Разработка урока русского языка "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Оценка 5

Разработка урока русского языка "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
28.01.2022
Разработка урока русского языка "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
В данной разработке дан материал для обучающихся 4 класса об однородных членах предложения
однородные члены предложения.doc

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них».

Урок русского языка в 4 классе. Автор Кортикова В.В.

Цели:

·         Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них. 

·         Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

·         Воспитательная.  Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи.

Оборудование:

·         Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены предложения».

·         Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

·         Индивидуальная карта  учёта знаний  и умений. 

1.Самоопределение к деятельности.

-  Сегодня мы снова с Глазастиком отправимся на остров Синтаксиса изучающий предложения. По маршруту, заполняя карточку личного контроля.

- Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса. (наука о законах соединения слов и о строении предложении)

2. Актуализация знаний.

Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю игру «Верные или неверные утверждения»

Стадия  вызова: игра «Верные или неверные утверждения».    Правила игры:

1.      У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2.      Я вам читаю утверждения, вы обсуждаете  в парах.

3.      Если вы считайте верное утверждение, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если трудно ответить, то обведите в кружочек О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

1) Предложение- это набор слов. (-)

2)  Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+)

3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+)

4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+)

5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-)

6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое,  а больше. Не одно дополнение, определение или обстоятельство, а больше. (+)

7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём….. сказуемым. (+)

8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-)

9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-)

10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-)

- Какие  вопросы  у Вас вызвали затруднения?

- На эти вопросы вы найдёте ответы на  уроке. В конце урока мы ещё вернёмся к этой таблице.

- Может кто-то догадался какая тема нашего урока?

 Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения».

- А как вы думаете,  что нам необходимо знать  об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?

Что надо знать (Признаки однородных членов предложения).

Что надо уметь (- находить в тексте однородные члены предложения,  употреблять в соей речи)     СЛАЙД

- Обратите внимание на слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  А получится это у нас или нет, мы узнаем,  в конце урока.

3. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения.
Стадия осмысления

-Ребята скажите, пожалуйста, что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?

 - Мудрейкин хочет вам тоже рассказать одну историю.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Мишей. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (… Слайд №    . Чтение текста)

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

 

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых,

 

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

                       (М. Исаковский)

4.Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
 -  Понравилось ли вам это стихотворение замечательного  поэта Михаила Исаковского? Чем?

-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях)

Ø   Взгляните на это стихотворение  глазами лингвиста и во время чтения сказки вам это стихотворение пригодится. Читая  необходимо делать на полях пометки: «V» уже знал; «+» новое; «» думал иначе; «?» не понял, есть вопросы. 

         Я предлагаю вам в ходе чтения  в парах обсудить.

               «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

             

                 «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

 

 

              «»
поставьте «»(минус), на полях, если думали иначе

              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.

 

Ø   Прочитайте  фантастическую повесть из книги «Тайны страны Акитаммарг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шёл однажды Глазастик  в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения»

- Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина.

- Глазастик всё любил выяснять до тонкостей.

- Однородные- это какие? Одного рода?

- Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения.

- Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое

ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ

И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ!

- Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода.

- Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь!

Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются?

- Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями и обычно отвечают на один и тот же вопрос.

- Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик.

- Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова.

(Внимание на стихотворение)

Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому:

- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете?

- Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.

- А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.

- Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветер в том же самом предложении.

- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?

- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и  дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие.

- Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу?

- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга.

   - Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.

- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных.

- Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?

- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.

- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

- Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов. Правда,  интонация бывает всегда, а союзы -  нет.

- Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как  же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные!

- Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении.

 

Вывод по таблице «Инсерт»

- А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд №    ). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Глазастик никак не мог понять почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)
-  Итак, ребята, подумайте и обсудите в паре, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждый выступающий начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Работа со слайдом №  , раскрываем все вопросы.
( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения?)

-Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.

 -Итак, мы с вами успешно прошли  1 этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.

ФИЗМИНУТКА

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
 
Улыбайся и садись

4.  Первичное закрепление с последующей проверкой.

- Продолжаем наше путешествие по острову Синтаксиса с нашими новыми друзьями «Однородными членами предложения». Которые приготовили много различных испытании.

Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания.
                   
Последовательность выполнения задания:

·          Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.

·         Затем в паре обсуждаете и проверяете правильные ответы.

·         И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

- 1)     Выполните задание. Устно обоснуйте свои ответы.

·         Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

·         Выпишите  грамматическую  основу предложения.(Слайд №    )

·         Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

·         На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

·         С какой интонацией они читаются?

·         Как называются подобные члены предложения?

2) Найти и выписать предложение с однородными членами, определить синтаксическую роль. Доказать, что они являются однородными.

·         Зимой солнце светит редко.

  • Птицы  ищут корм.
  • Утром прилетали синицы и клевали пшено.

