РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Предмет Русский язык
Класс 5
Содержание урока |
Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя |
Ожидаемый результат со стороны учеников |
1.Организационный момент. А) Приветствие. Б) Создание эмоционального настроя на изучение нового материала. В) Оформление тетрадей. |
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих; подготавливает к восприятию учебной деятельности. Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность в ходе урока. |
Настраиваются на рабочую обстановку. Оформляют тетради. |
2. Постановка целей урока. Учитель сообщает учащимся, что на этом уроке будет продолжен разговор о словосочетании. Сообщает тему урока «Способы выражения грамматической связи в словосочетании». Учитель дополняет, что в ходе урока учащиеся будут составлять словосочетания по схеме, находить словосочетания в тексте |
Просит сформулировать основную цель урока, что будет способствовать повышению эффективности его результата
Строит перспективу предстоящей работы учеников на уроке. |
Из сообщения темы урока учащиеся формулируют основную цель урока: узнать, какие есть способы выражения грамматической связи слов в словосочетании. Это способствует эмоциональному настрою на восприятие нового материала. Учащиеся осознают цели урока. |
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Упр. 383 на стр.127 Составить словосочетания, подобрав к данным словам имена существительные.
Серебряный шар, серебристый иней; старый человек, старинный комод; блестеть на солнце, сиять от счастья, светиться от радости
Учащиеся 1 группы (с высоким уровнем обученности) получили дополнительное задание: в толковом словаре найти и объяснить лексическое значение слов серебряный, серебристый, старый, старинный.
Учитель предлагает ответить на вопросы, связанные с темой предыдущего урока. - Что такое словосочетание? - Как связываются слова в словосочетании? - Как устанавливается смысловая связь в словосочетании? |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, устранение обнаруженных пробелов при изучении материала предыдущего урока Развивается итоговый самоконтроль.
Задает вопросы по ранее изученному материалу, выявляет уровень знаний учащихся, активизируя долговременную память. Это дает возможность плавно перейти к изучению нового материала. |
Учащиеся зачитывают составленные словосочетания.
Учащиеся 1 группы объясняют лексическое значение слов и делают вывод, что нужно знать лексическое значение слова, чтобы правильно его употребить и составить словосочетания.
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, отвечают на поставленные вопросы, дают определение словосочетания. Говорят, что слова в словосочетании связываются по смыслу. Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса. |
4. Объяснение нового материала. А) На экран проецируются слова: чудесный, картина; шефствуешь, малыши; смелая, герой; стремиться, добро; отломить, ровно; поздно, пришел; Учитель спрашивает, можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова? - Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания?
Учитель предлагает составить словосочетания и записать их. Затем просит учащегося, работающего у доски, зачитать словосочетания, выделить окончания в зависимых словах, подчеркнуть предлоги. Задает вопрос, подводя детей к выводу: - Как же выражается грамматическая связь в словосочетании? - А как связываются неизменяемые слова (наречия) с главным словом?
Б) Чтение правила. Учитель предлагает учащимся прочитать правило в учебнике на стр.128, 129.
После прочтения задает вопрос: - Ребята, скажите, почему не будет словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого?
Учитель сообщает, что в УМК под редакцией В.В.Бабайцевой однородные члены предложения называются сочинительными словосочетаниями. |
Ставя перед учащимися вопрос, активизирует внимание, познавательную деятельность учащихся.
Сочетает слуховое восприятие материала со зрительным, что способствует более прочному его усвоению.
Управляет мыслительными операциями учащихся. Добивается самостоятельного обобщения и выводов.
Ставя перед учащимися вопрос, активизирует внимание, познавательную деятельность детей.
Учит работать с учебником.
|
Внимательно читают слова, спроецированные на экран.
Отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся сообщают: для того, чтобы составить словосочетания, нужно изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными предлогами. Учащиеся записывают составленные словосочетания, один ученик записывает их на доске. Проверяют записанные словосочетания, выделяют окончания, подчеркивают предлоги.
Учащиеся приходят к выводу о том, что грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова и предлога.
Учащиеся отвечают на вопрос, что неизменяемые слова связываются с главным только по смыслу.
Читают правило о том, что словосочетаниями не являются: 1)грамматическая основа предложения; 2)однородные члены предложения. Ученики отвечают, что сочетание подлежащего и сказуемого будет предложением, так как нет зависимого слова, оба слова главные.
|
5.Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся. А) Учитель предлагает выполнить упр. №386 на стр.128 учебника. Задание выполняется по вариантам 1 вариант составляют (1,3,5,7,9,11 словосочетания). 2 вариант(2,4,6,8,12 словосочетания). Задание выполняется по образцу в учебнике Составить и записать словосочетания, поставить вопрос от главного слова к зависимому , определить, как связаны слова в словосочетаниях.
