Двадцать третье ноября
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
(записываем в тетрадочку то, что выделено синим цветом)
Учебник: параграф 1.17, страница 60-61.
Повторим тему прошлого урока (устно):
https://learningapps.org/14369630
https://learningapps.org/7234891
Рассмотрим задачу. В одной корзине на 8 яблок больше, чем во второй. В двух корзинах вместе 20 яблок. Сколько яблок в каждой корзине?
Как решать подобного рода задачи? Сегодня вы узнаете два способа решения.
Первый способ подробно рассказан по ссылке:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7707/main/233770/
Итак, алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности:
1) в первую очередь надо внимательно прочесть условие задачи и выделить главные моменты. Следует обратить внимание на то, что необходимо найти в задаче, и что мы можем использовать для того, чтобы дать ответ на поставленный вопрос;
2) составляем схему по условию задачи;
3) вычитаем из общей суммы «лишнее» (уравниваем количество); 4) делим это количество поровну;
5) отвечаем на вопрос задачи.
Запишем решение задач из видео:
№1
Условие: В одной корзине на 8 яблок больше, чем во второй. В двух корзинах вместе 20 яблок. Сколько яблок в каждой корзине?
1 способ:
Решение: выполним схематический рисунок. Покажем две корзины, в первой – на 8 яблок больше. Общее количество яблок 20.
Если из первой корзины вынуть восемь яблок, то в ней станет столько же яблок, сколько и во второй корзине, а в двух вместе в два раза больше, чем во второй.
1) 20 – 8 = 12 (яблок).
Найдѐм число яблок во второй корзине:
2) 12 : 2 = 6 (яблок).
Теперь «вернѐм» восемь яблок в первую корзину, то есть найдѐм число яблок в первой корзине:
3) 6 + 8 = 14 (яблок).
Ответ: 14 и 6 яблок.
2 способ:
Такие задачи еще можно решать с помощью уравнения. Посмотрите внимательно на схему (краткую запись). Мы видим, что количество яблок во второй корзине – какое-то неизвестное число, давайте обозначим его переменной х.
А во второй корзине – такое же неизвестное количество (та же х), но к ней еще добавили 8 яблок, то есть в первой корзине яблок будет х+8.
А всего – 20, то есть если сложить х и х+8, то получится 20.
Запишем это в виде уравнения:
х+(х+8)=20 (Скобочки здесь можно опустить) х+х+8=20
х+х – мы можем заменить на умножение (2·х, помним, что знак
умножить между числом и переменной можно не писать, то запишем просто 2х): 2х+8=20
Решаем привычное уравнение:
2х=20-8
2х=12 х=12:2 х=6 (шт) – яблок во 2 корзине.
Вспоминаем, что мы через х обозначали количество яблок во второй корзине. Значит, во второй корзине 6 яблок. Найдем, сколько в первой:
6+8=14 (шт) – яблок в 1 корзине. Ответ: 14 и 6 яблок.
№2
Условие: Периметр прямоугольника равен 128 см. Одна из его сторон больше другой на 12 см. Найдите площадь этого прямоугольника.
1 способ:
Решение: для начала вспомним, что периметр – это сумма длин всех сторон. Формула нахождения периметра прямоугольника: P=2(a+b).
Напоминаю, что если между числом и скобкой или числом и переменной, или переменной и переменной не стоит знак, значит это умножение (знак умножить можно в таких случаях не писать).
Начертим прямоугольник. На чертеже укажем, что одна сторона равна а, а другая – на 12 см больше.
Для начала найдѐм сумму длины и ширины, поделив периметр на 2: a + b = P : 2 = 128 : 2 = 64 (см).
64 – 12 = 52 (см).
52 : 2 = 26 (см) – ширина. 26 + 12 = 38 (см) – длина. S = ab = 26 · 38 = 988 см2.
2.
Ответ: 988 см
2 способ:
Составим уравнение:
Длина одной стороны – а, длина другой – а+12. Подставим эти выражения в формулу периметра
(сумма сторон, умноженная на 2= периметр):
2(а+а+12)=128 а+а+12=128:2
2а+12=64
2а=64-12
2а=52 а=52:2 а=26 (см) – ширина.
Итак, а (ширина, меньшая сторона) = 26 см, находим большую сторону (длину):
26+12=38 (см) – длина.
Находим площадь:
26·38=988 (см2) – площадь.
2.
Ответ: 988 см
Решение: выполним схематически рисунок.
1. 49 – 17 = 32 (тетр.) – равное количество в двух пачках.
2. 32 : 2 = 16 (тетр.) – во второй пачке. Ответ: 16 тетрадей.
2 способ:
Пусть в меньшей пачке – х тетрадей, тогда в большей – х+17.
х+х+17=49
2х+17=49
2х=49-17
2х=32 х=32:2 х=16 (шт) – тетрадей во второй пачке.
Ответ: 16 тетрадей.
№4
Условие: Даны три числа, сумма которых равна 325. Первое число больше второго на 5, а третье число меньше второго на 25. Найдите эти числа.
Решение: Мы видим, что наименьшее число здесь третье, обозначим его переменной у. Если третье число меньше второго на 25, то логично, что второе на 25 больше третьего, запишем его (второе) с помощь переменной – у+25. Первое число больше второго на 5, значит, оно на 30 больше, чем третье, запишем это через переменную - у+30. Если сложить все эти выражения, то получим 325.
Так и запишем:
Пусть I – у+30, II – у+25, III – у.
(у+30)+(у+25)+у=325
(Поскольку здесь действия все одной ступени, то скобочки писать не обязательно) у+30+у+25+у=325
Мы знаем, что при перестановке слагаемых сумма не меняется, поэтому переставим так, чтобы сначала шли переменные, а потом числа:
у+у+у+30+25=325 (у+у+у можно заменить умножением у · 3 или 3у)
3у+30+25=325
3у+55=325
3у=325-55 3у=270 у=270:3 у=90 – третье число.
90+25=115 – второе число.
90+ 30 или 115+5 = 120 – второе число.
Ответ: 120, 115, 90.
Самостоятельно №282 (стр.61 учебника) решить:
задачку а) – первым способом (нарисовать схему и решить по действиям);
задачку б) – вторым способом (уравнением).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.