по.вились пуш.стые обл.ка. Дует ласковый ветерок. Кое–где появились проталинки, а на них показались нежные подснежники с голубыми  глазками. Прилетели вестники весны – грачи. Всюду слышен их весёлый крик. Весна - это моё любимое время года!

- Выразительно прочитайте данный текст. Какое описание обладает большей полнотой? Какой текст вам больше понравился? Почему? 

За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко

представить?  

Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?   

   - Правильно, имена прилагательные украшают нашу речь, делают её богаче,

выразительнее.

- Какова основная мысль текста?

- Определите стиль речи. Докажите.

- Какие средства художественной выразительности использовал автор,

для того чтобы нарисовать картину весеннего леса?

                                          (олицетворения, эпитеты)

- С понятием эпитета мы с вами встречались уже не раз, а кто мне скажет, что такое эпитет? (Яркое образное определение.)

- А знаете ли вы как слово прилагательное звучит в переводе с греческого языка? (слайд)

-Так где же чаще всего используются прилагательные? В текстах какого стиля?

- Выпишите два словосочетания «прилагательное + существительное».  Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

(Какие род, число, падеж у существительного, к которому относится прилагательное, такие род, число, падеж и у прилагательного).

- Как это произошло в нашей речи? Послушайте сказку и ответьте на вопрос: как прилагательные согласуются с существительными?

(инсценируют дети)

- От рождения у нас (Прилагательных) очень покладистые характеры. Мы с удовольствием согласовывались бы с вами, уважаемые Существительные, да вот незадача: нет у нас собственных рода, числа, падежа.

- А что, если вы дадите их нам, ну хотя бы на время, -

- Хорошо, мы вам одолжим свои формы.

Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

- Вместе – служба, вместе – дружба.

- Что вы узнали из сказки?  Следовательно, в нашей речи род, число и падеж имен прилагательных определяются по формам существительных, с которыми они связаны.

     Физминутка (релаксация, сидя за партами)

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Март».

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что вы гуляете по весеннему лесу. Вы вдыхаете его запахи, прислушиваетесь к звукам леса. А теперь откройте глаза, встаньте, потянитесь, выпрямитесь и снова будьте свежи и полны бодрости.

- Вы, наверное, заметили, что в одном из предложений текста капельки весеннего дождя смыли некоторые буквы.

- Давайте попробуем восстановить их, записав  это предложение в тетради.

              Игра «Кто быстрее, кто правильнее».

     - Представитель от 1-го ряда объясняет орфограммы;

        2-й ряд: характеристика предложения;

        3-й ряд: подчеркнуть второстепенные члены предложения;

- Какими членами предложения являются здесь прилагательные?

-Какие орфографические правила повторили?    

   - На этом мы покидаем остановку «Весенняя».

- Следующая остановка в нашем городе называется «Визитная карточка».

- Вам нужно будет вспомнить всё, что мы повторили о прилагательном и  подготовить сообщение об этой части речи по плану на доске. Это и будет визитная карточка столицы страны Прилагательных.

Вставьте нужные слова на месте пропусков и приведите примеры: (устно по слайду)

Имя прилагательное – это ___________________ часть речи, которая обозначает  _______________________и изменяется по ___________, _________, _____________. В предложении прилагательные   чаще всего бывают________________.

(1 уч-ся представит нам её, озучив таблицу и приводя примеры)  

- Молодцы, ребята!

- Давайте откроем стр. 85 учебника, прочитаем правило  и  сделаем вывод, всё ли рассказала… об имени прилагательном.

 - А теперь оцените ответ вашего товарища.

 - Итак, что же мы повторили о прилагательном, побывав на остановке «Визитная карточка»? (определение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении)

- А как вы усвоили данные правила, мы с вами проверим после того как вы выполните тест.

Тест.

1. Какая часть речи обозначает признак предмета?

1) Имя существительное.

2) Имя прилагательное.

3) Глагол.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...

1) кто? что?

2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделает?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) С именем существительным.

2) С глаголом.

3) С наречием.

4. Как изменяется имя прилагательное?

1) По родам.

2) По лицам

3) По числам.

4) По падежам.

5. Укажите ряд, в котором все слова являются именами прилагательными.

1) замечаешь 4) рукоятка 7) сказуемое

2) оранжевый 5) великолепный 8) большой

3) насекомое 6) подлежащее 9) смолистый

(Тесты сдаются, я проверяю во время самостоятельной работы)

4. И, наконец, наша последняя остановка в сказочном городе называется «Творческая».

- Путешествуя по городу, мы побывали в весеннем лесу и увидели, что писатели используют прилагательные в художественных произведениях. Давайте и мы с вами побываем в роли писателей и составим небольшой текст- описание весенней природы на темы: «Весна пришла», «Краски весеннего леса».