Учитель проверяет правильность выполнения задания, привлекая внимание всех учащихся.
Просит зачитать составленные словосочетания одного ученика из 1-го варианта, другого ученика из 2-го варианта. Учитель задает вопрос: - Как связаны слова в словосочетаниях? |
Учит детей работать с учебником. Просит выполнить задание, опираясь на ранее изученный материал и только что полученные знания
Добивается правильности ответов, осознанности, конкретности знаний учащихся.
Активизирует внимание учащихся. Добивается понимания смысла выполняемого задания |
Ученики работают в тетради, составляют словосочетания, задают вопрос от главного слова к зависимому, определяют средства связи.
Учащиеся зачитывают составленные словосочетания, называют главное и зависимое слово. Остальные проверяют записанные словосочетания. Ребята отвечают, что слова в словосочетании связаны при помощи окончания зависимого слова и предлога, по смыслу. |
Б) Далее учитель предлагает выполнить упр.№387 на стр.128 учебника устно. Образовать словосочетания путем соединения по смыслу данных глаголов и наречий.
Учитель спрашивает : - Как связываются главное и зависимое слово в этих словосочетаниях?
В) После выполнения, учитель открывает заголовок таблицы, заранее записанный на доске.
Грамматические средства связи в словосочетании: Задает вопрос: Каким же средствами может выражаться грамматическая связь между словами в словосочетании?
Учитель записывает на доску ответы учащихся, составляет таблицу: 1)окончание зависимого слова;
2)окончание зависимого слова и предлог
Неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу. Учащимся дается задание из упр.№388 на стр.129 учебника распределить словосочетания на группы и вписать в нужную графу таблицы.
Учитель предлагает устно объяснить выбор орфограмм. - Какие орфограммы встретились? |
Учитель следит за правильностью составления словосочетаний. Способствует развитию грамотной речи учащихся.
Управляет мыслительными операциями учащихся. Добивается самостоятельного обобщения и выводов.
Создает ситуацию поиска с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Привлекает знания учащихся по ранее изученным темам, активизирует долговременную память. Идет обобщение ранее изученного материала. |
Учащиеся устно составляют словосочетания, правильно подбирают наречия к глаголам.
Ученики отвечают, что главное слово с зависимым связывается только по смыслу.
Учащиеся отвечают, что грамматическая связь может выражаться с помощью окончания; с помощью окончания и предлога; по смыслу, если зависимое слово выражено наречием.
Учащиеся выходят к доске и записывают в нужную графу таблицы по одному словосочетанию, объясняя свой выбор. Остальные работают в тетрадях, следят за правильностью выполнения задания.
Ученики объясняют выбор орфограмм: -непроизносимые согласные в корне (радостная, честная); -удвоенные согласные (аккуратно); -безударные гласные в корне (долину, удивительное , пожалеть); -непроверяемая безударная гласная в корне слова (восхищаться, устремиться); -тся, ться в глаголах (спуститься, восхищаться). |
6.Закрепление нового материала. А) Самостоятельная работа.
Основываясь на ранее изученном материале и только что полученных знаниях, ученики выполняют задания по карточкам, которые заранее даны каждому учащемуся.
3 группа (карточка №1) Найти и выписать словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, обозначить грамматические средства связи.
2 группа (карточка №2) Составить словосочетания из данных слов, обозначить главное и зависимое слово, указать, какой частью речи они выражены, обозначить грамматические средства связи.
1 группа (карточка №3) Выписать словосочетания из предложения, обозначить главное и зависимое слово, указать, какой частью речи они выражены, обозначить грамматические средства связи.
Проверка самостоятельной работы. Учитель предлагает зачитать выписанные и составленные словосочетания, предлагает проверить и оценить свою работу по контрольным карточкам, спроецированным на экран.
Б) Работа с текстом. Учитель предлагает прочитать текст. (Текст спроецирован на экран; у каждого на парте лежит отпечатанный текст.) После прочтения текста учитель задает вопросы:
- О чем говорится в тексте?
- Какова основная мысль этого текста?
- Озаглавьте текст.
- Какой стиль речи в этом тексте?
- Определите тип речи данного текста.
- Какие типы словосочетаний наиболее часто встречаются в этом тексте? - Какова их роль в тексте? - Приведите примеры.
- Какие еще словосочетания встретились в данном тексте?
Учитель предлагает детям выписать из текста словосочетания по схемам, записанным на доске: глаг.+ сущ. Сущ.+сущ. Сущ.+ прилаг..
(Сильным ученикам предлагается выписать по 3 словосочетания к каждой схеме; средние- по 2 словосочетания, слабым – по одному словосочетанию) Анализируются выписанные словосочетания.