(один вопрос и относятся к одному слову)

3) стр. 196 Глазастик взял предложение в руки и стал внимательно разглядывать: как оно устроено? Что там внутри? Что же он там увидел? 

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  2  ЭТАП.

4) СТР. 197, упр. 118 (выполняет 1 ряд)

-     Сочинить предложение по этой схеме и записать в тетрадь.

 стр. 197, упр.119 (выполняет 2 ряд)

-     Измени схему всего на один элемент. Сократи или дополни, или замени какой-то элемент. Начерти схему.

стр. 197, упр. 120 (выполняет 3 ряд)

- Перепиши 2пары предложении. Начерти схему каждого предложения. В чём разница внутри каждой пары?

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  3  ЭТАПа

Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль..
-    Глазастик предлагает вам познакомиться с текстом. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?»  Чтение про себя. (Слайд №    )

1) Серёжа мечтает стать орнитологом. Это значит, что он собирается изучать птиц. Он и сейчас уже знает о них много интересного.(орнитология-раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение)

2) Однажды мы стали расспраш_вать его о сн_гирях, глухарях, дятлах, филинах и совах. Серёжа р_ссказал нам о п-вадках этих птиц, об их друз_ях и  вр_гах.

3) Я узнал. Что совы – ночные птицы, что дятлы приносят много пользы, что скворца можно научить говорить. Вот только не успел спросить, отчего снегирей называют снегирями, а глухарей – глухарями. А вы не знаете?

-Есть ли в нём незнакомое тебе слово?

А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов:  чем же он может привлечь наше внимание 2 часть? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)
Последовательность выполнения задания:

·         Найдите во 2 части предложения с  однородными членами, запишите их.

·         Докажите, что они являются однородными.

-    Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными?  (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения  может быть несколько  рядов однородных членов.)

 ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  4  Этапа

Слово учителя. Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории. В каком этапе у вас наблюдается недоработка?   Сдайте   траектории, я проверю ещё раз и посмотрю над чем нам с вами предстоит ещё поработать.

7.  Рефлексия.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

- Давайте посмотрим  на (Слайд) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

Д/З Организация  творческого задания. Цель: формирования умения использования однородных  членов предложения в  своей речи Ребята, вам нравится учиться в  нашей школе? Каждый день вы приходите с  хорошим настроением. Вас всегда  с нетерпением ждут учителя. Мы хотим,  чтобы вы  всегда с желанием  и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли класс, нашу школу.

-  Глазастик тоже хочет больше узнать о вас, одноклассниках и о нашей школе предлагает  вам работу творческого характера. Используя однородные члены предложения,   напишите  небольшое сочинение на тему  « Я, мои одноклассники и моя школа».

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

             

                 «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

 

 

              «»
поставьте «»(минус), на полях, если думали иначе

              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.

 

               «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

             

                 «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

 

 

              «»
поставьте «»(минус), на полях, если думали иначе

              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.

 

               «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

             

                 «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

 

 

              «»
поставьте «»(минус), на полях, если думали иначе

              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.

 

               «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

             

                 «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

 

 

              «»
поставьте «»(минус), на полях, если думали иначе

              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.

 

               «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

             

                 «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

 

 

              «»
поставьте «»(минус), на полях, если думали иначе

              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.

 

                                                     

 

 

                                                    

 

Вариант 1

1 Укажите правильную формулировку.  Однородные члены  отвечают…

    А. на разные вопросы

    В. на один и тот же вопрос

    С. на какие хотят

2. Найдите предложение с однородными членами

  1. Хохот  и песни слышались повсюду.
  2. На весенней лужайке расцвели колокольчики.
  3. Мы любим свою Родину.

3. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

      А. Няня надевает Марине  сапоги.

      В. Девочка капризничает,  шалит, болтает ногами.

       С. Прогулка отменяется.

4. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Ослепительное солнце заглянуло в окно.
  2. В лесу живут разные звери.
  3. В лесу весело поют соловьи и кукушки.

  5. Найдите предложение с однородными сказуемыми

A.    Звезда горит и светит в темноте

B.    Травка зеленеет, солнышко блестит

C.   Над озером стоял туман

6. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными   членами являются:

  1. подлежащее
  2. определение
  3. сказуемое

 

                                                          Вариант 2

 

1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

A.    относятся к одному и тому же члену предложения

               В. читаются без перечислительной интонации

               С. относятся к разным членам предложения

       

       2. В предложении (Мухи, осы , шмели укрываются  в сухих убежищах.)    однородными   членами являются:

A.    сказуемые

B.    подлежащие

C.   дополнения

3.Укажите предложение с однородными сказуемыми

A.       Ночь была тёплая.

B.       Яркая луна освещала путь странникам.

C.       Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.

4.    Найдите предложения с однородными определениями.

