Предмет: Алгебра Дата: Класс: 8
Учитель: Петрушина Е.П.
Тема: Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.
Цели: 1. Сформировать знания и умения выполнять сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.
2. Развивать практические навыки сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями; умения анализировать, сопоставлять, выделять главное и переносить знания в новую ситуацию.
3. Воспитывать чувство коллективизма; формировать самооценку, коммуникатив-ные навыки.
Задания для актуализации знаний.
1. ; 2. ; 3. ; 4. ;
5. ; 6. ; 7. ;
8. ; ; 35у3. ; ;
9. ;
Эталоны:
1.Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаме-нателями.
Чтобы сложить или вычесть обыкновенные дроби с разными знаменателя-ми, надо:
· Привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю.
· Сложить или вычесть полученные дроби.
2.Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
· Разложить все знаменатели на множители.
· Из первого знаменателя выписать произведение всех его множителей, из остальных знаменателей приписать к этому произведению недостающие множители. Полученное произведение и будет общим (новым) знаменате-лем.
· Найти дополнительные множители для каждой из дробей: это будут произ-ведения тех множителей, которые имеются в общем (новом) знаменателе, но которых нет в старом знаменателе.
· Найти для каждой дроби новый числитель: это будет произведение старого числителя и дополнительного множителя.
· Запишем каждую дробь с новым числителем и общим (новым) зна-менателем.
3. Для работы в группах.
1. ; 2. ;
3. =0.
4. Для самостоятельной работы.
Вариант 1.
1. ;
2. ;
3.
Вариант 2.
1. ;
2. ;. 3.
5.Задания для включения в систему знаний и повторения:
1. ; 2. ; 3. ; 4. ;
5. ; 6. ; 7. .
6.Карточка для этапа рефлексии:
1. I----I----I----I----I----I Владеете новым материалом в совершенстве.
2. I----I----I----I----I----I Есть вопросы для уточнения.
3. I----I----I----I----I----I Есть вопросы по отдельным моментам.
4. I----I----I----I----I----I Не все понятно, есть еще над чем поработать.
7. Девиз: Успех - это не пункт назначения, это движение. (Т. Фастер).
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели этапа:
1. Включение учащихся в учебную деятельность.(Девиз).
2. Определение содержательных рамок урока: продолжение работать с алгебраическими дробями.
Организация учебной деятельности на 1-ом этапе.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Девизом нашего урока будут слова … (На экране высвечиваются слова Т. Фастера: «Успех - это не пункт назначения, это движе-ние»)
Дома узнайте, пожалуйста, кто он такой?
-А сейчас давайте вспомним. чем мы занимались на прошлом уроке? (Складывали и вычитали алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями).
-Сегодня мы продолжим работать с алгебраическими дробями. Все ли алгебраи-ческие дроби мы умеем складывать и вычитать? (Если сравнивать эту тему с аналогичной темой «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», то мы не умеем еще складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменате-лями).
-Молодцы! Тогда продолжим работу? (Да).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цели этапа:
Организация учебной деятельности на 2-ом этапе.
На доске записано и на экране высвечиваются несколько примеров на выполнение действий с дробями:
1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6. ;
7. ; 8. ; ; 35у3. 9. Учитель: как сложить эти дроби?
Учащиеся отвечают и проговаривают правила к каждому примеру. На экране появляются эталоны правильных ответов.
Эталоны:
Пример 1. ;
Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями надо:
Сложить их числители, а знаменатель оставить тем же.
Пример2.
Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями надо:
-посмотреть на больший из них;
-если он делится на меньший, то берем его в качестве ОЗ;
-найти дополнительные множители к каждой дроби;
-умножить их на числители каждой дроби;
- сложить по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Пример3. ;
Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями надо:
-разложить каждый знаменатель на множители;
-выписать все множители первого знаменателя;
-и дописать к ним те множители, которых не достает в первом знаменателе;
-полученное произведение и будет искомым ОЗ;
-найти дополнительные множители к каждой дроби;
-умножить их на числители каждой дроби;
- сложить по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Пример 4. ;
Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями надо:
т. к. здесь знаменатели взаимно простые числа, то
-ОЗ будет произведение знаменателей данных дробей;
-дополнительными множителями будут к первой дроби знаменатель второй и нао-борот;
- умножить их на числители каждой дроби;
- сложить по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Пример 5,6.
Аналогично примеру 1.
Пример 7. ;
Чтобы сложить две дроби с противоположными знаменателями надо:
-в знаменателе второй дроби вынести «-» перед дробь;
- сложить по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Пример 8. ; ; 35у3. ;
Чтобы привести две дроби к заданному знаменателю надо:
-заданный знаменатель разделить на знаменатель каждой дроби (найти дополнительные множители);
-умножить числитель и знаменатель на дополнительный множитель.
Пример 9. = ?;
Примерные слова учеников:
Я затрудняюсь выполнить этот пример т. к. здесь дроби не с одинаковыми знаме-нателями.
3. Выявление места и причин затруднений, постановка цели деятельности.
Цели этапа:
Организация учебной деятельности на 3-ем этапе.
