Разработка урока "Правописание большой буквы в именах собственных"

  • docx
  • 17.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Правописание большой буквы.docx

Урок русского языка на тему:

«Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному:

 с большой и маленькой буквы?»

ЦЕЛЬ:  на практическом материале подвести учеников к  понятию «имена собственные» , к их написанию с заглавной буквы.

ЗАДАЧИ:

1)       Учиться писать слова с заглавной буквы

2)      Учиться различать случаи: Когда использовать заглавную букву, а когда строчную.

3)      Развивать каллиграфические навыки написания заглавных букв.

4)      Учиться работать в парах.

5)      Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка, расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей, исследовательских умений.

6)      Воспитание познавательного интереса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ЛИЧНОСТНЫЕ-

Формирование положительного отношения к учёбе, своим знаниям, развитие творческого воображения

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ-

Регулятивные  УУД: организация учащимися своей учебной деятельности, планирование, контроль, самоконтроль  процесса и результатов  учебной  деятельности.

Познавательные  УУД:  умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные УУД:  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь работать  в парах, оказывать взаимопомощь.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Закрепить знания детей о правописании большой буквы в именах собственных

 

 

 

ХОД  УРОКА

1)     Организационный момент:  ЭТАП МОТИВАЦИИ

А теперь проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Всели правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2)     Постановка темы и цели урока:

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше всех букв – подруг

Смотрят с почтением буквы подруги

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

 букве поручено важное дело

Ставится буква у строчки в начале

Чтобы начало все замечали

Имя, фамилия пишутся с ней,

Чтобы заметней им быть и видней

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк

В букве большой уважения знак!

            -Назови тему урока (Заглавная буква)

            -А какая цель нашего урока?  (Когда пишем заглавную букву)

 

3)     Минутка чистописания 

  ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

-Какой одинаковый  звук  в словах  Галина, Григорий ,город, гриб.

- Какой это звук?  (согл., звонкий, парный)

-Какой буквой он обозначается?

Сегодня мы будем красиво писать букву «Гг»

Г- стоит как великан,

Буква Г подъёмный кран.

 

Прочитайте это предложение

Юрий Алексеевич Гагарин-первый космонавт.

-Кто этот человек?

-Почему эти слова написаны с большой буквы?

4) Словарная работа

(Угадай  загадки, напиши отгадки столбиком, дай кличку каждому животному)

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков

зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.

воробей

Кеша

Серовата, воровата, крикунья  хриповата известная персона. Кто это?.....

ворона

Варя

Вертится, стрекочет. Весь день хлопочет.

сорока

Сеня

Летом ходит без дороги между сосен и берёз

А зимой он спит  в берлоге, от мороза прячет нос.

медведь

Миша

Рыжая хозяйка по лесу прошла,

Всех кур пересчитала, с собою унесла

лиса

Лиза

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода – кора.

заяц

Петя

 

(Взаимопроверка) устно образуй от названий животных фамилии: Ворбьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын,Зайцев.

-Как напишешь эти фамилии?

5)    ЭТАП Выявление места и причины затруднени

Прибежали в город  Львов

Двадцать пять весёлых львов

-Какие слова звучат одинаково, а пишутся по разному?

-Знаете ли вы ещё такие слова?

-А что бы вы хотели узнать про эти слова?

6) Наблюдение     Этап   построение проекта выхода из затруднения

Упр. 34, стр 31

Затруднение:   -Какую букву надо написать?

                                    -Что для этого надо вспомнить?

7)  ЭТАП ПЕРВИЧНОГОЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

Работа в парах

-Подумай, когда мы пишем заглавную букву, а когда строчную?

Исправь ошибки. Объясни.

Запиши своё исправленное предложение.

хороши груши в корзине у груши

у моей подружки розы замечательные розы

вася скворцов сделал домик для скворцов

пёс рыжик нашёл гриб рыжик

наша поля пришла с поля

улетел орёл за город орёл

 

8.    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (разноуровневые задания)

 

1)      Соедини линиями

Зелёный

Огонёк

Коза

белка

Плюшевый

Мишка

Конь

огонёк

Пушистая

Белка

Друг

мишка

Белый

Пушок

Попугай

петрушка

Щенок

Снежок

кот

пушок

зелёная

Петрушка

первый

снежок

 

2)     Придумай и запиши своё предложение со словами, которые звучат одинаково, а пишутся по разному: или с большой, или с маленькой буквы.

Напиши своё имя, фамилию, название своего города.

9) Этап рефлексии

- Что интересного вы узнали7

_ Чем запомнился сегодняшний урок?

(----------я узнал,  открыл для себя…..

----------я научился, смог……

----------я могу похвалить себя и своих одноклассников за…..)