A.    Иногда Илюша просыпается добрый и  весёлый.

B.    В обед он с хорошим настроением идёт гулять

C.   В саду весело щебечут птицы.

5.    Найдите  предложение с однородными подлежащими:

A.    Налетела туча, и засверкала молния.

B.    Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.

C.   Сметала осень в высокие стога душистое сено.

6.    Найдите предложение с однородными  дополнениями:

A.    Весело, весело встретим Новый год.

B.    На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.

C.   По высокому синему небу плыли облака.

 

Карточка личного контроля _________________________________

               1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.

               2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.

               3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.

 

Критерии траектории:

10-12 баллов – «5»

8-9 баллов –«4»

5-7 баллов –«3»

 

3

3                       

3

3

 

2

2

2

2

 

1

1

1

1

 

1этап              2 этап                   3 этап                     4 этап                    тест

1 этап - я знаю все признаки однородных членов.

2 этап - найти предложения с однородными членами и определить их синтаксическую роль.

3этап - я умею работать схемами.

4 этап - я вижу и нахожу однородные члены предложения.

.

Критерии оценки теста:

0-1   ошибка –«5»

                                           2- ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

 

балл

отметка

траектория

 

 

тест

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка личного контроля _________________________________

               1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.               

               2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.

               3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.

Критерии траектории:

10-12 баллов – «5»

8-9 баллов –«4»

5-7 баллов –«3»

 

3

3                               

3

3

 

2

2

2

2

 

1

1

1

1

 

1этап                    2 этап                            3 этап                               4 этап                             тест

Критерии оценки теста:

0-2    ошибка –«5»

                                                      2- ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

 

балл

отметка

траектория

 

 

тест

 

 

 

 

 

 

Карточка личного контроля _________________________________

               1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.

               2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.

               3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.

Критерии траектории:

10-12 баллов – «5»

8-9 баллов –«4»

5-7 баллов –«3»

 

3

3                               

3

3

 

2

2

2

2

 

1

1

1

1

 

1этап                    2 этап                            3 этап                               4 этап                             тест

Критерии оценки теста:

0-3    ошибка –«5»

                                                     2- ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

 

балл

отметка

траектория

 

 

тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка личного контроля _________________________________

              

 

3

 

 

3                               

3

3

2

 

 

2

2

2

1

 

 

1

1

1

Моя отметка: _________
1этап                    2 этап                            3 этап                               4 этап                            

 

 

 

 

Карточка личного контроля _________________________________

              

 

3

 

 

3                               

3

3

2

 

 

2

2

2

1

 

 

1

1

1

Моя отметка: _________
1этап                    2 этап                            3 этап                               4 этап                            

 

 

 

 

 

 

Карточка личного контроля _________________________________

              

 

3

 

 

3                               

3

3

2

 

 

2

2

2

1

 

 

1

1

1

Моя отметка: _________
1этап                    2 этап                            3 этап                               4 этап                            

 

 

 

 

Карточка личного контроля _________________________________

              

 

3

 

 

3                               

3

3

2

 

 

2

2

2

1

 

 

1

1

1

Моя отметка: _________
1этап                    2 этап                            3 этап                               4 этап                            

 

Шёл однажды Глазастик  в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения»

- Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина.

- Глазастик всё любил выяснять до тонкостей.

- Однородные- это какие? Одного рода?

- Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения.

- Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое

ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ

И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ!

- Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода.

- Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь!

Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются?

- Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями и обычно отвечают на один и тот же вопрос.

- Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик.

- Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова.

(Внимание на стихотворение)

Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому:

- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете?

- Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.

- А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.

- Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветер в том же самом предложении.

- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?

- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и  дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие.

- Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу?

- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга.

   - Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.

- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных.

- Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?

- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.

- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

- Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов. Правда,  интонация бывает всегда, а союзы -  нет.

- Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как  же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные!

- Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении.

 

 


Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое

Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое

Полетел куда-то Вперегонки с пылью

Полетел куда-то Вперегонки с пылью

Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения» -

Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения» -

Вывод по таблице «Инсерт» -

Вывод по таблице «Инсерт» -

Зимой солнце светит редко.

Зимой солнце светит редко.

Сделаем вывод : какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства

Сделаем вывод : какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства

V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали «+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас…

V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали «+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас…

V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали «+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас…

V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали «+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас…

В лесу живут разные звери

В лесу живут разные звери

Критерии оценки теста: 0-1 ошибка –«5» 2- ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» балл отметка траектория тест

Критерии оценки теста: 0-1 ошибка –«5» 2- ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» балл отметка траектория тест

Карточка личного контроля _________________________________ 3 3 3 3 2 2 2 2 1 1 1 1

Карточка личного контроля _________________________________ 3 3 3 3 2 2 2 2 1 1 1 1

Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения» -

Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения» -

Разработка урока русского языка "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Разработка урока русского языка "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022