7.Подведение итогов урока. - Итак, ребята, что мы сегодня узнали нового на уроке? - Какими средствами выражается грамматическая связь между словами в словосочетании? - Достигли ли мы сегодня с вами цели урока? Оцените свою работу на уроке. 1) Был внимательным, старательным, и все получалось. Поднимите зеленый кружок. 2) Старался, но испытывал трудности. Поднимите желтый кружок. 3) Было очень трудно. Поднимите красный кружок. Учитель объявляет оценки учащимся и комментирует их.
8.Определение домашнего задания. Учитель сообщает домашнее задание Параграф 50, упр.391 или составить 10 словосочетаний на тему «Один день каникул»
|
Проверяет и закрепляет уровень полученных знаний, осуществляет дифференцированный и разноуровневый подход к учащимся при первичном закреплении знаний.
Контролирует самостоятельную работу.
Наблюдает за работой учащихся, помогает в случае необходимости, оценивает работу учащихся, закончивших раньше других.
Проверяет правильность выполнения задания, привлекает внимание всех учащихся, развивает умение слушать и слышать, следит за активностью учащихся, оценивает самостоятельную работу.
Регулирующий компонент. Индивидуальная форма работы.
Учит работать с текстом, задает вопросы по содержанию текста для его понимания, осознанной работы с текстом. Требует от учащихся полного ответа, развивает монологическую речь.
Привлекает знания учащихся по ранее изученным темам, активизирует долговременную память. Развивает культуру речи учащихся.
Привлекает знания учащихся по только что изученной теме. Создает ситуацию поиска, развивая мыслительные процессы. Проверяет степень усвоения нового материала. Развивает умение работать со схемами, что способствует развитию мышления, зрительной памяти.
Дифференцирует задание по объему, учитывая уровень обученности.
Развивает умение объяснять, аргументировать свое мнение, умение слушать.
Подведение итогов урока показывает, как усвоен материал, виден ли выход на конечный результат, достигнуты ли цели урока. Оценивает работу учащихся на уроке.
Формирует способность к самооценке и самоанализу.
Комментирует домашнее задание, нацеливает учащихся на самостоятельную работу. Дифференцирует домашнее задание.
|
Работают самостоятельно, выполняют предложенные задания, показывают уровень полученных знаний.
Один ученик из каждой группы зачитывает словосочетания. Учащиеся слушают ответы. Активное усвоение логики рассуждения, усвоение и закрепление учебного материала. Развитие гибкости мышления. Формирование таким психических процессов, как внимание, память, мышление и познавательные действия. Характер учебной деятельности – преобразующий (перенос полученных знаний в новую ситуацию).
Формирование итогового самоконтроля. Развитие критического мышления.
Внимательно читают текст, отвечают на вопросы по его содержанию, озаглавливают текст («Зимний дуб»).
Внимательно слушают своих товарищей, дополняют, исправляют.
Учащиеся говорят, что автор очень любит лес, у него есть в лесу любимое дерево – зимний дуб, описание которого помогает представить это величественное явление природы. В тексте использован художественный стиль. Учащиеся отвечают, что в данном тексте тип речи- описание. Учащиеся отвечают, что в тексте наиболее часто встречаются словосочетания прил.+сущ. Они помогают описанию зимнего дуба. Учащиеся находят словосочетания в тексте и называют их: в белых одеждах, дуб ( огромный и величественный), в глубокие морщины, толстый ствол, серебряными нитями, в снежных чехольчиках.
Анализируют схемы словосочетаний.
Учащиеся находят в тексте словосочетания, выписывают их в тетрадь.
Учащиеся активно работают, внимательно слушают своих товарищей, обдумывают услышанное.
Развитие рефлексии
Учащиеся демонстрируют уровень полученных знаний.
Закрепляют в сознании успех от результатов учебной деятельности.
Развитие самооценки своей деятельности
Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Павлово
РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Предмет Русский язык
Класс 5
Раздел образовательной программы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
Программа «Русский язык. 5-9 классы». Авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, В.В.Львов, Г.А.Богданова, – М.: Дрофа, 2010 г.
Учебник: «Русский язык. 5 класс». М.М.Разумовская, В.И.Капинос. и др. – М.: Дрофа, 2010 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Павлово
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». 5 класс.
Программа «Русский язык. 5-9 классы». Авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, В.В.Львов, Г.А.Богданова. – М.: Дрофа, 2010 г.
Аттестационная работа
на первую категорию
учителя русского языка и литературы
Ф.И.О. Гусевой Лидии Валентиновны
Образование: высшее
Педагогический стаж 19 лет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.