А помогут вам в этом картины замечательных русских художников, которые перекликаются с тем пейзажем, который мы видим за окном.

(подчеркните прилагательные)

    -Мини-сочинение. (карточки-помощники)

- Проверка выполнения задания.  Какие прилагательные использовали?

- Какую же роль в нашей речи играют прилагательные? (они делают её более точной и выразительной)

6. Итог урока.  Итак, ребята, на этом мы покидаем город Цветоград, и подошло время подвести итог нашего урока.

- Что мы повторили, путешествуя по этому необычному  городу?

- Чему учились на уроке?    (обращение к целям)

Д.З. Выполняя д. з., мы продолжим разговор о весенней природе. Я предлагаю вам выполнить  на выбор упр. № 567, где вам будет нужно списать стихотворный текст и обозначить род, число и падеж прилагательных, или упр. №574, где вам нужно будет вставить подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получилось описание пасмурного дня и объяснить условия выбора орфограмм.

-Выставление оценок.    7. Рефлексия.

      - Передайте свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.

 

 

 

 

 

 

 

У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить Город весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно – выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно, возьмите зелёный цветок, а если вам наше путешествие не понравилось – синий цветок.

 

   Достигнуты ли поставленные цели?

– У меня получилось…
– Было интересно…
– Теперь я знаю…

 

Какое настроение у вас останется после нашего сегодняшнего урока?

На уроке я работал …Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Материал урока мне был … Из одноклассников на уроке хорошо работали …- А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят…

 

 

 

 

 

 

 

А теперь давайте посмотрим, как ваш товарищ представит нам «Визитную карточку города Цветограда».

 

                   ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                      Морфологические признаки

 

                       число    род        падеж

                            Синтаксическая роль

               определение   сказуемое                                        

 

-Прослушайте 2 текста и скажите, какой из них выразительнее и интереснее? Почему

                           

 

 

 

 

Карточка-помощница.

Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень.

 

 

Карточка-помощница.

Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень.

 

 

 

Карточка-помощница.

Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень.

 

 

Карточка-помощница.

Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень.

 

 

Карточка-помощница.

Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень.

 

 

Карточка-помощница.

Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень.

 

 

Карточка-помощница.

Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У вас на партах карточки. Соедините разорванные предложения так, чтобы получилось правило, исключите лишнее.

 

Имя прилагательное – это

служебная часть речи   

самостоятельная часть речи  

 отвечает на вопросы    какой? чей?

отвечает на вопросы    что делать? что сделать?

обозначает предмет   

обозначает признак предмета

имена прилагательные изменяются по родам (в единственном числе), числам, падежам

имена прилагательные изменяются по числам и падежам

могут иметь полную и краткую форму

могут иметь только полную форму

 в предложении является определением     сказуемым

 

 

Посмотрите эпизод из спектакля «Недоросль» по одноименной комедии Фонвизина. (просмотр кадров). Чем поучителен этот эпизод? Согласны ли вы с Митрофанушкой?

 

Как вы думаете, почему эти слова называются прилагательными? К чему они прилагаются? (Прилагаются к существительному для обозначения его свойств или качеств).

Как это происходит в нашей речи? Послушайте сказку и ответьте на вопрос: как прилагательные согласуются с существительными?

От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители.И они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Что вы узнали из сказки?

Следовательно, в нашей речи имена прилагательные принимают на себя род и число имени существительного, с которым связаны. А сейчас следующая задача – научиться устанавливать связь прилагательных и существительных в тексте.

 

Не случайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

 

-Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные.

(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Краски весеннего леса.

 

Весна пришла.

 

 

 

Домашнее

задание:

упр. № 457 или

упр. № 461.

 

 


 

 


 

Открытый урок по русскому языку, проведённый в 5 классе

Открытый урок по русскому языку, проведённый в 5 классе

Дата: Урок: русский язык (5 класс)

Дата: Урок: русский язык (5 класс)

Ребята, а кто скажет, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (

Ребята, а кто скажет, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (

Наступила долгожданная весна.

Наступила долгожданная весна.

Существительные были очень рады своим новым друзьям

Существительные были очень рады своим новым друзьям

Имя существительное. 2) Имя прилагательное

Имя существительное. 2) Имя прилагательное

У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить

У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить

Карточка-помощница. Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень

Карточка-помощница. Высокое небо, птичьи голоса, нежные клейкие листочки, весенние первоцветы, зелёный наряд, нежная зелень

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

У вас на партах карточки. Соедините разорванные предложения так, чтобы получилось правило, исключите лишнее

У вас на партах карточки. Соедините разорванные предложения так, чтобы получилось правило, исключите лишнее

Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас,

Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас,

Краски весеннего леса. Весна пришла

Краски весеннего леса. Весна пришла

Домашнее задание:

Домашнее задание:

упр. № 457 или упр. № 461.

упр. № 457 или упр. № 461.

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020