Учитель: Где у вас возникло затруднение? (В примере 9).
-почему не готовы дать ответ?
-я не знаю правила, по которому можно складывать алгебраические дроби с разными знаменателями;
- я не могу доказать, что выполнил сложение правильно т.к. не знаю правило сложения алгебраических дробей с разными знаменателями.
-Сформулируйте цель вашей деятельности.
Узнать правило, по которому можно складывать алгебраические дроби с разными знаменателями.
Уточняем тему урока: «Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями», которую ученики записывают в тетрадь, а учитель на доске.
4. Построение проекта выхода из затруднения. (? мин.).
Цели этапа:
Организация учебной деятельности на 4-ом этапе.
Учитель: Итак, у вас возникло затруднение при сложении алгебраических дробей с разными знаменателями.
- что вы раньше использовали, что бы сложить дроби ? (Использовали правило сложения дробей с разными знаменателями).
Фиксируем во внешней речи правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями после чего (на экране появляется эталон):
а) находим НОЗ обеих дробей;
б) находим дополнительные множители и умножаем на них дроби;
в) применяем правило сложения обыкновенны дробей с одинаковыми знаменате-лями.
Шаги для реализации цели: (работа в группах). Разрезанный алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями.
Учитель: правильно расположите шаги алгоритма.
· Разложить все знаменатели на множители.
· Из первого знаменателя выписать произведение всех его множите-лей, из остальных знаменателей приписать к этому произведению недостающие множители. Полученное произведение и будет общим (новым) знамена-телем.
· Найти дополнительные множители для каждой из дробей: это будут произведения тех множителей, которые имеются в общем (новом) знамена-теле, но которых нет в старом знаменателе.
· Найти для каждой дроби новый числитель: это будет произведение старого числителя и дополнительного множителя.
· Запишем каждую дробь с новым числителем и общим (новым) знамена-телем.
Группы вывешивают свои варианты алгоритма.
Проводим анализ каждого варианта, сверяя его со слайдами эталоном – прави-лом «Как складываются и вычитаются алгебраические дроби с разными знаме-нателями».
Итак, мы с вами построили алгоритм сложения алгебраических дробей с разны-ми знаменателями. Применим его для решения примера, с которым вы раньше не могли справится. Учитель под диктовку учащихся записывает решение примера 8 на доске.
Совместными усилиями ликвидировали затруднение.
5.Первичное закрепление во внешней речи. (?мин.)
Цели этапа:
1.Развивать навыки приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
2.Фиксировать во внешней речи правила сложения и вычитания алгебраических дробей .
Организация учебной деятельности на 5-ом этапе.
Фронтально: (один ученик у доски, остальные работают в тетрадях).
Ученик вслух проговаривает план решения (ученики с места или учитель могут исправлять неточности, если они были допущены).
Пример:
План решения может быть таким:
Еще раз во внешней речи фиксируем правило сложения алгебраических дробей.
Предлагаю каждой группе сложить следующие дроби: Примеры
1. ; 2. ; 3. .
После окончания работы организатор или член группы показывает решение, кото-рое обсуждается всеми учениками.
А теперь немножко отдохнем (физкультминутка).
Закройте глаза, расслабьте тело,
представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
теперь в океане дельфином плывете,
теперь в саду яблоки спелые рвете,
налево, направо, вокруг посмотрели,
открыли глаза и снова за дело!
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. (? мин.)
Цели этапа:
Организация учебной деятельности на 6-ом этапе.
Учитель: Как вы думаете, что сейчас мы должны сделать? (Проверить, как каждый из нас понял, как складывать и вычитать дроби с разными знаменателя-ми). Появляется слайд с самостоятельной работой.
Вариант 1.
1. ;
2. ;
3. .
Вариант 2.
1. ;
2. ;.
3. .
Учитель: когда вы проделаете все по новому алгоритму необходимо вспомнить и давно изученный материал, например, приведение подобных слагаемых или сок-ращение дробей.
После выполнения самостоятельной работы проводится проверка по эталону, а так же анализ и исправление ошибок.
Вопросы учителя:
7.Включение новых знаний в систему знаний (мин.)
Цели этапа:
1. Повторить и закрепить изученный на уроке алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями.
Организация учебной деятельности на 7-ом этапе.
А теперь давайте выясним какие действия мы можем выполнить сегодня, а какие еще не умеем?
1. ; 2. ; 3. ; 4. ;
5. ; 6. ; 7. .
Предполагаемые ответы: примеры 4 и 5 мы не сможем сегодня выполнить т. к. у этих дробей в знаменателях многочлены.
Учитель: эти примеры мы научимся решать на следующем уроке.
8.Рефлексия урока. (?мин.)
Цели этапа:
1. Зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебной деятельности на 8-ом этапе.
А теперь возьмите ручку и напротив каждого вопроса пометьте насколько вы владеете новым материалом.
Молодцы!
Дети отмечают и показывают учителю.
Домашнее задание: § 4; № 4.7(б); № 4.13(б); №4.18(г) -всем; № 4.19(а, в)-по желанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.