Разработка урока русского языка в 3 классе «Школа России»
Тема: "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"
Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Даля.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас урок русского языка. Посмотрите на свою парту. Все ли в порядке?
- Улыбнитесь друг другу.
- Садитесь.
II. Проверка домашнего задания:
- Урок начнем с проверки домашнего задания. (10 слов с безударным гласным в корне).
(3 ученика получают карточки и выходят к доске)
- Прочитайте слова, которые вы записали.
- Написание каких гласных нужно проверять? (безударных)
- Назовите проверочные слова.
III. Актуализация знаний.
v Индивидуальная работа (трое у доски)
- Вставьте пропущенные буквы, зачеркните лишнее слово.
а) К…рмушка, л…дяной, з…мой, к…ток, моро.. .
б) Сугро…, л…дяной, з…мой, к…ток, к…рмушка.
в) Л…дяной, к…рмушка, варе…ка з…мой, к…ток.
(На доске слова: МОРОЗ, СУГРОБ, ВАРЕЖКА)
IV. Самоопределение к деятельности
- Почему вы решили, что эти слова будут лишними?
(Все слова с пропущенной безударной гласной в корне, а это на другое правило.)
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую?
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Сформулируйте ее.
(Правописание парных звонких и глухих согласных в корне)
Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Правильно подбирать проверочные слова.).
- Запомните! Об этом я вас спрошу в конце урока.
- Откройте тетради, запишите число (Тридцатое ноября. Классная работа).
Слайд 2. На слайде: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на слайде? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
- Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
Слайд 3. (Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
З |
П |
Ф |
К |
Т |
Ш |
С |
V. Работа по теме урока.
v Работа по учебнику.
Упр. 208, с.111
- Прочитайте текст.
- Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению.
Проверка. (Читают по цепочке слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание).
- Разберите слова по составу: мороз-ц-ы2, снеж-к-ом2.
v Словарная работа.
- Какое новое слово встретилось в тексте? (пороша)
- Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
- А где мы можем узнать лексическое значение этого слова? (в толковом словаре Ожегова, Ушакова, Даля, в интернете)
- Давайте найдем его объяснение в словарях.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Подберите однокоренные слова:
Пороша2, порошить, запорошила.
- Составьте предложение со словом пороша, запишите.
Пушистая пороша покрыла землю4.
- Подчеркните основу предложения.
v Работа по учебнику.
- Прочитайте на стр.112 «Правило Тётушки Совы».
- Что нового узнали?
- Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости – звонкости согласным звуком?
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
VI. Физкультминутка.
Для глаз и снятия напряжения спины:
Закрыли глаза, сделали 2 вдоха и 2 выдоха, выполнили круговые движения глазами, перевести взгляд по диагонали сверху вниз - справа налево и наоборот. Поднять плечи и опустить, округлить спину и развести лопатки. Сели прямо.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
v Работа в парах.
- Ребята, на столах у вас карточки на желтых листах бумаги. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В.
- Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.
Карточка:
1. Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
2. Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
3. Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.
Слайд 4.
- Проверяем.
1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( ф ).
2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( в )ца.
- У кого также? Почему? Докажите.
- Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)
- Встаньте пары, которые выполнили работу верно.
v Групповая работа.
- А сейчас послушайте задание предстоящей работы. (На его выполнение вам даётся 3 минуты).
- На столах лежат конверты, достаньте карточки со словами, распределите слова в 3 группы, объясните почему.
- Какая группа выполнит задание - показывает сигнал.
1) Клюв, скрипка, шубка, улыбка, лапки, шарф.
2) Полоса, золотой, молодой, колосок, далеко, борода.
3) Мороз, весна, вершина, ловушка, стрела.
VIII. Подведение итога урока.
- Работая в парах и группах, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды-
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
IX.Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.
Слайд 5.
- Ребята, вспомните, чему мы должны были научиться на уроке? Продолжите фразы:
Сегодня я узнал (а) …
Было интересно …
Было трудно …
- Вы сегодня молодцы, хорошо работали.
X. Домашнее задание. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.