Разработка урока. Русский язык. Виды придаточных предложений.
Оценка 4.7

Разработка урока. Русский язык. Виды придаточных предложений.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—11 кл
15.06.2022
Разработка урока. Русский язык. Виды придаточных предложений.
Урок русского языка. Виды придаточных. 9 класс
Методическая разработка урока. Русский язык. 9 класс. Виды придаточных..docx

Открытый урок. Русский язык.

9 класс

Тема урока: 

Основные группы сложноподчинённых предложений по значению и союзам.

Цели урока:

образовательная:

- познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;

развивающая:

- развить коммуникативную компетентность (письменная и устная речь), орфографические и пунктуационные навыки.

воспитательные:

- воспитывать ответственность за свои поступки, активную жизненную позицию.

Задачи:

научить находить слово, к которому относится придаточное предложение;

правильно задавать вопрос ;

правильно расставлять знаки препинания;

составлять схемы;

Планируемые результаты урока:

Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Ориентируются в своей системе знаний.

Находят способ представления информации.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: 

Ориентироваться в тексте ;

Строить устное речевое высказывание;

Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;

Определять чувства, мысли, переживания;

Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: 

Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Способствовать проявлению познавательной инициативы.

Коммуникативные: 

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создать условия для совместного решения учебной задачи.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе. В паре: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

Регулятивные:

Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать тему, цель на уроке;

Проговаривать предполагаемые действия на уроке;

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

 Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задания:

1) Выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами

Зажать - зажимать, начать – начинать, понять – понимать, престарелый - причудливый, возыметь - взимать, чересчур – чрезвычайный, приврать – прервать.

Дополнительное задание: составить 10 предложений. П. Понятие об основных группах СПП

1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив
соответствующие вопросы:

  1. Сердце предчувствовало (что?) недоброе. ( Дополнение.)
  2. (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение.)
  3. Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
    (Обстоятельство.)

2. Подберем к данным предложениям синтаксические синонимы - перестроим
предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:

  1. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
  2. Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
  3. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:

  1. Предчувствовало (что?)
  2. Дом (какой?)
  3. Добрались (когда?)

4. Сравним простые и сложноподчиненные предложения и сделаем выводы:

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами
    предложения.
  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем
    группам второстепенных членов: дополнениям, определениям,
    обстоятельствам.

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

- Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (По вопросу.)

Точно так же мы определим, к какой группе относится придаточное предложение. Главное - задать правильно вопрос. Начнем с придаточных определительных. Запишем предложения, поставив к придаточным вопросы:

  1. Я ехал берегом озера (какого?), из которого вытекала река.
  2. Песня (какая?), которую поют дети, звучит оптимистично  жизнеутверждающе.
  3. Отдаленный гул проник в ущелье (какое?), где ехали путники.

4. Метели (какие?), что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

 

  • К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном
    предложении ставится вопрос к придаточному? (Придаточные относятся к
    существительным в главном предложении, от них ставится вопрос.)
  • Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?
    ( С помощью союзных слов который, куда, что, где.)

Рассмотрим отдельно, вне контекста слова который, куда, что, где.

-С какими членами предложения могут быть связаны эти слова? (Который- с

определением, что с подлежащим или дополнением, куда, где- с

обстоятельством.)

Обратим внимание, что для определения вида придаточного предложения необходим контекст, необходимо поставить вопрос, который и подскажет правильный ответ. Не столь важно, какими именно союзными словами прикрепляется придаточное. Главное — на какой вопрос оно отвечает.

III. Работа с учебником

1. Прочитаем теоретический материал .
Что нового вы узнали из статьи учебника?

(1. Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.

  1. Придаточные определительные всегда стоят после определяемого
    существительного.
  2. Местоименно-определительные придаточные относятся к местоимениям в
    значении существительных (тот, каждый, весь и т.д.) и могут стоять как
    после, так идо определяемого слова.
  3. Для примера преобразуем СПП 1 с
    придаточным определительным с СПП с местоименно-определительным:

4. Грош цена тому (какому? кому именно?), кто не может сломить дурной привычки.)

Самостоятельное выполнение упражнений.

IV. Словарная работа.

Записать в словарик слова в рамках : активный, деятельный, идеология, идеологический. Придумать сложноподчиненные предложения с этими словами.

V. Конструирование предложений

1. Составим сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
и местоименно-определительными, соответствующие схемам:

1) Улицы, где…

2) Обед, во время которого…

3)...тот, кому....

4) …год, в который…

2. Подберем примеры к таблице, внесем их в тетрадь.

VI. Домашнее задание

Расставьте знаки препинания

     Топонимика составная часть учения об именах собственных которые даются не только людям но и географическим точкам. Когда связывают с вещью или явлением какое-нибудь слово люди закладывают эту вещь или это явление в копилку вечной памяти. Сегодня есть превосходные топонимические словари объясняющие откуда взялось то или иное имя.

     Шторм который промчался над тропической Атлантикой вошёл в память людей как «ураган». Точно такая же чудовищная буря что случилась в тихом океане была названа «тайфун».

     Крошечный пустынный островок возле Антарктики назвали Остров императора Петра Первого так как это название указывает на первооткрывателей острова. Небольшой городок на реке Свири которая соединяет Онежское озеро с ладожским назвали Лодейным Полем. Здесь Пётр Первый избрал место где строили ладьи а по-старорусски «лодии». Этот царь когда создавал новые поселения любил окрещивать их «на чужой манер». Он называл города и посёлки нерусскими именами так что свою новую столицу он назвал не Петровском а Санкт-Петербургом.

     Однако когда мы пытаемся понять смысл названий самых старых городов России то далеко не всегда можем сделать это. Если не требуют комментариев названия городов иваново Владимир Ярославль то мало понятны имена Москва Суздаль Галич Углич. Хотя разгадка этих имён является исторической тайной она могла бы принести большую пользу. Ясное наименование хранит память о прошлом словно оно всматривается в прожитое.

 

VII. Итог урока.


 

Открытый урок. Русский язык. 9 класс

Открытый урок. Русский язык. 9 класс

Познавательные: Ориентироваться в тексте ;

Познавательные: Ориентироваться в тексте ;

I. Лингвистическая разминка

I. Лингвистическая разминка

Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам

Три основных группы придаточных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам

Главное — на какой вопрос оно отвечает

Главное — на какой вопрос оно отвечает

Подберем примеры к таблице, внесем их в тетрадь

Подберем примеры к таблице, внесем их в тетрадь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2022